Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год





НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год
страница1/4
Дата публикации30.09.2014
Размер487 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку в 7 классе

2013-2014 учебный год.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане

и учебном плане образовательного учреждения.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов из федерального компонента.
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании».

  2. Приказа Минобразования России №1089 от 05.03.2004г «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  3. Программы по русскому языку для образовательных учреждений. Под редакцией Т.А.Ладыженской. - М: «Просвещение», 2011.

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год».


Учебник

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7 класс.- М. «Просвещение» , 2011
Количество уроков и часов практической части

Количество часов по программе: 170 часов (5 часов в неделю).

Количество часов по учебному плану: 175 часов (5 часов в неделю).

Количество часов по рабочей программе: 175 часов (5 часов в неделю).
Количество уроков развития речи по программе: 28 часов.

Количество уроков развития речи по рабочей программе: 28 часов.

Количество уроков регионального компонента по рабочей программе: 16 часов.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс VII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.


Тематическое планирование



п/п

по теме

Текущая неделя

Тема урока


Количество

часов


Базовые

понятия





1.

2.09-7.09

Русский язык

как развивающееся явление.




Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации. Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы










Повторение изученного в VVI классах

12+2 р








1.




Синтаксис. Синтаксический разбор.




Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений





2.




Пунктуация. Пунктуационный разбор.




Умение конструировать предложения, выполнять пунктуационный разбор






3.




Лексика и фразеология.




Знать синонимы, омонимы, антонимы. Навыки работы со словарем, обогащение словарного запаса учащихся





4.




Лексика и фразеология.




Знать понятие « фразеологический оборот», уметь использовать в предложении. Знать орфограммы 5-6 классов.

Уметь применять правила орфографии, расставлять знаки препинания.






5.

9.09-14.09

Фонетика и орфография.




Знать гласные и согласные, уметь определять их признаки, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту



6.




Фонетический разбор.




Отработка навыка фонетического разбора, принципы оглушения и озвончения, овладение орфографическими навыками





7.




Словообразование и орфография.




Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора






8.




Морфемный и словообразовательный разборы.





Умение составлять слова по заданным схемам



9.




Морфология и орфография. Согласование по смыслу как синтаксическая особенность предложений в сибирском говоре.




Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложения






10.

16.09- 21.09

Морфология и орфография. Согласование по смыслу как синтаксическая особенность предложений в сибирском говоре.




Знать части речи, их признаки, умение выполнять морфологический разбор



11.




Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в 5-6 классах».

Контрольная работа

Правописание частей речи. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков



12.




Анализ диктанта по теме « Повторение изученного в 5-6 классах». Работа над ошибками, допущенными в диктанте.




Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять работу без ошибок.



13




Текст. Типы речи.

Развитие речи

Понятие о тексте. Умение составлять тексты определенного стиля



14




Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Развитие речи

Знать особенности построения публицистического стиля. Умение составлять тексты публицистического стиля










Причастие

25 + 6 р. р.






1.

23.09-28.09

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.




Знать морфологические признаки глагола. Умение применять полученные знания на практике



2.




Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия.




Знать морфологические признаки глагола и прилагательного, присущие причастиям. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий



3.




Свойства прилагательных и глаголов у причастия




Знать морфологические признаки прилагательного и глагола. Уметь отличать причастия от прилагательных.



4.




Синтаксическая роль причастий в предложении.




Уметь находить причастия в предложении, определять их синтаксическую роль.



5.




Действительные и страдательные причастия.




Знать значения действительных и страдательных причастий. Уметь различать действительные и страдательные причастия.



6.

30.09-5.10

Полные и краткие страдательные причастия.




Знать особенности образования и изменения кратких причастий. Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте.



7




Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота




Знать понятие о причастном обороте, правила выделения его запятыми. Уметь находить границы причастного оборота.



8




Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности( в том числе специальные «портретные» слова)

Развитие речи

Знать структуру текста-описания внешности, уметь строить такие тексты.



9




Текстообразующая роль причастий




Уметь определять роль причастий в тексте, уметь правильно использовать причастия в тексте.



10




Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.




Знать условия выбора окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия.



11

7.10-12.10

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени( ознакомление)




Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе. Уметь правильно писать орфограмму.



12




Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени( ознакомление)






Знать правила правописания гласной перед суффиксом. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени



13




Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени( ознакомление)




Знать условия выбора гласной в суффиксах спнв. Уметь образовывать спнв, сппв.



14




Не с причастиями




Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами причастиями.

Не с причастиями




Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами причастиями.



15




Не с причастиями




Уметь правильно писать НЕ с причастиями



16

14.10-19.10

Устный пересказ исходного текста с описанием внешности

Развитие речи

Знать структуру текста с описанием внешности. Уметь пересказывать текст с описанием внешности.



17




Выборочное изложение текста с описанием внешности

Развитие речи

Уметь выбирать из предложенного текста описание внешности и оформлять в виде законченного текста.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку (4 класс) составлена на основе...
Пояснительная записка к рабочей программе 4- класса мбоу хансверская оош бавлинского муниципального района рт на 2012-2013 учебный...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе на 2013 2014 учебный год
Составлена на основе : С. И. Львова, Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку в 9 б классе Учитель: Шайдуллина...
«Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района рт»
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconКуликовой Лидии Алексеевны, по русскому языку в 5 классе, базовый...
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 а...
Министерства образования и науки РФ от 31. 03. 2014 г. №253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов...
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год
Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск