Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год





НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год
страница1/5
Дата публикации06.12.2014
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

к рабочей программе

по литературе для 7б, в классов

на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

  5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» / программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я., М.; Просвещение; 2005г./


Рабочая программа по литературе для 7 б, в классов рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
1.Общая характеристика программы.

Настоящая рабочая программа по литературе для 7 б, в классов соответствует государственным образовательным стандартам, Образовательной программе, миссии, целям и задачам, а также учебному плану МОУ СОШ №7 на 2013-2014 учебный год.
Миссия МОУ СОШ №7 – Мы обеспечиваем качественное образование и развиваем лидерские качества каждого школьника для его личностной успешности и активной жизненной позиции, для духовного и экономического возрождения России

Стратегическая цель МОУ СОШ №7: предоставление качественного образования через формирование социальных компетенций, развитие сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса на основе идей непрерывного образования, преемственности (от начального общего до среднего (полного) общего образования).

Задачи МОУ СОШ №7:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом.

  • Развитие системы оценки и контроля качества образования на уровне школы и обеспечение прозрачности ее результатов.

  • Развитие условий для социализации, социальной адаптации; формирование здорового образа жизни обучающихся, обеспечение их безопасности.

  • Совершенствование применения педагогических технологий для достижения  выпускником  образовательных и воспитательных результатов.


Место предмета в учебном плане

Предмет «литература» изучается с 5 по 9 класс (385ч.). В 7-ом б, в классах – 3 часа в неделю (102 часа за год).

Данная программа реализует принцип непрерывного образования по литературе, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса литература в 7 классе, который является частью основной образовательной программы по литературе с 5 по 11 класс.

Содержание рабочей программы адекватно контингенту, образовательным потребностям и запросам, возрастным, психологическим и соматическим особенностям и мотивационному уровню обучающихся 7 класса.

Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Изучая литературу, ученик приобретает опыт её понимания, а также опыт творческого самовыражения. В процессе обсуждения литературных произведений и работы над собственными сочинениями он учится пользоваться литературным языком как средством оформления собственных мыслей.

Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой. В 7 классе особая роль отводится активному чтению вслух и углублению толкований художественных произведений, одной из центральных проблем становится донесение до учащихся сведений о сложном и ответственном пути писателя, об особенности его труда, его позиции, о том, что изображение человека – важнейшая проблема литературы.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.

Назначение рабочей программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержание рабочей программы разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним.

Рабочая программа включает в себя все требования стандарта, но, тем не менее, расширяет представление учащихся о литературе. Причем это расширение идет не за счет привлечения дополнительных произведений для изучения, а, в первую очередь, за счет усиленной теоретической и за счет практической подготовки. При изучении литературы больше внимания уделяется изучению теории литературы, потому что литература 7 класса знакомит учащихся с памятниками отечественной и мировой литературы и фольклора, на материале которых школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, развивает вкус, побуждает к размышлению над прочитанным. Представление о памятниках древней литературы, знание истории новой литературы в крупнейших именах, событиях, фактах,  сведения о периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют пониманию места  литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, её  художественного, нравственно-философского и общественного значения.

Углублению знания о предмете способствует знакомство школьников с задачами и методами науки о литературе, а также с жанрами и типами литературоведческих исследований.

Расширение идет за счет форм, методов, средств на уроках повторения и систематизации учебного материала,

Таким образом, детализируется содержание литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа курса 7 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку). Изучение литературы в 5-6 классах уже подготовило учащихся 7 класса к восприятию и истолкованию художественных произведений. Семиклассники продолжают активное чтение вслух, учатся выявлять проблематику произведений, работают с особенностями художественной формы.

Содержание рабочей программы учитывает читательские интересы и возрастные особенности семиклассников.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Рабочая программа предполагает расширение при систематической работе по усвоению новых и повторению уже изученных теоретических понятий. Ведущую проблему курса можно сформулировать так: «Особенности труда писателя, его позиция. Изображение человека как важнейшая проблема литературы.» Ученик движется от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.

Назначение учебного предмета (литературы) – формирование полноценной личности, эстетическое и нравственное развитие, развитие читательской самостоятельности и творческих способностей учащихся средней школы.
2.ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса:

Цель литературного образования – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Цель изучения литературы в 7 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, переход от изучения отдельных произведений к осознанию своеобразия в позиции, творчестве писателя.

Задачи обучения:

  • Формирование умений и овладение навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Применение знаний к созданию устного или письменного связного текста, оценки литературных произведений; умение использовать знания для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе; умение написать доклад, реферат по заданной теме.


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении:

  • личностно-ориентированного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология использования игровых методов;

  • здоровьесбережение;

  • уровневая дифференциация;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология интегрированного обучения;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);


РАЗДЕЛ II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА.
К концу учебного года семиклассники должны знать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • текст художественного произведения;

  • основные факты жизни и творчества писателей - классиков 19-20 вв.;

  • событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма);

  • жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы);

  • особенности композиции изученного произведения;

  • основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы;


УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

  • сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

  • различать эпические, драматические и лирические произведения;

  • давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении;

  • пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

  • обосновывать свое мнение о произведениях и героях;

  • свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать;

  • выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);

  • находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.


ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. К концу 7 класса учащиеся должны достигнуть следующих результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные

  1. Оценивать ситуации и поступки

  2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

  3. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки


Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель

  2. Осуществлять действия по реализации плана

  3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его


Познавательные УУД:

  1. Извлекать информацию.

  2. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

  3. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

  4. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

  5. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя



Коммуникативные

  1. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

  2. Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

  3. Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Важнейшими умениями в 7 классае являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава

повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или

жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




п/п

Содержание

Количество часов

Кол-во контрольных

Развитие речи



Изображение человека как важнейшая задача литературы.

1









Устное народное творчество

6




1



Древнерусская литература.

4




2



Литература 18 века.

4









Произведения русских писателей первой половины XIX века. (27 часов)

21




6



Произведения русских писателей второй половины XIX века. (26 часов)

23

1

3



Литература 20 века. (27 часов)

22

1

4



Зарубежная литература.

5

1




Всего уроков

86ч

3

16
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconI. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва «Русское...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 7 классе 2013-2014 учебный год
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение русского языка в 7 классе...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса...
«С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год
Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебной программе курса «Литература» в 6 классе на 2013-2014 учебный год
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего...
«Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году»
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год icon1. Пояснительная записка Литература
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»...
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе 5-9 классы пояснительная записка
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск