Системные основы формирования товарной стратегии предприятия





Скачать 123.46 Kb.
НазваниеСистемные основы формирования товарной стратегии предприятия
Дата публикации23.03.2015
Размер123.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Семенычев В.К.

Системные основы формирования товарной стратегии предприятия
В современных условиях успешное функционирование промышленного предприятия во многом зависит от того, насколько быстро оно умеет адаптироваться к постоянно меняющемуся рыночному окружению в условиях существующей конкурентной среды. Важным концептуальным аспектом в этой связи является определение эффективных инструментов исполнения ключевых функций управления: анализа состояния предприятий и внешней среды; согласования и достижения целей; информационного обеспечения принимаемых решений. Существенная роль в решении данной проблемы отводится вопросам разработки стратегии развития предприятия.

Система стратегического управления предприятия является гомеостатическим механизмом, задача которого - обеспечение устойчивого функционирования эффективно работающего предприятия и для повышения эффективности ее формирования необходимо применение всех современных рычагов управления, представленных выше. В этой связи, в условиях современного конкурентного рынка необходимо, чтобы товарная стратегия предприятия формировалась с учетом перспектив его деятельности. Следовательно, проблема оптимизации ассортимента в условиях современного рынка становится, прежде всего, объектом перспективного (стратегического) управления предприятием. Лишь после этого она может рассматриваться с точки зрения совершенствования процессов производства и сбыта товаров, а также обеспечения их текущей прибыльности, как важных элементов управления в отношении эффективного использования текущих возможностей фирмы [1].

Таким образом, система разработки товарной стратегии промышленного предприятия должна рассматриваться с двух позиций: во-первых, как объект управления в системе промышленного предприятия, благодаря которому возможно обеспечение устойчивого развития предприятия через производство необходимой рынку продукции и, во-вторых, как самостоятельная система, вырабатывающая цели управления товарно-ассортиментной номенклатурой и осуществляющая воздействия на нее с помощью рычагов механизма разработки товарной стратегии.

При этом товарная стратегия рассматривается как основной рычаг обеспечения эффективного выполнения функций системы управления товарно-ассортиментной номенклатурой. Ее задачи заключаются в разработке стратегии поведения промышленного предприятия на товарном рынке, изучении и максимально возможном удовлетворении потребительского спроса на товары и услуги предприятия, определении и производстве оптимального товарного ассортимента.

Товарная стратегия предприятия охватывает не только стадию производства, но и сферу обращения, поэтому под системой товарной стратегии в работе понимается совокупность процессов, определяющих, в конечном итоге, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Особенностью системы товарной стратегия является тесное единство как производственных, так и управленческих составляющих. Эта особенность вытекает из роли товарной стратегия в системе промышленного предприятия в целом. Нельзя говорить о подсистеме товарной стратегии в отрыве от таких подсистем как маркетинговая и производственная, поэтому подсистема товарной стратегии должна рассматриваться как комплекс процессов производственного и маркетингового характера.

Можно сделать вывод о том, что в целом традиционные структуры и методы управления современным предприятием, как инструменты дости­жения предпринимательских целей в настоящих условиях наукоемкой эко­номики, исчерпывают ресурсы развития бизнес-процессов, прежде всего, в структурном аспекте, так как виртуализация экономических процессов предо­пределяет значимость, прежде всего, коммуникаций. У процесса стратегического управления логически можно выделить две стороны: управление функционированием и управление развитием. Сложность стратегии управления развитием предприятия проявляется в том, что менеджерам приходится действовать в условиях сложных взаимосвязей объекта управления (бизнес-системы предприятия) и внешней среды, что является основой коммуникативности предприятия как социально-экономической системы.

Учитывая данное обстоятельство, целесообразно товарную стратегию развития определить как систему принципов, ориентирующих деятельность элементов экономической системы на максимальное удовлетворение запросов потребителей путем проведения своевременных изменений в организации для создания общественных ценностей (благ) и поддержания конкурентных преимуществ в условиях динамизма и неопределенности возможностей и событий в будущем.

Применение системного подхода позволило выделить в задаче реализа­ции товарной стратегии роль цикличности как свойства стратегического процесса повторяться, претерпевая изменения в процессе развития предприятия. Эти изменения необходимо инициировать на основе получения информации из внешней среды по различным коммуникационным каналам. Обобщенный цикл управления элементами товарной стратегии развития, состоящий из 12 этапов, графически представлен на рис.1. Ориентация экономической системы, каковой является предприятие, на тот или иной аспект потребительских предпочтений задается вектором развития, определяющим стратегическое управление предприятием. В этом случае менеджеру целесообразнее использовать систему мониторинга слабых сигналов, анализируя которые, он получает адекватную информационную базу для принятия управленческих решений предупредительного характера.

Товарная стратегия развития предприятия




Согласование целей и приоритетов экономического развития и стратегического развития товарного ассортимента

Оценка результатов, определение недостатков и обеспечение обратных связей






Согласование целей и приоритетов экономического развития предприятия и стратегического развития его товарного ассортимента

Диагностика бизнес-процессов в соответствии с алгоритмом реализации товарной стратегии



Оценка потенциала развития предприятия в условиях меняющейся внешней среды

Обеспечении мотивационных механизмом эффективной реализации товарной стратегии



Оценка внутреннего потенциала развития предприятия в рамках существующей системы общественных ценностей

Формирование информационно-аналитической системы информационного обеспечения мониторинга






Оценка внутреннего потенциала развития предприятия в рамках существующей системы общественных ценностей

Мониторинг результатов реализации товарной стратегии



Проверка взаимосвязи целей и подразделений предприятия при реализации товарной стратегии




Управление организационными изменениями в процессе реализации товарной стратегии развития







Определение ключевых направлений отдельных продуктовых стратегий





Рис.1. Механизм формирования и реализации товарной стратегии развития предприятия.

Формирование товарной стратегии предприятия должно основываться на совокупной оценке как внутренних, так и внешних возможностей предприятия, определяемых его рыночным потенциалом. Таким образом, первоочередной задачей при разработке товарной стратегии развития предприятия должна стать адекватная комплексная оценка рыночных и производственных возможностей и условий функционирования предприятия, аккумулирующаяся в его рыночном потенциале.

Предложенная система оценки рыночного потенциала промышленного предприятия представлена рис.2.


Ресурсные

показатели

- Материально-технические ресурсы

- Трудовые ресурсы


- Финансовые ресурсы

- Информационные ресурсы



Организационные показатели




Производственный потенциал

Пр=fo (Ппр,Пвн)


- Организационная структура

- Организационная культура





- Процессы управления

- Стиль управления

- Функции управления




Управленческие показатели




Рыночный потенциал предприятия

Пр=fo (Ппр,Пвн)






Показатели развития

отрасли

Показатели, характеризующие состояние, темпы роста и возможности развития отрасли








Потенциал взаимодействия предприятия с рынком

Пкс = f0 (Пи, Пкп, Пдр, Прр)

Показатели конкурентоспособности предприятия и продукции

Показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности продукции и уровень конкурентоспособности предприятия





Показатели инновационности предприятия

Показатели, отражающие способности предприятия занимать активные позиции в отрасли





Рис. 2. Система анализа и оценки рыночного потенциала предприятия.
Мы предлагаем рассматривать рыночный потенциал промышленного предприятия как взаимодействие двух крупных системных блоков: производственного потенциала Ппр и потенциала взаимодействия предприятия с рынком Пвн (конкурентное положение предприятия на рынке)

Пр=fo (Ппр, Пвн).

Рассматривая функционирование предприятия с точки зрения устойчивости его положения в общей инфраструктуре, а именно это условие, на наш взгляд, является гарантом формирования эффективной товарной стратегии, мы выделяем три основные сферы, которые характеризуют и формируют устойчивое положение предприятия на рынке производителей: 1) внутрисистемная производственно-сбытовая сфера (производственный потенциал); 2) сфера функционирования предприятия в рыночной сфере; 3) конкурентное положение предприятия.

Каждая из выделенных сфер является, с одной стороны, сферой влияния самого предприятия, а с другой стороны, зоной влияния других сфер. Поэтому необходимо комплексное рассмотрение законов взаимодействия и взаимовлияния одной сферы на другую и определение таких параметров каждой из сфер, при которых производственно-финансовая деятельность предприятия будет иметь максимальную устойчивость.

Внутрисистемная производственно-сбытовая сфера охватывает производственно-финансовую и производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Производственно-финансовая деятельность предприятий характеризуется показателями, которые подразделяются на стоимостные и натуральные; количественные и качественные; объемные и удельные показатели производственной и финансово-экономической деятельности. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий характеризуется показателями, которые подразделяются на показатели объемов производства; и показатели, отражающие состояние производственно-технологического потенциала.

Рыночная сфера включает в себя показатели, характеризующие поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, с которыми существуют или возможны договорные связи предприятия; потребителей (имеющихся и потенциальных) выпускаемой продукции; конкурентов, производящих аналогичную и подобную продукцию; органы государственного управления.

Сфера функционирования предприятия в рыночной среде представляет собой сферу стыковки двух названных выше сфер, охватывает и отслеживает показатели, характеризующие изменения в рыночной сфере, степень удовлетворения потребительского спроса.

Мы предлагаем в качестве комплексного подхода к оценке производственного потенциала предприятия использовать оценку четырех основных его составляющих: трудового потенциала Птр; организационно-технического потенциала Птр; информационного потенциала Пи; финансового потенциала Пф. Таким образом, совокупный производственный потенциал предприятия можно представить в виде следующей зависимости.

Ппр = f0(Птр Пот, Пот, Пи, Пф)

Оценивая совокупный производственный потенциал предприятия, особенно важно рассматривать все приведенные направления (потенциалы) в совокупности, т.к. в реальных условиях деятельность предприятия может быть обусловлена различными возможностями, как со стороны отдельных ресурсов, так и со стороны отдельных объективных условий их реализации.


Уровень совокупного производственного потенциала предлагается определять на основе предварительно оцененных составляющих потенциала, отмеченных выше, по формуле:

,

где

Уi – достигнутый уровень i– го потенциала (в бальной оценке), причем значения уровня должно варьироваться в пределах от 1 до 5;

Вi – весовой коэффициент значимости i– го потенциала при оценке совокупного производственного потенциала предприятия, сумма весов должна быть равна единице.

Под потенциалом предприятия взаимодействия с рынком мы понимаем возможность и способность предприятия эффективно осуществлять свою коммерческо-сбытовую деятельность по продвижению товара на рынки. Оценку рыночного потенциала мы предлагаем проводить с трех системных позиций. Во-первых, в качестве одного из основных направлений исследования предлагаем выделять такой блок, как исследование отраслевых особенностей функционирования предприятия на рынке. Во-вторых, оценке должно быть подвергнуто состояние уровня спроса на выпускаемую продукцию и, в-третьих, исследование конкуренции на рынке.

На первом этапе при проведении отраслевого исследования в качестве задач мы выделяем: оценку общей экономической ситуации в стране и в целом по регионам; исследование общей конъюнктуры «своей» и смежной отраслей; оценка перспектив развития отрасли и региона на ближайшие годы; выделение экономических районов, наиболее перспективных с точки зрения продвижения товара.

Данный этап исследования должен проводиться на основе сбора уже имеющейся информации об уровне общеэкономического развития регионов и отраслей. Особенность этапа является получение достоверной информации, что предполагает использование зарекомендовавших себя источников региональной и отраслевой информации.

На втором этапе при исследовании спроса в качестве основных задач мы выделяем следующие:

  • выявление потребительских предпочтений внутри целевой группы в наиболее перспективных регионах;

  • корректировка декларируемых потребительских свойств продукции;

  • ценовые предпочтения потребителей;

  • качественные предпочтения потребителей;

  • мониторинг факторов, влияющих на ценовые и качественные параметры потребительского спроса.

Для проведения анализа конкуренции и конкурентов (3 этап) прежде всего, необходимо определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. При этом следует выявить и оценить: возможные цели и стратегии конкурентов, их теку­щее положение и финансовые возможности, предпринимательскую философию и культуру. В работе предлагается оценивать уровень конкурентоспособности путем сопоставления следующих интегральных показателей: технико-эксплуатационных; нормативно-правовых; экономичности; уровня сервиса.

Общая интегральная оценка выявляется с учетом коэффициентов весомости, определенных экспертным путем по формуле:

Псум = КтПт +Кн.п.Пн.п. + Кэк.Пэк + КсПс,

где

Кт, Кн.п., Кэк., Кс, – коэффициенты весомости соответствующих комплексных показателей.

Предложенный метод анализа позволит оценить уровень конкурентоспособности товара с учетом всего спектра рассматриваемых свойств.

В целом конкурентную позицию предприятия на рынке предлагается оценивать, взяв за основу такие факторы как: инновационный потенциал предприятия Пи; конкурентоспособность продукции Пкп; доля рынка; темпы роста рынка Прр:

Пкс = f0 (Пи, Пкп, Пдр, Прр).

Уровень совокупного потенциала, обусловленного конкурентной позицией предприятия на рынке, определяется на основе предварительно оцененных факторов по формуле:

,

где Уi – достигнутый уровень i– го фактора (в бальной оценке), причем значения уровня должно варьироваться в пределах от 1 до 5;

Вi – весовой коэффициент значимости i– го фактора при оценке совокупного потенциала, сумма весов должна быть равна единице.

Итоговую оценку рыночного потенциала предприятия предлагается проводить с использованием доработанной матрицы Мак Кинзи. Позиционирование предприятия по уровню достигнутого потенциала ведется в системе координат, одной из осей которой является производственный потенциала предприятия, а другой осью - конкурентная позиция предприятия на рынке. Уровни соответствующих потенциальных возможностей предприятия рассчитываются по вышеприведенным формулам.

Таким образом, предложенная система комплексной оценки возможностей предприятия по обоснованию товарной стратегии развития позволяет сформулировать аргументированные предложения по дальнейшему развитию предприятия.
1. С.И. Ашмарина, Т.Н. Гороховицкая. Инновационно-информационный потенциал развития промышленности региона. – М.: Машиностроение, 2004. – 208с.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconЦель, задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)
Цель дисциплины: раскрыть теоретические основы, принципы и методический инструментарий формирования и реализации финансовой стратегии...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconПроект мероприятий по улучшению финансового состояния организации
Целью дипломного проекта является изучение аспектов формирования финансовой стратегии предприятия на основе анализа его финансово-экономического...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconРефератов по дисциплине «Антикризисное управление»
Обоснование стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия icon«Системные основы проектирования»
Способы переходов систем в новые состояния. Кризис, катастрофа и катаклизм системы
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconРазвитие индивидуального инвестирования на российском фондовом рынке
Охватывают все уровни риска; широко распространены стратегии формирования инвестиционного портфеля в зависимости от размера капитализации...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconЭкономика организаций
Цель курса – дать системные знания о деятельности организаций в современных условиях, изучить, как в рамках каждого отдельно взятого...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconПредпринимательская деятельность
Руководитель предприятия. Отношения руководителя предприятия и собственников предприятия
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconКонтрольная работа Зачет по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»
«Основы экономической теории», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы предпринимательства», Экономика предприятия». Курс призван...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconУправление доходами и рентабельностью предприятия
Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли....
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconОрганизационно-экономический инструментарий формирования стратегии...

Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconРефератов по курсу "Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности"
Разработка стратегии транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности предприятия
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconПринципы доступа к данным через ado. Net. Вопросы по темам рефератов
Основные понятия и определения корпоративных информационных систем. Классификация кис по характеру использования. Стратегии развития...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconВыпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...
Системные основы формирования товарной стратегии предприятия iconВинограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск