Скачать 125.97 Kb.
|
Винограй Э. Г. г. Кемерово СИСТЕМНЫЕ ИДЕАЛЫ КАК ЯДРО СИСТЕМНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ* Осмысление тенденций развития современного мира убеждает в возрастающей роли системных идей и представлений. Идеи системности все более явно становятся маяком современных наук о развитых, сложных объектах, возрастает их значимость в сферах инженерии, производства, управления, прогрессирует востребованность в сферах образования, воспитания, гуманитаристики в целом. Научная и социальная ценность системного мышления обусловлена, прежде всего, его ориентацией на использование системных закономерностей и технологий, позволяющих соединять взаимодополняющим образом в целостные функциональные комплексы множество разрозненных, часто противодействующих друг другу факторов, влияющих на решение проблем. За счет этого достигается умножение конечного эффекта, повышается результативность исследовательской, проектной, управленческой деятельности. Во-вторых, системная методология дает ориентиры, позволяющие обнаруживать коренные, глубинные механизмы функционирования и развития сложных объектов (проблем). Знание общесистемных закономерностей и качеств является в современных условиях одним из главных рычагов фундаментализации комплекса наук о сложных системах: экономики, биологии, социологии, политологии, социальной экологии, технико-инженерных и других наук. Важнейшее направление фундаментализации подобных наук заключается в преодолении крена на отражение специфических качеств своих объектов и повороте к исследованию системных механизмов, определяющих глубинные основы жизни, коренное содержание и потенции данных объектов. В-третьих, поворот к системному мышлению с его ориентациями на целостность, организованность может реально содействовать усилению тенденций синтеза, интеграции и конструктивизации деятельности в научном познании, проектировании, управлении. Конструктивизации мышления, достигаемая при применении системной методологии, означает возрастание его строгости, реалистичности, адекватной формализованности, функциональной действенности при решении актуальных проблем. В условиях возрастающей сложности, противоречивости, напряженности большинства сфер человеческого бытия освоение системных технологий мышления становится не просто желательным, а жизненно необходимым компонентом образовательной и научной подготовки современного человека. В настоящей работе рассмотрим понятия системного идеала и системного стиля мышления, являющиеся важными обобщающими конструктами современной системной методологии, дающими ключевые ориентиры ее осмысления и освоения. В ходе рассмотрения последовательно охарактеризуем общий смысл понятий: «стиль мышления», «система», «системный идеал», определим ключевые идеалы системного стиля мышления, охарактеризуем его особенности и значимость в научном познании. Обобщая имеющиеся представления, можно определить стиль мышления как совокупность устойчивых, конкретно-исторических ментальных характеристик и ориентаций, присущих определенному сообществу или обществу в целом. Соответственно, стиль научного мышления - это система устойчивых тенденций и методологических черт научного познания, характерных для исторически значимых этапов развития науки. К примеру, в эволюции науки, начиная с эпохи Нового Времени, могут быть выделены последовательно доминировавшие в мышлении ученого сообщества научные стили: механистический (XVII - XIX в.), состоявший в идеализации характерных черт классической механики и распространении ее представлений и подходов на все другие науки, в том числе биологические и социальные; эволюционно-вероятностный стиль (середина XIX в. - XX в.в.), для которого характерны научные теории, основанные на эволюционных подходах с широким применением вероятностно-статических методов и представлений; системный или системно-кибернетический (вторая половина XX в. по настоящее время), для которого характерно усиливающееся влияние системных идей, подходов и концепций в научном познании, проектировании, управлении. Основными функциями стиля научного мышления в познании являются:
Переходя к характеристике системного стиля мышления, заметим, что в нем можно выделить своеобразное «ядро» (коренные, сущностные идеалы системности) и «периферию» (преломление этих идеалов в различных аспектах познания и деятельности). Исходным в развертывании представлений о системном стиле мышления является понимание системы как сложного, организованного целого, обеспечивающего свое функционирование и развитие за счет разрешения актуальных противоречий (проблем) в заданных условиях среды [1]. Под системными идеалами понимаются обобщающие конструкты системной методологии, концентрирующие ее концептуальный смысл в интегральных критериях и ориентирующих эталонах системной деятельности. Воплощение системных идеалов в исследовательских программах и проектах сложных комплексов призвано обеспечить их адекватность системной природе объектов, а значит методологическую добротность, практическую действенность и эффективность. Сопоставление с системным идеалом должно давать ответ на вопрос: насколько системна осуществляемая деятельность? Предложенная в настоящей работе концепция системных идеалов и системного стиля мышления является сжатым, концентрированным выражением основных идей общей теории систем, развитой в ряде наших монографий [1,2]. Как показано в монографии [1], к основным системным идеалам, определяющим характер системного стиля мышления, относятся: конструктивность методологической ориентации и технологических средств исследования; целостность технологии и результатов системной деятельности; единство упрощения и воспроизведения существенной сложности при ведущей роли последнего в системной деятельности. Идеал конструктивности акцентирует внимание на таких чертах системного мышления как функциональность (функциональная действенность, оптимальность решений), соединение теоретической обоснованности с прикладной технологичностью, реалистичность в выборе средств при заданных ограничениях, надежность разрешения актуальных проблем. Основными аспектами идеала конструктивности являются: функциональная ориентированность объекта и его фокусированность на разрешение актуальных проблем; синтез исследовательской и организационно-деятельностной ориентации при ведущей роли последней в системном мышлении; алгоритмичность методологических процедур системной деятельности. -Функциональная ориентированность объекта, его фокусированность на разрешение актуальных проблем является определяющей ориентацией в системном мышлении, ибо благодаря механизму функциональной фокусированности только и возможно существование, действие и развитие систем [1, 2]. Поэтому рассмотрение объектов сквозь призму функциональности задает, в конечном итоге, все другие аспекты и ракурсы системной деятельности. С другой стороны, функциональное рассмотрение объекта задает критерий выделения существенных (для разрешения актуальных проблем) параметров объекта, чем резко упрощает исследовательскую ситуацию, отсекая массив несущественных сложностных измерений объекта. -Синтез исследовательской и организационно-деятельностной ориентации при ведущей роли последней в системном мышлении. Данная ориентация дополняет и усиливает конструктивную, практически-действенную интенцию системной методологии на решение актуальных проблем. Вместо созерцательных установок на «безграничность познания», изучение объекта «вообще», выявление «максимума аспектов и связей», приходит конструктивная установка на такую степень исследования проблемы, которая достаточна для принятия практических организационных решений в заданные сроки и с заданной точностью [5]. Соответственно конечным результатом исследования становится уже не системное знание как таковое, а прежде всего выработанные на его основе прогнозы поведения (развития) объекта, варианты управленческих решений, проекты оптимизации, реформирования и т.п. -Алгоритмичность системных технологий обеспечивает строгость, адекватную формализованность подхода даже в гуманитарной сфере, позволяет наращивать точность и снижать неопределенность в процессе исследований за счет повторения алгоритмического цикла. Адекватность алгоритмических методов и техник сущностной природе сложных систем обусловлена целостностью, цикличностью алгоритмических процедур, соответствием их структур структурам реальных системных циклов. Построение ряда технологий системного подхода в форме алгоритмических процедур осуществлено в [1, 2]. В работах [3, 4] разработаны качественные алгоритмы анализа связности объекта, познания объекта в развитии, системно-диагностического исследования. Идеал целостности технологий и результатов системной деятельности конкретизируется рядом ориентации, выражающих идею единства анализа и синтеза при ведущей роли синтеза в системной деятельности. В качестве таких ориентации можно указать следующие:
Идеал единства упрощения и воспроизведения существенной сложности объекта ориентирует на адекватное отображение его сложности в знании при одновременном повышении емкости, простоты, информативности системного образа объекта. Средствами реализации данного идеала являются во многом уже сформулированные раннее системные ориентации. К специфичным именно для данного идеала ориентациям относятся следующие:
Таковы коренные системные идеалы и ориентации, составляющие ядро системного стиля мышления. Преломление данных идеалов на конкретно - исторических этапах и в различных аспектах системной деятельности образует сферу конкретно - исторических и предметных особенностей системного стиля мышления, имеющих весьма важное значение для дальнейшего раскрытия его природы, понимания его как особого конструкта интеллектуальной культуры, а также для его теоретической, методологической, исторической индетифи-кации. Сформулируем кратко важнейшие из особенностей системного стиля мышления, характерных для современного этапа развития науки и общества:
Как уже отмечалось, предложенные представления о системном идеале и системном стиле мышления отражают нашу концепцию общей теории систем, в центре которой стоят проблемы целостности, организованности, сложности, динамизма систем, а также взаимосвязи всех системных характеристик в разрешении актуальных противоречий объекта. На наш взгляд, конкретизирующее развитие данного подхода позволит в перспективе детализировать и аккумулировать в его содержании системные идеалы других теоретико-системных версий, большинство из которых носит структуроцентрический характер. В качестве примера можно указать системную концепцию Ю.А. Урманцева, делающую упор на отражении таких аспектов (идеалов) системности как изоморфизм, полиморфизм, симметрию, дисимметрию, принадлежность объекта к системе объектов данного рода и др. [6]. В заключение отметим, что системный стиль мышления в интерпретации настоящей работы отражает становление качественно новой, высшей формы диалектики, в которой стержневая роль принадлежит принципу системности. Поэтому данный стиль по своей сути является системно - диалектическим [3]. Литература:
*Аксиология научного познания: Лойфмановские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 2. - Екатеринбург: УрГУ. 2006. - С. 253-260. |
Конспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2 Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,... | Рабочая программа по дисциплине «Операционные системы» Кроме того, целью преподавания является формирование у студентов системного мышления, теоретической и практической базы системного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Менеджмент качества начинается не с сертификации, а с осознания системного подхода к управлению. Модное нынче описание бизнес-процессов... | Логика Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные... | ||
Логика Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные... | Исходные положения Программы состоят в том, что образование выступает... Социально-педагогическая среда как фактор формирования предпринимательского стиля мышления школьников | ||
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для специальности Учащиеся за время изучения дисциплины должны овладеть как теоретическими основами современной научной методологии системного мышления,... | Проекта Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией на создание предпосылок формирования у детей 3-7... | ||
Понятие функционального стиля. Основания классификации функциональных стилей Однако общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой... | Касательная к графику функции Цели: формирование логического, абстрактного, системного мышления; владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями:... | ||
Урок №16. Тема: Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Задачи урока ... | Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта в «Сборнике игр для развития системного мышления» Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | ||
Доклад на тему: «Игра как средство активизации познавательной активности... Роны, информатика – это фундаментальная дисциплина, способствующая формированию мировоззрения и стиля мышления учащихся, и, с другой... | Xx международная научно-техническая конференция и Российская научная... Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах... | ||
Радиофизический факультет Фгос впо, содействует формированию мировоззрения и системного мышления. Целью преподавания дисциплины «Математическая логика и теория... | Учебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу).... Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения) |