Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления





Скачать 125.97 Kb.
НазваниеВинограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления
Дата публикации17.07.2013
Размер125.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Винограй Э. Г.

г. Кемерово

СИСТЕМНЫЕ ИДЕАЛЫ КАК ЯДРО СИСТЕМНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ*

Осмысление тенденций развития современного мира убеждает в возрас­тающей роли системных идей и представлений. Идеи системности все более явно становятся маяком современных наук о развитых, сложных объектах, возрастает их значимость в сферах инженерии, производства, управления, прогрессирует востребованность в сферах образования, воспитания, гуманитаристики в целом.

Научная и социальная ценность системного мышления обусловлена, прежде всего, его ориентацией на использование системных закономерностей и технологий, позволяющих соединять взаимодополняющим образом в целостные функциональные комплексы множество разрозненных, часто противодействующих друг другу факторов, влияющих на решение проблем. За счет этого достигается умножение конечного эффекта, повышается результативность исследовательской, проектной, управленческой деятельности. Во-вторых, системная методология дает ориентиры, позволяющие обнаруживать коренные, глубинные механизмы функционирования и развития сложных объектов (проблем). Знание общесистемных закономерностей и качеств является в современ­ных условиях одним из главных рычагов фундаментализации комплекса наук о сложных системах: экономики, биологии, социологии, политологии, социальной экологии, технико-инженерных и других наук. Важнейшее направление фундаментализации подобных наук заключается в преодолении крена на отражение специфических качеств своих объектов и повороте к исследованию системных механизмов, определяющих глубинные основы жизни, коренное со­держание и потенции данных объектов. В-третьих, поворот к системному мыш­лению с его ориентациями на целостность, организованность может реально содействовать усилению тенденций синтеза, интеграции и конструктивизации деятельности в научном познании, проектировании, управлении. Конструкти­визации мышления, достигаемая при применении системной методологии, означает возрастание его строгости, реалистичности, адекватной формализованности, функциональной действенности при решении актуальных проблем. В условиях возрастающей сложности, противоречивости, напряженности большинства сфер человеческого бытия освоение системных технологий мышления становится не просто желательным, а жизненно необходимым компонентом образовательной и научной подготовки современного человека.

В настоящей работе рассмотрим понятия системного идеала и системного стиля мышления, являющиеся важными обобщающими конструктами совре­менной системной методологии, дающими ключевые ориентиры ее осмысле­ния и освоения. В ходе рассмотрения последовательно охарактеризуем общий смысл понятий: «стиль мышления», «система», «системный идеал», определим ключевые идеалы системного стиля мышления, охарактеризуем его особенно­сти и значимость в научном познании.

Обобщая имеющиеся представления, можно определить стиль мышления как совокупность устойчивых, конкретно-исторических ментальных характери­стик и ориентаций, присущих определенному сообществу или обществу в це­лом. Соответственно, стиль научного мышления - это система устойчивых тен­денций и методологических черт научного познания, характерных для истори­чески значимых этапов развития науки. К примеру, в эволюции науки, начиная с эпохи Нового Времени, могут быть выделены последовательно доминиро­вавшие в мышлении ученого сообщества научные стили: механистический (XVII - XIX в.), состоявший в идеализации характерных черт классической ме­ханики и распространении ее представлений и подходов на все другие науки, в том числе биологические и социальные; эволюционно-вероятностный стиль (середина XIX в. - XX в.в.), для которого характерны научные теории, осно­ванные на эволюционных подходах с широким применением вероятностно-статических методов и представлений; системный или системно-кибернетический (вторая половина XX в. по настоящее время), для которого характерно усиливающееся влияние системных идей, подходов и концепций в научном познании, проектировании, управлении.

Основными функциями стиля научного мышления в познании являются:

  • рефлексивно-характерологическая (идея стиля мышления ини­циирует осознание научным сообществом глубинных, устойчивых, объектив­ных тенденций, которые скрыто присутствуют или кристаллизуются в научном познании, определяя его особый характер на каждом из исторических этапов развития науки);

  • ориентационно-критериальная (стиль мышления является ориентационным основанием выбора актуальных задач исследования, характера под­ходов к их решению, позволяет квалифицировать и ранжировать исследова­тельские подходы по степени их адекватности - неадекватности);

  • интегративно-парадигмальная (стиль мышления интегрирует в определенную методологическую целостность характерные черты научного мышления данной эпохи и тем самым формирует своеобразную парадигмальную «призму» видения и осмысления объекта, интерпретации научного знания и т.п.);

  • функция фундаментализации (распространение методологиче­ской стратегии фундаментальных наук, лидирующих на данном этапе, на ши­рокий спектр других наук, в том числе и находящихся в начальных фазах ста­новления);

  • прогностическая (стиль мышления является важным фактором снижения неопределенности при прогнозировании форм и направлений иссле­довательской деятельности, обусловливает пути движения научного познания в будущее);

  • функция социализации науки (стиль мышления обусловливает способы осознания наукой насущных потребностей общества, а также формы воздействия общества на развитие науки).

Переходя к характеристике системного стиля мышления, заметим, что в нем можно выделить своеобразное «ядро» (коренные, сущностные идеалы системности) и «периферию» (преломление этих идеалов в различных аспектах по­знания и деятельности). Исходным в развертывании представлений о систем­ном стиле мышления является понимание системы как сложного, организован­ного целого, обеспечивающего свое функционирование и развитие за счет раз­решения актуальных противоречий (проблем) в заданных условиях среды [1]. Под системными идеалами понимаются обобщающие конструкты системной методологии, концентрирующие ее концептуальный смысл в интегральных критериях и ориентирующих эталонах системной деятельности. Воплощение системных идеалов в исследовательских программах и проектах сложных ком­плексов призвано обеспечить их адекватность системной природе объектов, а значит методологическую добротность, практическую действенность и эффек­тивность. Сопоставление с системным идеалом должно давать ответ на вопрос: насколько системна осуществляемая деятельность? Предложенная в настоящей работе концепция системных идеалов и системного стиля мышления является сжатым, концентрированным выражением основных идей общей теории сис­тем, развитой в ряде наших монографий [1,2]. Как показано в монографии [1], к основным системным идеалам, определяющим характер системного стиля мышления, относятся: конструктивность методологической ориентации и тех­нологических средств исследования; целостность технологии и результатов системной деятельности; единство упрощения и воспроизведения существен­ной сложности при ведущей роли последнего в системной деятельности.

Идеал конструктивности акцентирует внимание на таких чертах систем­ного мышления как функциональность (функциональная действенность, опти­мальность решений), соединение теоретической обоснованности с прикладной технологичностью, реалистичность в выборе средств при заданных ограниче­ниях, надежность разрешения актуальных проблем. Основными аспектами идеала конструктивности являются: функциональная ориентированность объ­екта и его фокусированность на разрешение актуальных проблем; синтез иссле­довательской и организационно-деятельностной ориентации при ведущей роли последней в системном мышлении; алгоритмичность методологических проце­дур системной деятельности.

-Функциональная ориентированность объекта, его фокусированность на разрешение актуальных проблем является определяющей ориентацией в системном мышлении, ибо благодаря механизму функциональной фокусированности только и возможно существование, действие и развитие систем [1, 2]. Поэтому рассмотрение объектов сквозь призму функциональности задает, в ко­нечном итоге, все другие аспекты и ракурсы системной деятельности. С другой стороны, функциональное рассмотрение объекта задает критерий выделения существенных (для разрешения актуальных проблем) параметров объекта, чем резко упрощает исследовательскую ситуацию, отсекая массив несущественных сложностных измерений объекта.

-Синтез исследовательской и организационно-деятельностной ориен­тации при ведущей роли последней в системном мышлении. Данная ориента­ция дополняет и усиливает конструктивную, практически-действенную интен­цию системной методологии на решение актуальных проблем. Вместо созерца­тельных установок на «безграничность познания», изучение объекта «вообще», выявление «максимума аспектов и связей», приходит конструктивная установка на такую степень исследования проблемы, которая достаточна для принятия практических организационных решений в заданные сроки и с заданной точно­стью [5]. Соответственно конечным результатом исследования становится уже не системное знание как таковое, а прежде всего выработанные на его основе прогнозы поведения (развития) объекта, варианты управленческих решений, проекты оптимизации, реформирования и т.п.

-Алгоритмичность системных технологий обеспечивает строгость, аде­кватную формализованность подхода даже в гуманитарной сфере, позволяет наращивать точность и снижать неопределенность в процессе исследований за счет повторения алгоритмического цикла. Адекватность алгоритмических ме­тодов и техник сущностной природе сложных систем обусловлена целостно­стью, цикличностью алгоритмических процедур, соответствием их структур структурам реальных системных циклов. Построение ряда технологий систем­ного подхода в форме алгоритмических процедур осуществлено в [1, 2]. В рабо­тах [3, 4] разработаны качественные алгоритмы анализа связности объекта, по­знания объекта в развитии, системно-диагностического исследования.

Идеал целостности технологий и результатов системной деятельности конкретизируется рядом ориентации, выражающих идею единства анализа и синтеза при ведущей роли синтеза в системной деятельности. В качестве таких ориентации можно указать следующие:

  • переход от фрагментарных, дисциплинарных исследований к ком­плексным, междисциплинарным научным проектам, фокусированным на раз­решение актуальных многоаспектных проблем общества;

  • объединение структурных и динамических представлений объекта под углом критериев целостности, организованности, функциональности;

  • сочетание всесторонности анализа с выделением главных сторон, опре­делением их интегративных связей в системе и функциональной роли в фоку­сировании ее действий на разрешение актуальных проблем;

  • фокусирование аналитических операций на получении данных, харак­теризующих систему как целостность, ее функциональные свойства, инте­гральные критерии качества;

  • исследование системы в единстве с актуальной средой; отображение ее как целого со стороны актуальной среды; рассмотрение комплекса «система - среда» в метасистемных измерениях: со стороны объемлющих надсистем, внутренних подсистем, а также однопорядковых конкурентных или альтернативных систем;

  • поэтапное объединение разрозненных представлений об объекте в це­лостную модель: этап сопоставления разрозненных фрагментов, установления их соотношения этап системной классификации или структурно - логиче­ской схематизации этап отображения организованного, функционального целого в единстве со средой;

  • синтез рациональных и иррациональных источников в системном мышлении, т.е. использование наряду с рационально-системными подходами специальных психологических, игровых и других технологий активизации ин­туиции, раскрепощения потенциала подсознания, соединение средств науки и искусства, привлечение рационального содержания религиозно - мистических подходов и т.п.

Идеал единства упрощения и воспроизведения существенной сложно­сти объекта ориентирует на адекватное отображение его сложности в знании при одновременном повышении емкости, простоты, информативности систем­ного образа объекта. Средствами реализации данного идеала являются во мно­гом уже сформулированные раннее системные ориентации. К специфичным именно для данного идеала ориентациям относятся следующие:

  • выделение в объекте интегративного и дезинтегративного комплек­сов, анализ влияния их взаимодействия (борьбы) на функционирование и раз­витие данного объекта. Такое рассмотрение является одним из кратчайших пу­тей выявления сущностных характеристик объекта, оценки его состояния, пер­спектив развития;

  • выделение инвариантных форм и инерционных образований (тен­денций) в конструкции и динамике объекта и, одновременно, отделение ла­бильных, быстропеременных, стохастичных форм и характеристик, что позво­ляет снижать сложность и неопределенность, выявлять и прогнозировать дол­говременные существенные структуры и тенденции на фоне затемняющих кар­тину флуктуаций;

  • исследование объекта в экстремальных ситуациях, обнажающих его коренные, сущностные качества и потенции, рассеивающих завесу внешних, несущественных характеристик.

Таковы коренные системные идеалы и ориентации, составляющие ядро системного стиля мышления. Преломление данных идеалов на конкретно - ис­торических этапах и в различных аспектах системной деятельности образует сферу конкретно - исторических и предметных особенностей системного стиля мышления, имеющих весьма важное значение для дальнейшего раскрытия его природы, понимания его как особого конструкта интеллектуальной культу­ры, а также для его теоретической, методологической, исторической индетифи-кации. Сформулируем кратко важнейшие из особенностей системного стиля мышления, характерных для современного этапа развития науки и общества:

  • соединение в системном мышлении диалектических противоположно­стей (например, континуальности и квантованности, жесткой детерминирован­ности и стохастичности, инвариантности и релятивности, объективно-каузального и субъективно-ценностного начал, теоретичности и прикладной инструментальности и др.); рассмотрение единства противоположностей как одного из главных критериев целостности;

  • введение в базовую структуру научного анализа наряду с представле­ниями о веществе и энергии также представлений об информации; выявление ограниченности вещественно-энергетического развития и неограниченности информационного;

  • обогащение научного анализа за счет развития сети контактов науки с искусством, историческим опытом народной жизни, религиозно - мистическими идеями и т.п.

  • ориентация на интегративный синтез и оптимизацию в системной дея­тельности.

Как уже отмечалось, предложенные представления о системном идеале и системном стиле мышления отражают нашу концепцию общей теории сис­тем, в центре которой стоят проблемы целостности, организованности, сложности, динамизма систем, а также взаимосвязи всех системных характеристик в разрешении актуальных противоречий объекта. На наш взгляд, конкретизи­рующее развитие данного подхода позволит в перспективе детализировать и аккумулировать в его содержании системные идеалы других теоретико-системных версий, большинство из которых носит структуроцентрический ха­рактер. В качестве примера можно указать системную концепцию Ю.А. Урманцева, делающую упор на отражении таких аспектов (идеалов) системности как изоморфизм, полиморфизм, симметрию, дисимметрию, принадлежность объекта к системе объектов данного рода и др. [6].

В заключение отметим, что системный стиль мышления в интерпретации настоящей работы отражает становление качественно новой, высшей формы диалектики, в которой стержневая роль принадлежит принципу системности. Поэтому данный стиль по своей сути является системно - диалектическим [3].

Литература:

  1. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово: КемТИПП. 1993.

  2. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-организационный подход. Томск: Изд-во ТГУ. 1989.

  3. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс Ч.1. Кемерово: Изда­тельский дом «Азия». 2003.

  4. Винограй Э.Г. Варианты развития методологических процедур системно - диагностического анализа сложных объектов // Новые технологии в научных исследованиях и образовании: Материалы Всерос­сийской научно-практической конференции. Юрга. 2001. В соавторстве.

  5. Сагатовский В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука. 1981.

  6. Система. Симметрия. Гармония / Под. ред. B.C. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. М. 1988.

*Аксиология научного познания: Лойфмановские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 2. - Екатеринбург: УрГУ. 2006. - С. 253-260.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconРабочая программа по дисциплине «Операционные системы»
Кроме того, целью преподавания является формирование у студентов системного мышления, теоретической и практической базы системного...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Менеджмент качества начинается не с сертификации, а с осознания системного подхода к управлению. Модное нынче описание бизнес-процессов...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconЛогика
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconЛогика
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования: Знания: Курс «Логика» призван дать студентам системные...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconИсходные положения Программы состоят в том, что образование выступает...
Социально-педагогическая среда как фактор формирования предпринимательского стиля мышления школьников
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для специальности
Учащиеся за время изучения дисциплины должны овладеть как теоретическими основами современной научной методологии системного мышления,...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconПроекта
Развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией на создание предпосылок формирования у детей 3-7...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconПонятие функционального стиля. Основания классификации функциональных стилей
Однако общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconКасательная к графику функции
Цели: формирование логического, абстрактного, системного мышления; владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями:...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconУрок №16. Тема: Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. Задачи урока
...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconДж. Гилфорд. Три стороны интеллекта в «Сборнике игр для развития системного мышления»
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconДоклад на тему: «Игра как средство активизации познавательной активности...
Роны, информатика – это фундаментальная дисциплина, способствующая формированию мировоззрения и стиля мышления учащихся, и, с другой...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconXx международная научно-техническая конференция и Российская научная...
Системные проблемы надёжности, качества, компьютерного моделирования, информационных и электронных технологий в инновационных проектах...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconРадиофизический факультет
Фгос впо, содействует формированию мировоззрения и системного мышления. Целью преподавания дисциплины «Математическая логика и теория...
Винограй Э. Г. г. Кемерово системные идеалы как ядро системного стиля мышления iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск