Логика





НазваниеЛогика
страница1/9
Дата публикации11.11.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГИКА


Направление подготовки

030900 - Юриспруденция
Квалификация выпускника бакалавр

Санкт-Петербург

2012
Логика: рабочая программа/ авт.-сост. Ю.П. Роговой. – СПб.:

ИВЭСЭП, 2012. – 34с.

Утверждена на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от 28.08.12 г.


Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 05.09.12 г.

Автор-составитель


кандидат философских наук,

доцент Роговой Юрий Петрович

Рецензент


доктор философских наук, профессор В.А. Родин

1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:

Знания:

Курс «Логика» призван дать студентам системные знания об основных формах абстрактного мышления, о важнейших правилах и приемах, способствующих формированию культуры мышления и позволяющих более точно, корректно, эффективно осуществлять мыслительные операции.

Требования к знаниям, приобретаемым в результате изучения дисциплины:

1. знать понятийно-категориальный аппарат и методологию логической науки;

2. знать основные правила и приемы эффективной интеллектуальной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП

«Логика» является дисциплиной вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ФГОС.

Перечень дисциплин учебного плана, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: «Философия», «Математика», дисциплины естественнонаучного цикла, «Концепции современного естествознания», «История». Дисциплина «Логика» служит основой для успешного освоения дисциплин гуманитарного цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК- 3

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК- 4

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы; ОК-9

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные формы абстрактного мышления, о важнейшие правила и приемы,

способствующие формированию культуры мышления и позволяющие более точно,

корректно, эффективно осуществлять мыслительные операции.

- понятийно-категориальный аппарат и методологию логической науки;

- основные правила и приемы эффективной интеллектуальной деятельности.
Уметь:

умения теоретические:

- умение осуществлять результативный мыслительный процесс с целью получения

максимально достоверного знания.

- владение навыками логического мышления для выработки целостного, системного

понимания применительно к задействованным областям знания

умения практические:

- обладание навыками публичной и научной речи на основе уверенного владения

логическими правилами и приемами.

- умение правильно определять понятия, уточнять их содержание; умение соотносить

понятия по объему и осуществлять деление объема понятия; умение оперировать

простыми и сложными суждениями и выстраивать из них последовательные,

непротиворечивые рассуждения

- умение анализировать и корректно упрощать сложные тексты, осуществлять

доказательные, обоснованные рассуждения, проводить операции доказательства и

опровержения.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего час. /зач. ед.

Семестры

3










Аудиторные занятия (всего)

54













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18













Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

36













Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

72













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

8













Другие виды самостоятельной работы

64































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет













Общая трудоемкость 126 часы

зачетные единицы

126





























5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины




Модуль 1. Предмет и

основные законы логики. Учение о понятии и суждении.




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет и значение логики.

Возникновение и развитие логики. Логика и жизнь. Проблема формирования логосферы. Истинность и правильность рассуждений. Виды мышления. Язык, мышление, логика. Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в повышении культуры мышления, интеллектуального потенциала человека.

2.

Основные законы, принципы, правила логики.

Понятие о логических законах, регулятивах, принципах правильного мышления. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность и доказательность. Закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания - сфера их действия и значение. Нормативный характер логических законов. Другие важные правила и регулятивы продуктивного мышления, ведущего к истине. Соблюдение требований основных законов и правил логики в мышлении, общении и познании.

3.

Логическое учение о понятии.

Понятие как базисная и «элементарная» форма абстрактного мышления. Проблема истинности и ложности понятий. Основные приемы формирования понятий, языковые формы их выражения. Виды понятий и основные операции с ними (в отношении объема и содержания). Операция деления объема понятия; ее важнейшие правила и значение. Операция определения и уточнения содержания понятия; основные виды определения понятий и важнейшие правила. Ошибки, возможные при определении. Значение понятийного мышления.

4.

Учение о суждении:

А) простые суждения;

Б) сложные суждения.

А) простые суждения;

Виды простых суждений. Атрибутивные, выделяющие и исключающие, реляционные, модальные суждения. Логическая структура суждения. Объединенная классификация простых категорических атрибутивных суждений, отношения между ними. Логический квадрат и логическая таблица. Важнейшие свойства реляционных суждений, их связь с атрибутивными суждениями. Основные виды модальных суждений, их значение.

Б) сложные суждения.

Образование сложных суждений, их виды. Семантика логических союзов, истинностные таблицы. Выявление истинностного значения сложных суждений. Проблема равносильности простых и сложных суждений. Важнейшие равносильности для преобразования сложных суждений. Проблема отрицания сложных суждений.




Модуль 2. Основные

виды умозаключений.




5.

Непосредственные умозаключения.

Основные виды непосредственных умозаключений: умозаключения по логическому квадрату; выводы на базе реляционных суждений; выводы на основе модальных суждений; выводы на основе изменения структуры исходного атрибутивного суждения: а) через изменение качества связки и предиката (превращение, обверсия); б) через «ролевой обмен» субъекта и предиката (обращение, конверсия); в) через противопоставление предикату и субъекту.

6.

Дедуктивные умозаключения.

Понятие дедуктивного рассуждения. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных рассуждениях. Основные виды силлогистических рассуждений, основные схемы дедуктивного вывода. Дедуктивные выводы из простых посылок и выводы из сложных посылок. Понятие о сложных, сокращенных и сложносокращенных умозаключениях. Особенности и значение дедуктивных рассуждений для науки; роль дедуктивных рассуждений в прикладных областях знания.

7.

Индуктивные умозаключения.

Понятие индуктивного рассуждения и его основные виды. Понятие о полной и математической индукции. Неполная индукция и ее виды: через анализ и отбор фактов, через простое перечисление (популярная индукция). Условия, повышающие степень вероятности выводов популярной индукции. Научная индукция и ее значение. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Роль индуктивных рассуждений в обыденном и научном познании. Взаимосвязь индукции и дедукции в познании.


8.

Умозаключения по аналогии.

Аналогия как особый вид рассуждения, его структура. Основные виды рассуждений по аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Аналогия и индукция. Условия повышения степени вероятности заключения в выводах нестрогой аналогии. Место и роль аналогии в познании, в жизни, в искусстве. Аналогия как логическая основа метода моделирования. Использование аналогий в процессе обучения, а также научного, технического и художественного творчества.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8




1.

Теория аргументации

+

+

+

+

+

+

+

+






5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Модуль 1. Предмет и основные

законы логики. Учение о

понятии и суждении.

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-нары.

СРС

Все-го




Наименование раздела дисциплины



















1.

Предмет и значение логики.


2







4

2

8

2.

Основные законы, принципы, правила логики.

2







4

2

8

3.

Логическое учение о понятии.

2







4

2

8

4.

Логическое учение о суждении:

А) простые суждения;

Б) сложные суждения.

4







6

2

12




Всего по модулю 1.

10







18

8

36




Модуль 2. Основные виды

умозаключений.






















Наименование раздела дисциплины



















5.

Непосредственные умозаключения.

4







2

2

8

6.

Дедуктивные умозаключения.

2







6

4

12

7.

Индуктивные умозаключения.

2







4

2

8

8.

Умозаключения по аналогии.

2







4

2

8




Всего по модулю 2.

10







16

10

36


* Примечание.

Контроль по модулю 1. – реферат

Контроль по модулю 2. – письменная контрольная работа
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

6.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В рабочей программе предусмотрены два модуля:

Модуль 1. Предмет и основные законы логики. Учение о понятии и суждении.

(Разделы 1 -4)

Модуль 2. Основные виды умозаключений. (Разделы 5 -8)
Преподавание дисциплины предполагает применение следующих видов образовательных технологий:

Case-study. Анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений. Стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения данной дисциплине, включают в себя:

- Вопросы содержания рабочей программы «Логика»

- Список тем для написания рефератов, подготовки докладов и сообщений

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

- Текущий контрольв форме контрольных работ.

- Рубежная аттестация - в форме реферата.

- Промежуточный контроль - в форме экзамена.

6.2. Темы семинарских занятий по логике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логика iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Логика iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Логика iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Логика iconРабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма...
...
Логика iconЛогика и теория аргументации
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных...
Логика iconЛогика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика...
Логика сценической речи. Учеб пособие для те­атр и культ просвет учеб заведений. М., «Просве­щение», 2010
Логика icon1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Логика iconУмк дисциплины Логика для специальности 080102. 65 “Мировая экономика
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным...
Логика iconРеферат с чего начинается логика
Целью моей работы является выяснить, что изучает логика. Какими основными понятиями она оперирует. Что такое «истина» и«ложь» с точки...
Логика iconЫх классах (Обобщение опыта работы) Учитель второй квалификационной...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Логика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «логика»
Учебно-методический комплекс «Логика» предназначен для студентов I курса специальности 030900. 62 Юриспруденция, составлен в соответствии...
Логика iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...
Логика iconПояснительная записка логика это философская наука о законах и формах...
Логика – это философская наука о законах и формах правильного мышления. Как средство познания объективного мира, логика изучает абстрактное...
Логика iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Логика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика и теория алгоритмов
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
Логика iconАннотация рабочей программы дисциплины (модуля) логика
Дисциплина «Логика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин федерального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск