Скачать 380.5 Kb.
|
Государственный университет - Высшая школа экономикиФилософский факультетУМК дисциплины Логика для специальности 080102.65 “Мировая экономика Автор д.ф.н.Крючкова С.Е. Skryuchkova@hse.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры“Философия” онтологии, логики, теории познания Председатель Драгалина-Черная Е.Г. Зав. кафедрой В.Н.Порус ________________________ ________________________________ 25 декабря 2008 г. “11 ноября 2008 Утверждена УС факультета Мировой экономики Ученый секретарь _________________________________ “ ____” ___________________200 г. Москва-2008
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине логика. Специалист должен:
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине логика должен содержать следующие дидактические единицы: предмет и значение логики, понятие, суждение, понятия о логике высказываний, основные формально - логические законы, умозаключение, гипотеза (версия), аналогия, Доказательство и опровержение и их основы. Место курса в профессиональной подготовке специалиста Изучение логики является наиболее быстрым и продуктивным способом повышения логической культуры мышления - важного фактора формирования как личности специалиста, так и успеха и эффективности любой профессиональной деятельности. Цели курса
Задачи курса
Организационно-методические указания Дисциплина рассчитана на 108 часов, из них - 36 часов аудиторного изучения (18 часов - лекции, 18 часов – семинары), самостоятельная работа – 72 часа. Завершается изучение курса экзаменом. Изучение логики имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту науку надо изучать систематически. Курс логики невозможно изучить основательно за короткий срок. Овладение данной дисциплиной требует определенных усилий и последовательности. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики связаны между собой. Так, не усвоив темы “Понятие”, сложно разобраться в теме “Суждение”, а тем более “Умозаключение”. Кроме того, усвоить положения данной науки можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по логике. Чтобы лучше подготовится к выполнению этих заданий, студентам рекомендуется сразу после изучения той или иной темы теоретического курса ответить на контрольные вопросы и выполнить соответствующие упражнения. Если изучающий логику может воспроизвести правила, но не может их использовать в практической работе, то он не усвоил материал достаточно хорошо. Необходимо также научиться связывать изучаемый материал с теми науками, которые изучаются параллельно с логикой. Особое место в курсе уделено теории аргументации. Овладение логическими и методологическими основами теории аргументации позволяет студентам научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной, не-опровергающую критику от опровержения, знать правила аргументации и критики, научиться разоблачать уловки, применяемы в спорах. Чтобы овладеть искусством аргументации необходим постоянный тренинг (как в случае с изучением иностранного языка). Для этого нужно стараться постоянно применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при написании курсовых работ, рефератов, составлении деловых бумаг и т.д. 2. Тематический план учебной дисциплины
3.-Базовые учебники 1.Ивин А.А. Логика. М.: Гардарики, 2001. 2.Ивлев Ю.В. Логика. М.: Изд-во Проспект, 2006. 3.Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации: Учебное пособие. - М.:Университетская книга, Логос, 2007. 4.Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. 4. Формы контроля:
---
Тема 1. Предмет и задачи логики. Основные исторические этапы ее развития. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Место логики в системе когнитивных наук. Логика и культура. Общая характеристика логики. Логика как нормативная наука о формах и законах рационального познавательного мышления. Мышление и язык. Истинность мыслей (суждений) и формальная правильность рассуждений (умозаключений). Значение логики в формировании логической культуры и научных убеждений. Логическая культура будущего специалиста как необходимое условие успеха в профессиональной деятельности. Основные исторические этапы развития логики и ее виднейшие представители. Логика традиционная и теоретическая. Возникновение науки логики в Древней Греции, роль в этом ораторского искусства и философии. Онтологический характер логики. Протагор о логических приемах в речи ораторов. “О логике или Каноны” Демокрита. Сократ и проблема метода. Учение Платона о понятиях и определениях. Первое систематическое изложение логики в трудах Аристотеля. Аристотель и законы правильного мышления. Логическое учение стоиков. Средневековая логика: спор номинализма и реализма о природе общих понятий, теория логического следования и анализ семантических парадоксов. Проблематика средневековой арабоязычной логики. Доминирование эмпирической тенденции в логике эпохи Возрождения. Проблема метода в логике Нового времени. Разработка основ индуктивной логики в работе Ф.Бэкона “Новый Органон”. Методы определения причинной связи. Трактовка Кантом понятия логического закона и логической формы. Диалектическая логика Гегеля. Вклад Дж.Ст.Милля в разработку теории научной индукции. Русские логики П.С.Порецкий, Е.Л.Буницкий, М.И.Каринский, Л.В.Рутковский и их основные идеи. Идеи Лейбница и их роль в возникновении математической логики. Математизация формальной логики. Логические системы Дж.Буля, Э.Шредера, С.Джевонса. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики (Г.Фреге, Б.Рассел, А.Уайтхед). Индуктивная логика и теория вероятности в системе неопозитивистской философии науки. Многозначные логики и их значение для современной науки. Интуиционистская (конструктивная) логика как первый вариант неклассической логики. “Воображаемая” логика Н.А.Васильева. Основные направления развития современной логики. Литература: Основная: Ивин А.А. Логика. М.: Гардарики, 2001. С.7-22, 28-31. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Изд-во Проспект, 2006. С.5-16. Дополнительная: Асмус В.Ф. Логика: Учебник. М.: М.: Едиториал УРСС, 2001Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005. История логики: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Ф.Беркова, Я.С.Яскевич. Мн.: Новое знание. 2001. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юрист, 2004. С.5-27. Логика: Логические основы общения. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. Маковельский А.О. История логики. Жуковский-Москва - Жуковский: Кучково поле, 2004. Никифоров А.Н. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. – М.: ИД «Городец», 2006. Вопросы для самопроверки: 1.Каково практическое и теоретическое значение логики? 2.В чем различие между логикой традиционной и современной? 3.Какие этапы прошла логика в своем историческом развитии? 4.Почему традиционную логику называют двузначной? 5.Что называют логической правильностью мышления? 6.Чем отличается правильность мышления от его истинности? Как соотносятся эти понятия? Тема 2. Основные законы логики Понятие логической формы и логического следования. Понятие логического закона. Логические законы и теории. Общие и частные законы логики. Нормативные законы традиционной и математической логики. Закон тождества. Формулировка для терминов и высказываний. Примеры его нарушения. Познавательное значение закона тождества. Закон тождества и процедуры идентификации. Закон тождества и употребление синонимов и омонимов. Символическая формулировка закона. Закон противоречия (непротиворечия, или запрета противоречия). Формально – логическое противоречие. . Парадокс. Парадокс «Лжец» и его варианты. Самоприменимость и «порочный круг» при доказательстве парадоксов. Антиномия. Условия применения и неприменения закона в противоположных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных) суждениях. Закон исключенного третьего и условия его применимости.. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии неопределенности познания. Закон исключенного третьего и рассуждение “от противного”. Выбор с помощью закона одного из взаимоисключающих альтернатив. Закон достаточного основания. Средства, используемые для достижения требования достаточного основания. Методологические значения закона достаточного основания. Законы классической логики и критерии логичности. Литература: Основная: Ивин А.А. Логика. М.: Гардарики, 2001. С.87-115.. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Изд-во Проспект, 2006. С.6-8. Дополнительная: Асмус В.Ф. Логика: Учебник. –М.: Едиториал УРСС, 2001. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2005.С.35-41. Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений. М.: Дело,2002. С.6-9. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юрист, 2004. С.8-17. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск: ТетраСистемс, 2007. С.15-154, 256-281. Вопросы для самопроверки: 1.Чем отличается логическая форма мысли от грамматической формы и как ее можно выделить? 2.Что такое закон? Отличие законов природы от законов мышления? 3.Какие законы логики считаются основными и неосновными? 4.Каковы основные требования закона тождества? 5.Почему существуют различные формулировки закона непротиворечия? 6.Чем отличается закон исключенного третьего от закона непротиворечия? 7.Каков статус требования достаточного основания (закон или принцип)? |
Рабочая программа дисциплины Специальность 080102. 65 «Мировая экономика» Международные валютно-кредитные отношения [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика»... | Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика... Министерством образования рф, и Примерной программы дисциплины «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) от 18 июля... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Таможенное дело» составлена в соответствии... Лоскутова О. Н. Таможенное дело [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика»... | Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | ||
Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для всех специальностей, кроме 080102 Мировая экономика Согласовано Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Иностранный... | ||
Программа дисциплины «Теория и прогнозирование валютного курса. Политика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | Учебно-методический комплекс Для специальностей 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,... | Программа дисциплины «Экономика и политика Арабского Востока» для... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «международные экономические отношения»... Рабочая программа дисциплины «Международные экономические отношения» составлена в соответствии с государственным образовательным... |