| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалиста.
| Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики
Программа дисциплины
Деловые культуры мира для специальности 080102.65 «Мировая экономика»
подготовки специалиста,
специализация «Международный бизнес»
Автор программы:
Философова Т.Г., д.э.н., проф., tfilosofova@hse.ru
Гавриленко О.В., к.с.н., доцент, ogavrilenko@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры Международного бизнеса
« 13 » декабря 2011г.
Зав. кафедрой С.Н. Лавров Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»
« 22 » февраля 2012 г.
Председатель Утверждена УС факультета Мировой экономики и мировой политики
« 12 » марта 2012 г.
Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись] Москва, 2011
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102.65 «Мировая экономика», по специализации «Международный бизнес», изучающих дисциплину «Деловые культуры мира».
Программа разработана в соответствии с:
ГОС;
Образовательной программой 080102.65 «Мировая экономика», «Международный бизнес».
Рабочим учебным планом университета по направлению 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалистов в рамках специализации «Международный бизнес», утвержденным 2011 г.
2Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Деловые культуры мира» являются: формирование у студентов знаний о природе деловой культуры, ее связи с основными константами и переменными культуры, развитие представлений о существующих различиях в организации экономической жизни и деловом поведении разных народов, а также о формах и методах управления персоналом мультинациональных компаний, организаций, проектов.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
изучить проблемы деловой культуры как предмета теоретических исследований;
изучить основные факторы и векторы кросс-культурных различий формы и методы конкурентной борьбы на международных рынках;
изучить национально-культурные особенности стран мира и влияния на них глобализации;
приобрести практические навыки менеджмента в поликультурном бизнесе;
овладеть основами методов кросс-культурного взаимодействия.
По завершении курса студенты должны продемонстрировать знание исторических основ формирования деловой культуры, а также современных проблем, противоречий и перспектив развития кросс-культурных отношений в контексте глобализации мировой экономики и политики, владение методами анализа культурных особенностей делового поведения представителей разных стран и народов и кросс-культурного менеджмента.
4Место дисциплины в структуре образовательной программы Курс «Деловые культуры мира» является обязательной дисциплиной, изучаемой на четвертом курсе студентами, обучающимися на факультете Мировой экономики и мировой политики по специализации «Международный бизнес». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
«Мировая экономика»,
«Международные экономические отношений»,
«Основы международного бизнеса»,
«Международный маркетинг»,
«Культурология» и др. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
понимание природы взаимодействия различных культурных систем и их представителей,
грамотное управление кросс-культурными процессами и коллективами,
знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации.
5Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Деловая культура, как объект изучения. Основные термины и определения
| 10
| 4
|
|
| 6
| 2
| Разнообразие деловых культур
| 14
| 8
|
|
| 6
| 3
| Кросс-культурное поведение в международном бизнесе
| 14
| 8
|
|
| 6
| 4
| Особенности деловой культуры стран Европы
| 10
| 4
|
|
| 6
| 5
| Особенности деловой культуры стран Северной Америки
| 10
| 4
|
|
| 6
| 6
| Особенности деловой культуры России и стран постсоветского пространства
| 16
| 8
|
|
| 8
| 7
| «Сильные» игроки в пространстве деловых культур
| 20
| 12
|
|
| 8
| 8
| Особенности кросс-культурного управления международными компаниями
| 14
| 8
|
|
| 6
|
| ИТОГО:
| 108
| 56
|
|
| 52
|
6Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 4 год
| Параметры **
|
|
| 3
| 4
| Промежуточный
| Реферат
|
|
| +
| +
| Письменная работа
| Степень активности студентов
|
|
| +
| +
| Разбор практических заданий по изучаемым темам в аудитории (40 мин.)
| Итоговый
| Зачет
|
|
|
| +
| устный
|
**Основные требования к реферату и зачету изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт НИУ ВШЭ)
7Содержание дисциплины Тема 1. Деловая культура, как объект изучения. Основные термины и определения Повышение роли деловой культуры. Понятие деловой культуры. Этническая культура. Межкультурные коммуникации. Культурный шок. Три типа проявления этноцентризма руководителя. Культурный релятивизм. Межличностные коммуникации.
Основная литература:
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. Дополнительная литература:
Культурология: История мировой культуры (под ред. Маркова А.Н.). М.: ЮНИТИ, 2006.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004
Лал Д. Непреднамеренные последствия: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
Нисберт Р. Прогресс: история идеи: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
Бьюкенен П. Смерть Запада. Пер. с англ. М.: АСТ, 2007
Сравнительное изучение цивилизаций. Антология. М.: Аспект Пресс, 1999.
Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. М.: АСТ, 2003.
Kluckhon F.& Strodtbeck F. (1961) Variations in Value Orientations \ in S. Ting-Toomey. Communicating Across Cultures. New York: Guilford Press, 1999.
Lewis R. The Cultural Imperative: Global Trends in the 21st Century. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 2003.
Тема 2. Разнообразие деловых культур.
Многообразие деловых культур. Основные предпосылки многообразия деловых культур. Концепция культурных измерений Г. Хофстеде. Теория моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р.Льюиса. Представления о высоко- и низкоконтекстуальных культурах Э.Холла. Формирование командной культуры. Множественность аспектов корпоративной культуры. Теория национально-культурных различий Тромпенаарса Ф. и Хампден-Тернера Ч. Управление организационной культурой. Классификация корпоративных культур.
Основная литература:
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
Дополнительная литература:
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001.
Либин А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Hofstede, G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations: Sage Publications, 2001.
Trompenaars, F. & Hampden-Turner, C. (1997) Riding the waves of culture. Brealey Publications.
Тема 3. Кросс-культурное поведение в международном бизнесе Переменные кросс-культурных проблем в международном бизнесе. Модели кросс-культурного поведения в бизнесе. Формальные против неформальных. Время, графики. Невербальное поведение в бизнесе. Бизнес-протокол и этикет. Коррупция. Особенности маркетинга в различных культурах.
Основная литература:
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Р.Гестеланд. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Баланс-Клуб, 2003
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
Дополнительная литература:
Иноземцев В.Л. Авторский сборник. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика 2003.
Кондрашова Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. № 1 , 2010. С. 26-60
Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. Российско-американские отношения с точки зрения гражданского общества. М.: российская энциклопедия, 2006
Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
Тема 4. Основные особенности деловой культуры стран Европы. Традиционные европейские ценности и деловое поведение. Основные особенности деловых культур Европы, влияние глобализации. Научно-технический прогресс и европейская деловая культура. Европейские ценности и деловое поведение. Деловая культура Великобритании. Немецкая деловая культура. Деловая культура Франции. Деловая культура Северной Европы (скандинавские страны).
Основная литература:
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М., Попурри, 2004.
Дополнительная литература:
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
Кларк С. Наблюдая за французами. Скрытые правила поведения. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Мартин Г., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. Пер. с нем. М.: Альпина, 2001.
Организационное поведение. Учебник для вузов./ Под ред. Г. Латфуллина, О. Громовой. СПб.: Питер, 2004.
Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского средневековья в общедоступном изложении. М.: Изд-во Олега Абышко, 2006.
Томчин А. Наблюдая за немцами. Скрытые правила поведения. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Торекуль Б. Сага об ИКЕА. М.: Астрель, Премьера, 2003.
Триандис Г. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. с англ. М.: ФОРУМ, 2007.
Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд За экономическую грамотность, 1991.
Grosjian E. (1998). Forty years of cultural co-operation at the Council of Europe – Strasburg.
Harve D. (1989). The Condition of Post-Modernity. Oxford.
Тема 5. Особенности деловой культуры стран Северной Америки. Исторические корни деловой культуры северо-американского континента. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Влияние глобализации на распространение американской модели ведения бизнеса. Механизмы влияния в контексте глобализации.
Основная литература:
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М., Попурри, 2004.
Дополнительная литература:
Бек У. Что такое глобализация? / Под ред. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология 21 века. Пер. с англ. М.: Логос, 2004.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004.
Деловая Латинская Америка М.: Поколение, 2008
Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Лал Д. Непреднамеренные последствия. Пер. а англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
Мартин Г., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. Пер. с нем. М.: Альпина, 2001.
Традиции и обычаи народов мира М.: Мир книги, 2008.
Триандис Г. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. с англ. М.: ФОРУМ, 2007.
Фукуяма Ф. Америка на распутье. М.: АСТ, 2007.
Тема 6. Основные особенности деловой культуры России и стран постсоветского пространства. Исторические корни деловой культуры России. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Пути, проблемы и перспективы современной трансформации. Современные тенденции развития российской деловой культуры. Восприятие российской деловой культуры иностранными деловыми партнерами. Исследования российской деловой культуры.
Основная литература:
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Дополнительная литература:
Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политическая экономия, 2002
Бердяев Н.А. Судьба России. Авторский сборник. М.: Эксмо – Пресс. 2004.
Гестеланд Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе: маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах. М.: Баланс-Клуб, 2006.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб: Питер, 2001.
Кондрашова Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. № 1 , 2010. С. 26-60.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Мясоедов С.П. Основы кросс-культурного менеджмента. М.: Дело, 2003.
Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура: воздействие на модель управления: Учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2010.
Организационное поведение. Учебник для вузов./ Под ред. Г. Латфуллина, О. Громовой. СПб.: Питер, 2004.
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2006.
Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества. М.: Эксперт, 2007.
Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
Смирнов М.Ю.. Российское общество между мифом и религией. СПб ГУП, 2006.
Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. СПб ГУП, 2007.
Триандис Г. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. с англ. М.: ФОРУМ, 2007
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000
Шейн Э. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002.
Тема 7. «Сильные» игроки в пространстве деловых культур. Особенности «сильных игроков». Особенности ведения бизнеса в азиатском регионе. Деловая культура Японии; Деловая культура Китая; Деловая культура Индии; Деловая культура стран Юго-Восточной Азии; Деловая культура стран Ближнего Востока; Деловая культура стран Латинской Америки. Основная литература:
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.
Дополнительная литература:
Босрок Мэри Мюррей Бизнес по-азиатски: обычаи и деловая этика. Ростов на Дону, 2008.
Девятов А.П. Китайская специфика. Для тех, кто принимает решения. М.: 2008.
Деловая Азия М.: Поколение, 2008.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.: УММА, 2004.
Романова Н., Багин В., Романова И. Деловой этикет на Востоке. М.: 2006.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Сканави А.А. Бизнес-этикет в арабских странах. М.: КНОРУС, 2010
Цзен Мин, Вильямсон П. Дж. Дракон у дверей. Как российским компаниям выдержать китайскую конкуренцию. М. 2009.
Чен Минг-Джер. Китайский бизнес изнутри: практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М. 2009.
Тема 8. Особенности кросс-культурного управления международными компаниями. Методы формирования многонациональных команд и коллективов. Пути использования культурных различий. Формирование доверия. Управление ожиданиями. Управление коммуникацией. Переговоры. Требования к руководству многонациональными командами и коллективами. Основная литература:
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Дополнительная литература:
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Криппендолф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. М.: Питер, 2005.
Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2001.
Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. М.: Бином Лаборатория знаний, 2008.
Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур: учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2008.
Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004
Шейн Э. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002.
Lewis R. (2003). The Cultural Imperative: Global Trends in the 21st Century. Yarmouth, ME: Intercultural Press.
House R., Hanges P. (1999). Cultural Influences on Leadership and Organizations. Project GLOBE \\ Advances in Global Leadership.
8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 8.1Тематика заданий текущего контроля
Темы рефератов
Понятие и сущность деловой культуры.
Истоки формирования деловой культуры.
Деловая культура как предмет теоретических исследований.
Основные факторы и векторы кросс-культурных различий.
Глобализация и национально-культурные особенности стран мира. Глобализация и локализация деловых культур. Деловые культуры ведущих стран мира.
Менеджмент в поликультурном бизнесе.
Соотношение сил и влияния различных моделей в пространстве деловых культур мира. Особенности деловой культуры стран Северной Америки.
Особенности деловой культуры стран Западной Европы.
Особенности деловой культуры стран Ближнего Востока.
Особенности деловой культуры стран Юго-Восточной Азии.
Особенности деловой культуры Китая.
Особенности деловой культуры стран Латинской Америки.
Управление многонациональными компаниями.
Искусство кросс-культурных коммуникаций.
Лидерство в многонациональных компаниях.
Проблема устойчивого развития в глобальной экономике.
Эволюция ценностей и моделей делового поведения.
Деловая культура и корпоративная дипломатия.
Портрет успешного руководителя мультинациональной компанией.
Глобализация и будущее цивилизаций.
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Понятие культуры. Экономическое поведение и культура Понятие и сущность деловой культуры
Язык как носитель культуры. Трансляция культурных ценностей и опыта через языковые средства выражения
Многообразие культур. Современные подходы к классификации культур с позиции ведения бизнеса
Уровень развития общества, деловая культура и бизнес
Деловые культуры в условиях глобализации
История культурных взаимодействий и конфликтов. Истоки близости и противостояния культур.
Глобализация и локализация деловых культур
Глобализация и новая экономика глазами представителей различных культур
Типы деловых культур мира
Соотношение сил и влияния и прогнозы развития в пространстве деловых культур мира.
Актуальность широкого подхода к проблемам кросс-культурных различий.
Константы и переменные деловой культуры Анализ культурных различий в кросс-культурном управлении Видение устройства мира представителями разных культур
Понятие жизни в различных культурах
Самостоятельный выбор vs предопределение
Восприятие и использование времени представителями различных культур. Монохрнизм vs. полихронизм
Поли- и моноактивность
Чувства и эмоции в деловом поведении
Коллективизм vs Индивидуализм
Стабильность vs Турбулентность
Статус и лидерство
Гендерные установки
Адаптивность и способность к заимствованию
Роль религии в деловом поведении
Традиционные европейские ценности и деловое поведение
Общее и особенное деловых культур стран Европы
Влияние глобализация на европейскую деловую культуру
Исторические корни деловой культуры северо-американского континента Особенности развития деловой культуры США в XIX и XX веках
Глобальные механизмы влияния американской деловой культуры
Исторические корни деловой культуры России Особенности развития российской деловой культуры в XIX и XX веках
Пути, проблемы и перспективы современной трансформации российской деловой культуры.
Россия и постсоветсткое пространство: тенденции экономического и социо-культурного развития и взаимодействия.
Эволюция восприятия России в мире: от XX к XXI веку.
Деловая культура Японии
Деловая культура Китая
Деловая культура Индии
Деловая культура стран Юго-Восточной Азии
Деловая культура стран Ближнего Востока
Деловая культура стран Латинской Америки
Роль кросс-культурного управления международными компаниями
Методы формирования многонациональных команд и коллективов.
Пути использования культурных различий.
Формирование доверия и управление ожиданиями.
Особенности кросс-культурной коммуникации: вербальные и невербальные формы.
Технологии результативных переговоров.
Требования к руководству многонациональными командами и коллективами.
9Порядок формирования оценок по дисциплине Промежуточный контроль включает оценку качества выполнения студентом реферата, а также степень активности работы студентами при разборе практических заданий по изучаемым темам в аудитории (40 мин.)
Итоговый контроль знаний проводится в форме устного зачета.
Итоговая оценка знаний складывается из вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов:
работа в аудитории (доклады, обсуждения) – 0,3
реферат – 0,3
зачет – 0,4
Основные требования к реферату и зачету изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт НИУ ВШЭ)
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = n1·Ореф + n2·Оаудиторная ;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1Базовый учебник Базовый учебник отсутствует
10.2Основная литература 1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
2. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
3. Р.Гестеланд. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Баланс-Клуб, 2003.
10.3Дополнительная литература
Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: Российская политическая экономия, 2002.
Бек У. Что такое глобализация? / Под ред. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
Бердяев Н.А. Судьба России. Авторский сборник. М.: Эксмо – Пресс, 2004.
Босрок Мэри Мюррей Бизнес по-азиатски: обычаи и деловая этика. Ростов на Дону, 2008.
Бьюкенен П. Смерть Запада. Пер. с англ. М.: АСТ, 2007.
Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология 21 века. Пер. с англ. М.: Логос, 2004.
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2001.
Гестеланд Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Баланс-Клуб, 2003.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004.
Девятов А.П. Китайская специфика. Для тех, кто принимает решения. М. 2008.
Деловая Азия М.:. Поколение, 2008.
Деловая Латинская Америка М.: Поколение, 2008.
Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.
Иноземцев В.Л. Авторский сборник. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ-ВШЭ, 2004
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ./ Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
Кларк С. Наблюдая за французами. Скрытые правила поведения. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Кондрашова Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. № 1 , 2010. С. 26-60.
Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Криппендолф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. М.: Питер, 2005.
Культурология: История мировой культуры (под ред. Маркова А.Н.). М.: ЮНИТИ, 2006.
Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2001.
Лал Д. Непреднамеренные последствия: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
Либин А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. Пер. с англ. М.: Дело, 1999.
Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. М.: Бином Лаборатория знаний, 2008.
Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. Российско-американские отношения с точки зрения гражданского общества. М.: Российская энциклопедия, 2006.
Мартин Г., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. Пер. а нем. М.: Альпина, 2001.
Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура: воздействие на модель управления: Учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2010.
Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: как вести бизнес с представителями других стран и культур: учебное пособие. М.: Дело АНХ, 2008.
Нисберт Р. Прогресс: история идеи: Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, 2007.
Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.: УММА, 2004.
Организационное поведение. Учебник для вузов./ Под ред. Г. Латфуллина, О. Громовой. СПб.: Питер, 2004.
О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. СПб.: Питер, 2002.
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2006.
Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Проблемы американистики. Выпуск 10. Либеральная традиция в США и ее творцы. М.: МГУ, 1997.
Реальная Россия. Социальная стратификация современного российского общества. М.: Эксперт, 2007.
Романова Н., Багин В., Романова И. Деловой этикет на Востоке. М. 2006.
Сканави А.А. Бизнес-этикет в арабских странах. М.: КНОРУС, 2010.
Смирнов М.Ю.. Российское общество между мифом и религией. СПб ГУП, 2006.
Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. СПб ГУП, 2007.
Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского средневековья в общедоступном изложении. М.: Изд-во Олега Абышко, 2006.
Томчин А. Наблюдая за немцами. Скрытые правила поведения. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Торекуль Б. Сага об ИКЕА. М.: Астрель, Премьера, 2003.
Тычинина Л.В. Россия и мир. Вчера, сегодня, завтра. Государство и общество в условиях глобализации. М.: МГУ им. Дашковой Е.Р. 2004.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
Традиции и обычаи народов мира М.: Мир книги, 2008.
Триандис Г. Культура и социальное поведение: учебное пособие / Пер. с англ. М.: ФОРУМ, 2007.
Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. М.: Попурри, 2004.
Сравнительное изучение цивилизаций. Антология. М.: Аспект Пресс, 1999.
Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. М.: АСТ, 2003.
Фукуяма Ф. Великий разрыв. Пер. с англ. М.: АСТ, 2004.
Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд За экономическую грамотность, 1991.
Холден Н. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2005.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002.
Цзен Мин, Вильямсон П. Дж. Дракон у дверей. Как российским компаниям выдержать китайскую конкуренцию. М. 2009.
Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000.
Чен Минг-Джер. Китайский бизнес изнутри: практическое пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М. 2009.
Grosjian E. (1998). Forty years of cultural co-operation at the Council of Europe – Strasburg.
Harve D. (1989). The Condition of Post-Modernity. Oxford.
Hofstede, G. (2001). Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations: Sage Publications.
House R., Hanges P. (1999) Cultural Influences on Leadership and Organizations. Project GLOBE \\ Advances in Global Leadership.
Kluckhon F.& Strodtbeck F. (1961) Variations in Value Orientations \ in S. Ting-Toomey.
Communicating Across Cultures. New York: Guilford Press. 1999.
Lewis R. (2003). The Cultural Imperative: Global Trends in the 21st Century. Yarmouth, ME: Intercultural Press.
Trompenaars, F. & Hampden-Turner, C. (1997). Riding the waves of culture. Brealey Publications.
|