Скачать 288.12 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф «Утверждаю» Заведующий кафедрой к.м.н., доцент Калоев А. Д. «___» ____________ 200_ г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. ТЕМА №41: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)”. Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”. Обсуждена на заседании кафедры (ПМК) «___» _____________ 200_ г. Протокол №____ Ставрополь, 200_ г.
Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”.
Территория России подвержена воздействию широкого спектра природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения, а также природных пожаров. Наибольшую опасность из рассматриваемых природных катастроф представляют землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы, циклоны, сели, оползни и обвалы, тайфуны, цунами, лавины и лесные пожары.
Время 3 часа (135 минут)
Контрольные вопросы к занятию, тесты и учебные вопросы к семинару находятся в приложении №1, 2 и 3 к данной методической разработке соответственно.
Вступительная часть 10 минут Учебные вопросы:
Реферат 10 минут
последствий пожаров 30 минут Заключительная часть 10 минут: Письменный контроль по пройденной теме (контрольные вопросы находятся в приложении №1 к данной методической разработке). Задание студентам для самостоятельной работы 5 минут: Закрепление пройденного материала:
последствий пожаров Задание для подготовки к следующему занятию: Учебная программа – ТЕМА №8: “Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС” Занятие 1: “Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в ЧС”
Список рекомендуемой литературы:
В. И. Сахно. Москва, 2002 г. 2. Особенности патологии поражения, диагностики и оказания экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других катастрофах (частные вопросы медицины катастроф) под ред. Г.А.Рябова. М.: 1993. Использованная для подготовки семинара литература:
В. И. Сахно. Москва, 2002 г.
Методическая разработка составлена Старшим преподавателем __________ Нефёдовым В. Г. Преподавателем _________ Ярошкевичем В.А. «___» _______________ 200_ г. Ставрополь, 200_ г. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Контрольные вопросы для студентов по теме №7: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)” Занятие 2: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф”
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Контрольные тесты по учебной дисциплине “медицина катастроф” ТЕМА №7: “Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС природного характера (стихийных бедствий)”
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Учебные вопросы семинара Вопрос 1: Характеристика ЧС природного характера Наводнения Наводнение - это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков. В зависимости от причин возникновения различают следующие разновидности наводнений: • паводки - быстрое, но сравнительно кратковременное поднятие уровня воды в реке, вызываемое сильными дождями или интенсивным таянием снежного покрова, ледников, заторов и зажоров в ее бассейне (зажоры - скопление рыхлого губчатого шуга и мелкобитого льда в русле реки; заторы бывают весной при вскрытии рек и разрушении ледяного покрова, характеризуются скоплением льда в русле реки, что затрудняет ее течение); • наводнение, возникающее под воздействием нагонного ветра на морских побережьях и в устьях рек, впадающих в море; • цунами - наводнение, вызываемое подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов и другими тектоническими процессами. По данным МЧС России, на территории нашей страны существует угроза наводнений почти для 746 городов и нескольких тысяч населенных пунктов. Большую потенциальную опасность представляют подтоплепия. На территории России, по данным 1990 г., подтапливалось около 960 городов, более 500 поселков городского типа и тысячи мелких населенных пунктов. Подтопление территорий вызывает деформации и разрушение грунтов оснований зданий и подземных коммуникаций, повышение сейсмичности территорий, затопление подвалов зданий, ухудшение санитарной и экологической обстановки в городах и населенных пунктах. Довольно часто наводнения происходят от ветрового нагона воды, по последствиям их сравнивают с крупнейшими паводковыми наводнениями и цунами. Ветровые нагоны воды происходят нередко на больших озерах и водохранилищах, а также в устьях крупных рек, впадающих в море. На величину нагонного уровня воды оказывают влияние: скорость, направление и длина разгона ветра, средняя глубина, площадь водоема, его конфигурация и др. В случаях, когда в результате ветрового нагона образуются высокие уровни воды, возможно затопление прилегающей территории. Угрозу затопления могут создавать возможные разрушения плотин, гидроузлов, оградительных дамб и других гидротехнических (гидродинамически опасных) объектов в результате аварий, стихийных бедствий и террористических актов. Помимо поражающих факторов, характерных для других наводнений (утопление, механические травмы, переохлаждение), при авариях на гидродинамически опасных объектах на людей действуют факторы, обусловленные кинетической энергией волны прорыва. Механические повреждения различной тяжести могут быть следствием: • непосредственного динамического воздействия на пораженного волны прорыва; • травмирующего действия обломков зданий, сооружений, разрушаемых волной прорыва; • повреждающего действия различных предметов, вовлекаемых в движение волной прорыва. Природные явления, связанные с наводнением или затоплением населенных пунктов на значительных территориях, определяют специфику деятельности здравоохранения и, в частности, службы медицины катастроф. Определяющими моментами при ликвидации медико-санитарных последствий наводнения являются масштаб территории затопления и количество пострадавшего населения, оказавшегося без крова, продуктов питания и питьевой воды, подвергшегося отрицательному воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов. Наводнения, в зависимости от масштабов и наносимого суммарного ущерба, подразделяют на 4 группы: • 1-я - низкие наводнения (наблюдаются на равнинных реках с повторяемостью 1 раз в 5-10 лет), характеризуются сравнительно небольшой площадью затопления, незначительным материальным ущербом и, как правило, не несут угрозы жизни и здоровью людей; • 2-я - высокие наводнения (наблюдаются один раз в 20-25 лет), сопровождаются затоплением значительных участков речных долин, нанося ощутимый материальный ущерб и, как правило, сопровождаются угрозой для жизни и здоровья людей, что обусловливает необходимость частичной эвакуации населения; • 3-я — выдающиеся наводнения (наблюдаются один раз в 50-100 лет), приводят к затоплению целых речных бассейнов с затоплением населенных пунктов. Подобные наводнения сопровождаются угрозой массовых потерь среди местного населения, и, как следствие, требуют эвакуации значительной его части; • 4-я - катастрофические наводнения (возникают не чаще 1 раза в 100-200 лет), вызывают затопление огромных площадей, полностью парализуя хозяйственную и производственную деятельность, наносят значительный материальный ущерб и, как правило, сопровождаются большими потерями среди местного населения. Величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20% в зависимости от продолжительности пребывания пострадавших в воде. В структуре санитарных потерь преобладают пострадавшие с явлениями асфиксии, ознобления, а также с острыми нарушениями дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности, травмами мягких тканей, сотрясениями головного мозга. Часть пострадавших может находиться в состоянии психического расстройства. В результате наводнения большое количество населения оказывается без крова, питьевой воды и продуктов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра. |
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях” | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Занятие 1: “Характеристика и классификация медицинского имущества. Основы организации медицинского снабжения службы мк и подготовка... | Методическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №3: Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия | ||
Методическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методическое пособие для проведения семинара по учебной дисциплине... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | Рабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | ||
Кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов Распределение студентов II курса стоматологического факультета по отделениям гбуз «вокб №1» для прохождения летней производственной... | Кафедра клинической фармакологии и фармации Темы рефератов по уирс по итогам изучения элективного курса фитотерапии для студентов лечебного и педиатрического факультетов |