ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)»
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Согласовано:
«___»________ 2012 г
| УТВЕРЖДАЮ:
Ректор ЮРГТУ (НПИ)
В.Г. Передерий
«___»________ 2012 г.
| Учебный план
«Кадровый менеджмент предприятия»
по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»
Цель: Повышение квалификации
Форма обучения: очная (дневная)
Категория слушателей и их минимальный уровень образования – руководители и специалисты малых и средних организаций, минимальный уровень образования - среднее профессиональное образование
Срок обучения: 0,5 месяцев, 2 недели, 72 часа
Режим занятий: 6 часов в день, 36 часов в неделю
|
№№
пп
| Наименование разделов и дисциплин
| Всего часов
| В том числе
| Формы
контроля
| Лекции
| Практические занятия
| 1.
| Роль и значение кадрового менеджмента в управлении современным предприятием. Современные концепции управления персоналом.
| 4
| 2
| 2
|
| 2.
| Кадровая политика и планирование трудовых ресурсов.
| 8
| 2
| 6
|
| 3.
| Набор персонала и отбор кадров
| 8
| 2
| 6
|
| 4.
| Управление оплатой труда и определение льгот
| 6
| 2
| 4
|
| 5.
| Мотивация и стимулирование деятельности персонала
| 8
| 2
| 6
|
| 6.
| Профессиональная ориентация и социализация и трудовая адаптация
| 6
| 2
| 4
|
| 7.
| Управление карьерой персонала
| 4
| 2
| 2
|
| 8.
| Обучение и развитие персонала
| 6
| 2
| 4
|
| 9.
| Оценка результатов деятельности персонала
| 6
| 2
| 4
|
| 10.
| Организация и проведение аттестации персонала
| 6
| 2
| 4
|
| 11.
| Экономика кадрового менеджмента
| 4
| 2
| 2
|
| 12.
| Правовые основы кадрового менеджмента
| 4
| 2
| 2
|
| 13.
| Итоговая аттестация
| 2
|
| 2
| Выпускной реферат
|
| Итого:
| 72
| 24
| 48
|
|
Директор МРЦПК В.И. Балакай ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт)»
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
СОГЛАСОВАНО:
«___» мая 2012 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор ФГБОУ ВПО «ЮРГТУ(НПИ)»
В.Г. Передерий
«___» мая 2012 г.
| Учебно-тематический план
Повышения квалификации
«Кадровый менеджмент предприятия»
по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»
Роль и значение кадрового менеджмента в управлении современным предприятием. Современные концепции управления персоналом (4 часа)
Современная служба управления персоналом (СУП) - ведущий методический, информационный и координирующий центр работы с кадрами в организации. Функции СУП на примере западных и отечественных фирм.
Парадигма управления персоналом в XXI веке. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. Отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом.
Функции, субъекты и методы управления персоналом. Основные модели кадрового менеджмента. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу. Принципы управления персоналом. Иерархия менеджеров фирмы и структура их рабочего времени. Организационные вопросы управления персоналом в системе менеджмента. Концепция управления персоналом в организации.
Лекции: 2 ч.
Практика: 2 ч.
Кадровая политика и планирование трудовых ресурсов (8 часов)
Сущность, цели и задачи кадрового планирования в системе управления персоналом организации. Стратегическое планирование персонала. Оперативный план работы с персоналом. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Основные виды кадрового планирования:
• Планирование потребностей в персонале;
• Планирование использования персонала;
• Планирование обучения персонала;
• Планирование сокращения (высвобождения) персонала.
Временные рамки кадрового планирования. Распространенные ловушки процесса кадрового планирования. Решение кадровой задачи: Маркетинговые исследования в области персонала.
Лекции: 2 ч.
Практика: 6 ч.
Набор персонала и отбор кадров (8 часов)
Понятие набора персонала. Штатное расписание. Анализ содержания работы. Должностная инструкция. Профессиограмма. Квалификационная характеристика. Критерии оценки претендентов. Внутренние и внешние источники привлечения персонала. Преимущества и недостатки различных источников. Средства набора. Схема объявления о вакансиях.
Понятие отбора кадров. Методы отбора: профотбор, собеседования, испытания, организация центров оценки. Критерии отбора. Этапы отбора: подготовка, собеседование, принятие решения. Общие рекомендации эффективного проведения собеседования. Контрактная форма найма работников и коллективные соглашения по труду и занятости.
Эффективность процесса поиска и отбора кадров. Решение кадровых задач:
Методика разработки профессиограмм;
Порядок разработки Положений о подразделениях и Должностных инструкций;
Разработка Положения об организации работы по отбору кандидатов в фирму;
Анализ методики «Эффективный отбор и наем торговых представителей» (может быть рекомендовано для других вакансий);
Должностная инструкция как реальный инструмент управления (анализ конкретных должностных инструкций);
Оформление организации труда работников (анализ комплекта унифицированных форм);
Примерная программа организационных мероприятий по снижению текучести персонала;
Прекращение трудового договора (контракта) и оформление увольнения с работы (анализ комплекта унифицированных форм);
Определение психологической профессиональной пригодности;
Испытание при приеме на работу;
Разработка словаря деловых характеристик. Деловая игра:
Подбор и расстановка персонала в управлении;
Высвобождение персонала. Ситуация «пора отставки»;
Оценка кандидата для выдвижения на вакантную должность.
Лекции: 2 ч.
Практика: 6 ч.
Управление оплатой труда и определение льгот (6 часов)
Материальное вознаграждение как средство мотивации персонала. Разработка структуры заработной платы. Системы дополнительных льгот. Методические основы систем оплаты труда и вознаграждения в американских, европейских и японских компаниях как в построении грейдовой системы, так и вознаграждения. Грейдирование: широкополосное, карьерное, семейное. Международный опыт применения схем и систем оплаты труда: оплата за результат, оплата по компетенциям, оплата за вклад. Преимущества и недостатки внедрения в практику российских компаний мировых схем оплаты труда, получите рекомендации по адаптации с учетом российского менталитета.
Лекции: 2 ч.
Практика: 4 ч.
Мотивация и стимулирование деятельности персонала (8 часов)
Проблема мотивации трудовой деятельности. Мотивация индивидуального труда. Мотивация как фактор организации поведения. Виды и типы мотивации. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом. Рост производительности труда -главный показатель эффективности управления персоналом. Компенсационный пакет, должностной оклад, сдельная заработная плата, повременная заработная плата, льготы, комиссионные, групповое вознаграждение, оплата за знание и компетенцию, тарифная система. Политика мотивации персонала. Решение кадровых задач:
Разработка рекомендаций руководителю по усилению мотивации персонала;
Анализ опыта методов мотивации и гуманизации труда зарубежных фирм;
Эффективное сочетание методов материального и нематериального стимулирования персонала;
Связь системы оценки с оплатой труда и повышением квалификации кадров.
Лекции: 2 ч.
Практика: 6 ч.
Профессиональная ориентация, социализация и трудовая адаптация (6 часов)
Понятия профессиональной ориентации и социальной адаптации. Условия успешной социализации и адаптации. Цели адаптации и обоснования ее необходимости. Связь понятий адаптация и профориентация. Организация эффективного управления адаптации. Виды и направления социализации и адаптации. Этапы адаптации. Первичная и вторичная адаптация. Формальные и неформальные методы адаптации новых работников. Факторы адаптации. Понятие профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации. Основные формы профориентационной работы: Просвещение; Информация; Консультация.
Органы управления профориентации. Зарубежный и российский опыт профориентации и адаптации.
Решение кадровых задач:
Разработка тематики адаптации и ориентации новых сотрудников фирмы;
Анализ этапов профессиональной адаптации сотрудников фирмы;
Адаптация принятых специалистов к работе и коллективу фирмы.
Лекции: 2 ч.
Практика: 4 ч.
Управление карьерой персонала (4 часа)
Понятие карьеры. Горизонтальная и вертикальная карьера. Значение карьеры в жизни человека. Интеграция ожиданий работников и интересов фирмы. Путь выбора карьеры. Конфликт возрастов. Анализ рабочего места. Управление карьерой. Развитие карьеры. Индивидуальное развитие карьеры. Роль наставника в развитии карьеры. Управление карьерой или продвижение по служебной лестнице. Решение кадровой задачи:
Составление конкретной карьерограммы.
Лекции: 2 ч.
Практика: 2 ч.
Обучение и развитие персонала (6 часов)
Современные методы построения системы корпоративного обучения с учетом опыта российских и западных компаний. Возможные варианты построения обучающих структурных подразделений с учетом их целей, задач и стандартов управления. Формирование целевых групп для обучения. Выявление потребности в обучении для каждой из них, определение целесообразности внешнего обучения. Основы оценки методов и форм обучения. Методики оценки эффективности обучения, разработка программ, позволяющих увеличивать эффект от обучения.
Лекции: 2 ч.
Практика: 4 ч.
Оценка результатов деятельности персонала (6 часов)
Сущность оценки результатов деятельности работников. Административные, информационные и мотивационные функции оценки. Методы оценки. Самооценка. Аттестация. Критерии оценки деловых и личных качеств работника. Эффективность оценки результатов деятельности.
Лекции: 2 ч.
Практика: 4 ч.
Организация и проведение аттестации персонала (6 часов)
Аттестация - способ реализации стратегии компании. Цели аттестации наемных работников. Задачи аттестации: Экономические; Социальные; Морально-психологические.
Принципы аттестации. Методика подхода к оценке персонала. Основные признаки аттестации. Участники аттестации. Комплексная оценка деловых качеств работников. Показатели (критерии) аттестации. Виды аттестации. Порядок и процедура проведения аттестации. Состав аттестационной комиссии. График проведения аттестации. Структурная схема аттестации. Документы на аттестуемого, представляемые комиссией. Протокол заседания. Правовые последствия аттестации. Процессуальная защита аттестуемых. Принципы организации и правового регулирования аттестации. Решение кадровых задач:
Разработка Положения об аттестации персонала;
Разработка рекомендаций руководителям структурных подразделений фирмы по проведению аттестаций.
Лекции: 2 ч.
Практика: 4 ч.
Экономика кадрового менеджмента (4 часа)
Бюджетирование работы кадровой службы. Порядок формирования и защиты бюджета. Понятие бюджета и назначение бюджетирования как управленческой технологии.
Цели и виды бюджетов. Принципы составления бюджета: «сверху вниз» и «снизу вверх».
Классификация расходов на персонал и принципы их распределения. Затраты на наем. Влияние качества системы отбора на затраты. Затраты на высвобождение (оптимизация) персонала. Затраты на адаптацию. Факторы, влияющие на затраты по адаптации персонала. Виды и группы затрат на обучение персонала. Взаимодействие бюджетов структурных подразделений с бюджетом HR на обучение. Бенчмаркинг и внесение изменений в бюджет, исходя из изменений бизнес-задач.
Лекции: 2 ч.
Практика: 2 ч.
Правовые основы кадрового менеджмента (4 часа)
Оформление трудового договора. Типичные ошибки и судебная практика. Правовое обеспечение трудовых отношений, документооборот различных участков кадровой работы. Увольнение сотрудников. Индивидуальные трудовые споры. Компенсация ненормированного труда. Порядок оплаты дополнительной работы. Заработная плата при сменном режиме труда.
Лекции: 2 ч.
Практика: 2 ч.
Контрольные вопросы 1. Этапы планирования человеческих ресурсов.
2. Структура типового оперативного плана работы с персоналом.
3. Набор персонала, его этапы.
4. Источники привлечения персонала.
5. Схема объявления о наличии свободных рабочих мест.
6. Анализ содержания работы и его методы.
7. Отбор кадров, его принципы и этапы. Критерии отбора.
8. Методы отбора персонала.
9. Оплата труда как средство мотивации персонала.
10. Принципы организации и функции оплаты труда.
11. Структура доходов работника организации. Система дополнительных льгот. Важнейшие тенденции в сфере оплаты труда.
12. Трудовой договор: понятие, существенные условия, виды.
13. Контракт и его особенности.
14. Коллективный договор, его содержание и структура.
15. Сходство и отличия трудового договора от смежных видов договоров.
16. Профессиональная ориентация и адаптация: содержание, цель, методы проведения.
17. Виды ориентации и адаптации.
18. Программа введения в должность.
19. Проблемы успешной адаптации и методы их решения.
20. Планирование развития и обучения персонала.
21. Виды и формы профессионального обучения.
22. Переподготовка и повышение квалификации работников.
23. Связь обучения с практикой. Виды тренинга.
24. Оценка эффективности системы обучения.
25. Сущность и функции оценки результатов деятельности работника.
26. Эффективность оценки результатов деятельности работника.
Учебно–методические материалы по дисциплине Основная литература 1. Веснин В. Р. Управление персоналом : теория и практика, учебник для вузов / - М.: Проспект, 2009. - 688 с.
2. Лукичева Л. И. Управление персоналом : курс лекций, практич. за-дания / под ред. Ю. П. Анискина; 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 264 с.
3. Персональный менеджмент : учебник для вузов / Резник С. Д., Бондаренко В. В., Соколов С. Н., Удалов Ф. Е.; под общ. ред. С. Д. Резника; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. - 558 с. Дополнительная литература 4. Адамс Б. Эффективное управление персоналом : пер. с англ. / - М.: АСТ; Астрель, 2008. - 362 с.
5. Брасс А. А. Кадровый менеджмент : учебно-методическое пособие / Министерство образования республики Беларусь; - Минск: РИВШ, 2008. - 248 с.
6. Бойко Э. В. 1С: Предприятие 8.0. Зарплата и управление персоналом : практич. пособие / Томиловская Е. И.; 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 240 с.
7. Веснин В. Р. Управление персоналом в схемах : учеб. пособие для вузов / - М.: Проспект, 2007. - 96 с.
8. Даянц Д. Г. Управление персоналом на горных предприятиях : учебное пособие для вузов / Романова Н. П.; 3-е изд., стер. - М.: Горная книга, 2007. - 299 с.
10. Мерманн Э. Мотивация персонала : инструменты мотивации для успеха организации / - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 184 с.
11. Мордовин С. К. Управление персоналом : современная российская практика, Учеб. пособие] / 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
12. Ржехин В. М. Разработка показателей эффективности подразделений, отделов, персонала : пошаговая инструкция / Алеканд Д. А., Коваленко Н. В.; - М.: Вершина, 2008. - 224 с.
13. Федорова Н. В. Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / Минченкова О. Ю.; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.
14. Хьюзлид М. А. Оценка персонала : как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию, пер. с англ. / Беккер Б. Е., Битти Р. У.; - М., СПб., Киев: Вильямс, 2007. - 432 с. Сведения о кадровом составе, участвующем в оказании образовательной услуги, лекторов – практических работников
Скарга Владимир Алексеевич, кандидат педагогических наук, директор по управлению персоналом, социальной и региональной политике ООО «ПК «НЭВЗ», г. Новочеркасск
Садовов Валерий Владимирович, генеральный директор АНО «Южное агентство развития квалификаций», г. Ростов-на-Дону
Шмакова Елена Викторовна, директор по персоналу ООО «Гардиан Стекло Ростов» г. Красный Сулин, Ростовской области.
|