Скачать 316.37 Kb.
|
Р Российская Федерация Белгородская область ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 308005, г.Белгород, Соборная пл., 4 тел. 32-40-34, факс 32-57-73 11.11.2011 г № 9-06/8058-ВА На № _____________ от _________________ ектору ГОУ ДПО «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» С.П.Тимофееву Руководителям муниципальных органов управления образования Руководителям муниципальных методических служб О комплексном учебном курсе ОРКСЭ Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики (далее – комплексный учебный курс ОРКСЭ), в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, писем Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области направляет информацию по подготовке к введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в четвертой четверти 2012 года в 4-х классах и в первой четверти 2012 года в 5-х классах (приложения №1-8). Муниципальным органам управления образования, муниципальным методическим службам необходимо: - обеспечить организационное и информационно-методическое сопровождение по введению комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях Белгородской области; - в срок до 17 ноября 2011 года представить обобщенную информацию в департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области на электронный адрес: g.bel2011@yandex.ru – Извековой Г.Н. по прилагаемой форме (приложение №7). Приложение: на 17 л. в 1 экз. Первый заместитель начальника департамента образования, культуры и молодежной политики области И. Шаповалов (Извекова Г.Н. 32-03-75 Приложение №1 Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 21 июля 2009 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение». При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики». Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».1 К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий. В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса». Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходил апробацию в 19 субъектах Российской Федерации в 2009 году, в 2010 году – 21. С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена подготовка учителей, участвующих в апробации проекта, а с февраля 2010 года публикуются учебные и методические пособия по новому предмету - эта задача возложена на Рособразование, Минобрнауки и Минрегионразвития. Приложение №2 Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области Начиная со 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и на территории Белгородской области (только в IV классах в 4 четверти 2011- 2012 учебного года в объеме 2 часов в неделю - 17 часов и в V классах в 1 четверти 2012-2013 учебного года в объеме 2 часов в неделю - 17 часов). Информация о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» расположена в приложении №6 Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:
Один из модулей учебного курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) на основании письменного заявления (форму заявления муниципальные органы управления разрабатывают и рекомендуют ОУ самостоятельно). Начальный курс предназначен для детей 4-5 классов. Перед проведением данного мониторинга в обязательном порядке проводятся родительские собрания (см.приложение №5), где знакомят родителей с нормативно-правовой базой по введению данного курса. На сайтах общеобразовательных учреждений должны быть размещены материалы по информированию родителей (законных представителей) и обучающихся о введении учебного курса ОРКСЭ. Общеобразовательный предмет «Православная культура», который изучается в общеобразовательных учреждениях области, в рамках регионального компонента будет изучаться, как и ранее в количестве 1 часа в неделю. Примечание: - на портале www.orkce.ru, http://orkce.apkpro.ru/ размещен научно-методический материал 21 региона, участвующего в апробации по введению ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году, позволяющий в интерактивном режиме оперативно решать вопросы введения ОРКСЭ. Приложение №3 Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) являются:
Приложение №4 Об учебниках курса ОРКСЭ Согласно приказа Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год», по направлению Основы духовно-нравственной культуры народов России в Федеральный перечень вошли 10 учебников: 1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл., ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. 2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл., Просвещение, 2010. 3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 4. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 5. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 6. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 8. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлѐва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, 2010. 9. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 кл., Русское слово, 2010. 10. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл., Русское слово, 2010. Приложение №5 Примерные методические рекомендации по проведению родительских собраний в 4-х классах муниципальных образовательных учреждений Белгородской области по вопросам информирования родителей об особенностях курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2011 – 2012 учебном году Родительские собрания необходимо провести в срок до 17 ноября 2011 года. Работа по данному вопросу может быть организована в каждом отдельном 4-ом классе, а в случае наличия параллели классов в школе – вынесена на общешкольный уровень. На родительских собраниях рекомендуем представить родителям развернутую информацию о целях и задачах апробации курса на следующих уровнях его управления.
Поручение Президента РФ от 02.08.2009 № Пр-2009 ; Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р и др. Данные документы возможно использовать как основания для доведения до родителей:
П. Зам.директора ОУ: Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009. Данная пояснительная записка позволит в оптимальной форме донести до родителей организационную схему эксперимента. Ш. Учитель-предметник: Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:
После достижения полного и адекватного понимания родителями обучающихся целей, задач и схемы организации эксперимента рекомендуется перейти к процедуре выбора одного из 6-ти модулей или уточнения уже сделанного родителями выбора модуля курса. Необходимо учесть:
В срок до 17 ноября – МОУО – представить обобщенную информацию в департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области на электронный адрес: g.bel2011@yandex.ru – Извековой Г.Н. по прилагаемой форме (приложение № 7). Необходимо: Результаты выбора одного из 6-ти модулей (его уточнения) на уровне ОУ:
Руководителям МОУ:
2) информацию о выборе разместить на сайтах МОУ до 17 ноября. Консультации для муниципальных координаторов эксперимента:
Приложение №6 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация Общие положения Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Приложение № 7 Территория_______________________________________________________________________________________________ |
Российская Федерация Белгородская область департамент образования белгородской области На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных... | Российская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения... Порядок оформления медицинской документации при направлении на патологоанатомическое исследование умерших больных в лечебно-профилактических... | ||
Программа для учителей физической культуры по направлению образовательная... Учредитель – департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области | Российская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения... «Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской... | ||
Отчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Адрес: юридический 309508, Российская Федерация, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Стадионная, дом 14 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес: юридический 309508, Российская Федерация, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Стадионная, дом 14 | ||
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Российская Федерация Министерство образования и молодежной политики... Об итогах проведения краевого (заочного) конкурса рефератов «Достижения конструкторов, рационализаторов, изобретателей в годы Великой... | ||
Сборника Департамент культуры, спорта и молодежной политики администрации города Нижнего Новгорода | Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ) | ||
Иркутская область Российская федерация иркутская область администрация муниципального образования «Жигаловский район» постановление | Департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа-югры Департамент физической культуры и спорта ханты-мансийского автономного округа-югры | ||
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской... Не допускаются исправления ответов. В случае исправления ответ считается неверным | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе документов:... Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23. 03. 2010 г. «Об утверждении положения... | ||
«название темы» Департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры | «название темы» Департамент образования и молодежной политики ханты-мансийского автономного округа – югры |