Скачать 162.43 Kb.
|
Религиозный фактор в политической жизни стран ЮВА (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) (спецкурс) Бектимирова Н.Н. Программа дисциплины «Религиозный фактор в политической жизни стран ЮВА (конец ХХ - начало ХХI в.). составлена в соответствии с требованиями (__________________) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «_________________» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Изучение спецкурса «Религиозный фактор в политической жизни стран ЮВА (конец ХХ – начало ХХI в.) имеет своими целями сформировать у студентов общие представления о влиянии традиционных факторов, в частности, религии на политическую жизнь стран ЮВА, а также отразить мировую тенденцию повышения роли религии в общественно-политической жизни стран Азии в условиях глобализации..
Целевая группа. Спецкурс рассчитан на студентов 4 курса ФМП (8 семестр), а также на студентов и аспирантов других вузов, специализирующихся по направлению «регионоведение», «востоковедение» и «всеобщая история». Количество часов. Спецкурс рассчитан на 32 часа лекций . 3. Методическая новизна спецкурса заключается в применении активных форм обучения: дискуссионного обсуждения лекционных вопросов, выполнения тестовых заданий и написания рефератов. В ходе курса используются методы:
Спецкурс предусматривает выработку студентами навыков самостоятельной практической работы по анализу влияния традиционных факторов, в частности, религии на политические процессы в регионе и их соотнесенности с общемировыми религиозно- политическими процессами. 4. Место курса в системе социально-гуманитарного образования Спецкурс занимает важное место в системе учебных дисциплин, изучаемых студентами ФМП. Он помогает студентам сформировать представления о специфике политических процессов в странах Востока и устойчивости влияния на них традиционных факторов, обеспечивает студентов знаниями, необходимыми для изучения других курсов. 5. Требования к уровню освоения содержания курсов Студент, прослушавший спецкурс «Религиозный фактор в политической жизни стран ЮВА (конец ХХ - начало ХХI в.», должен:
6. Курс читается в 8 семестре. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Спецкурс «Религиозный фактор в политической жизни стран ЮВА ( конец ХХ – начало ХХI в). рассматривает проблемы: влияние традиционных факторов, в частности, религии на политическое развитие стран ЮВА; усиление роли религии как фактора национальной идентичности и орудия политической мобилизации в условиях глобализации; религиозную ситуациюв странах буддийского и исламского ареала в регионе ЮВА. Спецкурс помогает студентам выработать более целостную картину современного мира в сложном взаимодействии традиций и современности и предоставляет важный материал при изучении других общих и специальных курсов на ФМП. 2. Разделы курса Курс состоит из 4 разделов, 8 тем (16 лекций). Раздел 1. Глобализационные процессы и их влияние на религиозную ситуацию в странах ЮВА. Раздел 2. Религиозные традиции в политической жизни мусульманских стран ЮВА. Раздел 3. Религиозные традиции в политической жизни буддийских стран региона. Раздел 4. Роль религии в странах, идущих по пути строительства социализма. 3. Темы и краткое содержание Раздел 1 Глобализационные процессы и их влияние нарелигиозную ситуацию в регионе ЮВАТема 1.Религиозно-политические процессы в странах ЮВА на рубеже веков Усиление роли религии как важнейшего фактора национальной идентичности и орудия политической мобилизации в условиях глобализации. Активизация процессов демократизации и роль в этих процессах системы азиатских ценностей, в частности, религии. Дестабилизирующее влияние азиатского финансового кризиса на все стороны общественной жизни стран региона. Рост исламских настроений в регионе как отражение общемировой тенденции в мусульманском мире. Присоединение стран региона к противодействию международному терроризму. Политика религиозного плюрализма как официальный курс правящих элит большинства стран региона. . Тема 2. Конфессиональная характеристика региона Сложность конфессиональной ситуации в регионе. Присутствие в регионе трех мировых религий – ислама, буддизма и христианства. «Периферийный» характер ислама в ЮВА. Уровень политической и идеологической активности исламских общин в разных странах региона. Преобладание буддизма-тхеравады в странах региона. Степень сотрудничества буддийской сангхи с правящими кругами в различных странах региона. Незначительное распространение христианства (кроме Филиппин) в странах ЮВА. Тема 3. Этноконфессиональные проблемы стран ЮВА Мусульманско-христианские конфликты в Индонезии. Этноконфессиональная проблема юга Филиппин. Радикализация мусульманского движения. Исламский Фронт Освобождения МОРО (ИФОМ) и его борьба за провозглашение независимого исламского государства. Группировка «Абу Саяф». Борьба властей Филиппин с терроризмом с опорой на военную помощь США. Этноконфессиональная проблема юга Таиланда. Рост конфессионального насилия в 2004-2005 гг. Социально-экономические и политические причины разрастания конфликта. Меры правительства по урегулированию конфликта и борьбе с терроризмом. Буддийско-христианские и буддийско-мусульсманские столкновения в Мьянме. Репрессии со стороны военного режима в отношении мусульман-рохинджи и христиан-чинов и каренов. Раздел 2. Религиозные традиции в политической жизни мусульманских стран ЮВА Тема 4. Роль ислама в политической жизни Индонезии Панчасила как идеологическая основа независимой Индонезии. Ислам как символ духовного суверенитета нации и отдельной личности. Курс на «деполитизацию» исламских партий и движений при «новом порядке». Создание исламской инфраструктуры (мечети, религиозные школы, исламские университеты). Рост интереса среди населения к обрядовой системе ислама. Рост радикального ислама на рубеже веков в период «реформации» общественно-политической жизни в Индонезии. Деятельность террористических организаций «Ласкар Джихад», «Даруль Ислам» и «Джемаа Исламиа», план создания в ЮВА исламского халифата. Террористические акты на о. Бали (2002 г.) и в Джакарте (2003 г.). Судебные процессы над духовным отцом радикалов-исламистов А.Б.Баширом и исполнителями взрывов. Деятельность исламских религиозно-просветительских организаций – Нахдатул Улама (НУ) и Мухаммадия, пропаганда толерантного ислама. Общественно-политическая модель А. Вахида. Демократия и ислам в общественной мысли современной Индонезии. Присоединение Индонезии к борьбе по противодействию международному терроризму. Роль Индонезии в ОИК. Тема 5. Роль ислама в политической жизни Малайзии «Рукунегара» как идеологическая концепция независимой Малайзии. Пропаганда толерантного ислама при М.Махатхире. Создание исламских просветительных институтов. Деятельность исламской партии ПАС, попытки по усилению исламских порядков в контролируемых ею штатах. Исламская ветвь международного терроризма в Малайзии. Деятельность «Джемаа Исламиа» (ДИ), планы по превращению Малайзии в шариатское государство. Радикальная исламская организация «Бригада моджахедов Малайзии». Опыт Малайзии по жесткому превентивному пресечению терроризма. Предотвращение терактов на территории ФМ. Прекращение государственного финансирования исламских школ. Поражение ПАС на выборах 2004 г. и выработка ею новой стратегии. Пропаганда ислама «хадхари» (цивилизованного ислама) при А.Бадави. Присоединение Малайзии к борьбе против международного терроризма. Деятельность Малайзии в рамках ОИК. Раздел 3. Религиозные традиции в политической жизнибуддийских стран регионаТема 6. Роль буддизма в политической жизни Королевства Таиланда и Королевства Камбоджа Традиционная роль буддизма как фактора национальной идентичности. Триада «нация-трон-религия» – как важнейшая идеологическая составляющая в общественной жизни двух стран. Патронаж буддийской сангхи со стороны короля как фактор сохранения влияние буддийского монашества на общественно-политическую жизнь Камбоджи и Таиланда. Буддизм как фактор легитимации власти. Роль буддизма в политической жизни Таиланда. Демократия и буддийская политическая культура в Таиланде. «Буддийский ренессанс» в Камбодже. Рост политической «ангажированности» руководства камбоджийской сангхи. Роль буддийской сангхи в процессе демократизации. Тема 7. Буддизм в политической жизни Мьянмы Буддизм как фактор мьянманского национализма и легитимации власти военных. Раскол внутри мьянманской сангхи. Сотрудничество верхушки буддийского монашества с военными. Рост недовольства политикой военных среди рядового монашества. Протестные выступления городского монашества в 2007 г. Политика насильственной «буддизации» национальных меньшинств. Использование межконфессиональных конфликтов для укрепления власти военных. Раздел 4. Роль религии в странах, идущих по пути социализма Тема 8. Политика обновления в СРВ и ЛНДР Политика либерализации в религиозной сфере. Попытка руководства Вьетнама использовать буддизм как фактор национальной идентичности и культурного наследия в противодействии западному влиянию. Нарочитая абсолютизация этической составляющей буддизма со стороны властей в условиях рыночных реформ во Вьетнаме. Поощрение социальной активности монашества для борьбы с бедностью. Буддийский ренессанс в Лаосе. Активное участие монахов в общественно-политической жизни страны. Сотрудничество монашества с властью, как фактор легитимации политического курса руководства Лаоса. 4. Перечень примерных контрольных вопросов
5. Примерная тематика рефератов по курсу
6. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература (основная) 1.Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М., 1993. 2.Бектимирова Н.Н. Камбоджа 90-х: буддизм и политика.//Вестник МГУ. Востоковедение. 1998. № 3. 3. Гусев М.Н. Ислам в ЮВА. Единство и борьба противоположностей.// ЮВА в 2001. Актуальные проблемы развития. М., 2002. 4.Другов А.Ю. Идеология, религия и политический режим в Индонезии в период «нового порядка» (1966-1998).// Юго- Восточная Азия. Идеология и религия. М., 2001. 5.Другов А.Ю. Некоторые итоги постсухартовского развития в Индонезии. // ЮВА в 2000 г. Актуальные проблемы развития. М., 2001. 6. Ефимова Л.М. Религиозные традиции в политической жизни современной Индонезии (1965-1992). М., 1992. 7.Ефимова Л.М. Демократия и ислам в общественной мысли современной Индонезии. // ЮВА в 2006 г. Актуальные проблемы развития. М., 2007. 8. Морев Л. Новые тенденции в развитии религиозной ситуации в Лаосе. // Индокитай на рубеже веков. М., 2001. 9. Новакова О.В. Религиозная жизнь вьетнамского общества и католическая церковь в ХХI в. // Индокитай на рубеже веков. М. 2001. 10. Фомичева Е.А. Активизация террористических выступлений на юге Таиланда: внутренние причины и факторы внешнего влияния. // ЮВА. Материалы международного конгресса востоковедов. М., 2005. 11. Цеханова Л. Политика ГСМР в религиозном вопросе.// ЮВА в 2005 г. Актуальные проблемы развития. М., 2006. 12. Цыганов В.А. Малайзия после «смены караула»: политическая борьба и новые установки А.Бадави. // ЮВА в 2004 г. Актуальные проблемы развития. М., 2005. 2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
|
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |