Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы





Скачать 68.06 Kb.
НазваниеУправление уроком- важнейший фактор развития современной школы
Дата публикации24.04.2015
Размер68.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
В.Ю.Болтнев, директор школы

Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы

Я- сторонник управления качеством, основанного на вере в людей и их хорошие качества… Если руководитель не доверяет своим подчинённым и осуществляет строгий контроль и частые проверки, он не может быть хорошим руководителем. Его управление основано на убеждении, что люди порочны по своей природе, такая система попросту не способна функционировать.

Исикава Каору

От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.

В.Сухомлинский

Примитивизм руководства- это прежде всего результат того, что директор не знает, что делается на уроках, в каком направлении развивается творческое мастерство учителя. Да и есть ли оно вообще в школе, это мастерство.
В.Сухомлинский
Сегодня на заседании круглого стола мы ещё раз убедились в том, что урок- то место, где происходят основные процессы обучения, воспитания и развития личности. С урока начинается развитие конкретной школы, с урока начинается развитие всей системы образования.

Самый большой недостаток существующего ныне процесса внутришкольного управления заключатся в его неконкретности. Мы управляем школой вообще. Происходящие изменения в системе образования ещё больше убеждают в том, что сегодня нельзя действовать «вообще», решение задач современной школы обязательно связано с рассмотрением тех или иных частностей. Поэтому управлять школой «вообще»- значит, фактически не управлять ею совсем.

В последнее время для реализации поставленных задач в большей части школ и в нашей, в том числе, были разработаны комплексно- целевые программы управления конкретными участками педагогического процесса, а именно :

- КЦП «Качество»;

- КЦП « Здоровый ребёнок»;

- КЦП « Воспитание»;

- КЦП развития ключевых компетенций педагогов и др;

Одно из важнейших направлений реконструкции внутришкольного управления так или иначе зависит от качества, эффективности, инновационной направленности уроков.

Следовательно, сегодня перед нами выступила задача разработки конкретной системы управления уроком в школе. Управление уроком- это не только педагогическая, управленческая, но и сложнейшая, острейшая социальная проблема, т.к от её решения зависит качество УВП, эффективность развития школы, состояние системы образования в целом.

Что же включает в себя понятие «управление уроком»?

Управление уроком есть процесс управленческого воздействия на его содержание, форму и технологию осуществления, на формирование условий совершенствования его качества с целью повышения эффективности его конечного результата.

Из этого определения видно, что управление уроком- это многогранный и сложный процесс, осуществить который можно, опираясь на системный подход. Исходя из этого становится очевидным то, что для того чтобы конкретизировать процесс управления уроком в нашей школе, необходимо разобраться, из каких составляющих будет складываться это управление. Для чего была создана творческая группа, в которую вошли лучшие учителя, администрация школы, руководители проблемных групп. Результатом деятельности этой группы стали следующие основополагающие моменты. Для того чтобы обеспечить эффективное развитие урока в школе, необходимо:

- сформировать у каждого члена педагогического коллектива теоретико-методические основы для понимания сущности урока;

- создать и развивать систему отношений сотрудничества между учителем и учеником, педагогическим и ученическим коллективами, между администрацией школы и учителями;

- добиться освоения каждым педагогом на практике основных положений педагогики сотрудничества как основы для выполнения требования «учить всех, учит каждого, учить качественно»;

- обеспечить систематическую педагогическую «экипировку» учителей перед началом каждого учебного года ( УМК, методические пособия, рабочие программы, дополнительная литература и т.д);

- сформировать чётко контролируемую систему подготовки учителей к каждому уроку;

- обеспечить овладение учителем технологией целеполагания и целеосуществления в ходе подготовки и проведения уроков;

- организовать в коллективе систематическое выполнение всеми учителями дидактических требований к построению и проведению урока, а также к режиму его осуществления;

- создать в школе систему управления учебной домашней работой обучающихся, добиться её выполнения всеми учениками;

- обеспечить действенную систему повторения и систематизации знаний;

- добиться полного выполнения теоретической и практической части программы;

- систематически проверять прочность, глубину и осознанность знаний, умений и навыков учащихся.
Затем перед нами возник вопрос: какие формы, методы работы с педагогом необходимо использовать для реализации вышеназванных целей?

Процесс управления уроком – процесс обучающий, в этом его специфика и особенность. В целях развития теоретико-методической подготовки учителя по уроку структура МР в школе строится на основе деятельности проблемных групп «Творческий учитель», «Творческий ученик», «Творческий воспитатель». Первая- занимается традициями и новациями урока, рассматривает современные требования к его проведению. Вторая- формами и методами развития познавательной активности обучающихся, проектно-исследовательской деятельностью с уч-ся на уроках и во внеурочной деятельности.

Кроме того способствуют повышению эффективности урока, его конечного результата заседания педагогических советов, административные совещания. Так, за последние годы рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам «Что такое компетентностное образование и как к нему перейти?», « Состояние формирования ООУН обучающихся» и др.

На семинарах-практикумах педагоги прошли обучение по вопросам «Метод проектов в деятельности учителя-предметника», «Интерактивная доска на уроке и вне урока: методы, приёмы и формы работы», «Медиаресурсы в деятельности учителя» и др. На таких семинарских занятиях активно используем потенциал педагогов, прошедших курсы ( проблемные, переподготовки, повышения квалификации). В рамках РКП около 50% учителей прошли через различные курсы.
Важнейшими участками, безусловно нуждающимися в постоянном управленческом воздействии администрации школы, являются

- предварительная подготовка учителя к урокам на весь период учебного года ( изучение программ, учебников, методлитературы, выделение узловых вопросов по курсу, разработка рабочих программ, отбор средств обучения, наглядных и учебных пособий и т.д). Управление данным видом деятельности администрацией нашей школы осуществляется через индивидуальные формы: собеседование, просмотр документов и их утверждение…

- подготовка учителя к каждому уроку, т.к успехи и поражения учителя на уроке закладываются в ходе подготовки педагога к уроку. Этот процесс также не оставляем без внимания со своей стороны (просмотр планов-конспектов уроков, анкетирование обучающихся, анализ классных журналов и тетрадей школьников, посещение уроков и т.д).

- использование компьютера на уроке и до урока, именно до урока ( 17% педагогов школы- учителя пенсионного возраста и задача администрации- методично вести их к применению компьютерной техники на уроке и при подготовке к нему)
Важную роль в процессе управления уроком является организация повторения и систематизации знаний обучающихся. Из рабочих программ выписываются учителями даты проведения таких уроков с целью организации взаимопосещения, посещения администрацией и родителями таких уроков.
Постоянного контроля и систематического регулирования со стороны администрации школы требует процесс выполнения программ, их практической и теоретической части. Здесь используем следующие формы работы анализ документации (соответствие записей в журналах с рабочими программами, тетрадей для практических, лабораторных и контрольных работ, индивидуальные беседы с учителем и др) Поскольку важна не только количественная, но и качественная сторона выполнения программ, то этот блок может входить определённой частью в следующий сложнейший блок

- блок проверки качества знаний, умений и навыков обучающихся, управление которым связано с оказанием административного воздействия на всю совокупность факторов, влияющих на УВП.

Для того чтобы управлять этим блоком, необходимо знать:

- фактическое состояние зун по учебным предметам и их соответствие требованиям государственного стандарта;

- причины слабых знаний всего класса и отдельных уч-ся;

- в чем конкретно нужно помочь учителю;

- объективность оценки зун и её соответствие существующим нормам.

В связи с этим используем следующие виды работы:

- административные контрольные работы (тесты, к\р в форме ЕГЭ и экзаменов в новой форме)

- анализ результатов внешней оценки ЗУН (ЕГЭ, ГИА в новой форме, мониторинговые исследования)

- издание приказов по итогам года, мониторинговых исследований, ЕГЭ, ГИА,

- справки по итогам четверти, административных работ

- анализ посещенных уроков и заполнение диагностических карт.

Итак, анализ урока- это чисто индивидуальная форма работы администрации школы с учителем, в ходе которой можно решить множество задач работы с каждым из членов коллектива. Именно в процессе анализа урока стремимся решить многие вопросы развития педагогической компетенции, повышения профессионального мастерства учителя, создании творческой лаборатории, формировании своего профессионального почерка. Для этого используем различные виды анализов урока в зависимости от цели посещения (сегодня для вас подготовлен пакет с современными формами анализа урока). Глубокий анализ урока позволяет эффективно воздействовать на всю управляемую систему, оказывает управленческое воздействие. При этом стремимся опираться на сильные стороны в деятельности учителя, что приносит больше пользы, чем разбор недостатков. В ходе анализа готовим учителя к постоянному самоанализу уроков и рефлексированию своей деятельности.

Самым главным, ведущим , основным инструментом управления урока является его посещение руководителем и последующий анализ, но таковым он становится в том случае, если осуществляется на основе системного подхода: от качества преподавания к повышению эффективности урока, от эффективности урока к высокому качеству знаний и хорошим конечным показателям деятельности школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconТемы рефератов по Отечественной истории
Природно-климатический фактор и особенности экономического развития современной России
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconУрок семьи. Семейные
Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconГлубина промерзания грунтов важнейший фактор водно-теплового режима земляного полотна
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconИнтерес на уроке хора – важнейший фактор воспитания музыканта в школе...
«Почему иногда дети бросают учебу в школе, утрачивают интерес к занятиям музыкой?» Даже по окончании школы бывшие ученики избегают...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconУроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников
Опрос не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аналитическая справка о реализации Программы развития школы "Информационно-развивающая среда столичной школы как фактор формирования...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПрограмма дисциплины «Информационная открытость и развитие современной...
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПрограмма дисциплины «Информационная открытость и развитие современной...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПост-релиз круглого стола «Тара и упаковка – важнейший фактор повышения...
Информация об организации инновационной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconД филос н., профессор кафедры философии
Экологический вызов современности ставит человечество перед необходимостью принимать своевременные меры. Все это превращает формирование...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства,...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconАнализ учебно-воспитательной деятельности
В 2012 – 2013 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой «Развивающее обучение как фактор гармоничного...
Управление уроком- важнейший фактор развития современной школы iconОхрана здоровья населения – как важнейший фактор национальной безопасности...
Деятельность нашей службы напрямую связана с людьми, обеспечением социального благополучия общества, укреплением здоровья населения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск