Факультет сервиса и рекламы





НазваниеФакультет сервиса и рекламы
страница1/2
Дата публикации27.04.2015
Размер264 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

РЕФЕРАТ ПО ЭТНОЛОГИИ

Формирование татарского этноса


Выполнил: Барахтенко А.С.

Группа 14224

Проверила: Пядушкина И.И.


Иркутск 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование татарского этноса……………………….........................4

1.1. Формирование этнонима «татары»…………………………………………..4

1.2. Консолидационные процессы среди татар…………………………………..4

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы среди татар…………………….5

Глава 2. Обычаи, быт и основные виды хозяйственной деятельности татар…..7

2.1. Сельское хозяйство……………………………………………………………7

2.2. Народные промыслы и ремесла………………………………………………7

2.3. Устройство жилищ и населенных пунктов…………………………………..8

2.4. Национальная одежда…………………………………………………………10

2.5. Национальные продукты питания……………………………………………10

2.6. Народные и религиозные праздники………………………………………....11

2.7. Изменения, произошедшие в последнее время……………………………...12

Список используемой литературы………………………………………………...13


Введение

Татары (самоназвание татар). Численность в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.

Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).

Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику: язык юртовских татар возник в результате смешения ногайского языка и диалектов волго-уральских татар; карагашский язык - в основе ногайский — испытал заметное воздействие татарского языка, но сохранил свои особенности. Тюркский язык литовских татар, по ряду признаков сближающийся с кыпчакскими диалектами крымских татар, перестал существовать ещё в 16 в. (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовско-татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. До середины 19 века функционировал старотатарский литературный язык (поволжские тюрки). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарского языка— поэма Кул Гали «Кыйса-и Иосыф», написанная в 13 веке (автор погиб во время монгольского завоевания 1236г.). В устном народном творчестве татар представлены эпос (у сибирских татар), сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов.

Со 2-й половины начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале 20 века. Период с 1905 по 1917г.г. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание (татары вышли в России на одно из первых мест в этой сфере), национальная периодика, театр и т. п.

Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с 10 века по 1927г. на основе арабской графики, с 1928 по 1939г.г. — латинский (яналиф), с 1939 по 1940г.г. — русские), Верующие татары за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. нагайбаков), которые были обращены в 16—18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфе (Духовное управление мусульман Европейской части и Сибири, существует с 1789г.). В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары и прочие; у сибирских — себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. д.; у литовских — мэслим, литва (липка), татарлары.
Глава 1. Формирование татарского этноса

1.1. Формирование этнонима «татары»

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в 6—9 вв, во2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республике Татарстан.

1.2. Консолидационные процессы среди татар

Этническую основу волго-уральских татар составили болгары, создавшие в Среднем Поволжье (не позже начала 10 в.) одно из ранних государств Восточной Европы — Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236г. Этнический состав волжских болгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме племени собственно болгар известны такие племена, как барсилы (берсилы), зсегелы (чигили), савиры (сувары). Некоторые из них находились в составе гуннов, позже хазар; чигили были частью карлуков. Существенную роль в этногенезе болгар сыграли угорские группы, в т. ч. проникшие из Приуралья в начале 11 в.. О разнообразии этнических компонентов населения Волжско-Камской Болгарии свидетельствуют и названии таких городов, как Торческ (от торков) и Тухчин (предположительно от кыпчакского этнонима тухчи, нашедшего отражение и в половецком названии племени токсоба — токсы оба). В западных ареалах Волжско-Камской Болгарии жили буртасы, этнические истоки которых не вполне ясны. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племен и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого, государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14—15 вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14—15 вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т. ч. ногайские, группы. Об этом свидетельствуют языковые, культурологические и др. материалы (например, наличие среди волго-уральских татар таких родоплеменных названий, как конграт, мен, токсоба, буркут, кирает, алат, бадрак, катай, табын, кыргыз, кыпчак и др.). В 14 — середине 16 вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 века). Мишари до середины 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине 16—18 вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15—17 вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459— 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18 в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар — в юртовских татар и карагашах — различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Литовские татары начали формироваться в конце 14 века, на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jagoidai (возникло около 1438г.). Среди литовских татар известны группы ряда племён (найман, ялаир, конграт, юшин-уйшив) и представители крупных кланов золотоордынского происхождения (барыны, мансуры и др.). Литовских татар до 2-й половины 19 в. можно рассматривать как этническую группу средневекового золотоордынско-тюркского этноса.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров (отсюда один из этнонимов сибирских татар — нштэк-уштэк). О кыпчакско-ногайском компоненте сибирских татар говорят такие этнонимы, как табын, катай, таз, найман. курдак (конграт), кнрает, карагай, елан, токуз и другие. Угорскими являются такие названия, как истяк, бикатин, юрма, уват, супра (в основном топонимы). По разным причинам сибирские татары не успели сложиться в достаточно консолидированный этнос. В 18 — начале 20 вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

Во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. в результате этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав российского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является освоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар, бытовал этноним «бухарцы», астраханских— «ногайцы», «кара-гаши», у волго-уральских татар по переписи 1926г.. Татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в т. ч. часть из них — нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крепким этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков н некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы

Все группы татар имели достаточно развитую городскую жизнь в период существования самостоятельных государственных образований. После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к России городская прослойка татар сократилась. В результате социально-экономических преобразований 18— 19 вв., особенно во 2-й половине 19 века, урбанизационные процессы среди татар начали интенсивно развиваться. В 18 — начале 20 вв. численность горожан в Волго-Уральском регионе увеличилась более чем в 77 раз. К концу 19 в. из 240 тыс. татар-горожан, проживающих в городах России (8,8% от общей численности всего татарского населения), около 160 тыс. (более 60%) составляли волго-уральские татары. В начале 20 в. урбанизированность волго-уральских татар составляла 4,9%. Большая часть горожан из числа волго-уральских татар проживала в крупных городах Урало-Поволжья - Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми. Челябинске, Троицке и др. Кроме того, представители этой же группы жили и в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге и т. д.), на Кавказе (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири (общая численность живших за пределами Волго-Уральского региона горожан в конце 19 в. составляла 50 тыс., а в начале 20 в. — свыше 70 тыс. чел.). В Западной Сибири урбанизационные процессы среди татар развёртывались замедленными темпами. К тому же уже в конце 19 в. свыше 2/3 татар-горожан в Западной Сибири были переселенцами из Волго-Уральского ареала. Высокая доля горожан среди астраханских татар ещё в 18 в. объясняется тем, что некоторые их населённые пункты находились в пригороде городе Астрахань и затем вошли в городскую черту. К началу 20 в. подавляющее большинство татарского населения Астрахани составляли переселенцы из районов расселения волго-уральских татар. У литовских татар урбанизированность была весьма высокой: в 30-х гг. 19 века, в зависимости от губерний, в Минске, Новогрудке, Игумене, Слониме, Вильнюсе, Гродно, Ковно, Варшаве проживало от 8 до 42%, а в кон. 19 в. — почти половина литовских татар. В 1920—80-х гг. урбанизация татар приобрела новые масштабы, переломным в урбанизационных процессах был период конца 1950—60-х гг., когда более половины татарского населения страны стало горожанами. В 1979—89-х гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. В настоящее время татары являются одним из самых урбанизированных народов России.

Начиная со 2-й половины 16 века среди татар особенно волго-уральских, происходили масштабные миграционные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришёлся на 1-ю половину 18 в. (усиление социально-экономического гнёта, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине 18 в. и т. д.). В результате переселений татар из Среднего Поволжья на восток их численность в Приуралье в середине 18 в. достигла 89 тыс., а к концу этого столетия — 219.2 тыс. чел. (1/3 волго-уральских татар). К концу 19 века в Приуралье, главным образом в северно-западной части, проживало более 1 млн. татар. В пореформенный период наибольшая волна переселений татар из Волго-Уральского региона направилась через северный и северо-восточный Казахстан в Западную Сибирь, а также Среднюю Азию (в общей сложности это 94,3 тыс. чел. к концу 19 в.. в т. ч. 40,3 тыс. чел, — в Сибирь). Другим направлением миграций татар из Урало-Поволжья были промышленные районы Европейской части России и Кавказа. Волго-уральские татары в 18 — начале 20 вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце 18 в. составила 13,2%, в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, а в начале 20 в. превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири к концу 19 в. татары-переселенцы составляли 17% всех татар Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татар произошли в 20 в. В 1920—30-х гг. абсолютно большинство татар (в 1926г. — 95,4%., в 1937г. — 95,2%) жило ещё в Российской Федерации. Наиболее крупная группа татар за пределами Российской Федерации в этот период проживала в Казахстане и Средней Азии (118.7 тыс. в 1926г. и 129 тыс. в 1939г.). Татарское население имелось и на Украине (особенно в Донбассе) и в Азербайджане (в Баку). К концу 1950-х гг. численность татар вне пределов Российской Федерации резко возросла. Особенно значитительна была группа в Казахстане и Средней Азии (в 1959г. — около 780 тыс. чел., включая и насильственно депортированных туда в 1944г. крымских татар). Рост численности татар в этом регионе объяснялся также миграцией в Казахстан в годы освоения целины и в целом увеличением оттока в Средную Азию. В итоге, в 1970—80-х гг. в Средней Азии и Казахстане сформировалась самая многочисленная татарская диаспора. В 1970—80-е годы усилилась миграция татар в Западную Сибирь — главным образом в нефтедобывающие районы (за 1970—89гг. произошло трехкратное увеличение численнсти татар, живущих в Тюменской области).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет сервиса и рекламы icon«иркутский государственный университет» Факультет сервиса и рекламы...
Составление карты вин и других напитков, а также других материалов по их продаже и продвижению
Факультет сервиса и рекламы iconИркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы
Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи,...
Факультет сервиса и рекламы icon4. Специальные дисциплины Основы маркетинга в сфере сервиса
Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы
Факультет сервиса и рекламы iconРеферат по предмету «Введение в рекламу» на тему «Характеристика мирового рынка рекламы»
Главная цель рекламы остановить, заинтересовать и прочно запасть в мозгу потребителя. Для того чтобы понять, насколько и как реклама...
Факультет сервиса и рекламы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии....
Факультет сервиса и рекламы iconКаналы распространения рекламы
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Факультет сервиса и рекламы iconРеферат «Анализ магазина»
Реклама современного магазина состоит из основных видов: рекламы самого магазина, привлекающей к нему покупателей, и рекламы товаров,...
Факультет сервиса и рекламы iconУчебно-методический комплекс Психология рекламы. Часть I. «Поведение потребителей»
Систематизировать знания основ потребительского поведения как одной из составляющих психологии рекламы
Факультет сервиса и рекламы iconРабочая программа дисциплины государственный контроль рекламы специальность...
При современном становлении рыночных отношений, основной презентирующей сферой которых является деловая информация, значение рекламы...
Факультет сервиса и рекламы iconИсследовательская работа «Психологический портрет собственной личности»
Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,...
Факультет сервиса и рекламы iconОсновы рекламы Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное Москва
М89 Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е изд перераб и доп. — М. Магистр, 2008. — 397 с ил
Факультет сервиса и рекламы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель учебного курса «Психология рекламы»: содействие повышению профессионализма специалиста по рекламе на основе овладения системы...
Факультет сервиса и рекламы iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Факультет сервиса и рекламы iconЗадачами учебной дисциплины «Социальная реклама» являются
Отдельное внимание уделяется психологическим аспектам воздействия рекламы на потребителя – эти сведения необходимы для формирования...
Факультет сервиса и рекламы iconКафедра рекламы Реклама, очная форма, 4 курс
Различные определения медиапланирования. Эволюция и распространение медиапланирования. Понятие и суть термина медиапланирование....
Факультет сервиса и рекламы iconОсновные задачи и направления деятельности факультета сервиса
«Менеджер» ( по отраслям), а также проведение самообследования факультета сервиса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск