МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан
___________________ факультета "_____"__________________201__ г.
программа учебной дисциплины Социально-политические системы стран Восточной Азии
Рабочая программа Направление 032000 – Зарубежное регионоведение
Общепрофессиональный цикл
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Томск
2010
1. Цели освоения учебной дисциплины
Получить глубокие и разносторонние знания о социально-политической системе стран Восточной Азии; научиться применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождению преддипломной практики. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 032000 - зарубежное регионоведение.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по политической географии Восточной Азии, по истории Древнего Востока и Дальневосточных цивилизаций и по культуре Восточной Азии; а также политологии, информатики.
Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на комплексное изучение региона специализации. Данная дисциплина предваряет преддипломную практику. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
политическую систему региона: конституционное устройство, характер политического режима, строение и функционирование всех ветвей власти в центре и на местах; политические партии, группы интересов и общественные организации;
особенности политической культуры;
основные тенденции общественного развития изучаемого региона;
социальную структуру азиатского общества, его основные социальные группы, характеристику их интересов.
Уметь:
анализировать взаимосвязь и взаимовлияние социальных, политических и экономических факторов развития азиатско-тихоокеанских обществ;
выделять проблемы региональных социально-политических процессов;
находить общее и особенное в развитии социально-политических систем разных стран региона.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 032000 – Зарубежное регионоведение. А) общекультурные (ОК):
- владеет профессиональной лексикой, готов к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);
- обладает базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществляет коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12);
- умеет оценивать качество и содержание информации, выделяет наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);
Б) профессиональные (ПК)
- учитывает факторы исторически-сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5);
- выделяет основные параметры и тенденции социального, политического, экономического развития стран региона специализации (ПК-10);
- владеет основами исторических и политологических методов, умеет анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы (ПК-11) 4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 88 часов.
№ п/п
|
Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы (в час.)
|
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям)
| В том числе
| лекции
| Практические занятия
| СРС
| .
1.
| Предмет, задачи курса. Исторические и политологические методы.
|
7
|
1-5
| 2
|
| 2
|
Тестирование. Эссе. Участие в практ. занятиях. Работа над кейсом. Представление рекламного буклета.
| Семинар-погружение: Проявление первичных представлений о процессе модернизации, о терминах курса (политическая система, политическая культура, традиционные общности)
|
| 2
| 2
| Модернизация в восточных обществах
| 4
|
| 4
| Семинар-дебаты: Традиционализм и модернизм на Востоке в контексте дискуссий о самобытности
|
| 2
| 2
| Общество на Востоке. Общественные отношения и социальная структура стран ВА.
| 4
|
| 4
| Работа с кейсами: Основные социальные слои и традиционные общности Востока. Социальные проблемы и пути их урегулирования
|
| 4
| 4
| .
2.
| Особенности политических процессов на Востоке
|
| 6-13
| 4
|
| 4
|
План-конспект статей. Составление БД по заданной теме. Участие в практ. занятиях. Работа над аналитической справкой.
| Политическая культура стран ВА
| 2
|
| 2
| Семинар-РКМЧП. Проблемы демократизации в странах ВА
|
| 2
| 2
| Политические системы демократических государств ВА
| 2
|
| 2
| Семинар-деловая игра: Демократический транзит в РК, Сингапуре, на Тайване, Филиппинах.
|
| 2
| 2
| Политические системы социалистических государств ВА
| 2
|
| 2
| Семинар-деловая игра: Процесс принятия политических решений в КНДР, КНР, Вьетнаме.
|
| 2
| 2
|
3.
| Общее и особенное в развитии СПС стран ВА. Проблема авторитаризма и демократии.
|
| 14-17
| 2
|
| 2
|
Аналитическая справка в форме презентации. Рефлексивная записка.
| Семинар-пресс-конференция: Презентация и анализ аналитических справок по социально-политической системе страны ВА
|
| 8
| 8
|
|
|
|
|
5. Образовательные технологии
В данном курсе используются технологии кейсов, дебатов, РКМЧП, игровые технологии, а также организация СРС. В ходе обучения студенты проявляют и презентуют свои аналитические справки по социально-политической системе выбранного государства ВА. Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику: Блок 1: Актуализация теоретических знаний студентов по теме «Модернизация и традиционные общества государства ВА»
В рамках первого блока студенты знакомятся с опытом стран Запада и Восточной Азии в модернизационных процессах (технология «Дебаты») и с ходом трансформации социальной сферы стран ВА (технология кейсов) и выполняют следующие задания:
Выделение основных концепций трансформации восточных обществ в современной науке.
Определение возможных путей развития стран ВА во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Участие в научной дискуссии на тему «Концепция самобытности и модернизация в странах ВА».
Проведение самостоятельного поиска в печатных и электронных изданиях по теме «Социальные слои стран ВА. Социальные проблемы и пути их решения».
Формулирование основных тенденций социального развития стран ВА.
Подготовка информационного буклета по выбранному государству ВА.
Блок 2: Развитие информационно-аналитической деятельности студентов, связанной с исследованием основных тенденций трансформации политических систем стран ВА
В процессе работы во втором блоке студенты знакомятся с различными стратегиями политического развития стран ВА (технология критического мышления, деловая игра), а также с основными составляющими политической культуры данных государств. В этом модуле они выполняют такие задания:
Составление базы данных по определенному аспекту социально-политического развития стран ВА.
Выделение основных подходов к проблеме демократизации в странах ВА и их собственная оценка и интерпретация.
Сбор и анализ информации по отдельным странам при подготовке к деловой игре.
Определение круга участников процесса принятия решений в странах ВА с различными политическими режимами.
Выявление способов принятия решений в среде правящей элиты в странах ВА.
Блок 3: Представление результатов индивидуальных исследований в форме аналитической справкой и рефлексия проделанной работы
В третьем блоке слушатели представляют результаты своей индивидуальной работы, совместно обсуждают их достоинства и недостатки, проводят рефлексию своей аналитической деятельности. В этом модуле они выполняют такие задания:
Презентация аналитической справки.
Обсуждение представленных работ.
Рефлексия работы над подготовкой аналитической справки и представленной презентации.
Характеристика научной литературы, использованной при подготовке справки.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.
По разделу 1.
Тест:
Сформулируйте определения следующих понятий: политическая система, политический режим, политическая культура. В чем их отличия?
Назовите основные этапы модернизации и дайте их краткую характеристику.
Что такое демократический транзит? Приведите примеры государств, в которых демократический транзит можно считать завершенным.
Приведите примеры традиционных общностей.
Какие из нижеперечисленных стран ВА не были в колониальной зависимости (несколько вариантов):
Япония
Вьетнам
Китай
Малайзия
Таиланд
Индонезия
6. Соотнесите страну и доминирующую в ней религию:
Индонезия 1. Христианство
Филиппины 2. Конфуцианство
Япония 3. Синтоизм
Китай 4. Ислам
Таиланд 5.Буддизм
Эссе:
- Ваша интерпретация суждения: Модернизация равняется вестернизации. Рекламный буклет:
1. Выбрать целевую аудиторию: предприниматели, государственные служащие, студенты.
2. Выбрать рекламируемую страну.
3. Продумать и оформить:
- Визуальный ряд
- Информационный блок
- Контактная информация
По разделу 2.
План-конспект статей
а) Тема и автор статьи.
б) Проблема, которую ставит автор.
в) Структура статьи.
г) Методы, используемые автором.
д) Выводы, к которым пришел автор.
База данных по заданной теме:
- Партийные системы стран ВА
- Проблемы парламентаризма в странах ВА
- Политические идеологии стран ВА
- Политическое лидерство в странах ВА
- Феномен бюрократии в странах ВА
-Неправительственные организации в странах ВА Аналитическая справка:
- выбор объекта исследования – государства ВА
- Общая структура аналитической справки:
а) Описание социальной структуры современного общества выбранной страны.
б) Выявление основных тенденций политического развития выбранного государства
в) Определение текущих социально-политических проблем выбранного государства и возможные пути их дальнейшего развития. По разделу 3.
Пресс-конференция:
- Задать вопросы по изложенному материалу.
- Выделить сильные стороны представленной аналитической записки.
- Охарактеризовать недостатки.
- Указать, каким образом можно доработать аналитическую записку.
- Оценить в целом аналитическую записку. Рефлексивная записка:
- Какие этапы вы можете выделить в работе над аналитической запиской?
- Какие особенности, удачи и трудности хотелось бы отметить в работе над запиской? Проектные предложения:
- Ваши предложения по изменению, коррекции курса. Компенсационные задания. Письменная работа:
- Роль авторитарных режимов в модернизационных процессах.
- Трудности и перспективы демократизации. Темы рефератов:
Политическая модернизация в странах ВА: общее и особенное.
Политические системы на Корейском полуострове: сравнительный анализ.
Тоталитарные режимы в странах ВА: истоки, сущностные характеристики.
Специфика правящих элит в странах ВА.
Традиционные общности в политической жизни ВА.
Избирательные системы и выборы в странах ВА.
Феномен студенчества в политической жизни стран Северо-Восточной Азии.
Конфуцианские традиции и процессы модернизации в странах ВА.
Место и роль императора в политической системе Японии.
Проблема мегаполисов в ВА.
Японский опыт решения социальных проблем.
Права и свободы личности в странах ВА.
Формы итогового контроля:
Защита аналитических записок.
Экзамен в конце седьмого семестра. Перечень вопросов для экзамена:
Социально-политические системы: понятие, сущность, содержание. Методы изучения.
Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Понятие конгломеративных обществ.
Понятие модернизации. Эшелоны модернизации. Ловушки модернизации.
Социальная структура в странах ВА: общее и особенное.
Основные социальные слои азиатско-тихоокеанского общества.
Сельский социум на Востоке и развитие деревни.
Буржуазные слои стран ВА.
Лица наемного труда и низшие слои восточных обществ.
Интеллигенция и средние слои в странах ВА.
Традиционные общности (семья, община, клан) и проблемы их модернизации.
Социальные проблемы и пути их разрешения в странах ВА.
Особенности политических процессов на Востоке.
Политические режимы в ВА: типология и география их распространения.
Специфика «незападного» политического процесса. Сравнительный анализ западных и «незападных» обществ.
Основные черты традиционной восточной политической культуры.
Концепция «азиатских ценностей».
Волны демократизации и демократические транзиты. Особенности переходов к демократии.
«Японская» модель демократии.
Политическая система КНР.
Северная Корея как пример тоталитарного режима.
Корейская модель демократии.
Политическая система Тайваня.
Политическая система государства Юго-восточной Азии (на выбор).
Генезис, эволюция и современное состояние авторитарных режимов в странах ВА.
Господствующие, правящие и политические элиты в странах ВА. Их структура, пути формирования, роль в обществе.
Политическое лидерство в ВА.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса. 1. Основная литература:
Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Под. ред. В.Г. Хороса. – М.: Наука, 1996.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К.. Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор. – М., 2002.
Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2007.
Социальный облик Востока / Отв. ред. Р.Г. Ланда. – М.: Восточная литература, 1999.
2. Дополнительная литература:
Альтернативные пути к цивилизации. – М., 2000.
Боришполец К.П. Методы политических исследований: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005.
Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. – М.: Высш. шк., 2003.
Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. – М.: НОФМО, 2008.
Воскресенский А.Д. Восток/ Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. – М.: Росспэн, 2002.
Восток-Запад-Россия. Сборник статей. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
Галенович Ю.М. Китайское чудо, или китайский тупик? – М.: Муравей, 2002.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М.: Наука, 1997.
Делюсин Л.П. Китай в поисках путей развития [сборник статей,] - М.: Муравей, 2004.
Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М.: Наука, 1992.
Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV - XIX вв. Записки концепции общественного развития и становления мирового рынка. - М.: Наука, 1991.
Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. – М.: Наука, 1990.
Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. В 2 Т. – М., 2000.
Категории политической науки / Под ред. А.Ю. Мельвиль. – М., 2002.
Конституции социалистических государств. – М., 1987.
Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительные исследования. – М., 1997.
Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П.А. Цыганкова. – М., 1998.
Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. - М.: МОНФ, 1999.
Место и роль государства в догоняющем развитии / Отв. ред. А.Я. Эльянов. – М.: ИМЭМО, 1999.
Панарин А.С. Политология: Западная и восточная традиции. – М., 2000.
Панарин А.С. Политология: о мире политики на Востоке и на Западе. – М., 1999.
Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 1998.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2000.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: ИНФРА-М Весь Мир, 2001.
Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. – М.: Международные отношения, 2004.
Современные международные отношения и мировая политика / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: МГИМО, 2004.
Сравнительное изучение цивилизаций мира. – М., 2000.
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1998.
Федоров В.А. Армия и модернизация в странах Востока. – М., 1999.
Хорос В.Г. Модернизация как общемировой процесс // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2000.
Эволюция восточных обществ: Синтез традиционного и современного / Под ред. Р.Л. Рейснера. – М., 1984.
Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1999.
Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. – М.. 2000.
Этносы и конфессии на Востоке: Конфликты и взаимодействие. / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. – М., 1994.
Critical citizens: global supporting for democratic government / P. Norris. – New York: Oxford University Press, 2005. – 304 p.
Politics in developing countries: comparing experiences with democracy / L. Diamond, J.J. Linz, S.M. Lipset. – Boulder London: Lynne Rienner Publishers, 1995. – 592 p.
Sodaro Michael J. Comparative politics: a global introduction. – New York: Mcgrow-Hill Higher Education, 2001. – 870 p.
3. Рекомендуемая литература к семинарским занятиям:
Арин О. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе// Азия и Африка сегодня – 1998. - №1.
Базулева Е.А., Ланцов С.А. Политические процессы в современном мире (аналитический обзор статей) // Вестник СПбГУ. – 2006. – Серия 6. – Выпуск 3.
Белокреницкий В.Я. Восток на рубеже веков – некоторые итоги и перспективы развития // Восток. – 2001. - №5.
Бойко Ю. Демократический авторитаризм: утопия или реальность? // Обозреватель. – 2006. - №6.
Виноградов А. Государственно-политические «коды» Востока и Запада // Международные процессы. – янв./апр.2006. – Том 4. - №1.
Володни А.Г. Современные теории модернизации: Кризис парадигмы // Политическая наука. – 2003. - №2.
Воскресенский А.Д. «Незапад» в дискурсе мирополитической компаративистике // Международные процессы. – 2004. – Том 2. - №3.
Воскресенский А.Д. Незапад в дискурсе мирополитической компаративистике// Международные процессы. – 2004. – Т. 2. - №3.
Гаджиев К.С. Вестернизация или особый путь модернизации // Полис. – 2008. - №4.
Ганшин В.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой // Восток. – 2004. - №5.
Главевге Д.Г. Философия восточноазиатского региона и современная цивилизация// Восток. – 2004. - №1; 2005. - №5.
Дэвид А. Смит Глобальные города в Восточной Азии: эмпирический анализ// Международный журнал социальных наук. – 2005. - Ноябрь.
Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы. // Полис. – 2004. - №4.
Карозерс Т. Конец парадигмы транзита // Политическая наука. – 2003. - №2.
Конституция Китайской Республики. – Правительственное информационное бюро Китайской Республики, 1998.
Ломанов А. Транзит без пункта назначения (о моделях развития России и Китая). // Россия в глобальной политике. – 2008. – Том 6. - №2.
Медведко Л. Дихотомия «Восток-Запад»// Азия и Африка сегодня. – 2007. - №9.
Мельвиль А.Ю. «Политический атлас современности»: замысел и общие теоретико-методологические контуры// Полис. – 2005. - №5.
Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты, транзитологические теории и посткоммунистическая Россия // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2000.
Мельвиль А.Ю. и др. Опыт классификации стран// Полис. – 2005. - №5.
Немчинов В.М. «Геном» Востока: опыты и возможности // Восток. – 2004. - №6.
Павленко Ю.В. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. – М.. 1993.
Пай Л. Незападный политический процесс // Политическая наука. – 2003. - №2.
Торнтон Дж. Долгий путь (о либерализации Китая). // Россия в глобальном мире. – 2005. – Том 6. - №2.
Фукуяма Ф. Новый взгляд на Азию // Россия в глобально мире. – 2005. – Том 3. - №1.
Фурсов А.И. Восточный феодализм и история Запада // Народы Азии и Африки. – 1987. - № 4.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1.
Цветкова Н.Н. Социальный облик Востока и сравнительные исследования // Восток. – 2006. - №3 (2007. - №5).
Эльянов А.Я. Развивающиеся страны в контексте глобализации // Восток. – 2004. - №2.
Яковлев А. Страны Востока, концепция модернизации и выбор цели развития // Азия и Африка сегодня. – 2008. - №6.
8. Материально техническое обеспечение дисциплины
Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект компьютерных презентаций.
Автор:
Андронова Лариса Александровна – преподаватель кафедры востоковедения. Рецензент:
Щербинин Алексей Игнатьевич – доктор полит. наук, профессор кафедры политологии ФсФ Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов
Протокол №___от____»_____________2010 г. |