Скачать 175.99 Kb.
|
Пояснительная записка. За последнее время садовый дизайн стал особенно популярен. Человеку всегда было свойственно чувство прекрасного. Прекрасен рассвет, когда кажется что вот, вот произойдет какое-то чудо, прекрасен закат с постепенно гаснущей зарей, прекрасен мир в котором мы живем, и хочется сделать его еще лучше, еще краше. Мы должны воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство эстетического наслаждения и восторга. Посмотрев на красоту, созданную человеком, ребенок сам захочет создать нечто подобное у себя на даче, возле дома. В этом ему поможет элективный курс – «Ландшафтный дизайн». Ландшафтный дизайн – это умение грамотно и эффективно использовать природную территорию с минимальными затратами и усилиями, получив при этом наилучшие результаты. Элективный курс Ландшафтный дизайн объясняет как разработать дизайн удовлетворяющий те или иные конкретные требования. В нем рассказывается о приемах составления композиций, добавлении выбранных особенностей и деталей, рассматривается характеристика лиственных и хвойных пород, знакомит в доступной форме со стилями ландшафтного дизайна, формами садов, элементами цветочного оформления и садового декора. К моменту разработки программы Ландшафтный дизайн у автора был накоплен теоретический и практический опыт индивидуальной работы со школьниками. В программу вошли следующие предметы: «Цветоводство», «Древесно-кустарниковые растения», «Основы агрономии», «Технология», «Картография», «Охрана труда». Совместно с учащимися был спланирован и оформляется декоративно ландшафтный комплекс, в который вошли участки с различными видами цветников, альпийская горка, элементы вертикального озеленения, искусственный водоем. На основе проделанной работы было решено создать элективный курс Ландшафтный дизайн в системе дополнительного образования. Программа Ландшафтный дизайн является профессионально ориентированной. Она рассчитана на учащихся старшего возраста от 15 – до 17 лет. Продолжительность обучения – 1 год. Учебная группа состоит из 12 учащихся. Занятия элективного курса проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа в неделю. Основа курса это разработка дизайна сада, принцип построения ландшафтных композиций, его планировка с элементами садового декора, цветочного оформления, стили ландшафтного дизайна и формы садов. Обычно занятия начинаются с теоретической части: прежде всего, работа с литературой, справочниками, затем рассказ руководителя. Вторая часть занятия - практическая: проведение опытов, лабораторно-практических работ, изготовление пособий, экспонатов и т. д. Теоретическую и практическую части можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся мы сочетаем устные объяснения материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения, увязываем изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом учащихся, используем различные аналогии. Основные положения и определения теоретического цикла учащиеся заносят в рабочие тетради под диктовку. Все незнакомые термины руководитель записывает на доске. На занятиях применяются различные формы массовой работы: олимпиады, викторины, вечера вопросов и ответов, устные журналы, составление и разгадывание кроссвордов и т. п. Итогом работы учащихся с литературой могут быть выступления учащихся, диспуты, доклады, рефераты, подготовка к конференции. Немаловажны и игровые моменты. При проведении практических занятий педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схемах и рисунках. После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов кружка, обобщить проделанную работу. Общий итог может принимать различные формы: художественно оформленный дневник, альбом с лучшими работами учащихся, выпуск стенгазеты, оформление специально оборудованной витрины и т. д. В конце каждого года в нашем творческом объединении проходит отчетная выставка или конференция, на которой награждают грамотами наиболее активных учащихся. Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал и предусматривает два уровня усвоения учебного материала: первый – ученический, т. е. репродуктивное действие с подсказкой; второй - алгоритмический, т. е. репродуктивное действие по памяти. Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно-практических знаний, позитивного, целостного отношения к биологическим процессам и явлениям, к основам ландшафтного дизайна. Практический материал направлен на развитие биологических и дизайнерских умений и навыков. Творческие задания раскрывают художественные способности учащихся, формируют их эстетический вкус. Контрольный материал позволяет объективно и дифференцированно оценить результаты учебной деятельности учащихся. График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических и контрольно-итоговых работ. Цели и задачи 1. Образовательные: • систематизировать и закрепить имеющиеся знания, продумать, как ввести в сознание детей новые научные понятия; • продолжить формирование определенных умений и навыков, закрепить их на практике; • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение; • способствовать освоению нового содержания образования, целостному восприятию данных областей науки. 2. Развивающие: • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся; • развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различия; выдвигать гипотезы, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты; наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления; • развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.); 3. Воспитательные: • формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе; • формировать духовную культуру и нравственность; • приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям; • формировать гражданственность и патриотизм; Основные формы и методы работы Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения в данном учреждении дополнительного образования. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: • экскурсия; • практическая работа; • творческое задание; • тестовое задание; • лекционное занятие; • дискуссия; • конференция; • выставка творческих работ; • конкурс творческих работ на уровне города, области, республики. Основные методы обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный, эвристический: • преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный; • учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный; • воспитания: убеждения, упражнения, личный пример. Психологическое обеспечение программы Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; • проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений и навыков (тесты по направленности личности); • побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности; • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, «открытия» и т. д.); • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; • разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их родителей дополнительными образовательными услугами. Тематическое планирование
Предполагаемый результат В конце первого года обучения учащийся должен знать: • биологические и экологические особенности цветочных и декоративно-лиственных растений; • посевной и посадочный материал, способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений, требования к условиям их выращивания, посева, технологию выращивания и уборки; • основы дизайна по декоративно-цветочному и древесно-кустарниковому оформлению садово-паркового ландшафта, экстерьера и интерьера зданий и помещений; • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний; • основные биологические и географические связи в природе, взаимодействие природы и общества; • правила безопасности труда; должен уметь: • применять биологические и экологические знания о цветочных и декоративно-лиственных растениях на практике; • правильно определять предлагаемое растение (семейство, вид, род); • размножать, выращивать, собирать цветочную и декоративно-лиственную продукцию; • разрабатывать планы агротехнических мероприятий по уходу за растениями и почвой; • разрабатывать проекты озеленения и цветочно-декоративного оформления различных объектов; составлять смету для озеленения; • владеть основами ландшафтного и архитектурного дизайна; • изготавливать макеты, флористические поделки, наглядные пособия; аранжировать букеты из живых, высушенных и искусственных цветов; • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, приборами, схемами, таблицами; • наблюдать, зарисовывать, составлять схемы; • воспринимать информацию изучаемых областей знаний с помощью популярной и научно-популярной литературы и средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы); • применять правила безопасности труда; • формировать собственную позицию в отношении биологической науки и дизайна в целом; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. В конце 2-3-го года обучения учащиеся должны обладать комплексными знаниями и умениями в узких областях дизайна и декоративного цветоводства (аранжировка, флористика, фитодизайн, дизайн интерьера). Виды оценки результативности учебных занятий Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством посаженных и выращенных цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, а также качеством выполнения наглядных пособий, флористических поделок, творческих работ по ландшафтному дизайну и интерьеру помещений (макеты, схемы, проекты). Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ учащихся, оформление специально оборудованной витрины, оформление альбома с лучшими работами учащихся и др. Литература
|
Программа дисциплины «Ландшафтный дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Ландшафтный дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Ландшафтный дизайн» Целью изучения дисциплины «Ландшафтный дизайн» является ознакомление студентов с методами предпроектных исследований территории,... | «Морфология сказки и мифа» «Дизайн» по профилям «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн» (бакалавриат) | ||
Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Программа дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины «Живопись» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа дисциплины «Фотографика» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа дисциплины «Дизайн-проектирование» для направления 070600. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интерьер-это внутренне убранство жилых и общественных помещений. Дизайн интерьеров часть одного из семи направлений современного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дизайн содержимого платежных терминалов, разработка логотипов, фирменный стиль, создание бренд-буков, флэш-баннеров, Web-дизайн и... | ||
Программа дисциплины «Эстамп» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.... |