Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г





НазваниеПервый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г
страница1/4
Дата публикации23.08.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
Первый доклад

Дорнах, 23 декабря 1920 г.

Во время трёх годовых праздников Христианский мир вспоминает о том Существе, Которое даёт им смысл в земной жизни и из Которого излучается силь­нейшая сила этой земной жизни. Из этих трёх празд­ников праздник Рождества предъявляет наибольшие требования к нашему ощущению; он хочет некоторым образом наше ощущение как можно больше запечат­леть в душе. Праздник Пасхи предъявляет наиболь­шие требования к тому, что мы называем человече­ским разумом, человеческим осознанием, праздник Троицы - к человеческим желаниям. И собственно го­воря, люди постигают то, что должно быть заключено в Мистерии Рождества, только через запечатление, через углубление ощущения, представляющего нам всё наше человеческое существо, нашу ценность и наше достоинство как человека.

И только правильно и достаточно глубоко ощутив то, чем человек является во вселенной, люди воздадут должное тому настроению, которое должно быть ис­тинным настроением Рождества. Только полностью осознав чудо, содержащееся в пасхальной Мистерии, чудо воскресения, они отдадут должное этой пасхаль­ной Мистерии; и только увидев в празднике Троицы нечто, означающее силу для развития наших волевых импульсов и возвышающее нашу волю над одними только земными инстинктами, они в правильном свете увидят то, чем должен быть праздник Троицы.

Христос Иисус находится в отношении с отцов­скими принципами вселенной - это представляет нам праздник Рождества. Христос Иисус находится в отношении с тем, что стало привычным называть прин­ципом Сына - это представляет нам пасхальная Мис­терия. С тем, что в качестве Духа пропрядает мир и струится сквозь него, Христос находится в такого рода отношении, как нам это представлено в Мистерии Троицы.

Глядя вокруг себя на внешнюю природу, мы ви­дим, как во внешнее физическое бытие и человек вступает благодаря силам этой природы. Из всего пришедшего к нам из духовной науки, мы знаем, что эту природу мы рассматриваем в ошибочном смысле, если смотрим на неё, судя только по её физически чувственной формальной стороне. Мы знаем, что бо­жественные силы выткали природу, и мы в правиль­ном смысле слова осознаем своё происхождение из природы только тогда, когда сможем смотреть на это Божественное, пропрядающее природу и струящееся сквозь неё. В таком случае мы с восхищением подни­маем взор на принцип Отца природы. Всё, что как Бо­жественное пропрядает природу и струится сквозь неё, в смысле древних религий, а также в смысле пра­вильно понятого христианства для нас является прин­ципом Отца. Заметили ли мы, как на лугу растёт цве­точек, заметили ли мы, как из облака гремит гром, и молния, сверкая, стремглав устремляется вниз, видим ли мы двигающееся по небу Солнце и сияющие звёз­ды, слышим ли мы шум родника и многоводной реки - если мы в этих внешних откровениях природного бытия обнаружили таинственно проявляющийся пер­воисточник всякого становления, то мы заметим также и то, что нас самих встраивают в этот мир через мис­терию физического рождения.

Но в отношении существа человека эта мистерия физического рождения всегда остаётся чем-то необъяснимым, если мы не можем связать её с тем, что мы переживаем благодаря сердечному ощущению, вспо­миная о Мистерии Рождества, памятуя о младенчест­ве, вошедшем в человечество через мальчиков Иисусов . О чём говорит нам существование этих мальчиков Иисусов? Оно говорит нам ни о чём ином, как о не­достаточности быть только рождённым для полного человеческого бытия, следовательно, присутствовать в мире только через те силы, которые в качестве физи­ческих сил рождения ведут в бытие всех существ, а также и человека. Эта святая Мистерия Рождества при созерцании детства Христа свидетельствует нам, что истинное человеческое бытие не может быть просто рождено в нас, но оно должно родиться заново в глу­бинах души, и что человек в ходе своей жизни внутри своего душевного бытия должен испытать нечто, что только и делает его полным человеком. И то, что он должен тут испытать, он может претерпеть, только пережив это в совместной жизни с тем, что в младен­честве вступило в земное развитие на праздник миро­вого Рождества.

Глядя на детство Иисуса, мы должны себе сказать, только благодаря тому, что это Существо в ходе раз­вития человечества выступило среди людей, человек уже в полном смысле слова способен быть человеком, то есть, полученное через рождение связать с тем, что он может ощутить через себя самого благодаря чувст­ву беззаветной любви к Существу, спустившемуся с духовных высот, чтобы через великую жертву связать себя с человеческим бытием.

Для многих людей первых христианских столетий было большим переживанием - созерцать вхождение в земное развитие Существа Христа. В определённой мере благодаря этому для них стало очевидно двойное происхождение человека: его физическое и его духов­ное происхождение. Одно рождение - это то, через которое проходит Иисус. На земнорождённое дитя взирает Христос, глядя на Иисуса во всемирное Рож­дество, однако, Он говорит себе: Тут рождено другое Существо, чем остальные люди, Существо, благодаря которому другие люди смогут получить именно то, что они не могут получить лишь через физическое рождение. И наше восприятие углубляется, если мы слово понимаем в правильном смысле и с подлинной любовью: мы должны быть дважды рождёнными -один раз через силы природы и другой раз рождённы­ми снова через силы Христа Иисуса. Наше единение со Христом Иисусом - это то, что через Христа Иису­са приводит нас уже к полному осознанию нашей че­ловеческой ценности и нашего человеческого харак­тера. И извлекая урок из развития столетия, мы долж­ны спросить себя: всегда ли одинаково глубоким оста­валось это восприятие в отношении рождения Христа Иисуса? Осматриваясь в мире, мы не можем сказать, что мы и в нынешнее время обладаем той глубиной ощущения в отношении Мистерии Рождества, которая существовала в Европе ещё 5-6 столетий тому назад. Посмотрите, рождественская ёлка есть нечто пре­красное, нечто очень привлекательно говорящее на­шей душе. Но рождественская ёлка не является чем-то древним, её возраст - едва ли два столетия. Она срав­нительно быстро вошла в обычай в европейских стра­нах, но всё же только в новое время она возродилась для украшения праздника Рождества. Что всё-таки в действительности она представляет нам? Она пред­ставляет нам красивую, любезную, симпатичную сто­рону того, что в новом развитии человечества пред­стаёт перед нашей душой также и по-другому, менее симпатичным, менее привлекательным образом. Веро­ятно, импульсы, из которых, собственно, появилась в новое, в последнее время рождественская ёлка иссле­дуют ещё глубже и найдут только таинственные ощу­щения, из которых возникло рождественское дерево. Но все эти таинственные ощущения склоняются к то­му, что в рождественской ёлке мы должны всё же ви­деть нечто вроде символа райского дерева. О чём же это нам говорит? Это нам говорит о том, что люди становились всё более и более чуждыми тому, что предлагалось их ощущению, когда это ощущение на­правлялось к яслям, к Мистерии Рождения Христа Иисуса, к тому, что произошло в начале нашего лето­исчисления; что новое человечество некоторым обра­зом утратило в душе это возрождённое становление человека, и это новое человечество от дерева Христа, представляющего собой Крест, хочет оглядываться на тот источник, который о Христе ещё ничего не знает: на исток самого земного человечества, на начало ста­новления человечества, от Христа назад к раю, от празднования дня Рождества, 25-го декабря, к празд­нованию праздника Адама и Евы, 24-го декабря.

То, что здесь установилось, стало прекрасным, по­тому что ведь происхождение человечества так же прекрасно, как и происхождение рая, но это отклоне­ние от подлинной Мистерии рождения Христа Иисуса. Это взирание на рождественскую ёлку сохранило всю глубину и сердечность ощущения. И это созерцание рождественской ёлки, каждый год выступающее из глубины человеческой души у тех, которые обладают доброй волей, утешает по поводу другого - того, что теперь в новое время менее симпатичным образом от­клонилось от Мистерии Христа и ведёт к изначально-природным силам происхождения антропогенеза.

Христос Иисус выступил среди народа, почитаю­щего Ягве, Иегову, того бога Ягве, который связан со всем тем, что является природным бытием, который живёт здесь в молнии и громе, живёт в ходе облаков, звёзд, живёт в шумящем источнике, в потоке, в росте растений, животных и человека. Ягве - это тот бог, который, если связать себя только с ним, никогда не сможет дать человеку полной человечности. Ибо он даёт человеку осознание его природного рождения, разумеется, с его духовным элементом сил, являю­щихся не только природными, однако, он не даёт че­ловеку осознания его второго рождения, которое он должен себе приобрести с помощью кое-чего, что ему не может быть дано через природно-чувственно-физические силы. Итак, мы всё же видим, как новое человечество отклонилось от Христа Иисуса, для ко­торого полностью отсутствует различие классов, на­родов и рас, для которого есть только одно человече­ство; мы видим, как мысли и ощущения нового чело­вечества отклонились к тому, что уже было преодо­лено через Мистерию становления рождения Христа Иисуса - к тому, что только и лежит в основе природ­ных сил происхождения человечества, связанных с дифференциацией человечества на классы, народы и расы. И если был один Ягве, которого почитал иудей­ский народ, когда пришёл Христос Иисус, то совре­менные народы вернулись ко многим Ягве! Ибо то, что почитают народы из современных национальных принципов - хоть и не обозначается уже древними именами то, что они так почитают, чтобы разделиться на национальности и как нации враждовать друг с другом, - это суть многие Ягве. И мы переживаем, как народы борются друг с другом в кровавых войнах, и как каждый при определённых обстоятельствах ссылается на Христа Но в действительности тот, на кого в таком случае ссылаются народы, не Христос. Это только Ягве, не единый Ягве, а один Ягве. Люди только вернулись к нему. Люди забыли, какой прогресс заключён в том, что продвинулось вперёд от принци­па Ягве к принципу Христа. Это другое.

Прекрасно ведёт нас рождественская ёлка назад к истоку человека, безобразно ведёт нас назад овладе­вающий народами принцип Ягве. Это факт, что они часто вследствие внутренней лживости называют Христом то, что является только Ягве, значит, по сути дела злоупотребляют Именем Христа. В настоящее время плодотворно злоупотребляют именем Христа, и мы не найдём истинного углубления чувства, которое сегодня нам необходимо, чтобы снова правильным образом почувствовать в себе Мистерию Рождества, если ясно не осознаем, как мы должны снова искать путь, чтобы найти это чувство в отношении Христа Иисуса. Мы нуждаемся в новом понимании того, что дошло до нас и в отношении рождения Христа Иисуса.

В праздник Мирового Рождества возвещается о Христе, об Иисусе людям двоякого рода, представ­ляющим собой, конечно, то же самое одно человече­ство: необразованным бедным пастухам в поле, кото­рые в себя ничего не восприняли, кроме наивного че­ловеческого разума и наивной человеческой души, и сообщается о Нём мудрецам с Востока, то есть из страны мудрости. Сообщается им о Нём через высо­чайшее восхождение к их мудрости - к чтению по звёздам. Итак, о Христе Иисусе возвещается простым душам пастухов и возвещается о Христе Иисусе через высочайшую мудрость трёх магов-мудрецов с Восто­ка. Глубочайший смысл покоится в этом противопоставлении возвещения о Христе Иисусе, с одной сторо­ны, наивным пастухам, и с другой стороны, мудрей­шим мира.

И как же даёт о себе знать Христос Иисус наив­ным, бедным пастухам в поле? Они созерцают душев­ным взором светлого ангела. Пробуждается их виде­ние, пробуждается их яснослышание. Они слышат глубокие слова, которые должны стать для них смыс­лом земной жизни в будущем: Открывается Бог в вы­сях, и установится мир на Земле среди людей, которые могут быть людьми доброй воли. - Из душевных глу­бин поднимается та способность, благодаря которой на Рождество бедные простодушные пастухи, без вос­приятия какой-либо мудрости, переживают то, что от­крывается миру. То же самое откровение является мудрецам Востока, волхвам, из точнейшего наблюде­ния хода звёзд, из совершенства той мудрости, кото­рая была в состоянии достичь даже Мистерии Голго­фы - то же откровение! Одни, бедные, наивные пасту­хи, читают его в человеческом сердце и проникают вплоть до глубочайшей точки человеческого сердца. Тут они становятся ясновидящими, тут сердце из силы своего видения открывает им приход Спасителя чело­вечества. Другие смотрят на весь обширный небосвод. Им известны тайны пространственных далей и разви­тия времён, они достигли мудрости, благодаря кото­рой могут почувствовать и отгадать эти тайны далей пространства и развития времён. Тогда им раскрыва­ется Мистерия Рождества.

Нам указывается, как из одного и того же источ­ника проистекает то, что живёт во внутреннем челове­ка и в далях пространства. И то и другое в том виде, как это развилось до Мистерии Голгофы, уже нахо­дится в состоянии отмирания. У пастухов, на которых указывается как на тех, которыми воспринято провоз­вестие, было ещё достаточно сильным ясновидение, исходившее из оживлённого человеческого сердца, чтобы воспринять голос: Открывается Бог в высях, в небесах, и на Земле устанавливается его мир среди людей, имеющих добрую волю. - Я бы сказал, у пас­тухов, которых карма, судьба, привела к тому месту, где был рождён Христос, благодаря их внутреннему благочестию ещё существовали последние остатки такого возникновения ясновидения. А из той древней святой мудрости, которая в послеатлантическое время расцвела сперва в древней Индии, затем главным об­разом в Персии, потом в свою очередь в Халдее, кото­рая распространялась, и её последние остатки имелись также ещё среди тех, у которых мы должны искать трёх магов с Востока, - вот из этой древней святой мудрости, обошедшей мир в пространстве и во време­ни, снова открылась эта Мистерия Рождества, когда представители этой мудрости достигли наивысшего подъёма. Но для нас и то и другое теряется в пятой послеатлантической эпохе.

Для всего человечества уже не является живым и деятельным то, что привело к ясновидению бедных пастухов, что привело мудрецов Востока к прозрению тайн пространства и времени. Мы должны были об­рести человека, рассчитывающего на самого себя. Как человечество мы должны были пройти через оставленность Богом, чтобы обрести свободу в этой оставленности и в одиночестве человеческого существова­ния. Но мы должны снова прийти к соединению с тем, что, с одной стороны, стало высочайшей мудростью у магов Востока и что, с другой стороны, возвещено пастухам в поле через углублённое сердечное созер­цание.

Все силы продолжают развиваться. Чем стало се­годня то, что благодаря развитию ещё ясновидящего рассудка знали мудрецы Востока как свою астроло­гию, как их род астрономии? Мы не поймём развития человечества, если не заглядываем в такие вещи. Се­годня это превратилось в мёртвую математику и гео­метрию. Мы рассматриваем сегодня абстрактные об­разы, получаемые нами в школе в геометрии и в мате­матике: это последние остатки того, чем в живом бле­ске в космическом свете овладела та древняя мудрость, которая привела к Христу трёх магов с Вос­тока. Внешнее созерцание стало мышлением про­странства и времени. В то время как маги Востока бы­ли способны, созерцая, вычислить из разгадывания пространственных тайн, что в эту ночь рождается Спаситель, наши астрономы, преемники тех астроло­гов, вычисляют разве только ещё будущие солнечные и лунные затмения или подобное этому. И в то время как бедные пастухи в поле из глубины своего сердца поднялись к созерцанию того, что непременно было связано с ними, к созерцанию рождественской Мисте­рии и к слышанию небесного провозвестия, современ­ному человеку осталось лишь созерцать внешнюю чувственную природу. Созерцание внешней чувствен­ной природы представляет собой наследие наивности пастухов так же, как наши расчёты будущих солнеч­ных и лунных затмений представляют собой наследие мудрецов Востока.

Пастухи в поле были вооружены углублённым сердечным чувством, благодаря чему они в своём яс­новидении пришли к созерцанию Мистерии Рождест­ва. Наши современники вооружены телескопом и микроскопом. Ни телескоп, ни микроскоп не приведут к пониманию того, что решает глубочайшую загадку человека, как это совершило сердце пастухов в поле. Никакое предвидение, осуществляющееся с появлени­ем расчётов солнечных и лунных затмений, не приве­дёт к пониманию человеком, необходимого хода мира как это смогла сделать мудрость, звёздная мудрость магов Востока. Как всё дифференцированное сливает­ся в человечестве в единое человеческое ощущение, когда мы говорим себе: Пережитое пастухами в поле через благочестие своих сердец безо всякой мудрости - это то же, что двигало высочайшей мудростью магов с Востока! Оба факта удивительно поставлены рядом друг с другом в Христианской традиции.

В сущности, в новое время мы утратили оба пути, на которых человечеству открывается понимание ро­ждения Христа. Мы вернулись от ясель к рождествен­ской ёлке, к райскому дереву; мы вернулись от Хри­ста, принадлежащего всему человечеству, к народным богам, которые как раз и являются многими Ягве, но не Христом. Ибо так же, как истинно то, что в глубо­чайшем существе человека обнаруживается общее для всех людей, истинно и то, что открывающееся через все дали пространства и через все тайны времён есть равным образом общее для всех людей.

В глубине человека есть нечто, говорящее ни о чём другом, как только о человеческом бытии, кото­рое упраздняет всякое человеческое разделение. А уж в этой глубине находят Христа. И есть мудрость, пре­вышающая всю остальную, которую можно обнару­жить в отдельных частях мирового бытия - та муд­рость, которая охватывает мир в его единстве и в про­странстве и во времени. Но в то же время - это та звёздная мудрость, которая ведёт ко Христу. Мы сно­ва нуждаемся в новой форме того, благодаря чему на­шли путь ко Христу Иисусу, с одной стороны, пастухи в поле, и, с другой стороны, маги с Востока. Другими словами, мы нуждаемся в углублении нашего внешне­го созерцания природы с помощью того, что может развить человеческое сердце в духовном созерцании природы. Мы должны снова искать, обращаясь к тому, ради чего в новое время, мы имеем только микроско­пы, телескопы, рентгеновские аппараты и тому по­добное, и приучать себя снова смотреть с помощью тех сил, которые приходят из благочестия человече­ского сердца. Тогда нам будут говорить не только равнодушно растущие растения, шумящий поток и источник, молния и гром из облаков, тогда из всего того, что говорят на поле цветочки, из всего того, что говорят из облаков гром и молния, из всего того, что говорят сияющие звёзды и сияющее солнце - из всего этого, словно результат всякого наблюдения природы, в наши глаза, в наши уши, к нашим сердцам устремят­ся слова, которые, однако, ничего другого и не возве­щают, как: Открывается Бог в небесных высях, и дол­жен быть на Земле мир среди людей, которые являют­ся людьми доброй воли.

Должно прийти время, когда наблюдение природы вырвется из лабораторий и клиник сухого, рассудоч­ного, нечеловеческого типа, и будет пронизываться лучами такой жизни, благодаря которой то, что боль­ше не может возникать для нас так, как у пастухов из Вифлеема, будет возникать для нас через голоса, го­ворящие нам из растений, из животных, из звёзд, из источников и потоков. Ибо вся природа возвещает то, что говорит ангел провозвестия: Открывается Бог в небесных высях, и может установиться на Земле мир среди людей, которые хотят быть людьми доброй во­ли.

Нам нужно то, что открылось магам через внешнее наблюдение звёзд, нам нужно это через пробуж­дение нашего внутреннего. Как мы должны вслуши­ваться в природу и определённым образом из внешне­го существа природы снова слышать пение ангела, так мы должны быть в состоянии из глубин человека че­рез имагинацию, инспирацию и интуицию получить астрономию и решение мировых загадок. Для нас должна возникнуть духовная или тайная наука, кото­рая почерпнута из глубин человека. Мы должны по­знать собственное существо человека. И собственное существо человека должно рассказать нам о становле­нии мира через тайны Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Мы должны в своём внутреннем ощутить возникновение вселенной. Со времени Мистерии Голгофы вывернулось то, что мо­жет происходить с человеком в отношении его созер­цания глубочайших тайн мира.

Есть старый способ изображать небесные сферы; он был присущ уже персидским магам. Они смотрели на небо и физически видели в Зодиаке созвездие, на­зываемое Девой, а духовно усматривали в этом со­звездии то, что физически можно заметить только в созвездии Близнецов. Эта мудрость, которая жила в человеке так, что он мог услышать, заметить созвучие между созвездием Девы и созвездием, находящимся в квадранте, под прямым углом к ней - созвездием Близнецов, сохранялась. Это изображалось так, что на месте созвездия Девы изображалась Дева со связкой колосьев, но также и с младенцем, являющимся лишь представителем Близнецов, представителем мальчи­ков Иисусов. Это было астрологическим созерцанием особенно в персидскую эпоху.

Пришло другое время - эпоха египто-халдейского развития. Тут таким же образом смотрели в направлении созвездия льва, как в персидскую эпоху смотрели на созвездие Девы. Но теперь в квадранте Льва был дан Телец, и возникла религия Митры, почитание Тельца, так как в созвездии Льва увидели созвездие Тельца.

И пришло время Греко-латинской эпохи, в кото­рую Рак играл ту же роль, что и Дева среди персов, и увидели стоящим в квадранте к созвездию Рака со­звездие Овна. Тут имел место поворот, и дело пошло по другому пути. Вплоть до Греко-латинской эпохи, до Мистерии Голгофы астрономия была чем-то таким, чего надо было достигать как внешней науки; челове­ческое познание было таким, что заглядывали в про­странство и обнаруживали тайны звёздных миров, тайны пространства и времени, таким, что вживались в человеческое внутреннее и через облагораживание сердца приходили к созерцанию внутренних тайн. В Греко-латинскую эпоху это положение перевернулось. То, что раньше могло быть пережито внутренне, всё больше должно было переживаться через созерцание внешней природы.

Мы должны стать такими же благочестивыми, ка­кими были в своём сердце пастухи в отношении от­кровений природы. Как они пришли к духовному ви­дению в своём внутреннем мире, так и мы должны прийти к духовному видению в природе. И с другой стороны мы должны также совершить путь Рака. Мы должны прийти к астрономии внутреннего, чтобы из созерцающих сил суметь во внутреннем человека вос­кресить ход мира через эпохи Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры, Вулкана: астрономия из внутреннего, как прежде астрономия из внешнего; благочестие в наблюдении природы, как раньше бла­гочестие в духе пастухов в поле. Если мы сможем углубить то, что сегодня в наблюдении природы высту­пает в нас так бездуховно, если, с другой стороны, мы творчески осуществим то, что сегодня так серо пере­живается в голых математически-геометрических об­разах, если путём внутреннего переживания мы снова возвысим математику до той славы, которую имела древняя астрономия, если углубим наблюдения при­роды до той сердечной глубины и того благочестия, которое переживали пастухи в поле, если внутренним путём мы переживём то, что маги переживали из звёзд, если во взгляде на внешнюю природу мы ста­нем такими же благочестивыми, какими были пастухи в поле, - тогда мы будем переживать во внешнем на­блюдении природы благодаря благочестию, а во внут­реннем - благодаря исполненному любви наблюде­нию мировых событий; тогда мы снова найдём путь к Мистерии Рождества подобно тому, как нашли путь к яслям пастухи в поле, став внутренне благочестивы­ми, и маги с Востока, ставшие мудрецами через внешнее.

Должен быть снова найден путь к Мистерии Рож­дества. Мы должны стать в отношении природы таки­ми же благочестивыми, какими в своих сердцах были пастухи. Мы должны в нашем внутреннем созерцании стать такими мудрыми, какими стали маги при на­блюдении планет и звёзд в пространстве и во времени. То, что маги развивали во внешнем, мы должны раз­вить во внутреннем. То, что наивные пастухи в поле развили в своих сердцах, мы должны развить в нашем общении с внешним миром, - тогда мы найдём путь, истинный путь к глубокому ощущению Христа, к ис­полненному любви пониманию Христа. Тогда мы найдём путь к Мистерии Рождества. Тогда мы сможем с правильными мыслями и с правильным чувством рядом с первоначальным деревом из рая поставить яс­ли, говорящие нам не только о том, как человек вошёл в мир через природные силы, но как уже через новое рождение он может осознать себя в своём полном че­ловеческом бытии.

Тот, кто говорит сегодня о Мистерии Рождества, должен перед человечеством поставить требование, обращенное к будущему. Мы живём в те серьёзные времена, когда нам необходимо уяснить себе, что мы должны сперва стать людьми в истинном смысле. Мы ещё не достигли того, что полностью запечатлело бы в душе мудрость магов, что позволило бы благочестию пастухов всецело течь во внешний мир. Необычайно требовательно стоит перед вратами человеческого бы­тия социальный вопрос. В последние годы он принёс ужасное; и он становится всё более и более угрожаю­щим, и только спящие души могут не замечать это уг­рожающее. Европа готовится стать руинами культуры. Из своего хаотического состояния она не поднимется иначе, как только благодаря тому, что люди найдут возможность в совместном социальном бытии снова развить неподдельное истинное человеколюбие. Они не разовьют его иначе, чем через углубление и запечатление в душе своих чувств благодаря тому, что в рассмотрении природы смогут стать такими же бла­гочестивыми, какими были пастухи в поле, когда че­рез их внутренние силы ангел возвестил им об откро­вении богов в высях и о мире на Земле внизу. И с со­циальной жизнью справятся только с этими силами и только тогда, когда созерцаемое в далях пространства и в ходе времён войдёт во внутреннее так, что человек увидит истинное Существо мирового Духа точно так же, как китаец, американец, а в середине между ними - европеец, видят одно и то же Солнце. Было бы смешно, если бы одним Солнцем пользовался китаец, одним - русский, другим - средний европеец, ещё другим - француз и следующим - англичанин! Как Солнце является одним единственным, так и Солнеч­ное Существо, несущее людей, - одно единственное.

Посмотрим в дали мира: мы обнаружим требова­ние к единению человечества. Заглянем во внутренние глубочайшие тайны человека: мы увидим требование к единению человечества. То, что тут является снару­жи, даже самое духовное, говорит не о дифференциа­ции человечества, не о раздорах; то, что говорит в глубочайшем внутреннем, говорит не о дифференциа­ции человечества, не о раздорах. Пастухам в поле тот голос, который они услышали слухом своего сердца, возвестил, что из далёких явлений вселенной откры­вается Божество, и что через принятие Божества в собственные души может наступить мир среди людей, являющихся людьми доброй воли. Это должно возве­щаться новому человечеству из всего окружения при­родного бытия. Тайны звёзд сказали магам с Востока, что здесь на Земле родился Христос Иисус. Это долж­но возвеститься новому человечеству из наблюдения того, что может раскрыться, выявляясь в его внутрен­нем.

Нам нужен новый путь. К нам снова проникнет голос: Измените сознание , по-новому посмотрите на ход мира! - И если правильно смотреть на ход ми­ра, если рассматривать ход человечества, к которому принадлежим мы сами, то найдёшь путь к той тайне, которая открылась как пастухам, так и развившимся мудрецам, и которая откроется нашему внутреннему созерцанию мира и нашему внешнему созерцанию мира. Когда мы, если сможем, достаточным образом углубимся во внешнее и во внутреннее созерцание мира, когда найдём внутреннюю мудрость магов, на­правляющую нас так же, как вела мудрецов с Востока внешняя мудрость магов, когда мы найдём внешнюю мудрость, ведущую нас к благочестию так же, как благочестие вело пастухов в поле, - тогда мы снова с правильным внутренним ощущением будем смотреть на то, что заключено в Мистерии: то, что стало потом, Христом, рождено для всякого - без различения того, как этот всякий обычно проявляет себя среди людей -ставит ли себя в человечестве внешним образом, или замыкается внутри.

Мы должны снова найти тайну Рождества Иисуса. И найти её мы должны, заботясь в себе обо всём том, о чём сегодня должны были говорить. В себе самих мы должны найти свет Рождества, как пастухи в поле - свет ангела. И мы должны, как маги с Востока, най­ти звезду с помощью силы истинной духовной науки. Тогда нам откроется некоторый путь к тому, что со­держит тайна Рождества. Мы должны снова её по­знать: она напомнит нам о втором рождении человека.

Если мы работаем над тем, чтобы возродить среди людей тайну Рождества, то мы овладеем в правильном смысле и тайной второго рождения существа челове­ка. Это то, о чём нам своеобразно говорят в одном, не признанном церковью Евангелии1, где рассказывает­ся, что особенностью одного мальчика Иисуса было то, что он сразу же после своего рождения обратился к своей матери с определёнными словами. Несомненно, в правильном роде мы подходим сегодня к младенцу, лежащему в яслях, если слова, которые он хочет нам сказать, мы слышим правильно: Пробудите в себе рождественский свет, и свет Рождества во внешнем мире тоже предстанет вам, вместе с вашими ближни­ми, в правильном смысле.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад дорнах, 21 марта 1920
Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад Дорнах 27 сентября 1920 г
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад дорнах, 23 декабря 1921 года
Полтора месяца длится война, но сколько горя и слез уже принесла она. И сколько еще принесет. Фашистский сапог топчет землю Прибалтики,...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад Дорнах, 8 сентября 1924года
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад дорнах, 25 июня 1924 года
Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервая лекция дорнах, 4 ноября 1916г
...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПлан Советская Россия на путях нэпа (1921-1927 гг.). Политический...
Социально-экономическая политика Советского государства в конце 1920-х 1930-е годы
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconTheBioTime ’ s
Конкурс будет проходить в несколько этапов в декабре. Первый это, конечно же, Кастинг, а если вы прошли первый этап, то затем выбирайте...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПубличный доклад
Регистрационный номер 146. Выдано 4 декабря 2012 года. Срок окончания действия: 29 декабря 2015 года
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол №
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconДоклад о состоянии и результатах деятельности моу «Лихославльская...
Данный доклад – первый опыт публичного отчета. В докладе представляется опыт работы и деятельность педагогического коллектива по...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconДоклад о состоянии
Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате...
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад кассель, 24 июня 1909 г
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад Христиания (Осло), 1 Октября 1913
Существует несколько методик определения минимумов вс, которые опубликованы в документах
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconПервый доклад мюнхен, 22 мая 1907 г
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Первый доклад Дорнах, 23 декабря 1920 г iconДоклад моу сош№1 с п. Урух
Свидетельство о государственной аккредитации от 27 декабря 2007 г. Аа 150850 регистрационный №375


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск