Зарегистрирована в составе
учебного плана14/3030/1
«__22___» _____04_____ 2015
Зам начальника УОП
(Григорьева И.В.) Санкт-Петербургский государственный университет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Мировая политика в сравнительном измерении
World Politics in comparative dimension
Язык обучения
русский
Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах _7
Регистрационный номер рабочей программы: 040957
Санкт-Петербург
2014
Раздел 1. Характеристики учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий
Основными целями курса «Мировая политика в сравнительном измерении
являются:
формирование у будущих специалистов научных представлений о месте и роли научных и ценностно-ориентированных политических теорий в изучении международных политических процессов;
ознакомление аспирантов с современными концепциями теории мировой политики;
формирование представлений об особенностях международных политических процессов в различных регионах современного мира.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач курса:
анализ и интерпретация базовых понятий и категорий современной политической науки и теории международных отношений;
анализ основных закономерностей развития мирового политического процесса;
исследование основных этапов становления современной системы международных отношений на глобальном и региональном уровнях;
ознакомление аспирантов с научными источниками и современными исследованиями по теории международных отношений и мировой политики;
формирование навыков самостоятельного анализа политических процессов в различных регионах современного мира.
1.2. Требования к уровню подготовленности обучающихся к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного изучения данного курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Мировая политика и международные отношения», « Мировой политический процесс XVIII – XXI вв.», «Сравнительная политология», «Современные проблемы теории мировой политики».
Данная дисциплина должна читаться во втором семестре второго курса аспирантуры.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:
способность применять научный подход в своей профессиональной деятельности (ОКА-1);
способность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы на иностранном и русском языках (ОКА-2);
способность исполнять обязанности исследователя, в том числе обязанности по проведению научных исследований, по разработке и подготовке к изданию научных трудов и статьей, по обеспечению обучения в индивидуальном порядке и в форме семинаров (ОКА-3).
Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
Знать
основной понятийный аппарат и базовые концепции теории мировой политики и международных отношений;
закономерности развития мирового политического процесса;
основные политологические теории и концепции, базовые категории политической науки с позиций различных научных школ и направлений, важнейших механизмов взаимодействия политической теории и практики
сущность системы современных международных отношений, природу и сущность мировой политики; характер и направления развития международных политических процессов;
Уметь
работать с источниками;
осуществлять поиск информации по заданной проблематике;
логично и доказательно рассуждать в рамках заявленной тематики;
применять полученные знания непосредственно при анализе политических процессов;
формировать собственную точку зрения по острым политическим проблемам и аргументировано отстаивать ее в теоретических дискуссиях.
Владеть
понятийно-категориальным аппаратом политической науки и теории международных отношений, знанием о мировой политике, ее взаимоотношении и влиянии на политические процессы в отдельных странах и регионах современного мира;
пониманием сущности и взаимосвязи политических, экономических и социокультурных процессов в различных регионах современного мира:
знаниями по изучаемой проблематике с тем, чтобы успешно использовать их при работе над диссертацией,
навыками исследовательской работы в области мировой политики и международных отношений.
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Преподавание курса «Мировая политика в сравнительном измерении» осуществляется с применением активных методов обучения. Все лекции и семинары носят проблемный характер. На семинарах аспирант обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример из реальной практики международных отношений и мировой политики. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Вариативная часть
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| объем активных и интерактивных форм учебных занятий
| Трудоемкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| сам.раб. с использованием методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация (сам.раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| заочная форма обучения
| 4 семестр
| 18
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 216
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 18
| 18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 216
|
|
|
|
|
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная / заочная форма обучения
| 4 семестр
| опрос на семинаре и оценка практических занятий
| зачет
|
|
Раздел 2. Структура и содержание учебных занятий
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль):
№
п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Теоретико-методологические основы сравнительного анализа мировой политики
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 2
| Основные проблемы и тенденции современной мировой политики
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 3
| Система современных международных отношений в глобальном
и региональном измерении
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 4
| Европа и Северная Америка в мировой политике
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 5
| Постсоветское пространство в мировой политике
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 6
| АТР в мировой политике
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 7
| Ближний Восток и Южная Азия в мировой политике
| лекции
| 2
| практические занятия
| 2
| по методическим материалам
| 27
| 8
| Латинская Америка и Африка в мировой политике
| лекции
| 4
| практические занятия
| 4
| по методическим материалам
| 27
| |