Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Утверждено
На заседании совета факультета Политологии и права
Протокол № ______ от «___»______20___
Председатель совета Зульфугарзаде Т.Э.
___________________ МП Факультет политологии и права
Кафедра политологии и социологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Направление подготовки 030200 – «Политология» Профиль подготовки – теоретико-инструментальный Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Москва - 2013 Составитель: к.ф.н., доц. Черданцев В.В.
Рецензенты:
заведующий кафедрой 507 «экономическая теория» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), кандидат экономических наук Н. В. Финько;
зав. кафедрой философии РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат философских наук Ивлева М.И.
Главной целью курса является формирование широко образованных и социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, способных к анализу и прогнозированию сложных политических проблем, имеющих историческую основу, и процессов политической жизни. Мировая политика и международные отношения как учебная дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла дисциплин (Блок Б-3) Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030200 – «Политология»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политологии и социологии
протокол № 1 от «30» августа 2013 г.
Заведующий кафедрой
политологии и социологии Кошкин А.П.
Оглавление Оглавление 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 37
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 37
Рекомендуемые Интернет-ресурсы 39
Обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы при изучении дисциплины не используются. 40
Материально-техническое обеспечение дисциплины (раздела) 40
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 40
5.1. Тематика контрольных работ 40
V11. ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Приложение 1 53
Приложение 2 57
Приложение 3 57
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цель дисциплины:
Учебная дисциплина «Мировая политика и международные отношения» ставит своей целью:
- получение студентами базовых представлений о мировой политике и международных отношениях, их истории, теории и практике;
- формирование системного представления об основных этапах развития мировой политики и международных отношений и их современном состоянии;
- изучение теоретических и этических основ мировой политики, основных тенденций и направлений ее развития в начале третьего тысячелетия.
Задачи дисциплины предполагают:
- формирование у студентов представлений о предмете и объектах исследования мировой политики и международных отношений, ключевых понятиях дисциплины;
- формирование представлений о новейшей истории международных отношений;
- формирование представлений о современных тенденциях и школах в изучении мировой политики;
- овладение базовым понятийным аппаратом «Мировой политики и международных отношений»;
- умение выявлять основные факторы и тенденции развития мировых политических процессов;
- умение критически оценивать различные теоретические школы и подходы, существующие в данной области;
- умение применять теоретические знания для анализа текущих проблем мировой политики;
- умение самостоятельно проводить отбор и анализ источников, применять полученные знания для анализа международной жизни;
- умение анализировать складывающиеся в настоящее время подсистемы международных отношений.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Учебная дисциплина «Мировая политика и международные отношения» предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Политология». Он позволяет овладеть современными знаниями и навыками анализа мировых политических процессов и международных отношений через понимание становления и развития данной научной дисциплины, что является необходимым современному выпускнику для работы в различных аналитических и практических организациях, и центрах, а также в научной сфере.
Студент к моменту изучения дисциплины должен иметь представление о понятийно-категориальном аппарате политической науки и основных разновидностях политических систем и режимов, об истории развития социально-политической мысли, знания о новой и новейшей истории.
Данная программа рассчитана на подготовку специалиста в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Мировая политика и международные отношения» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Политическая история России и зарубежных стран», «Политическая история России и зарубежных стран», «Современная российская политика». При освоении данной дисциплины необходимы также предшествующие знания дисциплин «Политология», «Философия» «Социология», «Психология».
Курс «Мировая политика и международные отношения» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих экономистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины студентом должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-3- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-4 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
ОК-5- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
ОК-8- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
ОК-9- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;
ОК-14 -знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
ПК-1 – владеет навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти;
ПК-9 – в области современной российской и мировой политики знает основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, имеет представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе;
ПК-10 – в области политического анализа и прогнозирования имеет представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоил основные теоретико-методологические подходы в сфере политического прогнозирования.
В результате освоения компетенций студент должен:
Знать:
- способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-1);
- особенности проявления социальных и культурных различий в развитии международных отношений (ОК-4);
- значение исторически сложившихся гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, упрочения международного мира и безопасности (ОК-8);
- основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса (ОК-9);
- знать ключевые понятия мировой политики и основные вехи становления теории международных отношений и способы их использования при решении социальных и профессиональных задач (ОК-14);
- основные современные исследования и доктрины в сфере мировой политики и международных отношений (ПК-1);
- основные закономерности и тенденции мировых и российских политических процессов (ПК-9).
- методы сбора и первичной обработки политической информации, методологию и методики политического анализа, основные теоретико-методологические подходы в сфере политического прогнозирования (ПК-10).
Уметь:
- налаживать кооперацию с коллегами, работать в коллективе с представителями различных стран и народов (ОК-3);
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России, ближнего и дальнего зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия в соответствии с концепцией общегражданской нации (ОК-4);
- осознавать роль и место России в современном мире, определять свои цели и гражданскую позицию и выстраивать деятельность в связи с приоритетными целями развития страны (ОК 5);
- принять нравственные обязанности в политической и связанных с ней сферах общественной жизни по отношению к другим людям и самому себе (ОК-8);
- анализировать события международного масштаба и формулировать собственное аргументированное мнение по всему кругу рассматриваемых вопросов (ОК-14);
- работать с оригинальными научными текстами в области мировой политики и международных отношений и содержащимися в них смысловыми конструкциями, адекватно интерпретировать политические тексты различной доктринальной направленности (ПК-9);
- собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере мировой политики и международных отношений и применять здесь основные теоретико-методологические подходы (ПК-10).
Владеть:
- культурой мышления в сфере мировой политики и международных отношений, представлением о текущих мирополитических реалиях и вызовах глобализации (ОК-1);
- способами социального взаимодействия в общественной ситуации, характерной наличием существенных страноведческих и политических различий (ОК-8, ОК-9);
- навыками анализа социально-значимых проблем и процессов, связанных с мировой политикой и международными отношениями (ОК-14);
- навыками научных исследований процессов и отношений в сфере мировой политики и международных отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);
- основными теоретико-методологическими подходами при подходе к мировой политики и международным отношениям в сфере политического прогнозирования (ПК-10).
1.5. Формы контроля:
Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
микроконтрольные работы;
контрольные работы;
письменные домашние задания;
написание эссе;
подготовка докладов, рефератов, выступлений;
промежуточное тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.
Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:
Зачет или экзамен:
в форме тестирования (в том числе компьютерного);
в письменной форме;
в комбинированной форме.
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация во 6 семестре – зачет
Промежуточная аттестация в 7 семестре – экзамен в письменной форме.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Мировая политика и международные отношения» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
Содержание программы учебной дисциплины.
Содержание разделов дисциплины «Мировая политика и международные отношения»
№№пп
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образова-тельные технологии
|
|
| 6 семестр Раздел 1. Сущность и принципы мировой политики.Основы международных отношений
|
|
|
| 1.
| Мировая политика и международные отношения как объект изучения
| Мировая политика как учебная и научная дисциплина. Становление мировой политики и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Уровни анализа и методы исследования в мировой политике. Соотношение категорий «международные отношения», «мировая политика» и «международная политика»
Цели и задачи курса «Мировая политика и международные отношения»
| ОК-1,
ОК-3,
ОК-4,
ОК-5,
ОК-8,
ОК-9,
ОК-14,
ПК-1,
ПК-9,
ПК-10.
| Результаты освоения I раздела
Знать:
- понятия «мировая политика» и «международные отношения», их соотношение;
- три основные этапа становления и развития мировой политики;
- характеристику государственно-центристской политической системы;
- взаимосвязь мировой политики с другими политическими и социально-гуманитарными дисциплинами;
- цели и задачи курса «Мировая политика и международные отношения»;
- хронологический принцип классификации международных отношений;
| Лекция.
Семинар.
Опрос. Обсуждение.
Контр. раб.
| 2.
| Теоретические концепции международных отношений в истории социально политической мысли
| Внешнеполитические концепции в политической мысли Древнего Мира. Формирование и развитие реалистических представлений о международных отношениях в политической мысли эполхи Возрождения и Нового времени. Марксизм и международные отношения. Германская и британская школа геополитики. Североамериканская школа геополитики. Геополитические концепции в России. Теоретические исследования международных отношений в политической науке 40-60-х гг. ХХ века.
|
| - пять циклов в истории международных отношений;
- основы системной классификации международных отношений;
- методологию изучения мировой политики в политологии;
- количественные и качественные методы в теории мировой политики;
- основные теоретические школы в международных исследованиях;
- отечественную специфику международных исследований;
- роль и значение государства и других акторов мировой политики;
| Лекция.
Семинар.
Презентации. Доклады, обсуждение. Опрос.
|
| 3.
| Мировая политика как составная часть теории международных отношений
| Понятие мировой политики, ее сущность и содержание. Мировая политика как область исследований, ориентированная на изучение государственных и негосударственных акторов (ТНК, неправительственные международные организации и т.п.) на мировой арене.
Взаимосвязь мировой политики с другими областями научных знаний. Методология изучения мировой политики в политологии. Количественные и качественные методы в теории мировой политики.
Соотношение предметных областей мировой политики и международных отношений. Международные исследования. Мировая политика и политическая наука. Мировая политика в системе социальных наук.
|
| - историю становления и развития международных организаций;
- основные признаки международных организаций и их классификацию;
- роль ООН в современном мире;
- экономические, социальные и экологические проблемы мирового развития;
- проблемы безопасности в современном мире.
Уметь:
- характеризовать мировые политические системы в истории международных отношений;
- прослеживать становление мировой политики и её взаимосвязь с другими дисциплинами;
| Лекция.
Семинар.
Опрос. Обсуждение.
Контр. раб.
| 4.
| Основные современные научные концепции в теории мировой политики
| Теоретические школы в международных исследованиях. Реализм и неореализм. Либерализм и неолиберализм. Неомарксистский и постмодернистский подходы. Пути развития теории в последнее десятилетие.
Отечественная специфика международных исследований. Тенденции становления мировой политики в качестве научной дисциплины в постсоветской России. Исходная интеллектуально-ценностная оппозиция «мирополитиков» и «международников». Современное состояние дебатов.
Теория «реализма» Г. Моргентау, Э. Карра, Дж.Кеннана, К.Томсона. «Неореализм» А.Уолтца, Р .Гилпина, Б Бузана. Либерализм В.Вильсона и «неолиберализм» Р Кохэна и Дж. Ная в теории мировой политики. Концепции неомарксизма и постмодернизма в исследованиях проблем мировой политики И. Валлерстайна, А.Франка и Р.Кокса. Вклад российских ученых П. Цыганкова, Е.Примакова, М.Лебедевой и др. в теорию мировой политики.
|
| - адекватно определять уровни анализа и методы исследования в мировой политике;
- давать системную классификацию международных отношений;
- характеризовать мировую политику как область исследований, ориентированую на изучение государственных и негосударственных акторов на мировой арене;
- использовать основные количественные и качественные методы в теории мировой политики;
- соотносить предметные области мировой политики и международных отношений;
- использовать основные положения теоретических школ ХХ века в международных исследованиях;
- определять и характеризовать основных акторов современной мировой политики;
- характеризовать государство как продукт жизнедеятельности общества и субъект международного права;
- показать системный характер межгосударственных отношений;
- показать центробежные и центростремительные тенденции в межгосударственных отношениях;
| Лекция.
Семинар.
Презентации. Доклады, обсуждение. Опрос.
| 5.
| Основные акторы современной мировой политики.
| Современные государства как главные субъекты мировой политики.
Межправительственные организации и их роль в мировой политике. Неправительственные участники мировой политики: транснациональные корпорации, гибридные образования, функциональные неполитические организации.
|
| - представить основные признаки международной организации и их классификацию;
- характеризовать основные проблемы современного мира и международной безопасности.
Владеть:
| Лекция.
Семинар.
Опрос. Обсуждение.
Контр. раб.
| 6.
| Государства как основные субъекты международных отношений.
| Государство как продукт жизнедеятельности общества и субъект международного права. Большие и малые, сильные и слабые государства. Содержание понятия суверенитета государства. Отношения между государствами как система. Центробежные и центростремительные тенденции в межгосударственных отношениях. Эрозия суверенитета государств как основных субъектов политики. Будущее государств в современных теоретических концепциях.
|
| - навыками системного анализа мировой политики;
- навыками системного анализа международных отношений;
- основными категориями мировой политики;
- основными категориями международных отношений;
- представлениями об исторической эволюции мировой политики;
- представлениями об исторической эволюции международных отношений;
- представлениями о современном состоянии мировой политики и международных отношений.
| Лекция.
Семинар.
Опрос. Обсуждение.
Контр. раб.
| 7.
| ООН и другие международные организации в системе международных отношений.
| История становления и развития международных организаций. Основные признаки международной организации и их классификация.
Исторические предпосылки появления ООН. Роль государств антигитлеровской коалиции в создании глобальной международной политико-правовой организации. Тегеранская и Ялтинская конференции об учреждении ООН, Декларация о создании международной организации по поддержанию мира. Конференция в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и подписание Устава ООН. Структура и функции ООН и ее специализированных учреждений. Место и роль ООН в разрешении глобальных проблем современного мира. ООН в ХХI веке: пути реформирования и дальнейшего развития.
|
|
| Лекция.
Семинар.
Доклады,
дискуссия
| 8.
| Основные проблемы современной мировой политики.
| Экономические, социальные и экологические проблемы мирового развития. Проблемы безопасности в современном мире. Военные конфликты и международный терроризм –основные вызовы человечеству в ХХI веке. Военная составляющая мировой политики, Глобализация мира в конце ХХ – начале ХХI века.
|
|
| Лекция.
Семинар.
Опрос. Обсуждение.
Контр. раб
|
|
| Раздел II. Основные факторы развития международных отношений во 2-й пол. ХХ – нач. ХXI вв.
|
|
|
| 9.
| . Становление Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Идеологические и геополитические факторы возникновения холодной войны.
| Наследие Второй мировой войны в международных отношениях. Расстановка сил на международной арене после окончания войны. Биполярность. Роль СССР и США в послевоенном мире. Ядерный фактор. Проблемы сфер влияния в послевоенном мире. Становление и развитие Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
Холодная война как явление в международных отношениях, ее характерные черты, хронологические рамки. Идеология и геополитика в возникновении холодной войны. Формирование образа врага. Греческий вопрос. Иранский кризис.
Основные этапы холодной войны.
Разделение мира на первый – развитые капстраны во главе с США, второй - соцстраны во главе с СССР, и развивающиеся страны «третьего мира».
| ОК-1,
ОК-3,
ОК-4,
ОК-5,
ОК-5.1,
ОК-8,
ОК-9,
ОК-14,
ПК-1,
ПК-9,
ПК-10.
| Результаты освоения II раздела
Знать:
- основы Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений;
- роль СССР и США в послевоенном мире;
- характеристику холодной войны как ключевого явления в международных отношениях 2-й пол. ХХ века;
- характеристику стран первого, второго и третьего мира, особенности взаимоотношений между ними;
- роль германского вопроса в развитии мировой политики 2-й пол. ХХ века;
- основные черты мировой системы социализма 2-й пол. ХХ века;
- сущность американской «концепции сдерживания» и основные ее проявления;
- ядерный фактор во внешнеполитических и военно-стратегических концепциях Соединённых Штатов и Советского Союза;
- роль китайского фактора в советско-американских отношениях;
| Лекция.
Семинар.
Доклады,
дискуссия
| 10.
| Германская проблема в международных отношениях.
| Мирное урегулирование с бывшими союзниками Германии. Германский вопрос в международных отношениях 1945-1947 гг. Курс западных держав на создание западногерманского государства. Берлинский кризис 1948-1949 гг. Раскол Германии. Германский вопрос в отношениях Восток-Запад в первой половине 1950-х гг. Идеи «нейтрализации» Германии и «европейского оборонительного сообщества». Провал планов создания ЕОС. Принятие ФРГ в Западный Союз и НАТО. Образование Варшавского договора. Берлинский кризис 1958-1961 годов. Существование двух Германий. Объективные и субъективные предпосылки интеграции. Падение Берлинской стены.
|
| - геополитические, экономические и религиозные факторы возникновения и развития ближневосточного конфликта;
- причины и характер Карибского кризиса, изменения в системе международных отношений после его преодоления;
- кризис советской и американской политики «с позиции силы» в конце 60-х гг., поиски выхода в отношениях между сверхдержавами;
- основные факторы политики разрядки международной напряженности 1970-х гг.;
- достижение военно-стратегического паритета СССР с Западом в 1970-е гг. и его политические последствия;
| Лекция.
Семинар.
Опрос.
Обсуждение. Дискуссия
| 11.
| Внешнеполитическая стратегия СССР и формирование социалистического лагеря.
| СССР и процессы революционных преобразований в странах народной демократии. Система двусторонних договоров СССР со странами Восточной Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание Коминформа и его деятельность. Кризисы в социалистическом содружестве. Советско-югославский конфликт 1948 г. Позиция руководства СССР. События в Венгрии 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и её подавление. Позиция Запада.
Экономическая политика СЭВ. Интеграционные процессы: достижения и неудачи. Асимметричная модель экономического взаимодействия.
Организация Варшавского договора: структура, характер, основные направления деятельности.
|
| - цели, задачи, характер деятельности евроатлантических организаций послевоенных десятилетий – НАТО и Общего рынка;
- крупнейшие региональные международные организации, их структуру, направления и характер деятельности;
- роль религиозного фактора в политике послевоенного периода;
- основные международные конфликты 2-й пол. ХХ века и попытки их теоретического объяснения.
| Лекция.
Семинар.
Контр. Раб.
Опрос.
| |