Скачать 242.59 Kb.
|
Основная литература 1.Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр. и доп. /под ред. Н.П. Шабалова. – СПб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил. 2.Поликлиническая педиатрия [Текст] : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ Под ред. В.Н. Чернышова. - Москва: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2007. -445 с. 3.Поликлиническая педиатрия [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов / [Н. В. Ткачева и др.] ; под ред. А. С. Калмыковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 706 с. 4.Педиатрия [Текст] : учебник для мед. вузов / В. Г. Арсентьев [и др.] ; под ред. Н. П. Шабалова. - 5-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2010. - 935 с. Дополнительная литература 1.Неотложная помощь детям на догоспитальном этапе: методические рекомендации /В.И. Макарова, Л.В. Титова, Л.И. Меньшикова, И.В.Бабикова, Н.Л. Избенко, Е.А. Рябова, В.А. Плаксин. – Архангельск: СГМУ, 2008. – 53 с. 2.Специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний: учебное пособие /В.И. Макарова, Н.Л. Избенко. – Архангельск: СГМУ, 2008. – 82 с. 3.Основные морфофункциональные константы здорового ребенка: учебное пособие /В.И.Макарова, В.А.Плаксин. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Архангельск, 2006. – 56 с. 4.Особенности клинического обследования здорового и больного ребенка: учебное пособие /В.И.Макарова. – Архангельск, 2006. – 127 с. 5.Наблюдение за детьми «групп риска» на первом году жизни: учебное пособие /В.И.Макарова, Е.А.Рябова, Е.Ю. Екимова. – Архангельск, 2005. – 14 с. 6.Грудное вскармливание: методические рекомендации /В.И. Макарова, В.А. Плаксин, И.В. Бабикова, Н.А. Избенко, Е.А. Рябова, О.В. Тарасова. – Архангельск, 2006. – 61 с. 7.Поликлиническая педиатрия [Электронный ресурс] : учеб. для студентов мед. вузов/ [Н. В. Ткачева и др.] ; под ред. А. С. Калмыковой. -2-е изд., перераб. и доп. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -720 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/. 8.Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей/А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, С.М. Чечевлицкая. – М.: Изд. Медпрактика-М,-2004.-388 с. 9.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 608 с. Программное обеспечение и Интернет ресурсы ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/ ЭБС Iprbooks http://www.iprbookshop.ru/ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Поликлиническая педиатрия Для специальности (шифр, название специальности): 060103 «Педиатрия» Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Курс: 6 (очное отделение) Семестр: 11,12 Лекции: 48 часов Практические (семинарские) занятия: 135 Зачет- 12 семестр Самостоятельная работа -8 часов Всего часов 191 час Архангельск, 2014
Цель преподавания дисциплины – профессиональная подготовка участкового педиатра. Задачами изучения поликлинической педиатрии является: углубление знаний возрастной анатомии и физиологии ребёнка, особенности его развития. Изучение основ профилактического наблюдения здорового ребёнка, своевременного выявления различной патологии, углубляя знания семиотики и основных синдромов поражения органов и систем у детей. Определение унифицированных рекомендаций диспансерного наблюдения детей с различной патологией в амбулаторной практике врача педиатра, на основе знаний клинической педиатрии, реабилитации и организации здравоохранения. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: - педиатрия, - неонатология и перинатология, - общественное здоровье и организация здравоохранения, - детские инфекции, - пропедевтика детских болезней, - клиническая фармакология. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. Студент, изучивший дисциплину, должен: Знать:
Уметь:
- определить группы риска по поствакцинальным осложнениям;
Владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2 Содержание разделов Раздел 1. Организация профилактической помощи детям в условиях детской поликлиники Тема 1. Поликлиника – ведущее структурное звено здравоохранения. Содержание: структура и организация работы детской поликлиники, подросткового центра и кабинета врача общей практики; документация, участковый и свободный по выбору принцип обслуживания. Тема 2. Особенности наблюдения новорождённого ребёнка в амбулаторной практике педиатра. Содержание: Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным и недоношенным в условиях детской поликлиники. Группы «риска» детей новорожденного ребенка, планирование и обеспечение наблюдения в зависимости от группы «риска». Тема 3. Врачебное наблюдение детей раннего возраста в условиях детской поликлиники Содержание: Врачебный контроль за состоянием здоровья детей первого года жизни. Профилактика заболеваний грудного возраста. Профилактика и лечение детей с рахитом, анемией, гипотрофией различной степени тяжести в амбулаторной сети. Количественные и качественные показатели наблюдения детей раннего возраста. Тема 4. Вакцинопрофилактика у детей Содержание: Специфическая профилактика инфекционных заболеваний у детей в семье и организованных детских коллективах. Национальный календарь профилактических прививок, планирование и осуществление вакцинопрофилактики на участке, детских дошкольных учреждениях, школы. Группы «риска», поствакцинальные осложнения, неотложная помощь. Раздел 2. Организация лечебно-профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения детей с острой и хронической патологией в амбулаторной сети Тема 5. Врачебное наблюдение детей с острыми заболеваниями в амбулаторных условиях. Содержание: Диагностика, лечение, профилактика ОРВИ и гриппа. Особенности лечения детей раннего возраста с заболеваниями ОРВИ, показания к госпитализации. Этиопатогенетическая и симптоматическая терапия, выписка рецептов. Тема 6. Организация наблюдения за инфекционными больными в условиях детской поликлиники Содержание: Противоэпидемическая работа врача-педиатра. Профилактическая и противоэпидемическая работа в детских учреждениях. Организация наблюдения за инфекционными больными на дому. Диагностика, лечение и профилактика капельных инфекций, инфекционных диарей, вирусных гепатитов. Тема 7. Диспансерное наблюдение за детьми с острыми и хроническими заболеваниями. Содержание: Лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за детьми с острыми и хроническими заболеваниями. Лечение и диспансеризация с заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной, мочевыделительной систем. Оформление документации, рецептов лекарственных препаратов. Тема 8. Оказание неотложной помощи детям на догоспитальном этапе. Содержание: Основные задачи педиатрической службы скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе при терминальных состояний, синдромах острой дыхательной недостаточности, синдромах острой недостаточности кровообращения, при нарушениях функции центральной нервной системы, неотложных состояний, обусловленных несчастными случаями, при шоке, при аллергических состояниях, при острых инфекционных заболеваниях у детей. Раздел 3. Организация лечебно – профилактических мероприятий в организованных коллективах Тема 9. Организация медицинской помощи в дошкольных учреждениях. Содержание: Роль детских дошкольных учреждений в воспитании здоровых детей. Функциональные обязанности медперсонала в ДДУ, особенности противоэпидемической и санитарно-гигиенической работы, организации питания, наблюдения детей с хроническими заболеваниями. Тема 10. Адаптация детей и особенности физического воспитания в организованных коллективах. Содержание: Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение. Наблюдение медперсонала в период адаптации, степени тяжести адаптации. Подготовка детей в дошкольных учреждениях к поступлению в школу. Физическое воспитание в ДДУ, домах ребенка и школах. Врачебный контроль за проведением физкультурного занятия. Тема 11. Врачебный контроль в школьных учреждениях Содержание: Школьные учреждения. Медицинское обеспечение учащихся общеобразовательных и специальных школ. Функциональные обязанности медперсонала школы, особенности организации питания, организации профилактических осмотров, наблюдения школьников с хронической патологией. Тема 12. Медико-социальные проблемы детей и подростков Содержание: Особенности медицинского обеспечения, врачебной помощи подросткам в условиях участка, дневного стационара поликлиники, организованных коллективах. Тема 13. Этические и деонтологические особенности работы участкового педиатра. Содержание: Этика и деонтология врача. Правовые законоположения. 5.3. Тематическое планирование
5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов 1. Организация питания новорожденного ребенка, особенности ухода за новорожденным в условиях поликлиники. 2. Особенности осуществления дородового патронажа беременной, сбора и оценки социального, биологического и генеалогического анамнеза. 3. Режим, массаж, комплексы гимнастики, закаливающие мероприятия детей раннего возраста в зависимости от группы здоровья и направленности « риска» новорожденных. 4. Особенности наблюдения за недоношенными детьми. Организация врачебно-сестринского наблюдения на дому недоношенного новорожденного ребенка. 5. Оценка реализации направленностей риска различной патологии детей первого года жизни. 6. Современные лекарственные средства растительного происхождения, используемые в педиатрии. 7. Осуществление врачебного контроля проведения физкультурного занятия в ДОУ, оформление протокола проведения физкультурного занятия в организованных учреждениях. 8. Новые современные вакцинные препараты, не входящие в национальный календарь профилактических прививок. 9. Редко встречающиеся гельминтозы, особенности диагностики и профилактики. 10. Особенности организации наблюдения детей в очаге инфекции на дому. 11. Определение степени тяжести адаптации детей к ДДУ в зависимости от состояния здоровья ребёнка. 12. Анализ показателей работы врача школы. 13. Анализ показателей работы врача дошкольного учреждения. 14. Методы оценки школьной зрелости. 15. Скрининг-обследование детей в условиях школы. Тесты, методы. 16. Особенности медицинского наблюдения за состоянием здоровья подростков в условиях детской поликлиники. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитории оборудованы учебной мебелью, настенными досками. Имеются компьютеры, мультимедийный проектор, тренажер для оказания неотложной помощи ребенку. Наглядные пособия: - основные приказы по поликлинической педиатрии; - основные формы медицинской документации в детской поликлинике; - набор ЭКГ и рентгенограмм; - комплекс проспектов современных лекарственных препаратов, используемых в педиатрии; - пособие по наблюдению ребёнка раннего возраста - образцы этапных эпикризов наблюдения детей раннего возраста - современные компьютерные программы, включающие фармакологические справочники для врачей (статьи, алгоритмы, стандарты лечения и рекомендации ведущих специалистов)4 - сумка участкового педиатра. 8. Содержание текущего и итогового контроля 8.1. Текущий контроль: - контрольные работы с использованием конкретных заданий и батареи стандартных тестов (143) - решение ситуационных задач (45) - проведение деловых игр - написание рефератов Содержание контрольных заданий Задания для контрольных работ: 1. Оценка степени, гармоничности физического развития детей различного возраста. 2. Оценка группы НПР детей раннего возраста по ведущим линиям. 3. Оценка резистентности организма детей различных возрастов. 4. Оценка генеалогического анамнеза, расчёт индекса отягощённости. 5. Расчёт питания детей первого года жизни в зависимости от вида вскармливания. 6. Расчёт лечебной дозы ферротерапии при различных степенях тяжести анемии. Выписка рецепта. 7. Расчёт лечебной дозы витамина Д при различных степенях тяжести рахита. Выписка рецепта. 8. Расчёт питания для ребёнка с гипотрофией в условиях поликлиники. 9. Определение групп риска по поствакцинальным осложнениям, используя данные истории развития ребёнка (форма 112/У). 10.Расчёт риска синдрома внезапной смерти новорождённого ребёнка. 11.План профилактических прививок с использованием историй развития детей поликлиники. 12.Составление индивидуальных планов оздоровительных мероприятий для детей с различными типами ЧБД. 13.Расшифровка и заключение ЭКГ детей в норме и при патологии. 14.Решение ситуационных задач по наблюдению детей в очаге инфекции. Темы рефератов: 1. Особенности организации и преимущества дневного стационара детской поликлиники. 2. Дифференциальная диагностика и особенности наблюдения детей с желтухой новорождённых в амбулаторных условиях. 3. Профилактика трофических нарушений у детей грудного возраста в условиях детской поликлиники. 4. Дифференциальная диагностика и наблюдение участковым педиатром новорождённых с вегетативно-висцеральными расстройствами. 5. Малые аномалии развития сердца у детей, особенности выявления и наблюдения. 6. Выявление и наблюдение детей с лактазной недостаточностью в амбулаторных условиях. 7. Особенности профориентации детей с хронической патологией в школе и на участке. 8. Редкие гельминтозы у детей, их клинические особенности. 9. Этико-деонтологические особенности в условиях поликлиники. 10. Особенности наружной терапии при атопическом дерматите у детей различного возраста. 11. Гипервитаминоз Д; клиника, неотложная помощь 12. Энурез у детей. Клиника, диагностика, лечение 13. Лекарственные схемы эрадикации при гастродуоденитах и язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, ассоциированных с НР. 14. Диспансерное наблюдение детей с рецидивирующими бронхитами. 15. Диспансерное наблюдение детей с нейроциркуляторной дистонией. 16. Лямблиоз у детей. Клиника, лечение, диспансеризация. 17. Организация профессиональной консультации в школе, этапы и объем. 18. Пути медицинской коррекции тяжелой адаптации ребенка к дошкольному учреждению. 8.2. Итоговый контроль Форма контроля: зачёт. А. Перечень вопросов к зачетному занятию: 1. Структура и организация работы детской поликлиники. 2. Основные формы медицинской документации в поликлинике. 3. Основные приказы и документы, регламентирующие работу детской поликлиники. 4. Критерии здоровья детей. 5. Оценка физического развития ребёнка. 6. Оценка нервно-психического развития ребёнка 7. Критерии оценки резистентности организма. 8. Дифференциальная диагностика определения групп здоровья. 9. Функции участкового педиатра. 10. Основные показатели работы детской поликлиники. 11. Диспансерное наблюдение ребёнка первого года жизни. 12. Диспансеризация здоровых детей раннего возраста. 13. Диспансеризация здоровых детей дошкольного возраста. 14. Диспансеризация здоровых детей школьного возраста. 15. Особенности наблюдения детей с анемией. 16. Особенности наблюдения детей с рахитом. 17. Особенности наблюдения детей с гипотрофией. 18. Группы риска новорождённого ребёнка. 19. Календарь профилактических прививок. 20. Направленности риска различной патологии детей первого года жизни. 21. Группы риска по поствакцинальным осложнениям 22. Методы «щадящей» вакцинации. 23. Поствакцинальные осложнения и их классификация 24. Особенности наблюдения детей с острой пневмонией на дому. 25. Группы риска по острой пневмонии детей раннего возраста. 26. Организация наблюдения на дому за ребёнком с ветряной оспой. 27. Организация наблюдения на дому за ребёнком с эпидемическим паротитом. 28. Организация наблюдения на дому за ребёнком со скарлатиной 29. Организация наблюдения на дому за ребёнком с краснухой 30. Организация наблюдения на дому за ребёнком с ОКИ 31. Работа в очаге с менингококковой инфекцией. 32. Работа в очаге инфекции больного дифтерией. 33. Работа в очаге инфекции больного гепатитом А. 34. Работа в очаге инфекции больного корью. 35. Работа в очаге инфекции больного серозным менингитом. 36. Группа ЧБД, классификация. 37. Наблюдение и оздоровление часто болеющих детей на участке. 38. Наблюдение и оздоровление часто болеющих детей в ДДУ. 39. Диспансерное наблюдение детей с бронхиальной астмой. 40. Диспансерное наблюдение детей с острой пневмонией. 41. Диспансерное наблюдение детей с хронической пневмонией. 42. Диспансерное наблюдение детей с дисфункцией гепатобилиарного тракта. 43. Диспансерное наблюдение детей с гастродуоденитами с повышенной секреторной функцией. 44. Диспансерное наблюдение детей с гастродуоденитами с пониженной секреторной функцией. 45. Диспансерное наблюдение детей с желчекаменной болезнью. 46. Диспансерное наблюдение детей с язвенной болезнью. 47. Диспансерное наблюдение детей с хроническими холециститами. 48. Диспансерное наблюдение детей с хроническими панкретитами. 49. Диспансерное наблюдение детей с синдромом мальабсорбции. 50. Диспансерное наблюдение детей с дисметаболическими нефропатиями. 51. Диспансерное наблюдение детей с интерстициальным нефритом. 52. Диспансерное наблюдение детей с острым пиелонефритом. 53. Диспансерное наблюдение детей с хроническим пиелонефритом. 54. Диспансерное наблюдение детей с острым гломерулонефритом. 55. Диспансерное наблюдение детей с хроническим гломерулонефритом. 56. Диспансерное наблюдение детей с мочекаменной болезнью. 57. Диспансерное наблюдение детей с врождёнными пороками сердца. 58. Диспансерное наблюдение детей с нарушениями ритма сердца. 59. Диспансерное наблюдение детей с синдромом вегетативной дистонией. 60. Диспансерное наблюдение детей с нарушением кровообращения. 61. Диспансерное наблюдение детей с острой ревматической лихорадкой. 62. Состав СКОК, функции. 63. Особенности направления на санаторно-курортное лечение. 64. Адаптация в ДДУ. 65. Степени тяжести адаптации. 66. Подготовка ребёнка к поступлению в ДДУ. 67. Функции врача ДДУ. 68. Функции врача в школе. 69. Функции врача в закрытых учреждениях. 70. Подготовка ребёнка к школе. 71. Оценка школьной зрелости. 72. Особенности адаптации к школе. 73. Контроль за физическим воспитанием в ДДУ. 74. Контроль за физическим воспитанием в школе. 75. Организация питания в организованных коллективах. 76. Организация питания в учреждениях закрытого типа. 77. Передача подростков во взрослую сеть. 78. Особенности профориентации школьников. 79. Неотложная помощь при гипертермическом синдроме. 80. Неотложная помощь при судорожном синдроме. 81. Неотложная помощь при обмороке и коллапсе. 82. Неотложная помощь при нейротоксикозе. 83. Неотложная помощь при синдроме бронхоспазма. 84. Неотложная помощь при обструктивном синдроме. 85. Неотложная помощь при острой сердечной недостаточности. 86. Неотложная помощь при дыхательной недостаточности. 87. Неотложная помощь при анафилактическом шоке. 88. Неотложная помощь при менингококцемии. 89. Неотложная помощь при стенозе гортани. 90. Неотложная помощь при носовых кровотечениях. 91. Неотложная помощь при желудочно-кишечных кровотечениях. 92. Неотложная помощь при суправентрикулярной тахикардии. 93. Неотложная помощь при желудочковой тахикардии. 94. Наблюдение и лечение детей с аскаридозом. 95. Наблюдение и лечение детей с энтеробиозом. 96. Наблюдение и лечение детей с токсакарозом. 97. Наблюдение и лечение детей с трихоцефалёзом. 98. Наблюдение и лечение детей с дифиллоботриозом. 99. Наблюдение и лечение детей с лямблиозом. 100. Наблюдение и лечение детей с кишечной угрицей. Б. Тесты заключительного контроля (120). В. Ситуационные задачи (30) |
Учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е... Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр... | Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
СавюкЛ. К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристъ, 2004. — 588 с Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Alkaline phosphatase Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Автореферат разослан Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Лаборатория Судьбы Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Leading The Leaders Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Учебник для средних медицинских учебных заведений Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008.... | ||
Как стать счастливым Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Проф. Столешников А. П. О вакцинации Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Джим коллинз от хорошего к великому Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Удк 33 ббк 65. 262. 1 В44 Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Руководство речь санкт-Петербург 2002 Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Жилищное право. Информационно-справочное издание Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Ценностный мир современного белорусского общества Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с |