Ценностный мир современного белорусского общества





НазваниеЦенностный мир современного белорусского общества
страница1/27
Дата публикации20.08.2013
Размер3.12 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Л.Г.Титаренко

ЦЕННОСТНЫЙ МИР
СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА:


ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Минск: БГУ, 2004



УДК 316.752+316.32

ББК 60.59

T45


Рецензенты:

академик НАН Беларуси; доктор философских наук, профессор, почетный директор Института социологии НАН РБ Е.М.Бабосов;

доктор социологическихнаук, профессор Д.Г.Ротман
Рекомендовано

кафедрой социологии факультета философии и социальных наук

27 июня 2003 г., протокол № 11

Титаренко Л.Г.

Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г.Титаренко. – Мн.: БГУ, 2004.  205 с.

ISBN 985-485-136-2.
Монография посвящена анализу основных ценностей белорусского населения в условиях постсоветской трансформации. На основе анализа данных ряда национальных опросов за десятилетний период времени автор выделяет ключевые ценности, описывает их структуру, общее и различие между ценностями мужчин и женщин.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, широкого круга читателей, проявляющих интерес к аксиологическим проблемам.
ISBN 985-485-136-2

Л.Г.Титаренко, 2004

БГУ, 2004

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 10


Глава 1. Трансформирующееся постсоветское общество как

основа смены ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 - 76


  1. Трансформация как переход от социализму к

современному обществу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 - 24

  1. Новые «вызовы современности» в культурно-

ценностной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 - 39

  1. Структура и иерархия ценностей белорусов. . 39 - 55

  2. Исторические типы личности и ценности . . . . . . . . 55 - 62

  3. Гендерный подход и основные гендерные

различия в структуре ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . 62 - 76
Глава 2. Базовые ценности белорусов: структура, функции,

иерархия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77- 193
2.1. Семейно-брачные ценности и гендерные роли . . . . . 77 -103

2.2. Ценности белорусов в сфере труда . . . . . . . . . . . . . . . 104- 115

2.3. Политическая культура и социально-политические

ценности большинства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 - 131

2.4. Духовно-нравственные ценности: индивидуальная и

общественная мораль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 - 150

2.5 Религиозные ценности белорусов. . . . . . . . . . . . . . . . . 151 - 162

2.6 Экологические императивы и качество жизни. . . . . 162 - 177

2.7 Друзья, свободное время как новые важные

ценности белорусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 - 195

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196-198




Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 -205



ВВЕДЕНИЕ



Ценностные ориентации, мотивы и ценности повседневной деятельности людей привлекают в последние годы пристальное внимание как ученых, так и простых людей. И это закономерно, поскольку социетальные сдвиги, происходившие в белорусском обществе с начала 1990-х годов, уже привели к существенному изменению условий жизни, труда, проведения свободного времени, а, следовательно, целей и интересов всех групп населения. Представление об этих изменениях важно не только в теоретическом плане, но и для планирования социальной политики государства.

Во главу угла исследования автор ставит рассмотрение ценностного мира современного белорусского общества в сравнении с ценностным миром прежнего исторического периода – периода конца советской власти. Хотя этот временной промежуток охватывает всего около десяти лет, в историческом плане речь идет о качественно разных эпохах, типах общества, социальных типах личности, и, соответственно, разных ценностных ориентациях доминирующего большинства населения на каждом из выделенных этапов. Понять произошедший сдвиг в ценностном сознании значит определить, куда движется современное белорусское общество, какие социокультурные изменения в нем произошли и еще могут произойти, и каков в целом его наличный реформаторский потенциал. Не имея намерения очернять или идеализировать прошлое, необходимо прежде всего выявить, от какого культурного наследия общество уже отказалось, и какие из появившихся в на новом этапе социокультурных инноваций представляются на сегодня достаточно устойчивыми и долговечными.

Предмет данного исследования – ценности, проявляющиеся в сознательных и бессознательных ориентациях людей на определенные виды деятельности и результаты, в моральных принципах и культурных нормах, стереотипах поведения, оценке собственной жизни и определении ее смысла, в отношении к обществу и своей эпохе. Эта тема представляет первостепенный интерес, поскольку ценности образуют базовую основу всякого общества, без которой невозможно самое его существование. Несмотря на то, что социетальные изменения обычно связывают с радикальными экономическими и социально-политическими переменами, происходящими в революционные эпохи, никакие перемены не могут по-настоящему глубоко изменить общество, пока не претерпят коренных изменений базовые ценности большинства населения. Ценности – это глубинные регуляторы поведения людей, это внутренние структуры, мотивирующие конкретные действия индивидов, групп, общества в целом [34; 80; 87]. Их изучение дает исследователю представление о внутренних механизмах, регулирующих политическое и экономическое поведение населения и в конечном счете определяющих успех или неудачу тех или иных реформ, их долгосрочный или краткосрочный характер.

В книге, сочетая теоретические и эмпирические методы исследования, автор проанализировал изменения базовых ценностей в белорусском обществе в конце ХХ-го века. Принимая во внимание крупномасштабные сдвиги, связанные с распадом Советского Союза и социокультурные последствия, вызванные этим распадом в Беларуси, автор обращается к проблеме динамики ценностей в переломную эпоху – эпоху системной трансформации. В научной литературе под системной трансформацией понимают беспрецедентные в истории фундаментальные структурные изменения общественного строя, которые тем или иным образом происходили (и происходят) в направлении к системе рыночной экономики и представительской демократии [14, 88; 158, 7], но непосредственные последствия которых на нынешнем этапе оказались весьма далекими от поставленных целей, приведя к «разочарованию Восточной Европы в неолиберализме» [63, 77]. Используя многочисленные материалы советских исследований [34; 47; 90; 119] и работы современных российских и белорусских ученых [11; 12; 39; 51; 91], основываясь на данных двух национальных белорусских опросов, проведенных в рамках общеевропейского исследования ценностей в 1990 и 2000 гг. по сопоставимой методике [166], автор дает общую социокультурную характеристику основных ценностей белорусского населения в конце ХХ в. и показывает их динамику на рубеже XX-XXI вв. Речь идет, таким образом, об изменении ценностей населения Беларуси при переходе от социализма к иной социально-экономической системе, называемой трансформационной, в которой одновременно сосуществуют старые и новые основания развития общества [22ж 39].

Основное внимание в представленной работе уделяется сравнительной характеристике ценностей предшествующего этапа развития нашего общества с современными ценностями, изменяющимися параллельно с обществом. Поскольку базовые ценности воплощают обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, они концентрированно выражают смысл культуры народа в целом в рассматриваемый период. В доминирующих ценностях большинства народа проявляется мироощущение рядового человека своей эпохи. Базовые ценности создают своеобразную ценностную картину мира, по которой можно судить о жизненных установках и способах поведения основных групп населения. Эта картина никогда не меняется так же стремительно, как политический строй, аккумулирует в себе превалирующие типы ментальности и транслирует их в культурных традициях, нормах, привычках и т.д. Этим объясняется, почему и сегодня в ценностной картине современного мира можно найти элементы, присущие прошлым эпохам, что делает эту картину весьма сложной и противоречивой. В этом смысле она напоминает археологические раскопки, хранящие в себе под верхним слоем наслоения многих эпох. Вместе с тем господствующие ныне ценности во многом определяют социокультурные типы отношений граждан Беларуси к политическим и экономическим процессам, происходившим в последнее десятилетие, а также к перспективам будущего развития республики. Динамика и направление изменения ценностей, по мнению ученых, служит важным социокультурным показателем того, «ведет ли трансформационный процесс к прогрессивному развитию или к деградации общества» [33, 498].

Ценностный мир многообразен. Можно подходить к его исследованию, выделяя так называемые фундаментальные и инструментальные ценности и анализируя динамику смены иерархии тех или иных конкретных ценностей в процессе трансформации [11]. Однако это не единственно возможный подход к проблеме. Достаточно продуктивным является выделение и анализ разных уровней и пластов ценностей, которые находятся в постоянном взаимодействии и переплетении в реальном сознании. В этом плане можно говорить о ценностях элиты и народных масс, ценностях каждого большого социального слоя, включая половозрастные, этнонациональные общности, религиозные и иные группы.

Для прикладных целей исследования интересно в качестве критерия взять идеологию и общественную психологию и выделить идеологизированный слой (или несколько слоев) ценностей, официально санкционированный господствующей политической системой посредством придания им легитимного статуса и включающий официально принятые и идеологически одобряемые аксиологические и интерпретационные схемы, с одной стороны, и слой (или слои) массовых ценностей, характеризующий основные типы деятельности повседневной жизни большинства населения, и инвариантно выявляемые через мыслительные и поведенческие стереотипы, нормы, повседневные привычки, стили поведения, с другой. Рассматриваемое под этим углом зрения, ценностное сознание общества представляется многосложным и многослойным комплексом умственных установок и социально-психологических механизмов, которыми сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются люди в своей деятельности. Такой взгляд на ценностную картину мира делает ее неоднозначной и непростой для изучения; однако, он наполняет социальные категории конкретным содержанием, позволяет зафиксировать духовную жизнь не только на уровне идеологических абстракций, но и на уровне повседневных, бытовых проявлений, которые далеко не всегда совпадают. Очень важно в процессе исследования не потерять этой многоплановости, которая дает более емкое представление о ценностном мире и позволяет давать ей объективную оценку.

Так, если ретроспективно посмотреть на советское общество, то на этапе его становления в идеологическом слое преобладали героические социальные мифы, связанные с беззаветной борьбой за социалистическое отечество с оружием в руках: выдающиеся личности этой эпохи, пропагандируемые в литературе того времени и разного рода средствах массовой агитации это революционеры, герои гражданской войны, чекисты. Соответственно, доминирующие идеологические ценности того периода – воинсткие доблести, храбрость и бесстрашие, готовность пожертвовать жизнью ради нового, социалистического отечества. На этапе индустриализации на первый план выдвинулись идеализированные герои трудового фронта: те, кто осуществлял коллективизацию, передовики-стахановцы, девушки-трактористки, а доминирующей идеологической ценностью стал самоотверженный труд каждого на общее благо, часто с полным самоотречением от личной жизни. Таким образом, с официальной точки зрения, «жизнь человека в СССР рассматривалась только с точки зрения труда ратного, мирного, которому подчинялось все остальное» [99, 45]. Когда же СССР вступил в эпоху застоя, то новым «главным героем», превозносимым официальной идеологией, но отторгнутым массовым сознанием, стал генсек Брежнев – «четырежды Герой Советского Союза, писатель, ветеран» и т.д. Наконец, с наступлением перестройки идеологические ценности социализма практически исчерпали себя, девальвировались; переродились в фарс.

Что касается массового, или повседневного уровня ценностей, то на протяжении советской истории в нем тоже происходили существенные сдвиги: от примитивных ценностей физического и экономического выживания в 1920-30-е гг. к умеренным «притязаниям» на «человеческое существование» в 1950-60-е гг. и, наконец, к двойному морально-ценностному стандарту, широко распространившемуся в годы стагнации и означавшему декларирование даже на массовом уровне одних норм и ценностей, а следование совершенно иным [116, 7]. В целом же, коренные ценностные представления массового уровня обычно с трудом поддаются непосредственному контролированию со стороны господствующей элиты, поэтому в этих представлениях проявляются элементы коллективного бессознательного, более или менее «очищенные» от идеологизированной надстройки.

Оба слоя существуют реально, взаимопроникая друг в друга, но для создания объективной картины ценностного мира эпохи, целостной системы ценностей недостаточно всё внимание уделять изучению одного из слоёв (многочисленные попытки такого рода имели место в годы советской власти: абсолютизация идеологических ценностей и нивелирование повседневных ценностнообразующих факторов привели к значительному искажению в этот период роли повседневной культуры в жизни народного большинства). В современных условиях учёные уже не имеют права на подобные исторические ошибки, хотя постсоветское общество еще окончательно не вышло из прежней эпохи, не полностью преодолело состояние кризиса, естественное для переходных этапов развития. Для нахождения эффективных путей выхода из этого состояния, помимо прочего, требуются профессиональные научные знания о реальных ценностных представлениях населения и их динамике.

Таким образом, изучение всех ценностных пластов жизни населения весьма важно, поскольку: во-первых, такой подход позволяет охватить все сферы жизнедеятельности человека, рассмотреть их в разных плоскостях, на разных уровнях, во-вторых, ценностный мир репрезентируют не только лежащие на поверхности идеологические ценности, но и более глубокие, коренные латентные ценностные ориентации, присущие большинству людей своей эпохи, в-третьих, повседневный мир ценностей особенно важен для изучения, ибо он так или иначе характеризует все общество и поэтому дает возможность точно судить о нынешней эпохе и даже прогнозировать дальнейшее изменение ценностей.

В соответствии с вышеуказанным подходом, в книге прежде всего анализируются ценности повседневности, доминирующие в белорусском обществе в сфере семейной жизни, труда, свободного времени, и ценности морали, религии, политики, общения, которыми люди руководствуются в конкретных действиях. Логично предположить, что ряд ценностей, характеризующих советскую эпоху, так или иначе существуют и в современном сознании и поведении масс, так же как в советскую эпоху смогли сохраниться (пусть даже в форме анахронизма) некоторые патриархальные крестьянские ценности досоветского этапа, тогда как идеологический пласт ценностей довольно быстро изменился после Октябрьской революции радикалаьным образом. Массовое сознание вообще имеет тенденцию запаздывать, отставать от идеологических форм сознания, веками сохраняя и транслируя архаические народные традиции, что особенно заметно в странах с преобладающим сельским населением, какой являлась до недавнего времени и Беларусь. Часть традиций, сохранившихся на бытовом уровне, не находила никакого отражения в других пластах сознания народа в советское время, была скрыта от официального мировоззрения или даже преследовалась (например, религиозность), однако как только прежние идеологические запреты исчезли, эти традиции вновь заявили о себе в открытую [116]. Выявление подобных изменений позволяет в какой-то мере проследить ценностные сдвиги в обществе не только за последнее десятилетие, но и за более длительный временной период. Констатация «смены вех» или сохранения прежних ценностных приоритетов в разных сферах жизнедеятельности позволит исследователю более аргументированно говорить о скорости и направленности ценностной трансформации в белорусском обществе.

Одним из важных измерений ценностного сознания является гендер. По мнению многих исследователей, гендерные различия принадлежат к наиболее фундаментальным, неустраняемым. Важно отметить, что параллельно с реальными гендерными различиями существуют и стереотипные представления о них, которые на поверку нередко оказываются ложными. Знание реальных гендерных различий необходимо, чтобы составить доскональное и целостное представление о современном обществе, не упустить важных индикаторов общественного сознания, которые в отдельных сферах общественной жизни могут оказаться доминирующими.

Цель работы: анализ структуры ценностного сознания современного белорусского общества и рассмотрение доминирующих ценностей сквозь призму гендерного подхода. Реализация этой цели позволит показать целостный ценностный мир, характеризующий большинство населения современного общества с учетом гендерных различий, не исследовавшихся ранее в аксиологической литературе. При этом, естественно, отдельные группы могут оказаться вне пристального исследовательского внимания, поскольку фокус делается на общее состояние ценностей социума на конкретном этапе его исторического развития, а также на гендерные различия.

Непосредственные задачи включают рассмотрение общей структуры ценностей как предшествующего исторического периода (кануна распада СССР), так и нынешнего этапа, сравнение этих этапов по основным (базовым) ценностям и выявление тенденций их изменения, кратную характеристику различных факторов, под влиянием которых формируются ценности населения Беларуси, определение гендерных особенностей ценностного сознания женщин и мужчин, выделение основных социальных типов личности – носителей базовых ценностей. Указанные задачи будут решаться в первой главе работы. Во второй главе на репрезентативном социологическом материале эмпирических исследований детально рассматриваются гендерные измерения базовых ценностей, проявляющихся в семейной жизни, труде, общении, а также сферах морали, религии, политики, свободного времени.

Методологическая база исследования. В работе используются, главным образом, два из возможных подходов к анализу ценностей – деятельностный, рассматривающий ценности повседневной жизни как составную компоненту целостного процесса жизнедеятельности, связанную с интересами и потребностями населения и в снятом виде выражающую отношение населения к себе, обществу, своей эпохе, и структурно-функциональный, который позволяет определить место ценностей в общественном сознании, а также рассмотреть составляющие каждой ценности и их функции. Эти подходы дополнены гендерным измерением ценностей, предполагающим анализ аксиологических проблем в рамках гендерной социологии. В качестве общесоциологического «фона» рассмотрения происходящих в Беларуси изменений автор использует теории «общества риска» [135; 148], индивидуализации ценностей [153; 154], информацизации и глобализации общества [136; 139; 140], теорию постсоциалистической трансформации как травмы [127-129], теории постсоветской трансформации [22; 33; 51; 108], которые в целом создают общую «рамку» рассмотрения перемен в сознании и поведении населения Беларуси. В отдельных случаях в тексте используются и другие концепции современной теоретической социологии.

Поскольку проблема ценностных изменений так или иначе затрагивалась в работах многих исследователей постсоветского общества, особенно российских и белорусских [4; 5; 11; 25; 55; 76; 104; 108], автор использует эти труды. По гендерной проблематике автор опирается прежде всего на работы, которые создали основы гендерного анализа в русскоязычной социологии и продемонстрировали его результаты в исследованиях общества по отдельным направлениям [14; 20; 35; 38; 89; 94]. Автор не обходит вниманием и зарубежных исследований ценностей, особенно последней четверти ХХ в. [142; 150; 152; 153; 154; 160].

Эмпирическая база исследования. В рамках общеевропейского исследования ценностей, в 1990 и 2000 гг. в Беларуси было проведено два общенациональных опроса, благодаря которым была получена уникальная база данных, представляющих «срез» ценностного сознания и поведения населения на переломном этапе накануне распада СССР и 10 лет спустя. В 1990 г. сбор эмпирических данных осуществлен лабораторией НОВАК (директор – А. П. Вардомацкий), в 2000 г. - Центром социологических и политических исследований БГУ (директор – Д. Г. Ротман) под руководством автора. Выборка в обоих случаях включала около 1000 человек, которые репрезентативно представляли все взрослое население республики от 18 лет и старше. Поскольку использовался общий для всех стран-участниц исследования инструментарий, представляется возможным не только сравнить основные массовые ценности белорусов в динамике за десять лет, но и показать наиболее существенные различия в ценностях белорусов и жителей других европейских стран, особенно соседних с Беларусью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ценностный мир современного белорусского общества iconМодуль идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества...
...
Ценностный мир современного белорусского общества icon"Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства"
Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой...
Ценностный мир современного белорусского общества iconРеферат по курсу “основы идеологии белорусского государства” тема: «введите название темы»
Актуальность работы – несколько предложений о значимости и важности выбранной вами темы в современной соответствующей дисциплине,...
Ценностный мир современного белорусского общества iconТемы контрольных работ и рефератов по социологии
Социология современного общества (теории «постиндустриального общества», «информационного общества»)
Ценностный мир современного белорусского общества iconРабочая программа дисциплины «социология»
Отличительной чертой курса является демонстрация возможностей социологических теорий в понимании современного российского общества...
Ценностный мир современного белорусского общества iconТемы рефератов Конвергенция в сми. Современные аспекты и подходы....
Диалогизация медиасреды как основополагающая характеристика современного информационного общества
Ценностный мир современного белорусского общества iconФункциональные стили современного русского литературного языка
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Ценностный мир современного белорусского общества iconСервисы google в работе современного работника образования
Развитие и широкое применение информационных технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Для...
Ценностный мир современного белорусского общества icon«Влияние Интернет на развитие современного общества»
В течение последних лет многие страны мира де-монстрируют последовательное и устойчивое продвижение к главной цели по-строения глобального...
Ценностный мир современного белорусского общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности современного этапа развития научно-технического прогресса. Место информатики среди других наук, роль в развитии общества,...
Ценностный мир современного белорусского общества iconИсследовательская работа Тема: «Вредные привычки современного школьника...
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно...
Ценностный мир современного белорусского общества iconТема урока: Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер...
Показать «срывание всех и всяческих масок с великосветского общества», отрицание Толстым норм жизни высшего общества
Ценностный мир современного белорусского общества iconПрограмма "Одаренные дети" система работы школы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня...
Ценностный мир современного белорусского общества iconПрограмма дисциплины Современная социологическая теория: теоретическая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
Ценностный мир современного белорусского общества iconКол-во часов
Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи:...
Ценностный мир современного белорусского общества iconКонцепция информационного общества История появления концепции информационного общества
Информационное общество превращает наш мир в своеобразную «мировую деревню». Это имеет и свои плюсы, и свои минусы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск