Рабочая программа дисциплины «социология»





НазваниеРабочая программа дисциплины «социология»
страница1/12
Дата публикации30.06.2015
Размер1.77 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

Цикл – ОПД.Ф.5

Цель дисциплины – усвоение знаний об обществе как организованной формы существования людей, социальных изменений и процессов, происходящих в социуме, формирование умений анализа современных социальных проблем и выработку навыков, практических навыков интерпретации социальных явлений. Социология составляет основу социального знания и формирует общий объем знаний студентов об общественной жизни. Дисциплина является введением в социологическую культуру. Используемый комплексный подход к изучению социума позволяет сформировать основы научной культуры и практическое представление о социальной реальности у студентов, развить их творческое мышление, помочь овладению категориальным и понятийным аппаратом, освоению начальных приемов исследовательской деятельности. Отличительной чертой курса является демонстрация возможностей социологических теорий в понимании современного российского общества и специфики глобализирующего общества.

Задачи дисциплины:

  • определить специфику социологического знания и специфики социологического знания и профессии социолога;

  • охарактеризовать основные школы, этапы формирования и проблемы социологической теории, ее современное состояние.

  • рассмотреть социальную структуру, теории и типы социальной стратификации и мобильности

  • описать сущности, структуры и виды социальных процессов; характеристики основных теорий социального развития; механизмы социального действия и взаимодействия

  • определить особенности формирования личности; структуры социальной организации и ее типы.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен:

иметь представления:

  • о структуре, функциях, типологии и эволюции социальных институтов;

  • о механизмах социального действия и взаимодействия;

  • о характеристике основных теорий социального развития;

  • о сущности, структуре и видах социальных процессов;

  • об особенностях формирования личности как социокультурного феномна;

  • о месте России в мировом сообществе;

знать:

  • основные понятия социологии;

  • основные тенденции и направления развития мировой и отечественной социологии;

  • методы социологического исследования;

  • виды общностей;

  • особенности социальной организации;

  • характеристику, теории и типы социальной стратификации и мобильности;

  • социальную структуру современного российского общества;

  • предпосылки создания социологии как науки;

уметь:

  • анализировать современные социальные проблемы

  • определять предпосылки, структуру, проблемы, противоречия социальных изменений в обществе;

владеть:

  • терминологией социологической науки;

  • практическими навыками интерпретации социальных явлений.

Формируемые компетенции:

ОНК-1 – способность основываться на полученных знаниях в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности.

ОНК-2 – понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности.

СЛК-1 – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности.

СЛК-2 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности;

СЛК-3 – компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

ИК-1 – способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики;

ИК-2 – знание и умение использовать различные программные средства, базы данных, умение работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ИК-3 – умения анализировать, систематизировать, обобщать, сохранять, использовать полученную информацию;

ОКК-1 – целостное представление о картине мира, её научных основах.
Содержание дисциплины

1. Основы социологического знания

Социология как наука. Предмет и объект социологии. Основные понятия социологии. Социология как наука. Предмет и уровни, типы определения предмета социологии. Объект социологии. Основные понятия социологии: статус, роль, социальная структура общества, социальная функция, социальное взаимодействие, социальные отношения, социализация, культура, социальные институты, социальная система общества, социальный контроль, социальные нормы и санкции, аномия, социальный состав населения, социальная группа, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный процесс, социальное явление, социальное действие, субъекты социальных действий, актор. Функции социологической науки.

Матрица социологического знания. Междисциплинарная и внутридисциплинарная матрица социологического исследования. Матрица социологического знания. Междисциплинарная матрица социологического исследования. Место социологии в системе гуманитарных и социальных наук: сравнительно-исторический анализ. Вопросы изучения социологии. Анализ общего и особенного социологии, социальной психологии, психологии, антропологии, политологии, экономики, этнографии. Уровни и типы знания в науках социальных и гуманитарных. Внутридисциплинарная матрица социологического исследования. Структура отраслей социологии. Уровни и типы знания в отраслях социологии. Методы социологического исследования. Классические социологические теории.

Структура социологического исследования. Научная картина мира. Общая теория. Частные теории. Эмпирические исследования. Прикладные исследования. Структура социологического исследования. Научная картина мира: общефилософские положения, общенаучные принципы, нравственные ценности, эвристические модели). Взаимосвязь научной и обыденной картиной мира. Структура и функции научной картины мира. Общая теория. Частные теории. Эмпирические исследования. Прикладные исследования. Отличие эмпирических и прикладных исследований: приращение новых знаний и репрезентативность.

Эмпирическая социология. Социальные исследования в Англии, Франции и США. Основные элементы эмпирического исследования. Концептуализация. Конкретизация. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирическая социология. Социальные исследования в Англии: Дж. Синклер, Ч. Бут. Социальные исследования во Франции: Л. Виларме, А. Герри, Ф. Ле Пле, А. Кетле. Эмпирическая социология в США: П. Лазарсфельд, Р. Метрон. Технология и стратегия эмпирического исследования. Теоретическая модель предмета исследования. Основные элементы эмпирического исследования. Концептуализация. Конкретизация. Эмпирическая схема объекта исследования. Переменная. Пропозиция. Эмпирическая схема объекта исследования: респондент, выборочная совокупность, генеральная совокупность, объем выборки, репрезентативность, ошибка выборки, статистический вывод, первичные данные, эмпирические референты, обработка социологической информации, математические процедуры, статистический вывод. Классификации эмпирических исследований.

Программа социологического исследования. Методологическая часть и методическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Анализ основных понятий.

Прикладные исследования. Этапы развития прикладной политологии. Фундаментальная и прикладная наука: сравнительный анализ. Трактовки прикладных исследований. Разновидности прикладных исследований. Прикладные социальные науки.

2. Социальная структура и стратификация

Социальная стратификация. Теории стратификации. Неравенство и его способы измерения. Причины появления стратификации в обществе. Типы стратификации. Профиль стратификации стратификацинный профиль. Социологические теории классов. Этимология и классификация. Анализ основных школ и исторических этапов развития учения о классах. Классовая структура. Классовый конфликт. Социальная стратификация. Теория стратификации. Неравенство и его способы измерения. Причины появления стратификации в обществе. Типы стратификации. Профиль стратификации и стратификационный профиль. Социальная структура.

Социологические теории классов. Этимология и классификация. Анализ основных школ и исторических этапов развития учения о классах. Классовая структура. Классовый конфликт.

Средний класс. Особая роль среднего класса в обществе. Трансформация среднего класса. Концептуальные подходы. Ценности и ценностные ориентации среднего класса. Средний класс в России.

Бедность и неравенство. Проблема бедности как ключевая проблема общества. Концепция бедности в социологии. Уровень жизни и уровни бедности. Прожиточный минимум и потребительская корзина. Порог бедности. Абсолютная и относительная бедность. Показатели бедности. Бедность и неравенство.

Социальная мобильность. Понятие и виды мобильности. Система показателей мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Мобильность в России (исторический анализ). Миграция населения: эмиграция и иммиграция. «Утечка мозгов». Беженцы. Социальная мобильность.

3. Социальные институты

Социальные институты и контроль. Функции и структурные элементы основных элементов общества. Функциональная и дисфункциональная деятельность социальных институтов. Эволюция социальных институтов Социальная организация. Социальный контроль и социальные нормы. Санкции и самоконтроль. Методы контроля.. Трактовки социальных институтов. Институционализация и институция. Институциональный кризис. Признаки социальных институтов. Главные и частные социальные институты. Предназначение. Функции и структурные элементы основных элементов общества. Концепция явных и латентных функций Р. Мертона. Функциональная и дисфункциональная деятельность социальных институтов. Эволюция социальных институтов. Социальная организация. Социальный контроль и социальные нормы. Санкции (формальные позитивные, неформальные позитивные, формальные негативные, неформальные негативные) и самоконтроль. Методы контроля. Агенты контроля.

Социальное взаимодействие. Понятие и условия возникновения. Концептуальные подходы.

Социализация. Предпосылки. Фазы и содержание процесса социализации. Этапы социализации. Агенты социализации. Неравенство и социализация.

Отклоняющее поведение. Трактовки отклоняющего поведения. Формы девиантного поведения. Делинквентное поведение. Социологические объяснения девиантного поведения. Аномическая концепция девиации Р. Мертона.

Социальные общности. Проблема общностей в социальной науке. Разновидность социальных общностей. Множества и контактные социальные общности.

Социальные группы. Основные признаки. Внутренние и внешние факторы. Многообразие социальных групп.

Культура: социологический анализ. Основные подходы. Сущность культуры. Закономерности развития культуры. Типология культуры. Функции культуры.

Личность в системе социальных изменений. Соотношение понятий «человек» и «личность». Основные факторы формирования личности, ее социализация. Личность как субъект деятельности и общественных отношений. Личность и общество.

  1. Социальная динамика

Общество как система. Признаки общества. Структура. Общество как система. Разрушение общества. Типология общества. Общество как система. Признаки общества. Природа и общество. Подходы к определению общества в современной социологии. Структура. Общество как система. Общество как динамическая система. Разрушение общества. Типология общества. Социологическое понимание гражданского общества. Предпосылки. Соотношение гражданского общества и государства. Концепция гражданского общества: подходы в социологической науке. Структура.

Мировая система и процессы глобализации. Понятие «социальные изменения». Концепции социального прогресса. Основные тенденции современного мирового развития. Мировая система и процессы глобализации. Понятие «социальные изменения». Прогресс и регресс. Концепции социального прогресса (индетерминисты, детерминисты, антиисторизм). Факторы социального прогресса. Источники (конфликтологическое и функциональное направление) и формы социальных изменений (революция и эволюция). Основные тенденции современного мирового развития: глобализация и интеграция. Глобальные проблемы современной цивилизации. Формы глобальных социокультурных изменений: модернизация.

Место России в современном мире. Основные подходы. Роль России. Участие России в международных организациях. Экономическое политическое положение.
Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для студ. вузов/А. И. Кравченко.-11-е изд.-М. :Академический Проект, 2008 .- 512с .- (Gaudeamus).

  2. Волков Ю.Г. Cоциология: Учеб. для вузов/Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; Под ред. В.И. Добренькова.-М.: Гардарики, 2000 .- 432с.

  3. Павленок П.Д. Социология: Учеб. пособие/П.Д. Павленок, Л.И. Савинов.-2-е изд.- М.:Дашков и К", 2008.- 580с.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов/Ж.Т. Тощенко.-2-е изд., доп. и перераб .-М. : Юрайт-Издат,2003.-527с.-(Учебное пособие для вузов).

  5. Радугин А.А..Социология: Курс лекций/А.А. Радугин, К.А. Радугин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Центр,2000 .-244с. :ил.-(alma mater).


Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы и задания по теме: «Социальная стратификация и

мобильность»

  1. Назовите теории, объясняющие происхождение стратификации?

  2. Какая из теорий, является более аргументированной и почему?

  3. Почему социальная стратификация была незначительной в первобытном обществе?

  4. Назовите показатели стратификации.

  5. Чем доход отличается от богатства?

  6. Какой из этих показателей, является более важным на современном

этапе?

  1. Какой из показателей является объективным, а какой субъективным?

  2. Определите, профессии, которые являются в России престижными. От чего это зависит?

  3. Какое место в социальной иерархии занимает профессия учителя и социолога?

  4. Назовите исторические типы стратификации.

  5. Определите, какие страты является открытыми, а какие закрытыми типами стратификации?

  6. Приведите известные типологии классов.

  7. В чем сущность типологии Уорнера?

  8. Какова социальная структура российского общества?

  9. Что такое статусная несовместимость?

  10. Что такое стратификационный профиль?

  11. Что такое профиль стратификации?

  12. Почему во многих странах мира происходит увеличение доли среднего класса?

  13. Какова социальная структура российского общества. Как она изменилась по сравнению с советским обществом?

  14. Что такое социальная мобильность?

  15. Человек меняет позицию в силу естественных причин или с помощью собственных условий?

  16. От чего зависит, что в одних обществах существуют огромное количество преград, а в других они проницаемы?

  17. Что лучше для человека, общества и государства открытое или закрытое государство?

  18. С развитием общества преграды меняются или их действительно становятся меньше?

  19. Почему не существуют обществ с абсолютно проницаемыми перегородками?

  20. то такое аскриптивный или предписанный статус и достигаемый статус и как это соотносится с восходящей мобильностью?

  21. Что такое социальная дискриминация?

  22. Почему восходящая мобильность добровольна, а нисходящая мобильность носит не добровольный характер?

  23. Что такое структурная мобильность? Приведите примеры.

  24. Приведите примеры каналов или «лифтов» социальной мобильности.

  25. Приведите примеры «социальных лифтов», чье значение в последнее время снижается.

  26. Что такое механизмы социальной мобильности?

  27. Назовите факторы социальной мобильности.

  28. Что такое масштаб социальной мобильности?

  29. В чем состоит специфика объема мобильности?

  30. Охарактеризуйте диапазон мобильности.

  31. Почему мобильность в XX в. стала наиболее интенсивной?

  32. Раскройте причины ускорения социальной мобильности в XX в

  33. Определите социальную мобильность современной России исходя из следующих характеристик:

  1. число и размер классов и статусных групп;

  2. объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

  3. степень разграничения социальных страт по типам поведения и уровню классового самосознания;

  4. вид и размер собственности, который владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

  5. распределение власти между классами и статусными группами.

  1. Если межпоколеная мобильность невелика, то неравенство …(повышается или понижается).

  2. Назовите периоды истории России, когда мобильность была превыше всего?

  3. Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности?

  4. Проанализируйте причины эмиграции и иммиграции.

  5. Что такое «утечка мозгов»?

  6. Назовите признаки социальной группы?

  7. От чего зависит устойчивость группы?

  8. Что желает индивид от определенной социальной группы?

  9. Какова роль группы в организации социальной жизни?

  10. Должны ли люди одной группы подчиняться определенным целям и духовным регуляторам?

  11. Может ли возникнуть группа при отсутствии общих целей?


Контрольная работа по теме: «Социология как наука».

Вариант №1 (простой).

1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

1.психология

1. народонаселение, процессы рождаемости, миграцию, продолжительность жизни

2. социология

2. бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

3.экономика

3. происхождения и эволюции человека, образование человеческих рас

4.демография

4. прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества

5.этнография

5. поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания

6.антропология

6. отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления

7.история

7. взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

8.политология

8. производство, обмен, распределение и потребление, товаров, и услуг, систему рыночных отношений

  1. Ниже приведены суждения, которые могли бы принадлежать: 1) психологу (П); 2) экономисту (Э); 3) социальному психологу (СП), социологу (С):

  1. В малой группе выделился явный лидер.

  2. Цены на продукты питания за год повысились в несколько раз.

  3. В течение одного дня происходит до миллиарда коллективных действий.

  4. Уровень вертикальной мобильности среди молодежи превышает аналогичный показатель людей в пожилом возрасте.

  5. Мозг, испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов.

  6. Векселя к оплате – краткосрочные обязательства, имеющиеся у акционерного общества.

  7. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью.

  8. Социальный статус определяет образ и стиль жизни людей.

  9. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои затраты.

  10. Индивид, находящийся в условиях изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами.

  11. Эмоциональный статус возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

  12. Люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу.

  13. То, сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают.

  14. Женщины получают заработную плату на 30-40% меньше, чем мужчины.

  15. Социальное положение – обобщенная характеристика, включающая профессию, профессию, экономическое положение, политические возможности и т.д.

  16. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов предпринял в начале XX в. Бине.

  17. Многие представители молодого поколения сейчас живут лучше, чем жили в таком же возрасте их отцы и деды.

  18. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

  19. Загипнотизированный человек способен пройти через всю комнату, ни на что не наткнувшись.

  20. То, что может заслужить похвалу в одной группе, может вызвать строгое наказание в другой.

  1. У представителей каких профессий должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление, социологическое видение мира? Для удобства проранжируйте профессии по двум критериям:

а) насколько часто указанным представителям профессий приходится общаться с людьми по долгу службы;

б) у кого профессиональный успех в наибольшей степени зависит от знаний психологии людей и умения решать социальные проблемы.

Профессии:

  1. Шофер.

  2. Парламентарий.

  3. Учитель.

  4. Продавец.

  5. Шахтер.

  6. Менеджер.

  7. Летчик.

  8. Фермер.

  9. Вахтер.

  10. Официант.

  11. Банкир.

  12. Фокусник.

  13. Журналист.

  14. Пограничник.

  15. Ревизор.

  16. Сантехник.

  17. Повар.

  18. Инженер.

4. Факты делятся на а) биологические (сон, дыхание); б) психологические (любовь, ненависть); в) социологические (бедность, конфликт).

Приведите 4-5 примеров:

  1. политологических фактов;

  2. экономических фактов;

  3. культурологических фактов;

  4. антропологических фактов.

5. Ниже приведены определения важнейших понятий составляющих основу предмета социологии. Определите, что скрывается под а, б, в, г, д:

  1. Набор прав и обязанностей.

  2. Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями.

  3. Совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа Социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Рабочая программа дисциплины «социология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные дисциплины»
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология»
Рецензент: Ю. М. Баскакова, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат политических наук
Рабочая программа дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология»
Рецензент: А. Ю. Оборский, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат философских наук
Рабочая программа дисциплины «социология» iconТестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Рабочая программа дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск