Скачать 1.77 Mb.
|
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» Цикл – ОПД.Ф.5 Цель дисциплины – усвоение знаний об обществе как организованной формы существования людей, социальных изменений и процессов, происходящих в социуме, формирование умений анализа современных социальных проблем и выработку навыков, практических навыков интерпретации социальных явлений. Социология составляет основу социального знания и формирует общий объем знаний студентов об общественной жизни. Дисциплина является введением в социологическую культуру. Используемый комплексный подход к изучению социума позволяет сформировать основы научной культуры и практическое представление о социальной реальности у студентов, развить их творческое мышление, помочь овладению категориальным и понятийным аппаратом, освоению начальных приемов исследовательской деятельности. Отличительной чертой курса является демонстрация возможностей социологических теорий в понимании современного российского общества и специфики глобализирующего общества. Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший данную дисциплину, должен: иметь представления:
знать:
уметь:
владеть:
Формируемые компетенции: ОНК-1 – способность основываться на полученных знаниях в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности. ОНК-2 – понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности. СЛК-1 – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности. СЛК-2 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности; СЛК-3 – компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; ИК-1 – способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики; ИК-2 – знание и умение использовать различные программные средства, базы данных, умение работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ИК-3 – умения анализировать, систематизировать, обобщать, сохранять, использовать полученную информацию; ОКК-1 – целостное представление о картине мира, её научных основах. Содержание дисциплины 1. Основы социологического знания Социология как наука. Предмет и объект социологии. Основные понятия социологии. Социология как наука. Предмет и уровни, типы определения предмета социологии. Объект социологии. Основные понятия социологии: статус, роль, социальная структура общества, социальная функция, социальное взаимодействие, социальные отношения, социализация, культура, социальные институты, социальная система общества, социальный контроль, социальные нормы и санкции, аномия, социальный состав населения, социальная группа, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный процесс, социальное явление, социальное действие, субъекты социальных действий, актор. Функции социологической науки. Матрица социологического знания. Междисциплинарная и внутридисциплинарная матрица социологического исследования. Матрица социологического знания. Междисциплинарная матрица социологического исследования. Место социологии в системе гуманитарных и социальных наук: сравнительно-исторический анализ. Вопросы изучения социологии. Анализ общего и особенного социологии, социальной психологии, психологии, антропологии, политологии, экономики, этнографии. Уровни и типы знания в науках социальных и гуманитарных. Внутридисциплинарная матрица социологического исследования. Структура отраслей социологии. Уровни и типы знания в отраслях социологии. Методы социологического исследования. Классические социологические теории. Структура социологического исследования. Научная картина мира. Общая теория. Частные теории. Эмпирические исследования. Прикладные исследования. Структура социологического исследования. Научная картина мира: общефилософские положения, общенаучные принципы, нравственные ценности, эвристические модели). Взаимосвязь научной и обыденной картиной мира. Структура и функции научной картины мира. Общая теория. Частные теории. Эмпирические исследования. Прикладные исследования. Отличие эмпирических и прикладных исследований: приращение новых знаний и репрезентативность. Эмпирическая социология. Социальные исследования в Англии, Франции и США. Основные элементы эмпирического исследования. Концептуализация. Конкретизация. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирическая социология. Социальные исследования в Англии: Дж. Синклер, Ч. Бут. Социальные исследования во Франции: Л. Виларме, А. Герри, Ф. Ле Пле, А. Кетле. Эмпирическая социология в США: П. Лазарсфельд, Р. Метрон. Технология и стратегия эмпирического исследования. Теоретическая модель предмета исследования. Основные элементы эмпирического исследования. Концептуализация. Конкретизация. Эмпирическая схема объекта исследования. Переменная. Пропозиция. Эмпирическая схема объекта исследования: респондент, выборочная совокупность, генеральная совокупность, объем выборки, репрезентативность, ошибка выборки, статистический вывод, первичные данные, эмпирические референты, обработка социологической информации, математические процедуры, статистический вывод. Классификации эмпирических исследований. Программа социологического исследования. Методологическая часть и методическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования. Анализ основных понятий. Прикладные исследования. Этапы развития прикладной политологии. Фундаментальная и прикладная наука: сравнительный анализ. Трактовки прикладных исследований. Разновидности прикладных исследований. Прикладные социальные науки. 2. Социальная структура и стратификация Социальная стратификация. Теории стратификации. Неравенство и его способы измерения. Причины появления стратификации в обществе. Типы стратификации. Профиль стратификации стратификацинный профиль. Социологические теории классов. Этимология и классификация. Анализ основных школ и исторических этапов развития учения о классах. Классовая структура. Классовый конфликт. Социальная стратификация. Теория стратификации. Неравенство и его способы измерения. Причины появления стратификации в обществе. Типы стратификации. Профиль стратификации и стратификационный профиль. Социальная структура. Социологические теории классов. Этимология и классификация. Анализ основных школ и исторических этапов развития учения о классах. Классовая структура. Классовый конфликт. Средний класс. Особая роль среднего класса в обществе. Трансформация среднего класса. Концептуальные подходы. Ценности и ценностные ориентации среднего класса. Средний класс в России. Бедность и неравенство. Проблема бедности как ключевая проблема общества. Концепция бедности в социологии. Уровень жизни и уровни бедности. Прожиточный минимум и потребительская корзина. Порог бедности. Абсолютная и относительная бедность. Показатели бедности. Бедность и неравенство. Социальная мобильность. Понятие и виды мобильности. Система показателей мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Мобильность в России (исторический анализ). Миграция населения: эмиграция и иммиграция. «Утечка мозгов». Беженцы. Социальная мобильность. 3. Социальные институты Социальные институты и контроль. Функции и структурные элементы основных элементов общества. Функциональная и дисфункциональная деятельность социальных институтов. Эволюция социальных институтов Социальная организация. Социальный контроль и социальные нормы. Санкции и самоконтроль. Методы контроля.. Трактовки социальных институтов. Институционализация и институция. Институциональный кризис. Признаки социальных институтов. Главные и частные социальные институты. Предназначение. Функции и структурные элементы основных элементов общества. Концепция явных и латентных функций Р. Мертона. Функциональная и дисфункциональная деятельность социальных институтов. Эволюция социальных институтов. Социальная организация. Социальный контроль и социальные нормы. Санкции (формальные позитивные, неформальные позитивные, формальные негативные, неформальные негативные) и самоконтроль. Методы контроля. Агенты контроля. Социальное взаимодействие. Понятие и условия возникновения. Концептуальные подходы. Социализация. Предпосылки. Фазы и содержание процесса социализации. Этапы социализации. Агенты социализации. Неравенство и социализация. Отклоняющее поведение. Трактовки отклоняющего поведения. Формы девиантного поведения. Делинквентное поведение. Социологические объяснения девиантного поведения. Аномическая концепция девиации Р. Мертона. Социальные общности. Проблема общностей в социальной науке. Разновидность социальных общностей. Множества и контактные социальные общности. Социальные группы. Основные признаки. Внутренние и внешние факторы. Многообразие социальных групп. Культура: социологический анализ. Основные подходы. Сущность культуры. Закономерности развития культуры. Типология культуры. Функции культуры. Личность в системе социальных изменений. Соотношение понятий «человек» и «личность». Основные факторы формирования личности, ее социализация. Личность как субъект деятельности и общественных отношений. Личность и общество.
Общество как система. Признаки общества. Структура. Общество как система. Разрушение общества. Типология общества. Общество как система. Признаки общества. Природа и общество. Подходы к определению общества в современной социологии. Структура. Общество как система. Общество как динамическая система. Разрушение общества. Типология общества. Социологическое понимание гражданского общества. Предпосылки. Соотношение гражданского общества и государства. Концепция гражданского общества: подходы в социологической науке. Структура. Мировая система и процессы глобализации. Понятие «социальные изменения». Концепции социального прогресса. Основные тенденции современного мирового развития. Мировая система и процессы глобализации. Понятие «социальные изменения». Прогресс и регресс. Концепции социального прогресса (индетерминисты, детерминисты, антиисторизм). Факторы социального прогресса. Источники (конфликтологическое и функциональное направление) и формы социальных изменений (революция и эволюция). Основные тенденции современного мирового развития: глобализация и интеграция. Глобальные проблемы современной цивилизации. Формы глобальных социокультурных изменений: модернизация. Место России в современном мире. Основные подходы. Роль России. Участие России в международных организациях. Экономическое политическое положение. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Вопросы и задания по теме: «Социальная стратификация и мобильность»
этапе?
Контрольная работа по теме: «Социология как наука». Вариант №1 (простой). 1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
а) насколько часто указанным представителям профессий приходится общаться с людьми по долгу службы; б) у кого профессиональный успех в наибольшей степени зависит от знаний психологии людей и умения решать социальные проблемы. Профессии:
4. Факты делятся на а) биологические (сон, дыхание); б) психологические (любовь, ненависть); в) социологические (бедность, конфликт). Приведите 4-5 примеров:
5. Ниже приведены определения важнейших понятий составляющих основу предмета социологии. Определите, что скрывается под а, б, в, г, д:
|