Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению





Скачать 198.73 Kb.
НазваниеОбразовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению
Дата публикации08.09.2013
Размер198.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нурминская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района

Республики Татарстан

Образовательный модуль повышения квалификации

в форме стажировки по направлению:

«Формирование системы электронных образовательных ресурсов и реализация образовательно-познавательных и других электронных ресурсов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения»

Автор программы: А.З.Хабибрахманов – учитель информатики и математики

I квалификационной категории
Г.Р. Насихова - руководитель стажировочной площадки школы – центра компетенции в электронном образовании.


2011 год

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на 36 часов. Курс обучения состоит из девяти занятий, каждое из которых включает в себя лекционную и практическую части. Лекции сопровождаются презентациями, которые облегчают восприятие слушателями теоретической информации.

Программа «Формирование системы электронных образовательных ресурсов и реализация образовательно-познавательных и других электронных ресурсов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения» ориентирована на обновление и развитие профессиональных компетенций учителей образовательных учреждений среднего образования. При его проектировании во внимание были приняты современные требования к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностного подхода к построению ФГОС ОО.
Цель и задачи программы повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в процессе обучения в средней школе.

Цель: формирование готовности учителей к использованию ЭОР, что будет способствовать повышению эффективности деятельности учителей, а также обеспечению нового качества образования, повышению его доступности и эффективности в условиях реализации ФГОС ООО.

Задачи:

1) Формирование системы знаний о современных ЭОР;

2) Формирование системы умений по отбору ЭОР, реализации различных моделей организации деятельности учащихся на основе ЭОР в процессе обучения в средней школе;

3) Формирование системы знаний об особенностях обучения учащихся, о формировании деятельности на основе использования ЭОР.


Требования к результатам освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:

Знать:

  • содержание коллекций существующих ЭОР по предметам;

  • особенности современных ЭОР, их существенные характеристики;

  • основные направления и модели использования современных ЭОР;

  • существенные характеристики деятельности учащихся по освоению содержания на основе использования ЭОР;


Уметь:

  • осуществлять отбор содержания для обучения на основе ЭОР;

  • критически оценивать потенциальные возможности ЭОР для получения результатов обучения в соответствии с ФГОС;

  • осуществлять деятельность по анализу и отбору ЭОР для использования их в процессе обучения;

  • разрабатывать содержание и планы проведения уроков различного типа на основе ЭОР при обучении.


Понимать:

  • специфику современных ЭОР и их возможности.

  • специфику деятельности учителя по отбору ЭОР, по подготовке, организации и проведению уроков на основе их использования, при подготовке, организации внеучебной деятельности на основе их использования;

  • особенности организации деятельности учащихся при использовании ЭОР во внеучебной деятельности;

  • специфику организации деятельности учащихся при формировании межпредметных знаний и умений при обучении на основе ЭОР.


Владеть:

  • базовыми методами анализа и отбора инструментов ИКТ, электронных образовательных ресурсов в соответствии с решаемыми профессиональными педагогическими задачами;

  • основными приемами разработки компонентов информационно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету (веб-ресурсы, простые мультимедийные объекты и презентации).


В ходе выполнения заданий первого вида желательно, чтобы каждый обучающийся педагог успевал ознакомиться с теми ресурсами, на которые указано в лекции. Задания второго вида выполняются педагогами самостоятельно после лекции. Если необходимо, то в ходе выполнения практических заданий они обращаются за консультацией к преподавателю.

Выполнение практических заданий готовит слушателей к итоговой работе – конспекты занятий с использованием нескольких форм ЭОР из федеральных образовательных коллекций, а также с применением собственных разработок.


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Нурминская СОШ» Балтасинского муниципального района РТ______________Ф.Г.Хазиев

«_____»________________2011 г.

Ректор (проректор) ИРО РТ

_____________Е.Г.Скобельцына

«_____»________________2011 г.













Учебный план
Категория слушателей: учителя муниципальных образовательных учреждений

Продолжительность обучения: 36 часов

Форма обучения: с отрывом от работы/ с частичным отрывом от работы

Режим занятий: 6 часов в день







п/п

Наименование разделов,

дисциплин и тем

Итого

Лекции

Практи-ческие занятия



Формирование системы ЭОР и реализация образовательно-познавательных и других электронных ресурсов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения

36

18

18

1

Типология ЭОР, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

12

6

6

1.1

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов

2

1

1

1.2

Общие направления использования электронных образовательных ресурсов

10

5

5

2

Подготовка и проведение уроков различного типа в средней школе на основе ЭОР

12

6

6

2.1

Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала

4

2

2

2.2

Специфика использования ЭОР на уроках закрепления знаний и формирования умений

4

2

2

2.3

Специфика использования ЭОР на уроках обобщающего повторения и контроля


4

2

2

3

Формирование деятельности учащихся на основе использования ЭОР

4

2

2

3.1

Формирование элементов математической деятельности на основе использования ресурсов ИУМК и ИИСС

4

2

2

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся в средней школе на основе ЭОР

4

2

2

4.1

Организация самостоятельной работы учащихся: урочная и внеурочная деятельность

4

2

2

5

Защита проекта урока с использованием ЭОР

4




4

5.1

Создание проекта урока с использованием нескольких форм ЭОР из федеральных образовательных коллекций, а также с применением собственных разработок.

4




4


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Коли-чество часов

Вид деятель-ности

1

Типология и дидактический потенциал ЭОР, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

12




1.1

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов в каталоге Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

1

Лекции

1.2

Типы ЭОР в каталоге Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

1

Лекция

1.3

Характеристика ЭОР в разделе «Среднее образование».

1

Лекция

1.4

Функционально-жанровая типология ЭОР. Локальные автономные ЭОР. Их особенности.

1

Лекция

1.5

Знакомство с типами ЭОР в сети Интернет

1

Практическая работа

1.6

Локальные автономные образовательные ресурсы. Статичные и интерактивные ЭОР, их специфика. Виды интерактивных ЭОР, общая характеристика.

1

Лекция


1.7

Дидактический потенциал разных типов ЭОР «Виртуальный класс (урок)» как тип ЭОР, его специфика. Содержание ЭОР. Компоненты ЭОР.

1

Лекция

Практическая работа

1.8

Средства визуализации языковых явлений. Методика использования компонентов ЭОР.

1

Лекция

1.9

Интерактивная мультимедийная таблица как объект сложной структуры, типы, дидактические возможности.

1

Практическая работа

1.10

Тренировочно-контролирующие ЭОР, их разновидности. Практические и контрольные модули ФЦИОР.

1

Практическая работа

1.11

Формы и способы учебной деятельности при использовании «Виртуального класса (урок)» на уроках

1

Практическая работа



1.12

Формы и способы учебной деятельности при использовании локальных автономных ЭОР

1

Практическая работа


2

Подготовка и проведение уроков различного типа в средней школе на основе ЭОР

12




2.1

Введение нового материала: традиционные и инновационные способы объяснения с использованием ЭОР

8




2.1.1.

Учитель и ученик в современной образовательной парадигме. Традиции и новации при введении нового материала. Роль интерактивных мультимедийных ЭОР при реализации проблемного деятельностного обучения на этапе объяснения

4

Лекция

Практическая работа



2.1.2.

ЭОР как новое средство наглядности на уроке: иллюстрации, видео фрагменты, аудиозаписи при презентации.

3

Лекция

2.1.3

Практическая работа «Отбор и анализ презентационных ЭОР»

1

Практическая работа

2.2

Использование ЭОР на уроках обобщения, систематизации и контроля знаний

4




2.2.1

Традиции и новации на этапах закрепления, обобщения. Роль интерактивных, мультимедийных ЭОР при реализации проблемного, деятельностного обучения на этапах закрепления и обобщения

2

Лекция

Практическая работа

2.2.2

Использование ЭОР на уроках закрепления и обобщения. Использование ЭОР при контроле усвоения учебного материала; традиции и новации: Практическая работа «Отбор и анализ ЭОР по русскому языку и литературе, (математике и др.) обеспечивающих закрепление, обобщение и контроль»

2

Лекция

Практическая работа

3


Формирование деятельности учащихся на основе использования ЭОР


4




3.1

Виды деятельности. Модель математической деятельности.

1

Лекция

3.2

Роль комплексных учебных средств в решении задачи формирования и развития современной личности.

1

Лекция

3.3

Организация учебного процесса в полимедийной среде ИУМК..

1

Практическая работа

3.4

Применение возможностей ИИСС для создания моделей уроков. Примеры ИУМК, ИИСС

1

Лекция

Практическая работа

4

Организация самостоятельной деятельности учащихся в средней школе на основе ЭОР

4




4.1

Различные методы организации самостоятельной работы учащихся. Роль учителя в организации работы с ЭОР. Проектная деятельность и электронная образовательная среда.

1

Лекция


4.2

Возможности практических модулей коллекции ФЦИОР для организации исследовательской деятельности учащихся.

1

Лекция

Практическая работа

4.3

Интерактивные ЭОР: интерактивные иллюстрации, анимации, видеофрагменты и др. Межпредметные связи при организации проектной деятельности, проекты на стыке дисциплин.

1

Лекция


4.4

Формы и способы организации внеурочной деятельности учащихся.

1

Практическая работа

5

Защита проекта урока с использованием ЭОР

2





Учебно-тематический план
Содержание

  1. Типология ЭОР, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения

Типы и особенности электронных образовательных ресурсов

Обоснование необходимости использования ЦОР и ЭОР в образовательном процессе. Понятие и структура ЭОР и ЦОР. Федеральные порталы системы образования.

Типы ЭОР в каталоге Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР). Характеристика ЭОР в разделе «Среднее образование».

Типы ЭОР в каталоге Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК). Рубрикаторы каталога: «Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Поурочные планирования», «Методические рекомендации», «Инновационные учебные материалы», «Инструменты учебной деятельности». Содержание разделов «Электронные издания», «Коллекции», «Инструменты».

Практическая работа «Знакомство с типами ЭОР в сети Интернет».

Общие сведения о Единой коллекции образовательных ресурсов. Система навигации в этой коллекции. Использование материалов всех разделов рубрикатора для поиска информации. Применения наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющих учебники, инновационных учебных материалов (ИУМК), информационных источников сложной структуры (ИИСС). Общие сведения о коллекции ФЦИОР. Система навигации в этой коллекции. Использование материалов раздела «Среднее образование». Использование материалов разделов рубрикатора «Инструменты учебной деятельности», «Инструменты организации учебной деятельности»: платформа «1С Образование 3.0», математический конструктор, инструменты для построения графиков функций, интерактивный задачник, он-лайн тестирование и др. Статичные и интерактивные ЭОР, их специфика. Примеры инструментов. Инструментарий в коллекции ФЦИОР. Возможности К – модулей и П – модулей коллекции ФЦИОР: тренажёры, исследования, лабораторные работы и др. Использование материалов разделов рубрикатора Единой коллекции «Методическая поддержка», «Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Поурочные планирования», «Методические рекомендации», «Инновационные учебные материалы» для формирования моделей уроков и построения образовательного процесса. Примеры материалов. Модули методической поддержки в коллекции ФЦИОР. Их возможности.

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ЭОР в качестве источника информации».

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ЭОР в качестве образовательного инструментария».

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании методических материалов для создания уроков».


  1. Подготовка и проведение уроков различного типа в средней школе на основе ЭОР

    1. Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала

Новации при введении нового материала. Цели использования ЦОР в учебном процессе. Формы проведения уроков введения нового материала. Использование ЦОР на различных типах уроков: лекция, семинар и др. Использование различных модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Роль интерактивных мультимедийных ЭОР при реализации деятельностного обучения на этапе объяснения. ЭОР как новое средство наглядности на уроке: иллюстрации, видео фрагменты, аудио записи, презентации. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков введения нового материала.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку введения нового материала».

    1. Специфика использования ЭОР на уроках закрепления знаний и формирования умений

Формы проведения уроков формирования умений, навыков и закрепления знаний. Примеры уроков: лабораторная работа, практикум и др. Использование практических модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Новации на этапах закрепления, обобщения. Роль интерактивных, мультимедийных ЭОР при реализации проблемного, деятельностного обучения математике на этапах закрепления и обобщения. Электронные обучающие и контролирующие системы. Практические и контрольные модули ФЦИОР. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков формирования умений, навыков и закрепления знаний.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку формирования умений и навыков».

    1. Специфика использования ЭОР на уроках обобщающего повторения и контроля

Формы проведения уроков обобщающего повторения и контроля. Примеры уроков: зачёт, консультация, лабораторная работа и др. Использование практических и контролирующих модулей коллекции ФЦИОР для создания моделей уроков. Использование ЭОР при обобщающем повторении. Применение ЭОР для контроля усвоения учебного материала. Примеры ЦОР из коллекций. Использование возможностей ИИСС для подготовки уроков обобщающего повторения и контроля.

Практическая работа «Отбор и анализ ресурсов для подготовки к уроку обобщающего повторения и контроля».

  1. Формирование деятельности учащихся на основе использования ЭОР

Формирование деятельности на основе использования ресурсов ИУМК и ИИСС.

Виды деятельности. Модель математической деятельности. Использование материалов раздела рубрикатора «Инновационные учебные материалы». Роль комплексных учебных средств в решении задачи формирования и развития современной личности. Организация учебного процесса в полимедийной среде ИУМК. Применение возможностей ИИСС для создания моделей уроков. Примеры ИУМК, ИИСС.

Практическая работа «Формы и способы учебной деятельности при использовании ресурсов ИУМК».

  1. Организация самостоятельной деятельности учащихся в средней школе на основе ЭОР

    1. Организация самостоятельной работы учащихся: урочная и внеурочная деятельность

Проблемы организации учебно-исследовательской и самостоятельной работы. ЭОР как средство организации полноценной самостоятельной работы: механизмы обратной связи. Различные методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемное обучение, частично-поисковые, исследовательский метод. Роль учителя в организации работы с ЭОР. Проектная деятельность и электронная образовательная среда. Средства мотивации творческой проектной деятельности в ЭОР: мультимедиа уроки, творческие задания. ИУМК «Математика, 5-11 классы», «Математика в школе,XXI век», «КИТ: Компетентность. Инициатива. Творчество» как основа для обучения проектной деятельности учеников 5-6, 7-9 классов. Возможности практических модулей коллекции ФЦИОР для организации исследовательской деятельности учащихся. Интерактивные ЭОР: интерактивные иллюстрации, анимации, видеофрагменты и др. Межпредметные связи при организации проектной деятельности, проекты на стыке дисциплин.

Практическая работа «Формы и способы организации внеурочной деятельности учащихся».

  1. Защита проекта урока с использованием ЭОР

Создание проекта урока с использованием нескольких форм ЭОР из федеральных образовательных коллекций, а также с применением собственных разработок.

Список литературы
Основная литература:

  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: http://bookfi.org/book/597607

  3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007.

  4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2

  5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

  6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.

  7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL: http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.


Интернет- ресурсы

10. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс].

Адрес: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360

  1. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.rcoa.stavsu. ru/doc/metod.doc

  2. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс].

Адрес: http://festival.1september.ru/articles/513446/

  1. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Адрес: http://pedsovet.org/forum/topic294.html

  2. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс].

Адрес доступа: http://itogi.gosbook.ru/sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf
Интернет порталы

  1. http://fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов

  2. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

  4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

  5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

  6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

  7. http://school6-sl.ucoz.com/publ/1-1-0-1 - Новые информационные технологии на уроках английского языка

  8. http://window.edu.ru - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

  9. http://eor.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  10. http://ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconПредполагаемого диссертационного исследования; стажеры — подробный...
Мкс «инкорвуз-xxi» приглашает иностранных граждан в известные российские вузы для обучения на подготовительном факультете и для получения...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconАналитические материалы по результатам государственной (итоговой)...
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников по приоритетному...
«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Педагогика и психология» по программе «Профессиональная этика»
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению icon«Эукариотическая клетка» (10 класс)
«Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей биологии города Костромы», реализации Программы стажировки...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconОбразовательная программа повышения квалификации
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconУчебный план повышения квалификации по направлению «Физическая культура»...
Категория слушателей: тренеры дюсш, тренеры сборных команд областей, республик РФ
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению icon1.«Культура и техника речи педагогического работника в контексте...
Аннотации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconРабочая программа курсов повышения квалификации «Педагогический эксперимент:...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconПрограммы повышения квалификации
Категория слушателей (требования к слушателям) высшее образование (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать...
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconДополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования»
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению icon«Гидролиз солей», проведенный в форме проблемно поискового
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconИ. А. Синкевич, канд пед наук, доцент (мгпу); А. В. Прялухина
План мероприятий позволит Вам спланировать собственный образовательный маршрут повышения квалификации (далее пк)
Образовательный модуль повышения квалификации в форме стажировки по направлению iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск