Скачать 144.71 Kb.
|
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования. Кафедра Естествознания Реферат слушателя курсов повышения квалификации Х-1 учителя химии МОУ СОШ №1 р.п. Новоспасское Богдановой Кадрии Шазамовны по теме: Подготовка учащихся к ЕГЭ по вопросу В4 «Гидролиз солей» Научный руководитель: Ахметов Марат Анварович – заведующий кафедрой естествознания, кандидат химических наук, доцент. Ульяновск 2009г. Содержание Введение
Введение Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов содержания в ЕГЭ по химии в заданиях А 25 и В4 включен вопрос о гидролизе солей. При правильном выполнении этих заданий выпускник может получить 3 балла. При изучении гидролиза солей учащиеся испытывают затруднения, связанные с определением направления реакции, в написании уравнений гидролиза. С первых уроков изучения этого вопроса в 9 классе необходимо, чтобы ученики поняли зависимость реакции водного раствора соли на индикаторы от ее состава. Что же такое гидролиз солей? Гидролизом называется обменная реакция взаимодействия соли с водой, приводящая к смещению равновесия диссациации воды и, как правило, к изменению кислотности среды. Гидролизу могут подвергаться только те соли, ионы которых способны связывать Н+ или ОН- - ионы воды в малодиссоциированные соединения, т.е. соли, образованные слабыми кислотами и (или) слабыми основаниями. Соли, образованные сильными кислотами и сильными основаниями, гидролизу не подвергаются. В результате гидролиза солей образуется либо кислота (кислая соль) и основание, либо основание (основная соль) и кислота. Следовательно, процесс гидролиза соли можно рассматривать как процесс, обратный реакции нейтрализации. Так как реакции нейтрализации обычно идут практически до конца (практически необратима), то равновесие реакции смещено в сторону реагирующих веществ. Концентрация продуктов гидролиза соли, как правило, мала. Методические разработки Приведу конспект урока по теме: «Гидролиз солей», проведенный в форме проблемно – поискового. Цель урока: дать понятие о гидролизе солей, углубить представление о сильных и слабых электролитах, выработать умение предсказывать реакцию среды в растворах различных солей, чтобы учащиеся поняли, что реакция водного раствора соли зависит от ее состава. Ход урока Индивидуальный и фронтальный опрос с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.
в) Какая будет среда, если в дистиллированной воде растворить гидроксид натрия? Почему? Правильный ответ: (Н +)< (ОН- ) – среда щелочная. 6)Пишем уравнение диссоциации Na2CO3 . Проблемная ситуация создается постановкой вопроса: в какой цвет будет окрашиваться раствор карбоната натрия ( Na2 CO3 2Na+ + CO2-3), если в него добавить несколько капель фенолфталеина? Учащимся известно, что фенолфталеином определяют щелочную среду. При диссоциации Na2CO3 по уравнению они не находят ни ионов Н+ , ни ОН- и отвечают, что среда нейтральная, раствор останется бесцветным. Предлагается экспериментально проверить их вывод. Однако раствор Na2CO3 окрасился в малиновый цвет, указывая на щелочную реакцию. Возникает новый вопрос: откуда взялись ионы ОН- ? Ведь в воде (Н +) = (ОН- ), в соли (карбонате натрия) таких ионов нет. Учащиеся делают вывод: из молекул воды. Но каким образом? 7) сообщается, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. В этом случае Na2CO3 образована сильным основанием ( NaOH) и слабой кислотой (Н2CO3). Na2CO3 2Na+ + CO2-3 (ион слабой кислоты подчеркнуть). В растворе: CO2-3 + Н + ОН- НСО-3 + ОН-, (ОН- )- > (Н +) – среда щелочная, фенолфталеин малиновый. Вывод Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой – среда в ее растворе будет щелочной. В ходе беседы и эксперимента решена проблема и сделан вывод. Задания на закрепление.
(K2 S) – соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Раствор: K2 S 2К+ + S2- ? S2- + H+ OH- HS- + OH- (OH-)> (H+) - среда щелочная, фенолфталеин малиновый. K2 S + Н2О KНS + KOH – молекулярное уравнение. Составляем схему: Rn- + Н2О HR(n-1) + OH- - если соль образована сильным основанием и слабой кислотой.
AlCl3 – соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Раствор: AlCl3 Al3+ + 3 Cl- Al3+ + H+ OH- AlOH2+ + H+ ; (H+) > (OH-) – среда кислая, лакмус красный. AlCl3 + Н2О AlOHСl2 + HCl – молекулярное уравнение гидролиза.
Раствор: ZnSO4 Zn2+ + SO2-4 ; Zn2+ + H+ OH- ZnOH+ + H+; (H+) > (OH-) – среда кислая, лакмус красный. 2 ZnSO4 + 2 H2O (ZnOH)2 SO4 + H2SO4 – молекулярное уравнение гидролиза. Составляем схему: Меn+ + H2O МеОН(n-1)+ + H+; - если соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Ученики приходят к выводу Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, заключается в присоединении ионами металла (катионами) гидроксид – ионов от молекул воды с освобождением из них ионов водорода. Так решается эта проблема. Вопрос Кислотную или щелочную реакцию будут показывать растворы солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием? Учащиеся должны правильно ответить, что такие соли гидролизу не подвергаются, растворы будут нейтральными. Убеждаемся на опыте: р – p NaCl + лакмус лакмус фиолетовый, среда нейтральная. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, подвержены гидролизу. Среда может быть нейтральной (при равной силе кислоты и основания, образующих эту соль; например, CH3 COONH4), щелочной (например, (NH4)2 CO3, так как степень диссоциации α (H2CO3)< α (NH4OH) (H2CO3 - кислота слабая)) и кислотой (NH4F, α(HF) > α (NH4OH) . Такие соли полностью гидролизируются до основания и кислоты при растворении в воде (разлагаются водой: Al2S3 + 6H2O 2Al (OH)3 + 3 H2S )Таким образом, проводится главная мысль о том, что катионы слабых оснований и анионы слабых кислот способны связываться противоположно заряженные ионы воды. В заключении решаем экспериментальную задачу следующего содержания. Задача. Определите, в какой из пробирок (1,2,3) находятся растворы NaNO3, Na2 SiO3 и MgCl2 ? Проведем анализ: а) NaNO3 – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. Среда нейтральная, лакмус не изменит окраску. б) Na2 SiO3 – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Среда щелочная, фенолфталеин малиновый. в) MgCl2 – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. Среда кислая, лакмус красный. Определение реакций среды раствора соли. Гидролиз по катиону. Задание: Привести пример гидролиза по катиону, аниону и полного гидролиза.
Гидролиз по аниону
Полный гидролиз
Водные растворы солей имеют разные значения р Н : рН < 7 – кислотная среда, р Н> 7 – щелочная, р Н = 7 – нейтральная.
2) HNO3 3) NaNO3 4) KNO3
1) Синюю 2) красную 3) фиолетовую 4) желтую 4. Какой цвет имеет фенолфталеин в растворе карбоната калия 1)желтый 3) фиолетовый 2)синий 4) малиновый 5. Среда водного раствора хлорида 1) слабощелочная 2) кислая 3) нейтральная 4) сильнощелочная 6. Щелочную среду имеет водный раствор 1) сульфата алюминия 2) сульфата кальция 3) сульфата натрия 4) сульфита натрия 7. Лакмус краснеет в растворе соли 1) Zn SO4 3) Na NO3 2) Na Cl 4) Na2 CO3 8. Среда водного раствора Ba Cl2 1) щелочная 2) нейтральна 3) кислая 4) слабощелочная 9. Гидролизу не подвергается 1) K2S 3) KCl 2) Fe Cl3 4) K2 CO3 10. Кислую среду имеет водный раствор 1) карбоната калия 3) иодида калия 2) нитрата натрия 4)нитрата алюминия 11. Щелочной раствор получают при растворении в воде 1) K2 CO3 3) AI CI3 2) Na2 SO4 4) Zn CI2 12. Кислую реакцию среды имеет раствор 1) Na2 CO3 3) Fe CI3 2) K NO3 4) K2 SO3 13. Нейтральную реакцию среды имеет раствор 1) K CI 3)AI CI3 2) Na2 CO3 4) K3 PO4 14. Фенолфталеин становится малиновым в растворе 1) K CI 3) H2S 2) Na2S 4) AI ( NO3)3 15. Не подвергаются гидролизу соли, образованные 1) сильным основанием и слабой кислотой 2) сильным основанием и сильной кислотой 3) слабым основанием и сильной кислотой 4) слабым основанием и слабой кислотой 16. Лакмус становится красным в растворе 1) сульфата натрия 3) нитрата лития 2) нитрата цинка 4) карбоната натрия 17. По катиону гидролизуется соли 1) карбонат натрия 3) хлорид алюминия 2) сульфид калия 4) нитрат калия 18. Только по аниону гидролизуется соль 1) хлорид бария 3) сульфид аммония 2) нитрат натрия 4) карбонат калия 19. Цинк будет растворяться при погружении в раствор 1) нитрата алюминия 3) хлорида калия 2) нитрата натрия 4) хлорида бария 20. Усилить гидролиз хлорида алюминия можно добавлением раствора 1) HCI 3) Na2SO4 2) KCI 4) K2CO3 21.Подавить гидролиз хлорида железа ( III)можно добавлением раствора 1) HCI 3) Na2S 2) KOH 4) K NO3 22. Самая высокая концентрация ионов водорода в водном растворе 1) сульфата калия 2) хлорида натрия 3) сульфида калия 4) хлорида алюминия 23. Раствор соляной кислоты можно отличить от раствора хлорида калия по 1) растворимости в воде 2) способности замерзать 3) электропроводности 4) окраске лакмусовой бумажки 24. Лакмус изменяет цвет в растворе солей 1) хлорида бария 2) сульфида калия 3) сульфата натрия 4) нитрата лития 25. Установите соответствия между названием вещества и реакцией среды его водного раствора. Вещество Реакция среды
3)нитрат калия В) кислая 4) ортофосфат натрия 26. Установите соответствия между названием вещества и значением рН его водного раствора. Вещество Значение рН 1)сульфид калия А) равно 7 2)хлорид аммония Б) больше 7 3) ортофосфат калия В) меньше 7 4) сульфат натрия 27. Вещества, водные растворы которых хорошо проводят электрический ток и не окрашивают лакмус ни в синий, ни в красный цвет; 1) Na2CO3 2) KCI 3) NaNO3 4) K3PO4 5) AIBr3 28. При добавлении соляной кислоты степень гидролиза уменьшается в растворах веществ 1) ZnCI2 2) Na2CO3 3) K3PO4 4) FeSO4 29. Почему, сливая растворы карбоната калия и хлорида алюминия, нельзя получить карбонат алюминия? 30. Вычислите массы веществ, образующихся при гидролизе 15 г сульфида алюминия. Список литературы
// Химия в школе. – 1984 - №4 – с.32-33 В.И. Новиков из опыта изучения гидролиза солей.
/А.С. Корощенко и М.Г. Снастина/ ЕГЭ – 2008 –м.: АСТ: Астрель, 2008- 126с. (Федеральный институт педагогических измерений).
Ключевые темы. Конспекты занятий, контрольные и проверочные работы –М.: Айрис – пресс, 2004-208с.
Ответы. 1-2 2-1 3-2 4-4 5-2 6-4 7-1 8-2 9-3 10-4 11-1 12-3 13-1 14-2 15-2 16-2 17-2 18-3 19-1 20-1 21-4 22-1 23-4 24-1,3,4 25-в-а, б-а 26-б-в, б-а 27- 2,3 28 – 2,3 29- 3K2CO3 + 2ALCl3+ 3H2O =2AL(OH) 3 + 3CO2 +6KCl 30-15.6 г AL (OH) 3 и 10,2 г H2S |
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза | Урок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении... | ||
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения... | Урок по теме «Гидролиз солей» Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | ||
План-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей" Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области | Реферат проблемно-поискового характера» Тема «Пищевые добавки» Что такое е-коды? | ||
Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы познакомились с необратимым гидролизом бинарных соединений, повторили, как подвергаются гидролизу органические вещества, провели... | ||
Селезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк... «Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения» | Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | ||
Реферат проблемно-поискового характера» Тема «Влияние пива на организм человека» Предоставить и донести до молодежи информацию о влиянии пива на формирующийся организм | Иванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии Использование проблемно-поискового метода обучения при изучении темы «растворимость веществ. Электролитическая диссоциация. Электролиты... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися... | Лабораторная работа №7 Водородный показатель. Гидролиз солей Нейтральная, кислая и щелочная среда. Водородный показатель. Гидроксильный показатель. Активность ионов, коэффициент активности.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: Повторить и обобщить знания по изученному разделу. Чтобы в последующих классах вам было легче изучать следующие темы:... |