Скачать 67.39 Kb.
|
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (Программа «Школа России») Тема урока:«РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ» Работа выполнена учителем начальных классов МОУ»СОШ № 10 имени летчика-космонавта А. Г. Николаева г. Чебоксары» Григорьевой Н. Р. Декабрь, 2008 Тема: « Разнообразие растений» Цели: Познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; воспитывать любовь к природе Ход урока.
Звучит негромкая музыка. («Одинокий пастух») Слово учителя: - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на парту, повторяйте вполголоса: Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому (Пауза). Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно (Пауза). Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. (Открываем глазки) 2. Повторение изученного материала. Ребята, внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: Что это? Как можно назвать все это одним словом? - Величественное, сияющее солнце и маленькие бабочки, летающие над углом, тысячи таинственных звезд на ночном небе и зеленая травка под нашими ногами, огромные, необозримые океаны и крошки- муравьи в своих муравейниках… - Все это природа. (Показ слайда) - Что такое природа? - Все, что нас окружает и не сделано руками человека. Ее разнообразие поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (т. е. распределяют по группам) все объекты природы. - На какие группы делят природу? - На живую и неживую. (Вывешивается таблица) - Как отличить живую природу от неживой? - Живые существа или организмы, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. - Как называется наука, которая изучает живую природу? - Наука, которая изучает живую природу, называется биологией. - Кто помнит, от каких слов произошло это слово? - От 2-х греческих слов «БИОС» - жизнь и «ЛОГОС» - наука. - На какие царства ученые- биологи делят живую природу? - Все живое ученые- биологи делят на большие группы- царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий, людей. ( На доске появляется таблица) - Что такое бактерии? - Бактерии - крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду: в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор- микроскоп. -А разве грибы не растения? - Некоторые специалисты не считают грибы растениями, поскольку в них нет хлорофилла. Многие из них питаются органическим веществом отмерших организмов- растений и животных. 3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли» Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на группы: (таблица)
Низшие растения – растения, у которых тело не расчленено на корень, стебель, листья – например, водоросли. Высшие растения – наоборот. В процессе моего рассказа, вы сейчас в группах должны будете заполнить таблицу «Разнообразие растений», которая лежит на ваших столах, тем самым, отвечая на вопрос «Сходство и различие растений» Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем. 4. Физкультминутка. Я дрозд и ты дрозд (показываем вначале на себя, потом на соседа) У меня нос и у тебя нос, У меня щечки, глазки. И у тебя щечки, глазки. У меня губки сладки И у тебя губки сладки. Я твой друг и ты мой друг, Мы с тобой два друга, И мы понимаем друг друга. (Рукопожатие) 5. Практическая работа. - Водоросли – жители воды. На Земле существует около 20000 видов водорослей, встречающихся и в пресной воде, и в морях. Они бывают разного цвета.: зеленые – такие, как ульва ( морской салат), бурые – как ламинария (морская капуста), красные – как порфира, которую так любят в Китае и Японии, что даже выращивают в кулинарных целях. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп, другие – 60- метровые гиганты. Структура их проста – нет ни корня, стебля, листьев. Энергию они получают с помощью фотосинтеза. Размножаются спорами. (Показ слайда: водоросли) - Мхи – их насчитывается около 14000 видов. Растут во влажных местах, будто шерстяным одеялом покрыли мхи болота, берега рек, почву в сырых лесах. Растут густыми массами, и их нижние части медленно сгнивают, образуя торф. Они сходны с водорослями компактным телом из многих плотных клеток и зависимостью от воды при размножении, размножаются тоже спорами. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Показ слайда) - Папоротники – насчитывается более 10000 видов. Как мхи и водоросли, папоротники распространяются спорами, и им также нужна вода для оплодотворения. Но как у более сложноорганизованных семенных растений, у них есть четко оформленные корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Их нетрудно отличить от других растений (по листьям), но различать разные виды папоротников сложно. Точно определять разные виды могут только специалисты – ботаники. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки – кучки не прикрыты голые – это голокучник. А если кучки закрыты – щитовник. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Показ слайда) - Хвойные растения – хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Их размножение не зависит от водной среды, и потому они встречаются по всей суше. Почти все относятся к вечнозеленым. Древесина хвойных пород мягка и содержит смолу. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве. (Показ слайда) - Цветковые растения – более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. Отсюда другое название цветковых – покрытосеменные. Цветы – это органы размножения, из них образуются плоды с семенами. Как и хвойные деревья, они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Листья самые разнообразные по форме. (Показ слайда) - Итак, проверим вашу работу. (Слайд: таблица «Разнообразие растений») 6. Закрепление изученного материала. Тест. (Слайд) 7.Значение растений. - Ребята, представьте жизнь без растений на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения? - Человек получает кислород, пищу, лекарства, ткани – лен, хлопок, древесину, жилье… К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране. Любите, берегите природу! Природа – источник красоты, здоровья, доброты!... 8. Подведение итогов урока. На ваших столах листочки, на которых изображены две вертикальные шкалы. Отметьте на них, насколько хорошо вы поняли тему урока, и насколько она вам была интересна?
2 3 4 5 Домашнее задание. Повторить и закрепить материал, с. 71-75. В данном тексте найти ошибки: (Слайд) У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена. |
Тематическое планирование по литературному чтению умк «Школа России»... Программа: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Головина Литературное чтение Школа России. Концепция и программы для начальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Школа России» (1а, 1б, 1в, 2б, 2в, 3а, 3г классы), а для параллели 4-х классов – в соответствии с требованиями федерального компонента... | ||
Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4... Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе... | Аннотация 1 класс. Ос «Школа России» Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для... | Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России» Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция... | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, входящей в умк «Школа России» Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Климановой, В. Г горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена... | Надпредметная программа «город как школа» начальная школа ... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Иванова., входящей в умк «Школа России». (Школа... | Программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального... «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л. А. (под ред. Неменского Б. М.) (Умк «Школа России»). Система учебников «Школа России»... | ||
Урока математики программа «Школа России» Технологическая карта урока математики программа «Школа России» в 1 классе оу лебяженская сош | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Изобразительное искусство»,авт. Неменская Л. А. (под ред. Неменского Б. М.) (Умк «Школа России»). Система учебников «Школа России»... | ||
Программа формирования ууд 54-68 2 Программа отдельных учебных предметов,... Программа отдельных учебных предметов, курсов умк «Школа России» иумк «Начальная школа 21 века» | Рабочая программа по предмету «Физическая культура» по предмету «Физическая... Образовательной системы «Школа России». В основе авторская программа В. И. Ляха «Физическая культура» утвержденная мо РФ в соответствии... |