Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Практические занятия
Занятие№ 1 . Основные этапы развития географии
Цели: показать значимость географических знаний.
План Основные этапы становления и развития географической науки.
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний.
География как «описание земли», античные истоки науки, комплексный страноведческий характер древней географии
Средневековье. География эпохи Великих открытий.
Научное развитие географических знаний.
Развитие общегеографических идей в современной географии.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему описательный метод являлся изначально ведущим ?
Назовите время открытия материков и последовательность?
В чём заключается параллельное понимание географии как науки преимущественно страноведческой (регионоведческой), восходящее к её историческим корням.
Задания для самостоятельной работы
Выполнить конспект по выбору: «Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии» или «Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ» (Французская школа географии человека, немецкая антропогеография и англо-саксонская human geography. Русская антропогеография до революции).
Составьте два вопроса к лекции.
В чём заключена хорологическая концепция и концепция комплексного естествознания?
Литература:
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания.- М.: Дашков и К, 2004.- 690с.*
Карпенков С.Х.. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Высшая школа, 2006.-488с.*
Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. – Смоленск, 1998.- 156с.*
Мильков Ф. Н. Общее землеведение. М: знание, 1990.-325с.*
Занятие №2. Общая характеристика Земли как планеты
Цели: ознакомиться с формой и размерами Земли с помощью карт атласа и глобуса, изучить суточное вращение Земли и его географические следствия, особенности годового движения Земли и его географические следствия План
Земля и Вселенная.
Форма и размеры Земли.
Суточное вращение Земли.
Годовое вращение Земли.
Гипотезы происхождения Солнечной системы и Вселенной.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Определите, какие компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных частей
Задания для самостоятельной работы
Подготовить конспект «Методология и методы географии».
Литература
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. /Пер. с англ.- М.:Энергоиздат, 1981.-231с.*
Девис С. Суперсила. Поиски единой теории природы./ Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.-324с.*
Жарков В.Н. Внутреннее строение Земли и планет.- М.: Наука, 1983.-126с.*
Щеглов П.В. Отражённые в небе мифы Земли. –М.:Физматлит, 1996.-237с.
Озерецкий Н.Я. Человек и космос./ Под ред. С.П.Махова. СПб.: Обелиск, 2005.- 295с.
Занятие 3. Компоненты географической оболочки
Цели: ознакомиться с компонентами географической оболочки (гидросфера, океаносфера), её значением.
План
Океаносфера. Подразделения и границы океана.
Вертикальная дифференциация водных масс.
Основные черты рельефа океана.
Роль океана и течений в формировании климата Земли и отдельных ее крупных регионов.
Течения приливные, ветро-волновые, апвеллинг.
Зоны жизни океана и его биологическая продуктивность. Океан и его ресурсы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему нашу планету можно назвать планета-Океан?
Что такое «кассонова болезнь»?
Задания для самостоятельной работы
1. Зарисовать или использовать распечатку «Схемы круговоротов в природе» Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч.1 : От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. - Мурманск, 2002. - 517 с.
Денисенко, Н. В. История формирования современного облика Земли: глобальные изменения окружающей среды и эволюция жизни : учеб. пособие / Н. В. Денисенко, Е. Н. Луппова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 55 с. : ил.
Залогин Б.С. Мировой океан : Учеб.пособие для студ. географ. фак. высш. пед. учеб. заведений / Б. С. Залогин, К. С. Кузьминская. - М. : Академия, 2001.- 543с.
Михайлов В. Н. Гидрология : учебник для студ. вузов. / В. Н. Михайлов, А. Д. Добровольский, С. А. Добролюбов. - М. : Высшая школа, 2005. –321с. Гриф
Занятие 4. Комплексы географической оболочки Цели: ознакомиться с развитием географической оболочки, научиться выделять закономерности ГО, приводить примеры , составлять типовую схему природного комплекса и выделять взаимосвязь между его компонентами.
План
Вертикальные границы географической оболочки и ландшафтной сферы.
Парагенетические и парадинамические комплексы. Экотоны, катены. Иерархия геокомплексов
Типовая схема природного комплекса, взаимосвязь между его компонентами.
Географические пояса, зоны, сектора.
Генетическое и функциональное единство географических комплексов.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Что объединяет все названные комплексы?
Дайте определение понятию «эмерджентность».
Задание для самостоятельной работы
Приведите примеры действия законов термодинамики в географических комплексах.
Литература
Большая Российская энциклопедия. – М., 2004-2009 // Статьи: «Географическая оболочка».
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Географический энциклопедический словарь : географ. названия / гл. ред. В. М. Котлякова. - 3-е изд., доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 903 с.
Лебедева, Н. В. Биологическое разнообразие : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экологич. спец. / Н. В. Лебедева, Н. Н. Дроздов, Д. А. Криволуцкий. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 432 с. [Гриф]
Занятие 5.Взаимосвязь компонентов и комплексов
Цели: определить роль эндогенных и экзогенных процессов, их взаимосвязь с почвообразованием; ознакомить с иерархией геосистем. План
Плиты, платформы, рифтовые зоны. Роль макро- и мезоформ рельефа.
Кора выветривания. Виды выветривания.
Почвенный покров. Почвообразующие факторы. Глобальные функции почвы. Роль почвы.
Мерзлотные почвы. Криосфера.
Гляциология. Роль ледников. Дрейфующие льды, паковые льды.
Иерархия геосистем: фации, урочища, ландшафты, физико-географические районы и страны
Вопросы для коллективного обсуждения:
Зачем нужна иерархия геосистем?
Задания для самостоятельной работы:
Сделайте сообщение : факторы эволюции геосистем, саморазвитие геосистем, сукцессия ландшафта, метахронность структуры ландшафта
Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Влияние изменения климата на экосистемы : Охраняемые природные территории России : анализ многлетних наблюдений / Рос. представительство WWF ; ред. А. О. Кокоркин, А. В. Кожарников, А. А. Минин. - М. : Русский университет, 2001. - 184 с.
Чилингаров, А. Н. Очерки по географии Арктики / А. Н. Чилингаров, В. М. Грузинов, Ю. Ф. Сычёв ; под ред. Л. Н. Карлина. - М. ; Обнинск : Артифекс, 2009. - 248 с. : ил. - ISBN 978-5-9900791-3-7
Раковская, Э.М. Физическая география России : Учеб.для студ.вузов:В 2.ч. Ч.1 : Общий обзор.Европейская часть и островная Арктика / Э. М. Раковская, М. И. Давыдова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
Занятие 6. Географическая оболочка, ее закономерности Цели: выявить эволюцию географической оболочки, её основные закономерности.
План
Этапы развития географической оболочки: догеологический, добиогенный, биогенный, антропогенный.
Саморегулирование в географической оболочке.
Ритмичность.
Высотная поясность и ее причины. Типы высотной поясности в различных секторах умеренного пояса.
Периодический закон географической зональности и его геофизическая сущность. Понятия азональности и интразональности.
Единство географической оболочки.
Геологический круговорот веществ на потоке солнечной энергии. Влагообороты в природе.
Вопросы для коллективного обсуждения:
- Для чего нужны круговороты веществ в природе?
Задания для самостоятельной работы:
Роль А. фон Гумбольдта в развитии физической географии.
Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Литке Ф.П. Теории космических циклов.Ч.1.СПб.: Ориол, 2004.-245с.*
Чижевский А.Л. Космический пульс Земли. Земля в объятиях Солнца.- М.: Мысль, 1995.-283с.*
Второв, П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учеб. для вузов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.-234с.
Притула, Т.Ю. Физическая география материков и океанов : Учеб.пособие для студ. вузов, / Т. Ю. Притула, В. А. Еремина, А. Н. Спрялин. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с. Гриф
Занятие7 . Географическая оболочка, ее закономерности Цели: определить значение биосферы, макро и микроэволюции.
План
Биосфера. Распространение биосферы.
Организация биосферы. Внутренняя организация биотического сообщества.
Биомасса и биопродуктивность. Динамика биоты.
Эволюция биосферы. Центры видообразования и происхождения флоры.
Антропосфера.
Ритмические и циклические процессы в географической оболочке.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Чем отличается антропосфера от биосферы?
Есть ли нечто в природе, что не подвергается ритмичности и цикличности?
Чем отличаются эти два понятия?
Задания для самостоятельной работы: используя литературные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии.
Симонеску К., Денеш Ф. Происхождение жизни: химические теории. / Пер. с рум. – М.: Прогресс, 1986.-322с.*
Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. –М.: Наука, 1987.-255с.*
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум.- 6-е изд.- М.: Наука, 1987.-134с.*
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.- 432с.*
Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнью- СПб.: Питер, 2004.-382с.
Кетова Т.Н. Эволюционная этика в русской и западно- европейской традициях// Русская и европейская философия: пути схождения.-2002.-№3.-С.15-18.
Красилов В. Эвоюция: Дарвин и системный подход// Вестник естествознания.-2005.-№9.-С.19-23.
Занятие8. Методология и методы географии
Цели: ознакомиться с методами физико-географических исследований.
План
Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в географии.
Специфика научного объяснения в географии.
Сквозные методы и направления в географии (по К.К. Маркову): сравнительно-описательное; типы и примеры географических описаний; эволюция географического описания.
Геохимические, палеогеографические.
Картографические. Типы карт и атласов. Задачи, решаемые картографическим методом.
Аэрокосмические методы.
Математическое направления в географии.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Какие методы бы вам пригодились, если бы вы попали на необитаемый тропический остров в Океании с координатами…?
Задания для самостоятельной работы: для определения природно-ресурсного потенциала территории какие методы необходимо использовать? Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Рогачёв С.В. Уроки понимания карты (основы пространственного анализа). – География, №№ 17-24/2005.
География. Наш дом - Земля. Материки,океаны,народы и страны [Электронный ресурс] : мультимедиа учебник для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. Душина И.В., Летягина А.А., Пятунина В.Б. - Дан. и прогр. (380 Мб). - М. : Респ. мультимедиа центр, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; экран 800х600х24 ; зв. карта ; CD-ROM 8x ; мышь ; Win 98/NT/2000. - Загл. с этикетки диска. - 112-00.
Занятие9. Природно-ресурсный потенциал планеты: источник жизни человечества
Цели: определить количественные и качественные характеристики природных ресурсов.
План
Природные ресурсы Земли: жизненно важное и ограниченное богатство.
Ресурсная база человечества: минеральные ресурсы.
Ресурсная база человечества: ресурсы биосферы.
Ресурсная база человечества: ресурсы гидросферы.
Ресурсная база человечества: ресурсы атмосферы.
Общественно-исторический процесс и основные типы социально-экономико-географических процессов
Вопросы для коллективного обсуждения:
-. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды
-В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами?
Задания для самостоятельной работы:
Почему "глобализация" рассматривается как сложный и противоречивый процесс?
Литература
Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира(общий обзор) : Учеб.для студ.вузов. / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М. : Гардарики, 2003. - 704 с.
Биосфера : загрязнение, деградация, охрана : краткий толковый словарь : учеб. пособие для студ. биол. спец. вузов / Д. С. Орлов [и др.]. - М. : Высшая школа, 2003. - 125 с. : ил. - ISBN 5-06-004255-3 [Гриф МО]
Мироненко, Н.С. Страноведение : Теория и методы:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по географ.спец. / Н. С. Мироненко. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 268 с.
Занятие №10 Человек и окружающая его природная среда
Цели: познакомиться с особенностями антропогенного воздействия на окружающую среду
План
Антропогенное воздействие на природную среду.
Мероприятия по оптимизации природной среды и роль экологов в их обосновании и осуществлении.
Эколого-географическая экспертиза.
Эколого-географический мониторинг.
Вопросы для коллективного обсуждения:
- Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики
- В чем заключается задача создания географо-экологического мониторинга?
- Каковы сущность и назначение географических информационных систем (ГИС)?
Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»?
Задания для самостоятельной работы: составьте и запишите 3 вопроса по теме.
Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 172с.
Биосфера : загрязнение, деградация, охрана : краткий толковый словарь : учеб. пособие для студ. биол. спец. вузов / Д. С. Орлов [и др.]. - М. : Высшая школа, 2003. - 125 с. : ил. - ISBN 5-06-004255-3 [Гриф МО]
Ижко Ю. А. Современное состояние биосферы и экологическая политика / Ижко Ю. А., Колесник Ю. А. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с. : ил. - ISBN 978-5-91180-457-2
Занятие11. Природно-ресурсный потенциал планеты: источник жизни человечества
Цели: выявление роли географии в изучении экологии, практической значимости их интегрирования.
1. Ресурсная обеспеченность крупных регионов мира:
Международные и национальные природные ресурсы,
Европа, Центрально - Восточная Европа,
Северная Америка, Латинская Америка,
Африка, Ближний и Средний Восток,
Азия, Австралия,
Россия.
Проблемы глобального природопользования.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут пользоваться благами, которые несёт процесс глобализации?
Каковы трудности и проблемы современной России в решении задач, поставленных глобализацией мирового развития?
В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский?
Задания для самостоятельной работы: подготовьте сообщение по желанию.
В.П. Семёнов-Тян-Шанский и теория районирования.
Н.Н. Баранский и советская экономическая география.
Литература
Вернадский В.И. Из наследия гения// Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. (Из серии «Открытия и судьбы»- М.: Современник, 1993, с.298-394.
Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира(общий обзор) : Учеб.для студ.вузов. / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М. : Гардарики, 2003. - 704 с.
Мироненко, Н.С. Страноведение : Теория и методы:Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по географ.спец. / Н. С. Мироненко. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 268 с.
Основы экологической геофизики : учеб. пособие для вузов / Трухин В. И., Показеев К. В., Куницын В. Е., Шрейдер А. А. - изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб : Лань, 2004.Гриф
Занятие 12. Методология и методы экономической географии
Цели: ознакомиться с возможными методами социально-экономических исследований.
План
Методы экономико-географических исследований: сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический, математического моделирования, конструктивный (сравнение вариантов) и др.
Вопросы сбора, обработки и хранения экономико-географической информации.
Геоинформационные системы.
Географический и исторический методы в их взаимосвязи.
Задания для самостоятельной работы: По выбору
1.Понятие о системе, авторы общей теории систем. Свойства систем, эмерджентность, связи.
Законы организации социально-экономических систем, теория центральных мест В. Кристаллера, правило ранг-размер.
Исторические модели расселения, бассейновое расселение, демографический «каток», коридоры освоения, модель колониального освоения Северной Америки Д. Мейнига. Урбанистические модели – этапы развития городских систем в период демографического перехода. Общая страновая модель. Пример освоения и заселения Юго-Западной Сибири.
Литература
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира(общий обзор) : Учеб.для студ.вузов. / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М. : Гардарики, 2003. - 704 с.
Экономическая и социальная география : основы науки : учебник для вузов / Голубчик М. М.[и др.] . - М. : ВЛАДОС, 2004. - 400 с. [Гриф]
Экономическая,социальная и политическая география мира.Регионы и страны : Учебник для студ.вузов. / Под ред.С.Б.Лаврова,Н.В.Каледина. - М. : Гардарики, 2003. - 927 с.
Занятие 13.Глобальные проблемы (коллоквиум)
Цели:определить глобальные проблемы человечества, возможные пути решения.
План
Понятие глобальной проблемы. Типы и классификация глобальных проблем.
Демографическая проблема. Демографическая ситуация в мире и критерии ее анализа.
Миграционная подвижность населения. Основные черты и факторы размещения населения мира.
Понятие о демографическом переходе и его стадиях. Демографический взрыв. Пороговые ситуации. Мальтузианство и неомальтузианство. «Римский клуб» пределы роста. Сценарии роста численности населения мира. Экистика.
Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизированных процессов. Урбанизационный взрыв. Потолок урбанизации. Ложная и пятящаяся урбанизация.
Мегаполисы. Деурбанизация. Рурбанизация. Рурализация. Городской образ жизни. Экология города.
Глобальная продовольственная проблема. Землепользование и региональные различия по континентам. Дефицит продовольствия в отдельных регионах мира. Особенности интенсификации и сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Понятие о биотехнологии.
Сокращение запасов природных ресурсов. Географический нигилизм и географический фатализм.
Вопросы для коллективного обсуждения
-Что означает выражение «специализация не по наукам, а по проблемам»?
- Сравните различные подходы к классификации географии как сложной системы наук, например, системный – Э. Б. Алаева и предметно-географический – В. С. Жекулина. Какой из них представляется вам более предпочтительным?
Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами.
Литература
Алексеенко В. А. Жизнедеятельность и биосфера : учебник для студ. вузов. / Алексеенко В. А. - М. : Логос, 2005. - 232 с. : ил. - (Новая университетская библиотека). - ISBN 5-94010-318-9 [Гриф]
Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира(общий обзор) : Учеб.для студ.вузов. / Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. - М. : Гардарики, 2003. - 704 с.
Голубчик, М. М. География учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 304 с.
Экономическая,социальная и политическая география мира.Регионы и страны : Учебник для студ.вузов. / Под ред.С.Б.Лаврова,Н.В.Каледина. - М. : Гардарики, 2003. - 927 с.
|