17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения





Скачать 35.05 Kb.
Название17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения
Дата публикации04.07.2013
Размер35.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.

Воображение неразрывно связано с памятью и_мышлением, оно является видом псих. деятельности, возникшим в результате труда.

Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее (прошлое экстраполируется, проецируется в будущее) и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображаемая цель регулирует всю деятельность человека.

Воображение неразрывно связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, с ее потребностями, интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Значительного развития воображения требует деятельность следователя. Без развитого воображения невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление -основной механизм творческого решения нестандартных задач.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальной систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Принимая то или иное решение, человек осуществляет афферентный синтез, т.е. вычленяет из данной обстановки и из своей памяти все то, что содействует формированию образа будущего результата действия.

Воображение связано с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физ. действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т.д.

Воображение основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах – синтетическую.

Виды воображения:произвольное (преднамеренное, целенаправленное использование человеком элементов опыта и реконструкция их в новых образах) и непроизвольно (возникающее помимо воли человека, непреднамеренно).

В результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов и т. д.

Непроизвольное воображение возникает в связи с теми или иными восприятиями (глядя на облако непроизвольно можно вообразить различные фигуры. Слушая показания свидетелей, следователь может образно представить соответствующую ситуацию).

В зависимости от степени оригинальности образов воображение делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение формирует новые образы-представления. Оно дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент.

На основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним, реконструируются события по их описаниям (так, читая описание морского дна, мы представляем картину морского дна; рассматривая схему места происшествия, мы представляем реальную местность).

Творческое воображение создает совершенно новые, оригинальные образы. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Существенным критерием творческого воображения является социальная ценность его результатов.

Творческое воображение называется фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычных, иногда в нереальных сочетаниях (образы трехголовых чудовищ). Образы фантазии могут быть простыми и более сложными. Простейшей формой синтезирования новых образов воображения является агглютинация - механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т.п.). Соединяя несоединимое в образах фантазии, люди иногда ставят перед собой перспективные цели (так, соединяя образ лодки и автомобиля, люди создали амфибию и т.д.).

Одним из видов простого творческого воображения является воображение по аналогии. Так, многие орудия труда (клещи, грабли и т.п.) созданы по аналогии с рукой человека.

Сложным видом творческого воображения является гиперболизация - преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (гиперболизация силы человека в былинных образах).

Наиболее высоким уровнем творческого синтеза является типизация- воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов.

Процесс воображения характеризует активность психики человека. Воображение как «заместитель» активной деят-ти , не приводящий к выполнению определенной программы действия. Эта форма воображения называется пассивным воображением. Так, мечта - создание образов желаемого - может быть активной и пассивной.

В следственной практике постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по отдельным сохранившимся их следам, последствиям.

Основная психологическая задача расследования (и мастерство следователя) состоит в изыскании способов получения недостающей информации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: раскрыть значение воображения в творческой деятельности людей, раскрыть механизмы создания образов воображения
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconЗадачи: Более глубокое знакомство детей с жанром народной и авторской...
Развитие памяти, речи, воображения, мышления, творческих возможностей детей, фантазию, наблюдательность
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconРазвитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности...
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт сост. И. Б. Морзунова. – М.:...
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconПрограмма развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках...
Программа развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках изобразительного искусства
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconИгра, как средство нравственного формирования личности дошкольника
Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического...
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconКоличество часов
Цель программы: развитие фантазии и воображения, формирование творческой личности
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconТема: Театральные этюды как источник творческого воображения
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconУрок защиты знаний по теме: «Причастие»
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconКлассный час в 8 б класс Тема : Турнир эрудитов
Развитие познавательных способностей учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconШарль Перро Цели и задачи урока
Развивающие: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, навыков межличностного общения
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconУрок по информатике Тема: «Создание компьютерных публикаций»
Развитие ассоциативного, образного мышления, воображения, зрительной и логической памяти, стимулирование фантазии
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconТехнология «Одуванчик из салфетки»
...
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconУрок по математике в 5 классе
Развивающая цель: формирование у обучающихся развития практического мышления, счетных навыков, воображения, умение концентрировать...
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие читательского интереса, памяти, воображения и творческого взаимодействия
17. Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие логического мышления, воображения и творческих способностей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск