«Фотосинтез»





Скачать 70.81 Kb.
Название«Фотосинтез»
Дата публикации17.07.2014
Размер70.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

«Калеевская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Сернурского района Республики Марий Эл



Урок биологии в 6 кл

Учитель Мухачева С.В.


Калеево, 2012

Тема урока «Фотосинтез»
Тип урока – урок усвоения новых знаний

Цель: изучить процесс фотосинтеза, показать значение зеленых растений в жизни планеты

Задачи:

  • Познакомить с процессами, происходящими в зелёном листе

  • Определить значение процесса фотосинтеза в природе и жизни человека

  • Развить навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, делать выводы и обобщения

Оборудование:

Компьютер, презентация PowerPoint, комнатные растения, схема процесса фотосинтеза, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, лучинка.
Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Слайд Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Листы и корни»

Учитель: Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни)

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам (зефир – легкий ветерок) толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей,

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из - под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?»-

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, -

Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы растёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева и вас.

Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева. Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения?
Слайд


  1. Как растения поглощают питательные вещества?

  2. Что такое корневое давление?

  3. Почему растения нельзя поливать холодной водой?

  4. Какие виды удобрений вы знаете?

  5. Какие три элемента необходимы растениям в огромном количестве?

  6. А как называется основная ткань листа? (Фотосинтезирующая)


III Изучение нового материала

Слайд «Фотосинтез»

На сегодняшнем уроке мы познакомимся подробнее с фотосинтезирующей функцией листа.

Учитель создаёт проблемную ситуацию:

Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы.

Вопрос:

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества?

В фотосинтезирующей ткани происходит процесс фотосинтеза
Слайд

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (глюкозы, крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света.

Учитель:

Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс происходит на свету.
Слайд Давайте попробуем это доказать в результате опыта.

Существуют вещества, с помощью которых можно узнать о наличии других веществ. Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал – органическое вещество.

Опыт1: изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, на кусочке белого хлеба
Опыт №2. доказывающий, что органические вещества не образуются в зелёных растениях при отсутствии света.

  1. Срежем лист комнатного растения, выдержанного несколько дней в темноте.

  2. Обесцветим лист. Опустим лист в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Хлорофилл растворяется в спирте и лист обесцвечивается.

  3. Промоем лист и капнем на лист капельку йода.

Что мы наблюдаем? Лист не изменил окраски.

Вывод 1: В листьях растений, находящихся долгое время в темноте не произошло образование органических веществ – крахмала.
Слайд Опыт №3. доказывающий, что органические вещества в зелёных листьях образуются на свету.

Возьмём комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте и прикрепим с обеих сторон листа этого растения полоску чёрной бумаги.

  1. Выставим растение на яркий свет.

  2. На следующий день срежем этот лист и обесцветим его.

  3. Промоем лист и капнем капельку йода.

Что мы наблюдаем? Часть листа, закрытая полоской бумаги цвет не изменила. Часть листа, находившаяся на свету, окрасилась в синий цвет.

Вывод 2: Крахмал образуется только на свету.
Слайд Опыт №4. доказывающий, что органические вещества образуются в зелёных листьях

  1. Возьмём лист комнатного растения хлорофитума (лист зеленый с белыми полосами)

  2. Обесцветим лист

  3. Капнем капельку йода

Что мы наблюдаем? Края листа посинели, а середина с белой полоской осталась без изменения.

Вывод 3: Крахмал образуется в зелёных листьях, т.е. там, где есть зелёный пигмент хлорофилл.
Слайд Опыт №5. доказывающий, что фотосинтез происходит только в присутствии углекислого газа

  1. возьмем комнатное растение, выдержанное в темноте несколько дней

  2. поместим его на стекло под стеклянный колпак. Рядом поместим емкость с раствором щелочи, чтобы поглотить углекислый газ

  3. края колпака смажем вазелином, чтобы исключить попадание углекислого газа из воздуха

  4. поместим теперь растение под колпаком на свет

  5. на следующий день испытаем лист на наличие крахмала.

Что наблюдаем? Синяя окраска не появилась.

Вывод 4. Фотосинтез происходит только в присутствии углекислого газа.

Таким образом, растения поглощают углекислый газ из воздуха.
Слайд Опыт 6. доказывающий, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород

1. поместим комнатное растение внутрь стеклянного колпака, накроем сверху стеклом, стыки смажем

  1. банку выставим на яркий свет

  2. Через сутки откроем банку и опустим горящую лучинку.

Что наблюдаем? В банке, которая находилась в тёмном шкафу лучинка погасла. В другой банке лучинка горит.

Вопро: Какой газ поддерживает горение? Ответ: кислород.

Вывод 5: В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ, а выделяется кислород. Этот процесс происходит в зелёных листьях на свету.
слайд «Опыт Джозефа Пристли»

Объясните результаты опыта
Слайд Значение фотосинтеза

Фотосинтез идёт

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт,

Луч на лист упадёт,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймёт наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живёт,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Запись в тетрадях:

Значение фотосинтеза

  1. Образуется органическое вещество

  2. Атмосфера обогащается кислородом

  3. Поглощается углекислый газ из атмосферы

  4. Космическая роль растений – растения усваивают солнечную энергию (недоступную для других организмов) и переводят её в энергию химических связей (доступную для всех организмов)

Слайд III Закрепление

  • Что такое фотосинтез?

  • Где в растениях образуются органические вещества?

  • Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?

  • Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?

  • Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?

  • Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе?

Слайд Найдите биологическую ошибку:

  • Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.

  • В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

  1. Используя схему, расскажите о процессе фотосинтеза.

IV Домашнее задание

§ 34.

Творческое задание:

Напишите, каковы функции комнатных растений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Фотосинтез» iconУрок по теме «Биосинтез углеводов фотосинтез»
Вы приступаете к изучению темы«Биосинтез углеводов – фотосинтез». При изучении материалов урока вы узнаете
«Фотосинтез» iconРеферат содержит шесть глав
Общее представление о фотосистемах 16 Глава Генетика и экология фотосинтеза 20 Глава Зеленая архитектура 22 1 Сколько растениям солнца...
«Фотосинтез» iconРабочая программа по курсу «Фотосинтез и продукционный процесс»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
«Фотосинтез» iconКлеточное дыхание
...
«Фотосинтез» iconЭнергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез
В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,...
«Фотосинтез» iconПоляризованный свет в природе
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconШаблон «Визитной карточки» проекта
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconI. риски и конфликты в современном социуме
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconСистематическое положение чешуекрылых ( презентация учащихся )
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconГ. Я. Бей-Биенко. С. Пб.: Проспект Науки, 2008
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconТренировочный вариант по биологии гиа. Часть 1
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconОсобенности социальной солидарности в современном российском обществе
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconИсследовательский проект учащегося 2а класса Тихонина Дмитрия Номинация
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconПриложение №3 Как называется наука, изучающая насекомых (Энтомология)
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconB. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
«Фотосинтез» iconВторая Международная теоретико-практическая конференция "Наука в различных измерениях"
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск