Скачать 70.81 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Калеевская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Урок биологии в 6 кл Учитель Мухачева С.В. Калеево, 2012 Тема урока «Фотосинтез» Тип урока – урок усвоения новых знаний Цель: изучить процесс фотосинтеза, показать значение зеленых растений в жизни планеты Задачи:
Оборудование: Компьютер, презентация PowerPoint, комнатные растения, схема процесса фотосинтеза, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, лучинка. Ход урока I Организационный момент II Актуализация знаний Слайд Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Листы и корни» Учитель: Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни) В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зелёностью своей И вот как о себе зефирам (зефир – легкий ветерок) толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей, Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарёй Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаётесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из - под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?»- Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те, - Им снизу отвечали, - Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаёте? Мы корни дерева, на коем вы растёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева и вас. Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева. Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения? Слайд
III Изучение нового материала Слайд «Фотосинтез» На сегодняшнем уроке мы познакомимся подробнее с фотосинтезирующей функцией листа. Учитель создаёт проблемную ситуацию: Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы. Вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества? В фотосинтезирующей ткани происходит процесс фотосинтеза Слайд Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (глюкозы, крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света. Учитель: Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс происходит на свету. Слайд Давайте попробуем это доказать в результате опыта. Существуют вещества, с помощью которых можно узнать о наличии других веществ. Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал – органическое вещество. Опыт1: изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, на кусочке белого хлеба Опыт №2. доказывающий, что органические вещества не образуются в зелёных растениях при отсутствии света.
Что мы наблюдаем? Лист не изменил окраски. Вывод 1: В листьях растений, находящихся долгое время в темноте не произошло образование органических веществ – крахмала. Слайд Опыт №3. доказывающий, что органические вещества в зелёных листьях образуются на свету. Возьмём комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте и прикрепим с обеих сторон листа этого растения полоску чёрной бумаги.
Что мы наблюдаем? Часть листа, закрытая полоской бумаги цвет не изменила. Часть листа, находившаяся на свету, окрасилась в синий цвет. Вывод 2: Крахмал образуется только на свету. Слайд Опыт №4. доказывающий, что органические вещества образуются в зелёных листьях
Что мы наблюдаем? Края листа посинели, а середина с белой полоской осталась без изменения. Вывод 3: Крахмал образуется в зелёных листьях, т.е. там, где есть зелёный пигмент хлорофилл. Слайд Опыт №5. доказывающий, что фотосинтез происходит только в присутствии углекислого газа
Что наблюдаем? Синяя окраска не появилась. Вывод 4. Фотосинтез происходит только в присутствии углекислого газа. Таким образом, растения поглощают углекислый газ из воздуха. Слайд Опыт 6. доказывающий, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород 1. поместим комнатное растение внутрь стеклянного колпака, накроем сверху стеклом, стыки смажем
Что наблюдаем? В банке, которая находилась в тёмном шкафу лучинка погасла. В другой банке лучинка горит. Вопро: Какой газ поддерживает горение? Ответ: кислород. Вывод 5: В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ, а выделяется кислород. Этот процесс происходит в зелёных листьях на свету. слайд «Опыт Джозефа Пристли» Объясните результаты опыта Слайд Значение фотосинтеза Фотосинтез идёт На свету круглый год Из простых минеральных веществ. Солнце свет свой прольёт, Луч на лист упадёт, Чтобы всем подарить кислород. И никак не поймёт наш упрямый народ Что он дышит, ест и живёт, Потому что с утра, лишь приходит пора, Сладкий сок производит листва. Запись в тетрадях: Значение фотосинтеза
Слайд III Закрепление
Слайд Найдите биологическую ошибку:
IV Домашнее задание § 34. Творческое задание: Напишите, каковы функции комнатных растений. |
Урок по теме «Биосинтез углеводов фотосинтез» Вы приступаете к изучению темы«Биосинтез углеводов – фотосинтез». При изучении материалов урока вы узнаете | Реферат содержит шесть глав Общее представление о фотосистемах 16 Глава Генетика и экология фотосинтеза 20 Глава Зеленая архитектура 22 1 Сколько растениям солнца... | ||
Рабочая программа по курсу «Фотосинтез и продукционный процесс» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Клеточное дыхание ... | ||
Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,... | Поляризованный свет в природе Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
Шаблон «Визитной карточки» проекта Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | I. риски и конфликты в современном социуме Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
Систематическое положение чешуекрылых ( презентация учащихся ) Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | Г. Я. Бей-Биенко. С. Пб.: Проспект Науки, 2008 Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
Тренировочный вариант по биологии гиа. Часть 1 Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | Особенности социальной солидарности в современном российском обществе Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
Исследовательский проект учащегося 2а класса Тихонина Дмитрия Номинация Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | Приложение №3 Как называется наука, изучающая насекомых (Энтомология) Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | ||
B. C. Торохтий о сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... | Вторая Международная теоретико-практическая конференция "Наука в различных измерениях" Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез... |