Скачать 87.3 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» Научно-образовательный материал Формирование специализированного химического класса, обеспечивающего профессиональную ориентацию учащихся средней школы в области прикладной биотехнологии и производства здоровых продуктов питания. Мастер-класс и разработка цикла практических занятий для формирования навыков проведения химического эксперимента по профильным разделам органической и биоорганической химии. НОМ «Мастер-класс химического эксперимента по химии» Состав научно-образовательного коллектива: Колпакова В.В., зав. каф., д.т.н., проф. Панкратов В.А., д.х.н., проф. Янковский С.А., к.т.н., доц. Кудрякова Г.Х., к.т.н., доц. Сдобникова О.А.. к.т.н., доц. Ворона Н.И., к.х.н., доц. Москва 2011 РЕФЕРАТ Отчет: 6 с., 8 источников. Цель: Развитие устойчивого интереса к дисциплинам химического цикла и помощь в профессиональном самоопределении трудовой деятельности учащихся средней школы в области биотехнологических и биоорганических процессов производства здоровых продуктов питания Задачи: 1. Развитие специальных навыков химического эксперимента при профессиональном самоопределении учащихся в области прикладной биотехнологии и пищевых производств. 2. Достижение устойчивого интереса к профильным специальностям МГУПП: «Биотехнология», «Пищевая биотехнология», Технология молока и молочных продуктов, «Технология мяса и мясопродуктов», «Технология бродильных производств», «Технология кондитерского производства» и т.д., в основе изучения дисциплин учебного плана которых значительная роль принадлежит профильным разделам органической и биоорганической химии. Полученные результаты Общепризнано, что химический эксперимент является важнейшим методом активизации мыслительной деятельности учащихся, который, наряду с лекционным материалом, обеспечивает познание предмета химии и развитие к нему интереса как к фундаментальной основе науки о жизни человека и его окружающей среде. А если учесть, что вопросам Продовольственной безопасности в стране уделяется существенное внимание, то навыки химического эксперимента, помогающего учащимся школ и колледжей, как будущим специалистам в области производства пищевых продуктов и биотехнологии, разрабатывать новые процессы и технологии в условиях вуза пищевого профиля, мини-производств и предприятий, сегодня довольно актуальны и востребованы. Мастер-класс для формирования навыков проведения химического эксперимента по профильным разделам органической и биоорганической химии содержит: -цикл лекций с краткой характеристикой основных свойств профильных органических соединений, таких как кислоты, спирты, альдегиды, кетоны, углеводы, липиды, аминокислоты, белки и т.п., распространением в природе, нахождения в составе пищевых продуктов, продуктах биотехнологии, применения при разработке новых видов продуктов питания животного, растительного происхождения и роли при хранении (См. НОМ 1). Курс содержит 9 тем с демонстрацией особенностей химического строения, свойств, механизмов реакций в электронном варианте в виде презентаций и анимаций. - тесты для самостоятельного контроля знаний учащихся старших классов и колледжей, включающие базовые разделы школьного курса химии для органической и биоорганической химии с учетом требований вуза пищевого профиля:
- методики демонстрационных опытов с соединениями неорганической, органической природы и реакциями аналитической химии как основ биоорганических соединений и процессов, предназначенных для освоения профильных дисциплин специальностей вуза пищевого профиля и биотехнологии. Демонстрационные опыты с неорганическими веществами Химические краски В одинаковые химические стаканы сливают следующие водные растворы:
Волшебные цветы Делают цветы из фильтровальной бумаги, пропитанной раствором фенолфталеина. Вносят влажные цветы под стеклянный колпак с аммиаком – они становятся малиновыми. Если затем их перенести под колпак с хлороводородом, окраска исчезнет. Газировка К раствору кислоты добавляют раствор карбоната натрия. Происходит обильное выделение газа. Волшебный осадок В один cтакан наливают водный раствор NaOH, в другой – раствор AlCl3. Если к раствору щелочи добавить немного раствора соли (щелочь в избытке), содержимое первого стакана остается прозрачным, если прилить наоборот – к раствору соли немного раствора щелочи (соль в избытке) – то во втором стакане образуется белый осадок Al(OH)3. Химические часы Предварительно готовят растворы: № 1 – 3,9 г йодата калия (KIO3) на 1 л воды и № 2 – 1 г сульфита натрия (Na2SO3), 20 капель концентрированной серной кислоты и 30 мл крахмального клейстера на 1 л воды. В три стакана наливают по 100 мл раствора № 2 и добавляют – в первый стакан 100 мл раствора № 1, во второй – 80 мл раствора № 1 + 20 мл воды, а в третий – 67 мл раствора № 1 + 33 мл воды. Появляется резкое посинение бесцветных растворов с отставанием на равные промежутки времени. Выделяющийся йод с крахмалом образует синее окрашивание. Дымовая завеса Берут два стеклянных цилиндра. Стенки и дно первого цилиндра смачивают концентрированной соляной кислотой, а второго – 25 %-ной аммиачной водой. При поднесении одного цилиндра к другому наблюдается образование густого белого «дыма», состоящего из мельчайших частичек хлорида аммония Разложение дихромата аммония Насыпают в форме конуса горку из оранжевого порошка дихромата аммония и поджигают горящей спичкой ее верхушку. Происходит медленное сгорание вещества наподобие извержения вулкана с выбрасываем в из верхней части снопа искр и пепла. После окончания опыта на месте небольшой оранжевой кучки дихромата аммония образуется большая рыхлая масса темно-зеленого оксида хрома. Фараоновы змеи Осаждают роданистую ртуть, выпадающего из раствора в виде белого осадка. Следует избегать избытка роданида аммония, т.к. может образоваться растворимый комплекс (NH4)2[Hg(CNS)4]. Из полученного осадка делают конусы с помощью бумажного фильтра и оставляют сушиться при комнатной температуре. При нагревании роданистая ртуть, увеличиваясь в размерах, извивается наподобие змей. Праздничный фейерверк Осторожно смешивают 4-5 г сахарной пудры с 1 г бертолетовой соли и поджигают. Происходит вспышка. При добавлении солей хрома или кальция окрашивание искр – красное, бария – зеленое, натрия – желтое и т.д. Фиолетовый дым Смешивают в виде небольшой конусообразной горки стехиометрические количества истолченного в порошок йода и алюминиевой пудры (или цинковую пыль) и в ее верхней части делают углубление, в которое с помощью пипетки капают воду (катализатор). Наблюдается вспышка и клубы фиолетовых паров. Симпатические чернила Наносят надпись или рисунок 5 %-ным водным раствором хлорида кобальта на фильтровальную бумагу (или на белую ткань) и дают высохнуть при комнатной температуре. Если фильтровальную бумагу или ткань прогладить горячим утюгом, проявятся фиолетовые контуры изображения. Демонстрационные опыты с органическими веществами Платочек, который в огне не горит Носовой платочек помещают в стакан со смесью равных объемов ацетона и воды. Несильно отжимают, укрепляют в тигельных щипцах и осторожно поджигают на вытянутой руке. Во время горения платка совершают круговые движения рукой. Когда пламя потухнет, демонстрируют окружающим целый платок. Изготовление зеркал В пробирку к раствору уксусного альдегида (формальдегида или глюкозы) прибавляют равный объем раствора аммиаката серебра и нагревают на водяной бане до кипения. Если стекло пробирки было достаточно чистым, то серебро осаждается на стенках в виде зеркала. Окисление жидкостью Фелинга К раствора уксусного альдегида (формальдегида или глюкозы) прибавляют равный объем жидкости Фелинга (имеющий интенсивный фиолетовый цвет) и нагревают на кипящей водяной бане 2-3 минуты. Выпадает красный осадок оксида меди (I). Волшебный раствор – 1 В литровый стакан помещают 200 мл 10 %-ного водно-спиртового раствора ацетоуксусного эфира. При добавлении капли раствора FеС13 бесцветный раствор ацетоуксусного эфира окрашивается в красно-фиолетовый цвет. Если добавить бромную воду, то окраска исчезнет, но через некоторое время (10-20 сек.) снова появится. Добавление бромной воды можно проводить несколько раз и наблюдать исчезновение фиолетовой окраски, которое вскоре появляется вновь. Волшебный раствор – 2 В колбе растворяют NaOH в воде, затем добавляют глюкозу и после ее полного растворения – спиртовой раствор метиленового голубого и закрывают пробкой. Постепенно раствор обесцвечивается, при встряхивании – вновь синеет. Затем вновь обесцвечивается. И так неоднократно: потрясешь закрытую колбу – ее содержимое синеет, немного постоит колба в покое – и вновь ее содержимое обесцвечивается. Химические спички Смешивают несколько капель концентрированной серной кислоты с 0,5 г растертых кристаллов перманганата калия KMnO4. Выделяющийся Mn2O7 способен воспламенить спирт, бензин и т.д. Берут на палочку немного смеси и подносят к фитилю спиртовки, смоченному в спирте – по «волшебству» фитиль загорается. Эскимо К сахарной пудре, занимающей не более пятой части химического стакана приливают примерно такое же (по объему) количество концентрированной серной кислоты и быстро перемешивают стеклянной палочкой. Постепенно растет черный «кекс» (уголь), он вылезает из стакана. Химический светильник Готовят два раствора: № 1 – 5 г красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] и 30 %-ного раствора пероксида водорода Н2О2 в 1 л воды и № 2 – 0,1 г люминола и 2,7 г NaOH (или 3,4 г КОН) в 1 л воды. Полученные растворы № 1 и № 2 сливают тонкой струей через коническую воронку в мерный цилиндр емкостью на 2 л. Окисление люминола в щелочной среде сопровождается интенсивным голубым свечением раствора. (Опыт проводят в темноте). Окисление люминола в щелочной среде сопровождается интенсивным голубым свечением раствора. На мастер-классе присутствовали учащиеся выпускных классов школ г. Москвы: ГОУ СОШ №№ 4, 775, 510; 1099, 958; 1417, 208, 1598, 622; колледж №39; СОШ № 18 г. Подольск; Краснослободская гимназия №1, МОУ Любучанская СОШ, МОУ Захаровская СОШ. Таким образом, через мастер-класс реализовано образовательное и профориентационное значение курса химии для развития устойчивого интереса к вузовским дисциплинам химического цикла и помощи в профессиональном самоопределении трудовой деятельности учащихся средних школ и колледжей в области биотехнологии и процессов производства современных продуктов питания (функциональные, специализированные, детские, школьные и т.д.). Список использованных источников
|
Реферат Отчет включает 86 стр текста, 4 таблицы, 18 источников. Отчет... ... | Реферат Отчет 35 с., 3 главы, 16 рис., 1 табл., 12 источников, 5 прил Объектом разработки является программа восстановления каркасных 3D объектов по 2D проекциям | ||
Реферат Отчет о научно-исследовательсой работе состоит Отчет о научно-исследовательсой работе состоит из 8 разделов, 9 подразделов, 22 рисунков, 17 формул и 16 источников. Общий объем... | Реферат по зарубежному опыту (семестр 2) Данный реферат (5-7 источников) включает Содержание реферата должно отражать зарубежный опыт государственного или муниципального управления, государственной политики по теме... | ||
Реферат Отчет 120с., 13 рис., 19 таблиц в тексте, 39 источников Фундаментальные исследования, организация управления фундаментальными исследованиями, масштабы, тенденции развития фундаментальных... | Реферат Отчет состоит из Введения, двух разделов, списка используемых... Содержание деятельности и результаты Мероприятия №7 «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам... | ||
Реферат Отчет 340 с., 5 разделов, 345 источников, 9 прил Цивилизация, язык, диалог, межкультурная коммуникация, глобализация, инновационные методики обучения, информационно-коммуникативные... | Реферат Отчёт содержит: 189 с., 94 рис., 5 табл., 45 источников Целью работы является набор экспериментальных данных в физических сеансах измерений при энергии сталкивающихся пучков протонов до... | ||
Реферат Отчет 265 с., 2 раздела, 948 источников, 17 прил Цивилизация, язык, диалог, межкультурная коммуникация, глобализация, исламоведение, этнолингвистика, образование, религия, сакральные... | Реферат Отчет 97 с., 2 таблицы, 1 приложение, 199 источников Правовое регулирование управления пакетами акций, рассмотрение споров, инфорсмент, совершенствование нормативно-правового регулирования... | ||
Реферат Отчет 47 с., 1 ч., 12 источников, 23 приложений Космофизические факторы, дальний космос, биологические объекты, нервные волокна, потенциал действия, эритроциты, ионизирующее излучение,... | Реферат Отчет 62 с., 1 ч., 80 источников Обучаемые старших классов школ, системы профтехобразования, студенты вузов, группы риска, табакокурение, пьянство, алкоголизм, преступность,... | ||
Реферат по проекту рнп 2 4186 Отчет 55 с., 8 ч., 15 рис., 2 табл., 124 источников, 1 прил Ортологи гена sbr имеются у всех исследованных на этот предмет эукариот. Мутантные аллели гена | Реферат Отчет 232 с., 4 ч., 53 рис., 29 табл., 197 источников Ландшафт, динамика, факторы, высотная поясность, горы, котловины, климат, рельеф, ледник, река, сток, природопользование, освоение,... | ||
Реферат Отчет 175 стр., 4 приложений, 6 табл., 65 источников правила... Правил, пояснения к ответам гу «гги» на замечания и предложения гу «вниигми-мцд» | Реферат Отчет 33 с., 2 ч., 26 рис., 2 табл., 7 источников Ключевые слова: фазовый химический состав, эффективный заряд атомов, рентгеновская эмиссионная спектроскопия, спектроскопия отражения... |