Скачать 1.27 Mb.
|
2.7. Содержание деятельности и результаты Мероприятия № 7 «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам информационных технологий, распределенных по возрасту, характеру занятости, образованию, уровню начальной подготовки в профессиональной деятельности и повседневной жизни» СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель Мероприятия 7 канд. педаг. наук ______________ С.В. Васекин (введение, заключение, приложение) Исполнители канд. педаг. наук ______________ О.А. Косино (основная часть, приложение) канд. педаг. наук. _______________ В.П. Власов (основная часть, заключение) РЕФЕРАТ Отчет состоит из Введения, двух разделов, списка используемых источников (47 источников). Текст отчета содержит 5 рисунков, 2 таблицы, два приложения. Объем отчета с приложением 61 страница. Ключевые слова: модульное обучение, информационные технологии, профильное обучение, дообучение (дополнительное обучение), информатика, интеграция, педагогические технологии. Проблему исследования определяет следующая группа противоречий между:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», метод наблюдения и анализа, анкетирование, статистическая обработка данных, системный подход к проектированию модульной системы учебных курсов. Цель исследования - преподавание программы подготовки информационным технологиям школьников и учащиеся СПО, у которых информатика не является профильной дисциплиной. В рамках мероприятия проведено: Этап 1. Проведение двенадцати круглых столов, семинаров и др. для преподавателей г.Москвы по теме "Разработка и реализация систем обучения (дообучение) школьников и учащихся СПО, у которых информатика не является профильной дисциплиной, посредством использования интеграции педагогических и информационных технологий". Этап 2. Проведение десяти тестовых занятии для учащихся и преподавателей г. Москвы по теме: "Разработка и реализация систем обучения (дообучения) школьников и учащихся СПО, у которых информатика не является профильной дисциплиной, посредством использования интеграции педагогических и информационных технологий". Этап 3. Краткосрочные курсы повышения квалификации для преподавателей г.Москвы по теме: "Разработка и реализация систем обучения (дообучения) школьников и учащихся СПО, у которых информатика не является профильной дисциплиной, посредством использования интеграции педагогических и информационных технологий". ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. В настоящее время темпы обновления знаний в области информационных (компьютерных) технологий настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Современные специалисты с университетским образованием, в особенности гуманитарным, не всегда умеют использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности и, как правило, не могут оптимально применять их в различных условиях этой деятельности. Для успешного самообразования и как следствие, карьерного роста, человеку сегодня необходима компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. К сожалению, уровень компьютерной грамотности большинства людей в нашей стране низок. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости дообучения (дополнительного обучения) применению средств ИКТ. В последние годы в России уделяется значительное внимание стратегии профилизации обучения в старшей школе, которой, позволяет в условиях ограниченного учебного времени повысить качество подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности либо к продолжению обучения в учреждениях высшего образования по выбранной специальности благодаря более точному учету специфики выбранного школьником профильного направления при составлении учебных программ, формировании предлагаемого к изучению материала и т.д. Однако переход к профильному обучению осуществлялся, когда большинство школ не имело ни достаточных кадровых ресурсов, ни необходимых учебно-методических комплексов. И, к сожалению, в настоящее время эта проблема до сих пор еще полностью не решена: хотя на издательском рынке представлено достаточно большое количество различных учебных и учебно-методических пособий, в том числе нацеленных на поддержку профильного уровня образования, при их создании и при разработке на их основе профильных учебных программ нередко отсутствует системность, комплекты учебно-методической поддержки формируются стихийно самими учителями, а сами эти учителя зачастую не обладают необходимым для полноценной организации профильного обучения уровнем компетенции (в особенности это касается такой быстро развивающейся области, как средства информационных и коммуникационных технологий). Кроме того, увлекаясь указанными выше преимуществами профильного обучения, его сторонники упустили из внимания недостатки подобного подхода к организации обучения в старшей школе, среди которых один из основных – это потеря традиционно характерной для советской (а позже – российской) системы образования универсальности, «полипредметности». Если ранее выпускники школ обладали знаниями (хотя бы основными) практически по всем областям науки и техники, затрагиваемым в составе спектра школьных предметов, то теперь они, будучи «нацеленными» на конкретную профильную область, обладают более глубокими знаниями в рамках этой области, но имеют недостаточный уровень знаний в остальных предметных направлениях. Цена такой «конкретизации» обучения может оказаться достаточно высокой для бывшего школьника: при неточном выборе им профильного направления либо при изменении за время обучения в старшей школе конъюнктуры кадрового рынка школьник может столкнуться с проблемами поиска работы по «своему» направлению либо с тем, что такая работа будет ему претить, - но сменить свою профессиональную ориентацию он не сможет из-за недостатка компетенции вне «своего» профильного направления обучения. Наиболее существенно эта проблема проявляется сегодня в сфере информационных и коммуникационных технологий. В данном исследовании показано, что из 12-ти типовых профилей обучения в старшей школе предмет «Информатика и ИКТ» в большинстве профилей отсутствует, а в тех профилях, где изучение этого предмета предусмотрено, отводимое на него количество учебных часов недостаточно. Более того, в принятом сейчас «новом поколении» ФГОС для средней школы отдельный курс информатики исключен, а взамен предлагается некий «интегрированный» курс «Математика и информатика», и то же самое предлагается сделать в обсуждаемом в настоящее время новом ФГОС для старшей школы. Всё это может привести к резкому падению уровня ИКТ-компетенции выпускников школ, к тому, что целенаправленное, системное изучение основ применения средств ИКТ окажется заменено на их самостоятельное освоение «методом тыка», стихийно, «кто во что горазд». В результате выпускники школ могут оказаться неподготовленными к будущей роли граждан современного информационного общества, в котором практически все области науки, техники, производства, сферы услуг и даже повседневной жизни и досуга сегодня реализуются на базе различных электронных средств, так или иначе связанных с реализацией информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальной является проблема разработки и реализации альтернативных систем дообучения (дополнительного обучения) школьников и учащихся СПО применению средств ИКТ, которые позволяли бы:
Проблему исследования определяет следующая группа противоречий между:
Объект исследования – уровень информационно-коммуникационной компетентности школьников и учащиеся СПО, у которых информатика не является профильной дисциплиной. Предмет исследования – содержание и средства обучения школьников и учащиеся СПО в области информационных технологий. Цели программы «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам информационных технологий, распределенных по возрасту, характеру занятости, образованию, уровню начальной подготовки в профессиональной деятельности и повседневной жизни»:
В рамках реализации вышеперечисленных целей программы целями данного исследования являются:
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», метод наблюдения и анализа, анкетирование, статистическая обработка данных, системный подход к проектированию модульной системы учебных курсов. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.7.1. Описание проблемы, на решение которой направлено мероприятие, цели и задачи мероприятия. В общеобразовательной системе России за последние годы наибольшие изменения произошли в старшей школе. Среди них – профилизация, дифференциация школьных программ, изменение итоговой системы аттестации и др. В целом результативность этих изменений признается как педагогами, так и учащимися. Вместе с тем около 90 % старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развить и реализовать свои способности, поскольку продолжает носить личностно-отчужденный характер; около 85 % учащихся уверены, что школа не дает им реальных ориентиров для самоопределения в будущей повседневной и профессиональной жизни; более 90 % учащихся не согласны с тем, что в школе они получают возможность для профессиональной ориентации. По данным опроса учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, проведенного НИЦ Института молодежи г. Москвы, среди факторов, вызывающих наибольшую неудовлетворенность старшеклассников, выделяются:
Лишь 10,3 % учащихся считают, что они учатся в полную меру своих сил и возможностей. Имеет место отчуждение ученика от учебного процесса из-за несоответствия традиционных целей и форм обучения меняющимся жизненным потребностям учащихся. Существование вышеперечисленных проблем в старшей школе подтверждается выводами не только российских, но и международных исследований, которые указывают на то, что в последние годы российская школа стала терять свои прежние позиции в уровне подготовки выпускников по целому ряду предметов. В настоящее время стало заметно возрастать и недовольство подготовкой выпускников общеобразовательных школ со стороны высшей школы. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство старшеклассников считают, что существующее общее образование не дает им возможностей для успешного обучения в вузе и дальнейшего профессионального роста; приемлемым нынешний уровень полного среднего образования считают менее 12 % опрошенных учащихся старших классов. Аналогичная картина наблюдается для среднего профессионального образования. Важнейшей тенденцией в развитии его содержания в последние годы является стандартизация как основа обеспечения необходимого качества подготовки специалистов среднего звена. Однако анализ структуры нового стандарта показывает, что предмет «Информатика» как обязательный предмет изучения для всех обучающихся в системе СПО составляет в среднем от 0,8 % до 2,6 % от максимально допущенного и от 1,5 % до 3,9 % от обязательного количества учебных часов. Количество отведенных учебных часов на изучение предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составляет не более 3,6 % от максимально разрешенной учебной нагрузки, за исключением специальности 2200 «Информатика и вычислительная техника». Таким образом, учебные планы Государственных стандартов нового поколения не обеспечивают возможность решения проблемы активного внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс системы СПО и подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. Все это говорит о том, что процесс развития российской системы общего и профессионального образования отстает от быстро меняющихся требований обновляющегося общества, и позволяет сделать вывод о необходимости разработки и реализации альтернативных систем обучения (дообучения) школьников применению средств ИКТ, которые позволяли бы:
Разработка и реализация таких систем обучения (дообучения) старших школьников и учащихся СПО, в свою очередь, требует создания соответствующей учебно-методической поддержки, включая формирование перечня необходимых учебных курсов, формирование учебных программ и выбор учебной и учебно-методической литературы. При этом могут быть использованы два традиционных подхода:
Однако первый из этих подходов не обеспечивает гибкость формирования учебных программ, требуемую для индивидуализации обучения, а второй подход требует достаточно больших материальных и временных затрат и недостаточно оптимален, поскольку приводит к неоправданному дублированию. Предлагаемая в данном исследовании концепция построения модульной системы учебных курсов позволяет объединить преимущества указанных выше способов, исключив вместе с тем их недостатки. Модульный подход позволяет гибко формировать (компоновать) требуемые учебные программы, обеспечивая их индивидуализацию в соответствии с целевой аудиторией учащихся, изначальным уровнем их подготовки в сфере ИКТ и личными интересами, с выбранной программной платформой (проприетарное ПО на базе ОС Windows или свободное ПО, в том числе на базе ОС Linux) и доступным комплектом учебно-методических пособий, вместе с тем используя готовые элементы существующих учебных программ школьного профильного обучения и существующие учебные пособия, а не разрабатывая их заново. В частности, для осуществления дополнительного обучения школьников старшей школы и учащихся средних профессиональных образовательных учреждений предлагается:
Указанные материалы позволяют реализовать подготовку, организацию и проведение курсов дополнительного обучения для школьников старшей школы и учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивая тем самым полноценную подготовку учащейся молодежи к полноценной профессиональной деятельности в рамках выбранного профильного направления, а также к роли гражданина современного информационного общества. 2.7.2. Актуальность и практическая значимость мероприятия. В настоящее время темпы обновления знаний в области информационных (компьютерных) технологий настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Современные специалисты с университетским образованием, в особенности гуманитарным, не всегда умеют использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности и, как правило, не могут оптимально применять их в различных условиях этой деятельности. Для успешного самообразования и как следствие, карьерного роста, человеку сегодня необходима компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. К сожалению, уровень компьютерной грамотности большинства людей в нашей стране низок. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости дообучения (дополнительного обучения) применению средств ИКТ. 2.7.3. Новизна предлагаемых решений. Научная новизна исследования заключается:
Частичным аналогом предлагаемой программы является российская научно-социальная программа для учащейся молодежи «Шаг в будущее», реализуемая Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана при участии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и других ведущих вузов страны. Основным различием между ними является то, что программа «Шаг в будущее» нацелена на поддержку одаренных школьников, способных вести исследовательскую работу, тогда как данная программа предназначена для широких слоев учащейся молодежи и нацелена на обеспечение требуемого реалиями современного информационного общества уровня информационной и коммуникационной компетенции учащихся, не вовлеченных в сферу внимания программы «Шаг в будущее». 2.7.4. Характеристика количественного и качественного состава и описание функций исполнителей мероприятия. Для проведения семинаров, тестовых занятий, круглых столов, краткосрочных курсов повышения квалификаций были задействованы следующие сотрудники университета:
2.7.5. Описание инфраструктурной площадки и ресурсов - материально-технических, информационных, технологических и др., используемых при реализации мероприятия. |
Реферат Отчет включает 86 стр текста, 4 таблицы, 18 источников. Отчет... ... | Реферат Отчет о научно-исследовательсой работе состоит Отчет о научно-исследовательсой работе состоит из 8 разделов, 9 подразделов, 22 рисунков, 17 формул и 16 источников. Общий объем... | ||
Реферат отчета по проекту рнп 2 3818 «Виртуальный мир минералов (учебная... Отчет 30 с., состоит из введения, основной части и заключения, 4 приложений, списка литературы | Принципы полимеразной цепной реакции Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 6 научных и... | ||
Принципы полимеразной цепной реакции Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 6 научных и... | Принципы полимеразной цепной реакции Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит научных и научно-популярных... | ||
Принципы полимеразной цепной реакции Структура работы. Реферат состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Список литературы содержит научных и научно-популярных... | Производственная практика указания по составлению отчета группы 3-мд-9,... Отчет должен быть оформлен в соответствии с формами, приведенными на сайте кафедры pmi sutd ru в методических указаниях для дипломной... | ||
Отчет по Мероприятию изложен на 36 странице, включает в себя 4 Приложения... Организация и проведение мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для повышение адаптации к природным и... | Реферат Данная работа изложена на 57 страниц машинописного текста... Данная работа изложена на 57 страниц машинописного текста и состоит из реферата, введения, 4-х глав (разделов) и 8-и подразделов,... | ||
Основные правила оформления отчета Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями госта 32 ( см раздел 6). Текст отчета следует печатать,... | Реферат Работа содержит 22 листа, 12 рисунков, 4 таблицы, 7 источников литературы Расчет посадок цилиндрических, шпоночных соединений, подшипников качения и расчет размерной цепи | ||
Реферат курсовой работы «аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов» Объем работы: общий объем работы составляет 30 печатных страниц, содержит 4 таблицы, список использованных источников составляет... | Реферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Всего 85 с., 24 рисунков (7 граф., 3 черт.), 12 таблиц, 50 источников, 2 приложения | Реферат содержит титульный лист, список использованных научных источников... Реферат содержит титульный лист, список использованных научных источников (5-7), объем реферата составляет 10-15 страниц. Реферат... |