Скачать 213.38 Kb.
|
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах»Байдан Татьяна Александровна, учитель химии СОШ №3 г. Тутаев Пояснительная записка Одна го главных задач химического образования - развивать интеллект учащихся, его логическое, образное, теоретическое и эмпирическое мышление. Развитию мышления способствует интерес к предмету. Средством формирования интереса к предмету может быть выполнение экспериментальных заданий. Практические работы и решение некоторых расчетных задач подразумевают работу в микрогруппах. При такой работе школьники обучаются приемам современной научной деятельности, то есть коллективному планированию эксперимента или хода решения задачи, проведению эксперимента и обсуждению результатов. В предлагаемом элективном предмете большое внимание уделено расчетным и экспериментальным задачам, а также практической деятельности учащихся. Решение расчетных и экспериментальных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач и выполнение заданий являются необходимыми компонентами при изучении такой науки, как химия. Предлагаемый элективный учебный предмет «Общая химия в задачах» предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательной школы и при разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, умения и навыки, которые в курсе химии рассматриваются недостаточно полно, но входят в программы вступительных экзаменов в ВУЗы и в материалы единого государственного экзамена. Программа элективного предмета рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). За основу данной программы была взята программа элективного предмета разработанная группой учителей на курсах в ЯИРО (Байдан Т.А. Беловой Н.П. Лебедевой Т.Ю. Молявиной М.М. Никифоровой И.В.) Программа расширена и дополнена с 17ч до 34ч. Цели курса: * способствовать формированию учащихся умения использовать полученные знания при решении различных задач. * дать дополнительную подготовку к итоговой аттестации. Задачи курса:
Особенностью предлагаемого элективного предмета является его прикладная направленность. Большое внимание уделяется приготовлению и значению растворов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Формы контроля:
Содержание элективного предмета предполагает разнообразные методы обучения и методические приемы организации занятий:
Темы проектов:
Содержание программы Введение -2 ч. Цели и задачи курса. Качественные и количественные закономерности в химии и их роль. Использование качественных и количественных исследований химических процессов в промышленности, медицине и быту. Выбор темы творческой работы, обоснование значимости темы, определение цели работы. Понятие о растворах. Виды растворов. Растворение веществ в воде. Физические и химические процессы при растворении. Гидратация, гидраты, кристаллогидраты. Химическая (гидратная) теория растворов. Тепловой эффект растворения. Растворимость веществ. Насыщенный и ненасыщенный растворы. Тема № 1. Вычисления, связанные с использованием массовых долей растворенных веществ (6 часов) Количественная характеристика состава растворов. Массовая доля растворенного вещества. Единицы выражения массовой доли растворенного вещества. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. Вычисление массовой доли растворенного вещества при смешении растворов с разной массовой долей растворенного вещества. Расчеты, связанные с повышением или понижением массовой доли растворенного вещества. Расчеты, связанные с вычислением массовой доли растворенного вещества, если при приготовлении их используются кристаллогидраты. Тема № 2. Вычисления, связанные с молярной концентрацией растворенного вещества (6 часов) Понятие о молярной концентрации растворов. Связь молярной концентрация растворенного вещества с молярной массой и количеством вещества. Расчеты, связанные с преобразованием одной количественной характеристики раствора в другую. Тема № 3. Ионы в растворе (6часов) Теория электролитической диссоциации. Катионы и анионы. Отличие ионов по физическим, химическим свойствам и физиологическому действию на организм от нейтральных атомов. Степень и константа диссоциации. Химические методы качественного анализа. Качественные реакции на катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Обратимые и необратимые реакции. Гидролиз неорганических и органических веществ. Тема № 4 Окислительно-восстановительные реакции.(8часов) Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Важнейшие окислители и восстановители. Электронный баланс. Классификация окислительно- восстановительных реакций. Методы составления ОВР. Электродные потенциалы. Гальванические элементы. Электролиз расплавов и растворов веществ. Тема №5 Скорость химических реакций (6 часов) Понятие о скорости. Факторы влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Катализ гомогенный и гетерогенный. Вычисление скорости реакции от изменения концентрации, температуры и давления. Итоговое занятие. Учебно - тематический план
Требования к результатам обучения В результате изучения элективного предмета учащийся должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература для учителя
Литература для учащихся
3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в Вузы. Т.1,2. - М.: изд. МГУ, 2000 4. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 5 О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2007. ПриложенияПрактическая работа № 1. «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». Цель: отработать навыки расчетов массовой доли растворенного вещества, научить . взвешивать и отмерять порции веществ, показать зависимость плотности полученных растворов от величины массовой доли растворенного вещества. Ход урока: Класс разделен на пять групп по 5 - 6 человек. На каждую группу выдается карточка задание, весы с разновесами, хлорид натрия, шпатели, мерный цилиндр, стаканы. На столе - ареометр. Задания: I. Приготовить 85 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 2%. П. Приготовить 60 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 4%.
Каждая группа проводить расчеты, взвешивает соль, отмеряет воду, готовит раствор. На доске начерчена таблица:
Измеряем плотность полученных растворов ареометром, результаты измерений заносятся в таблицу. По результатам измерений строим график зависимости плотности раствора от массовой доли растворенного вещества. По результатам работы сделать вывод. Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач с основами количественного анализа. Цель: научится готовить растворы с заданной молярной концентрацией и выполнять расчеты с использованием молярной концентрации и объёма раствора. Оборудование: мерные колбы емкостью 100 мл и 200мл, весы, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, штативы. Реактивы: вода, гидроксид натрия, гидроксид калия, сульфат натрия, хлорид цинка, растворы хлорида бария, серной кислоты, Ход урока: Класс разделить на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданиями I варианта(1, 2, 3 задание) и II варианта (2,4,6 задание) Карточку с методикой приготовления растворов с определенной молярной концентрацией. Растворы с молярной концентрацией готовят в специальных мерных колбах. Для приготовления в них раствора вычисляют массу вещества или объем его концентрированного раствора, а объем растворителя не рассчитывают. После перенесения в колбу вещества растворитель в неё наливают до метки. Задание 1 Приготовить 100 мл 1М раствора гидроксида натрия. Задание 2 Приготовить 100 мл 2М раствора сульфата натрия. Задание 3 Растворите в воде гидроксид калия массой 11,2г, объем раствора доведите до 200мл. Определите молярную концентрацию полученного раствора. Задание 4 Растворите в воде 13,6г хлорида цинка, объем раствора доведите до 200мл. Определите молярную концентрацию полученного раствора. Задание 5 Имеется раствор хлорида бария массой 40г с массовой долей 20%. Какой объем раствора сульфата натрия с молярной концентрацией 0, 5 моль/л потребуется для полного осаждения ионов бария. Задание 6 Для нейтрализации раствора серной кислоты массой 50 мл с массовой долей 25% нейтрализовали раствором гидроксида натрия объемом 100мл. Определите молярную концентрацию гидроксида натрия. Расчеты оформляют в тетрадях и делают выводы по работе. Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач на распознавание ионов». Цель: совершенствование основ качественного анализа с помощью реакций ионного обмена. Оборудование: пробирки, штативы. Реактивы: растворы соляной кислоты, сульфата натрия, нитрата серебра. Универсальная индикаторная бумага, вода, Пронумерованные пробирки с растворами веществ. Ход урока: Группы учащихся по 4 учащихся получают карточку с задачей. Определяют растворы веществ по характерным реакциям. Составляют план решения задачи и оформляют решение задачи в тетради. Делают выводы. Задача 1 В пробирках № 1, 2, 3, 4 находятся растворы сульфида, сульфита сульфата и силиката натрия. Как с помощью одного реактива можно распознать содержимое каждой пробирки? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, укажите признаки реакций. Задача 2 В пробирках № 1, 2, 3, 4 находятся растворы карбонаты натрия, силиката натрия, гидроксида натрия и серная кислота. С помощью каких реагентов можно определить каждое вещество? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, укажите признаки реакций. Задача 3 Дан сульфат бария. Как можно установить, что в сульфате бария имеются примеси: хлорида бария, карбоната бария, нитрата бария. Укажите последовательность ваших действий, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Задача 4 Как без помощи дополнительных реактивов распознать растворы следующих веществ: хлорида кальция, хлорида меди(11), гидроксида натрия, хлорида цинка, соляной кислоты, карбоната натрия. Составьте план проведения анализа и составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Оформление работы в виде таблицы.
Работу можно провести по вариантам:
Расчетные задачи «на смешение растворов Задача 1. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 30 %. Какую массу каждого раствора нужно взять для приготовления 200г раствора, содержащего 15% хлорида натрия? Задача 2. Сколько по массе 90%-го и 60%-го растворов ортофосфорной кислоты надо взять, чтобы получить 5,4 кг 80%-го раствора ортофосфорной кислоты? (Ответ: 3.6 кг 90%-го и 1,8 кг 60%-горастворов ортофосфорной кислоты) Задача 3. Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10% и плотностью 1,056г/мл со 100мл раствора с массовой долей - 30% и плотностью 1, 184г/мд. Вычислите массовую долю (%) азотной кислоты в полученном растворе. (Ответ: 28,37%) Задача 4. Смешали ЗООг раствора с массовой долей вещества 25% и 400г раствора с массовой долей 40%. Определите массовую долю вещества в растворе, (Ответ: 33,6%) Задача 5. Имеются растворы с массовой долей уксусной кислоты 8 и 75%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 400г раствора с массовой долей кислоты 42%? (Ответ: 197г 8%-го раствора, 203г 75%-го раствора) Задача 6. Смешали 120г 62%-го раствора и 90г 18%-го раствора серной кис лоты. Найдите массовую долю кислоты в конечном растворе. (Ответ: 43,1%) |
Программа дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи... Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,... | 1. 1 Химия: наука и технология Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе | Рабочая программа учебного предмета «Химия» Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Общая и неорганическая химия» «Общая и неорганическая химия» по направлению 240800 – "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии... | Рабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла... | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | О преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено... | ||
Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»... | ||
Пояснительная записка (9 класс) Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в IX классах общеобразовательных школ и расчитана на 1 час классных... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... |