Программа элективного предмета «Общая химия в задачах»





Скачать 213.38 Kb.
НазваниеПрограмма элективного предмета «Общая химия в задачах»
Дата публикации09.12.2014
Размер213.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа

Программа элективного предмета «Общая химия в задачах»



Байдан Татьяна Александровна, учитель химии СОШ №3 г. Тутаев
Пояснительная записка
Одна го главных задач химического образования - развивать интеллект учащихся, его логическое, образное, теоретическое и эмпирическое мышление. Развитию мышления способствует интерес к предмету. Средством формирования интереса к предмету может быть выполнение экспериментальных заданий. Практические работы и решение некоторых расчетных задач подразумевают работу в микрогруппах. При такой работе школьники обучаются приемам современной научной деятельности, то есть коллективному планированию эксперимента или хода решения задачи, проведению эксперимента и обсуждению результатов. В предлагаемом элективном предмете большое внимание уделено расчетным и экспериментальным задачам, а также практической деятельности учащихся.

Решение расчетных и экспериментальных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач и выполнение заданий являются необходимыми компонентами при изучении такой науки, как химия.
Предлагаемый элективный учебный предмет «Общая химия в задачах» предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательной школы и при разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, умения и навыки, которые в курсе химии рассматриваются недостаточно полно, но входят в программы вступительных экзаменов в ВУЗы и в материалы единого государственного экзамена. Программа элективного предмета рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). За основу данной программы была взята программа элективного предмета разработанная группой учителей на курсах в ЯИРО (Байдан Т.А. Беловой Н.П. Лебедевой Т.Ю. Молявиной М.М. Никифоровой И.В.) Программа расширена и дополнена с 17ч до 34ч.

Цели курса:

* способствовать формированию учащихся умения использовать полученные знания при решении различных задач.

* дать дополнительную подготовку к итоговой аттестации.

Задачи курса:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о растворах,

  • химических реакциях, способах решения расчетных и экспериментальных химических задач;

  • способствовать формированию у учащихся умения сравнивать, анализировать, применять полученные знания на практике;

  • содействовать развитию у учащихся умения работать с учебной и научной литературой, навыков использования современных информационных компьютерных технологий для поиска необходимой информации..

Особенностью предлагаемого элективного предмета является его прикладная направленность. Большое внимание уделяется приготовлению и значению растворов, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме.

Формы контроля:

  • практические работы;

  • контрольные работы;

  • тестовые задания;

  • творческие задания.

Содержание элективного предмета предполагает разнообразные методы обучения и методические приемы организации занятий:

  • словесные методы: беседа, лекция, рассказ, конференция;

  • лабораторные опыты;

  • практические работы;

  • самостоятельные работы;

  • контрольные работы;

  • защита творческих работ (рефераты, проекты, презентации и т.д.)-

Темы проектов:


  • Гидратная теория растворов Д. И. Менделеева.

  • Растворы в медицине.

  • Роль растворов в промышленности.

  • Значение растворов в быту

  • Растворы в сельском хозяйстве.

  • ОВР в быту и промышленности.

  • Практическое применение электролиза.

  • Катализ в промышленности.

  • Скорость реакций в промышленности.

  • Значение качественных анализов.

  • Количественный анализ и его значение.

  • Гидролиз в организме человека.

  • Применение гидролиза в промышленности.

  • Важнейшие восстановители и их применение.




Содержание программы
Введение -2 ч.

Цели и задачи курса. Качественные и количественные закономерности в химии и их роль. Использование качественных и количественных исследований химических процессов в промышленности, медицине и быту. Выбор темы творческой работы, обоснование значимости темы, определение цели работы. Понятие о растворах. Виды растворов. Растворение веществ в воде. Физические и химические процессы при растворении. Гидратация, гидраты, кристаллогидраты. Химическая (гидратная) теория растворов. Тепловой эффект растворения. Растворимость веществ. Насыщенный и ненасыщенный растворы.
Тема № 1. Вычисления, связанные с использованием массовых долей растворенных веществ (6 часов)

Количественная характеристика состава растворов. Массовая доля растворенного вещества. Единицы выражения массовой доли растворенного вещества. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. Вычисление массовой доли растворенного вещества при смешении растворов с разной массовой долей растворенного вещества. Расчеты, связанные с повышением или понижением массовой доли растворенного вещества. Расчеты, связанные с вычислением массовой доли растворенного вещества, если при приготовлении их используются кристаллогидраты.
Тема № 2. Вычисления, связанные с молярной концентрацией растворенного вещества (6 часов)

Понятие о молярной концентрации растворов. Связь молярной концентрация растворенного вещества с молярной массой и количеством вещества. Расчеты, связанные с преобразованием одной количественной характеристики раствора в другую.
Тема № 3. Ионы в растворе (6часов)

Теория электролитической диссоциации. Катионы и анионы. Отличие ионов по физическим, химическим свойствам и физиологическому действию на организм от нейтральных атомов. Степень и константа диссоциации. Химические методы качественного анализа. Качественные реакции на катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Обратимые и необратимые реакции. Гидролиз неорганических и органических веществ.

Тема № 4 Окислительно-восстановительные реакции.(8часов)

Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Важнейшие окислители и восстановители. Электронный баланс. Классификация окислительно- восстановительных реакций. Методы составления ОВР. Электродные потенциалы. Гальванические элементы. Электролиз расплавов и растворов веществ.

Тема №5 Скорость химических реакций (6 часов)

Понятие о скорости. Факторы влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Катализ гомогенный и гетерогенный. Вычисление скорости реакции от изменения концентрации, температуры и давления. Итоговое занятие.

Учебно - тематический план



№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля







л

п/з

с/р

к/р



Введение (2 часа)

1

Понятие о растворах. Растворение - физико-химический процесс

1

1













2

Способы выражения концентрации растворов

1

1













Тема № 1. Вычисления, связанные с использованием массовых долей растворенных веществ (6 часов)

3

Расчеты, связанные с вычислением массовой доли растворенного вещества

1




1










4

Расчеты, связанные с повышением и понижением концентрации растворов

1




1










5

Задачи на смешение растворов.

1




1










6

Расчеты, связанные с растворением в воде кристаллогидратов

1




1










7

Расчеты, связанные с выпариванием воды из насыщенного раствора с образованием осадка кристаллогидрата

1




1










8

Практическая работа № 1 «Определение плотности раствора с определенной массовой долей растворенного вещества»

1




1







Отчет по практической работе


Тема № 2. Вычисления, связанные с молярной концентрацией (6 часов)

9

Расчеты, связанные с вычислением молярной концентрации

1




1










10-11

Расчеты, связанные с различными способами выражения концентрации растворов

2







1







12-

13

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач с основами количественного анализа»

2




2







Отчет по практической работе

14

Контрольная работа по решению расчетных задач

1










1

Контрольная работа

Тема № 3. Ионы в растворе (6 часов)

15-16

Катионы и анионы в растворе. Степень и константа диссоциации. Химические методы качественного анализа

2

2













17-18

Качественные реакции на катионы и анионы

2

2













19-20

Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание ионов»

2




2







Отчет по практической работе

Тема № 4 ОВР (8 часов)

21-22

Степень окисления. Важнейшие окислители и восстановители.



2















23-24

25-26

27-28


Классификация окислительно- восстановительных реакций. Межмолекулярные ОВР,

внутримолекулярные и диспропорционирования.
Методы составления ОВР.

Метод электронного баланса. Метод ионно-электронного баланса.

ОВР с участием соединений марганца, хрома, Н2О2,галогенов.


Тема №5 Скорость х. р .(6часов)


2
2


2




1




2




1




К.Р.


29-30

31-32

33
34

Понятие о средней скорости. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Закон действия масс. Правило Вант- Гоффа. Константа скорости хим. реакции.
Решение задач по теме.
Итоговое занятие.

2


2


1
1

1

1


1

1








Требования к результатам обучения
В результате изучения элективного предмета учащийся должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, ион, моль, молярная масса, растворы, окислитель, восстановитель, электролиз.

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, строения химических соединений, электролитическая диссоциация.

  • классификацию и номенклатуру химических соединений;

уметь

  • определять: заряд иона, характер среды в водных растворах;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации, и представления её в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.


Литература для учителя


  1. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 кл. – М.: Дрофа, 2004

  2. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Химия. Настольная книга учителя. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006

  3. О.С. Габриелян и др. Химия. Контрольные и проверочные работы. К учебнику «Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

  4. А.А. Кушнарев. Учимся решать задачи по химии. //Химия в школе, 1993, № 5,6; 1994, № 1-6; 1995, № 1-3


Литература для учащихся


  1. О.С. Габриелян, Г.Г Лысова. Химия. 11 класс. Учебник.- М.: Дрофа, 2006

  2. Р.А. Лидин, Л.Ю. Аликберова. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в Вузы. – М.: Аст-Пресс Школа, 2004

3. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в Вузы. Т.1,2. - М.: изд. МГУ, 2000

4. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006

5 О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2007.

Приложения




Практическая работа № 1.

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества».

Цель: отработать навыки расчетов массовой доли растворенного вещества, научить . взвешивать и отмерять порции веществ, показать зависимость плотности полученных растворов от величины массовой доли растворенного вещества.

Ход урока:

Класс разделен на пять групп по 5 - 6 человек. На каждую группу выдается карточка задание, весы с разновесами, хлорид натрия, шпатели, мерный цилиндр, стаканы. На столе - ареометр.

Задания:

I. Приготовить 85 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 2%.

П. Приготовить 60 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 4%.

  1. Приготовить 80 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 6%.

  2. Приготовить 100 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 8%.

  3. Приготовить 75 г. раствора с массовой долей хлорида натрия 10%.



Каждая группа проводить расчеты, взвешивает соль, отмеряет воду, готовит раствор. На доске начерчена таблица:




I

П

III

IV

V




2%

4%

6%

8%

10%

р
















Измеряем плотность полученных растворов ареометром, результаты измерений заносятся в таблицу. По результатам измерений строим график зависимости плотности раствора от массовой доли растворенного вещества. По результатам работы сделать вывод.
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач с основами количественного анализа.

Цель: научится готовить растворы с заданной молярной концентрацией и выполнять расчеты с использованием молярной концентрации и объёма раствора.

Оборудование: мерные колбы емкостью 100 мл и 200мл, весы, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, штативы.

Реактивы: вода, гидроксид натрия, гидроксид калия, сульфат натрия, хлорид цинка, растворы хлорида бария, серной кислоты,

Ход урока:

Класс разделить на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданиями I варианта(1, 2, 3 задание) и II варианта (2,4,6 задание) Карточку с методикой приготовления растворов с определенной молярной концентрацией.

Растворы с молярной концентрацией готовят в специальных мерных колбах. Для приготовления в них раствора вычисляют массу вещества или объем его концентрированного раствора, а объем растворителя не рассчитывают. После перенесения в колбу вещества растворитель в неё наливают до метки.

Задание 1

Приготовить 100 мл 1М раствора гидроксида натрия.

Задание 2

Приготовить 100 мл 2М раствора сульфата натрия.

Задание 3

Растворите в воде гидроксид калия массой 11,2г, объем раствора доведите до 200мл.

Определите молярную концентрацию полученного раствора.

Задание 4

Растворите в воде 13,6г хлорида цинка, объем раствора доведите до 200мл.

Определите молярную концентрацию полученного раствора.

Задание 5

Имеется раствор хлорида бария массой 40г с массовой долей 20%. Какой объем раствора сульфата натрия с молярной концентрацией 0, 5 моль/л потребуется для полного осаждения ионов бария.

Задание 6

Для нейтрализации раствора серной кислоты массой 50 мл с массовой долей 25% нейтрализовали раствором гидроксида натрия объемом 100мл. Определите молярную концентрацию гидроксида натрия.

Расчеты оформляют в тетрадях и делают выводы по работе.

Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач на распознавание ионов».

Цель: совершенствование основ качественного анализа с помощью реакций ионного обмена.

Оборудование: пробирки, штативы.

Реактивы: растворы соляной кислоты, сульфата натрия, нитрата серебра. Универсальная индикаторная бумага, вода, Пронумерованные пробирки с растворами веществ.

Ход урока:

Группы учащихся по 4 учащихся получают карточку с задачей. Определяют растворы веществ по характерным реакциям. Составляют план решения задачи и оформляют решение задачи в тетради. Делают выводы.

Задача 1

В пробирках № 1, 2, 3, 4 находятся растворы сульфида, сульфита сульфата и силиката

натрия.

Как с помощью одного реактива можно распознать содержимое каждой пробирки?

Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном

ионном виде, укажите признаки реакций.

Задача 2

В пробирках № 1, 2, 3, 4 находятся растворы карбонаты натрия, силиката натрия, гидроксида натрия и серная кислота. С помощью каких реагентов можно определить каждое вещество? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, укажите признаки реакций.

Задача 3

Дан сульфат бария. Как можно установить, что в сульфате бария имеются примеси: хлорида бария, карбоната бария, нитрата бария. Укажите последовательность ваших действий, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 4

Как без помощи дополнительных реактивов распознать растворы следующих веществ: хлорида кальция, хлорида меди(11), гидроксида натрия, хлорида цинка, соляной кислоты, карбоната натрия. Составьте план проведения анализа и составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Оформление работы в виде таблицы.


Способ выполнения действий

Результаты наблюдений

Уравнения реакций и выводы










Работу можно провести по вариантам:

  1. вариант -1 и 3 задача,

  2. вариант- 2 и 4 задача, или в виде групповой работы.


Расчетные задачи «на смешение растворов
Задача 1. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 30 %. Какую массу каждого раствора нужно взять для приготовления 200г раствора, содержащего 15% хлорида натрия?

Задача 2. Сколько по массе 90%-го и 60%-го растворов ортофосфорной кислоты надо взять, чтобы получить 5,4 кг 80%-го раствора ортофосфорной кислоты? (Ответ: 3.6 кг 90%-го и 1,8 кг 60%-горастворов ортофосфорной кислоты)

Задача 3. Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10% и плотностью 1,056г/мл со 100мл раствора с массовой долей - 30% и плотностью 1, 184г/мд. Вычислите массовую долю (%) азотной кислоты в полученном растворе. (Ответ: 28,37%)

Задача 4. Смешали ЗООг раствора с массовой долей вещества 25% и 400г раствора с массовой долей 40%. Определите массовую долю вещества в растворе, (Ответ: 33,6%)

Задача 5. Имеются растворы с массовой долей уксусной кислоты 8 и 75%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 400г раствора с массовой долей кислоты 42%? (Ответ: 197г 8%-го раствора, 203г 75%-го раствора)

Задача 6. Смешали 120г 62%-го раствора и 90г 18%-го раствора серной кис лоты. Найдите массовую долю кислоты в конечном растворе. (Ответ: 43,1%)






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» icon1. 1 Химия: наука и технология
Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая
Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая программа учебного предмета «Химия»
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8-го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая программа дисциплины «Общая и неорганическая химия»
«Общая и неорганическая химия» по направлению 240800 – "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия
Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия...
Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconПояснительная записка (9 класс) Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в IX классах общеобразовательных школ и расчитана на 1 час классных...
Программа элективного предмета «Общая химия в задачах» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск