Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия»





Скачать 236.43 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия»
Дата публикации29.12.2014
Размер236.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________/Волосникова Л.М./

"_____"__________________2008 г.

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов ОДО направления 020100.62 «Химия»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы_______________________/Паничева Л.П./

"_____"__________________2008 г.

Рассмотрено на заседании кафедры органической и экологической химии, протокол № 2 от 08.09.2008 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой_______________________/Паничев С.А./

"_____"__________________2008 г.

Рассмотрено на заседании УМК химического факультета, протокол № 4 от 17.11.2008 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК___________________/Паничев С.А./

"_____"__________________2008 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ___________________/Юманова Н.Н./

"_____"__________________2008 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Химический факультет
Кафедра органической и экологической химии

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Учебно-методический комплекс

для студентов ОДО направления 020100.62 «Химия»

Тюменский государственный университет

2008 г.
I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "Высокомолекулярные соединения" входит в цикл общих профессиональных дисциплин (ОПД.Ф.06) рабочего учебного плана по направлению 020100.62 — Химия. Общая трудоемкость по учебному плану — 80 часов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Целью курса "Высокомолекулярные соединения" является знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими приложениями, необходимое для эффективного освоения основной образовательной программы по направлению 020100.62 — Химия. Задачами дисциплины "Высокомолекулярные соединения" является изучение и усвоение студентами следующих вопросов:

  • состав, строение, свойства и классификация высокомолекулярных химических веществ и композиций на их основе,

  • свойства макромолекул и их поведение в растворах,

  • методы синтеза и химические превращения высокомолекулярных и полимерных веществ.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Дисциплина "Высокомолекулярные соединения" информационно и логически связана с общими курсами: "Органическая химия" (ОПД.Ф.03), "Физическая химия" (ОПД.Ф.05), а также с факультативным курсом "Коллоидная химия" (ФТД.Р.05), служит информационной и методологической основой при изучении специальной дисциплины "Физико-химия полимеров" (СД.Р.03).
ЛОГИКА И МЕТОДЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Преподавание осуществляется посредством двух типов учебных занятий:

1) лекционный курс (18 час.), раскрывающий содержание основных теоретических понятий и теоретических систем,

2) лабораторный практикум (36 час.), в ходе которого детально рассматриваются конкретные методы синтеза ВМС, кинетика реакций полимеризации, определение полидисперсности, гидродинамические свойства растворов полимеров и полиэлектролитов, деструкция полимеров; проводится текущий контроль самостоятельной работы, защита лабораторных работ.
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ КУРСОМ

Студент, успешно освоивший курс, должен:

1) владеть основными представлениями о физической природе и особенностях полимерного состояния вещества;

2) иметь представления о строении, свойствах, синтезе и химических превращениях полимеров;

3) иметь представления о свойствах растворов полимеров и полиэлектролитов;

4) уметь пользоваться научной и справочной литературой по химии высокомолекулярных соединений и смежным направлениям.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль осуществляется посредством рейтинговой системы, в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ от 31.03.2008 г.).

Формы текущего контроля:

  • программируемые опросы на лекциях,

  • коллоквиумы и текущие контрольные работы на практических занятиях,

  • защита реферативной работы по дисциплине,

  • защита лабораторных работ.

Итоговый контроль осуществляется посредством:

  • рейтинговой оценки

  • семестрового экзамена (письменного или устного).



Требования ФГОС (№ 128 ен/бак от 10.03.2000 г.)

к содержанию дисциплины *)



    Предмет и задачи курса, классификация полимеров, конфигурационная и конформационная изомерия, макромолекулы и их поведение в растворах, синтез, структура полимерных тел, основные физико-механические свойства аморфных и кристаллических полимеров, химические свойства и химические превращения.


*) Темы "Структура полимерных тел" и "Основные физико-механические свойства аморфных и кристаллических полимеров" включены в содержание специальной дисциплины "Физико-химия полимеров" (СД.Р.03).



II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Тематический план изучения дисциплины



Тема

Лекц., час.

Лабор., час.

Сам. р., час.

Итого часов

Итого баллов




Модуль 1
















1.1

Общие сведения о полимерах

4

4

4

12

20

1.2

Синтез полимеров: полимеризация

2

6

4

12

10




Всего

6

10

8

24

30




Модуль 2
















2.1

Синтез полимеров: поликонденсация

2

6

4

12

10

2.2

Химические свойства и химические превращения полимеров

4

8

4

18

20




Всего

6

14

8

30

30




Модуль 3
















3.1

Физико-химические свойства растворов ВМС.

4

8

6

18

16

3.2

Физико-химические свойства растворов полиэлектролитов .

2

4

2

8

8

3.3

Реферат











16




Всего

6

12

8

26

40




ИТОГО

18

36

26

80

100




Трудоемкость по учебному плану

18

36

26

80

100

2. Балльная оценка текущей успеваемости студента



Тема

Формы текущего контроля

(баллы  кол-во меропр.)

Итого баллов

Прогр. опросы

Контр. раб.

Защиты лаб. работ., реф.




Модуль 1













1.1

Общие сведения о полимерах

21

52



12

1.2

Синтез полимеров: полимеризация

21

51

51

12




Всего

4

15

5

24




Модуль 2













2.1

Синтез полимеров: поликонденсация

21

51

51

12

2.2

Химические свойства и химические превращения полимеров

22

52

52

24




Всего

6

15

15

36




Модуль 3













3.1

Физико-химические свойства растворов ВМС.

­21

51

51

12

3.2

Физико-химические свойства растворов полиэлектролитов .

21

51

51

12

3.3

Реферат





161

16




Всего

4

10

26

40




ИТОГО

14

40

46

100

3. Содержание учебных тем

Тема 1.1. Общие сведения о полимерах.

Предмет и задачи курса. Основные понятия и определения: макромолекула, полимер, олигомер, мономер, звено, степень полимеризации. Критерии разграничения ВМС и низкомолекулярных веществ.

Агрегатные и фазовые состояния полимеров: твердые тела (кристаллические и аморфные), расплавы, гели, растворы.

Важнейшие свойства ВМС, обусловленные большими размерами и цепным строением макромолекул. Полимерное состояние как особая форма существования вещества.

Полидисперсность ВМС. Роль усредненных характеристик при описании строения и свойств полимеров. Молекулярная масса ВМС, молекулярно-массовое распределение ВМС.

Конфигурационная и конформационная изомерия. Конфигурация макромолекулы. Регулярные и нерегулярные полимеры. Локальные конфигурационные изомеры в макромолекулах полимеров монозамещенных этиленов и диенов. Стереорегулярные макромолекулы. Конформация макромолекулы. Внутримолекулярное вращение и гибкость макромолекулы. Энергетические барьеры внутреннего вращения. Поворотные изомеры и гибкость реальных цепей.

Среднее расстояние между концами цепи как характеристика, чувствительная к конформационному состоянию цепи. Свободно-сочлененная цепь как идеализированная модель гибкой макромолекулы. Связь между средними размерами идеализированного клубка и контурной длиной цепи. Понятие о статистическом сегменте. Энтропийная (молекулярно-кинетическая) упругость гибкой изолированной цепи.

Классификация полимеров и их важнейшие представители:

  • природные, искусственные и синтетические полимеры,

  • органические, элементоорганические и неорганические полимеры,

  • линейные, разветвленные и сшитые полимеры,

  • гомополимеры, сополимеры, блок- и привитые сополимеры,

  • гомоцепные и гетероцепные полимеры.

    Важнейшие представители полимеров.

    Тема 1.2. Синтез полимеров: полимеризация

Классификация цепных полимеризационных процессов. Термодинамика полимеризации.

Радикальная полимеризация (РП). Инициирование РП. Типы инициаторов. Реакции роста, обрыва и передачи цепи. Ингибиторы. Кинетика РП при малых степенях превращения. Степень полимеризации. Особенности РП при высоких степенях превращения, "гель-эффект". Радикальная сополимеризация. Уравнения состава сополимеров. Схема "Q – e".

Катионная полимеризация (КП). Катализаторы и сокатализаторы. Рост и ограничение цепей при КП. Кинетика КП.

Анионная полимеризация (АП). Катализаторы АП. Инициирование, рост и ограничение цепей при АП.

Стереорегулирование при радикальной и ионной полимеризации.

Координационно-ионная полимеризация в присутствии гомогенных и гетерогенных катализаторов.

Способы проведения полимеризации: в массе, растворе, суспензии, эмульсии

    Тема 2.1. Синтез полимеров: поликонденсация

Типы реакций поликонденсации. Термодинамические аспекты поликонденсации.

Кинетика поликонденсации: линейная, совместная и трехмерная поликонденсация. Побочные реакции при поликонденсации. Способы проведения поликонденсации. Примеры важнейших поликонденсационных процессов.

Синтез важнейших представителей полимеров, выпускаемых промышленностью.

Тема 2.2. Химические свойства и химические превращения полимеров

Классификация химических реакций с участием ВМС.

Полимераналогичные превращения: введение и элиминирование функциональных групп, превращение одних функциональных групп в другие, циклизация. Особенности реакционной способности функциональных групп: эффект цепи, конфигурационные и конформационные эффекты, концентрационные, надмолекулярные и электростатические эффекты.

Химические реакции, приводящие к увеличению степени полимеризации макромолекул. Сшивание полимеров (реакции структурирования или вулканизация каучуков, отверждения эпоксидных смол). Реакции блок- и привитой сополимеризации. Физико-химические свойства блок- и привитых сополимеров. Использование химических реакций макромолекул для химического и структурно-химического модифицирования полимерных материалов и изделий.

Химические реакции, приводящие к уменьшению степени полимеризации макромолекул. Деструкция. Причины деструкции. Физическая деструкция. Химическая деструкция. Классификация деструкции по механизму: цепная и случайная деструкция. Термическая. термоокислительная, механическая, фото- и фотоокислительная деструкция. Деградация полимеров в условиях эксплуатации и переработки. Принципы стабилизации.

Тема 3.1. Физико-химические свойства растворов ВМС

Природа растворов полимеров. Термодинамический критерий растворимости и доказательство термодинамической равновесности растворов. Фазовые диаграммы систем "полимер – растворитель". Критические температуры растворения. Явления расслаивания. Свойства растворов полимеров. Особенности процесса растворения полимеров. Неограниченное и ограниченное набухание.

Гидродинамические свойства макромолекул в растворе и их особенности по сравнению с растворами низкомолекулярных веществ. Вязкость разбавленных растворов. Приведенная и характеристическая вязкость (уравнение Марка - Хаувинка).

Термодинамика умеренно концентрированных растворов высокомолекулярных соединений. Неидеальность растворов. Уравнение состояния полимера в растворе. Второй вириальный коэффициент и  температура ( условия). Термодинамическое поведение макромолекул в разбавленных растворах. Коэффициент набухания макромолекул.

Методы определения молекулярных масс полимеров. Осмометрия, диффузия, седиментация и ультрацентрифугирование, светорассеяние, вискозиметрия.

Методы фракционирования: селективное осаждение и растворение, нефелоспектрометрия и турбидиметрическое титрование, гель-фильтрация и гель-проникающая хроматография.

Концентрированные растворы, гели, коллоидные дисперсии полимеров. Ассоциация макромолекул в концентрированных растворах и структурообразование. Особенности течения концентрированных растворов.

Сходство и различия между концентрированными растворами и гелями. Коллоидные дисперсии полимеров. Студни.

Тема 3.2. Физико-химические свойства растворов полиэлектролитов

Полиэлектролиты. Химические и физико-химические особенности поведения ионизирующихся макромолекул: поликислот, полиоснований и их солей. Особенности гидродинамических свойств полиэлектролитов. Термодинамические свойства растворов полиэлектролитов.

Амфотерные полиэлектролиты. Белки как пример амфотерных полиэлектролитов. Особенности поведения полиамфолитов. Изоэлектрическая точка. Изоионная точка. Ионообменные смолы.

4. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Семчиков Ю.Д. Высокомолекулярные соединения. Гриф МО РФ. Учебник М.: Academia, Серия: Высшее профессиональное образование, 2006
  2. Киреев В.В. Высокомолекулярные соединения, Учебник М.: Высшая Школа, 1992


  3. Семчиков Ю.Д., Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию полимеров: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988

  4. Кулезнев В.Н., Шершнев В.А. Химия и физика полимеров: Учебник М.: Высшая школа, 1988

  5. Шур А.М. Высокомолекулярные соединения, Учебник 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1981

  6. Практикум по высокомолекулярным соединениям, под редакцией В.А. Кабанова, Учебное пособие, М.: Химия, 1987

Дополнительная

  1. Энциклопедия полимеров, М. Изд.БСЭ, т.т. 1-3 1977

  2. Химическая энциклопедия, М.: Издательство БРЭ, в т-т.1-5 (1988-1998)

  3. Стрепихеев А.А., Деревицкая В.А. Основы химии ВМС, М., 1976.

  4. Тагер А.А. Физико-химия полимеров, М., Химия, 1978


Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Высокомолекулярные соединения", рекомендованной Советом по химии УМО по классическому университетскому образованию (Программы дисциплин по примерному учебному плану направления 510500 – Химия: Для государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 2002.).

III. ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

Общие сведения о полимерах

1. Описать характер влияния величины (молекулярной массы, степени полимеризации) и формы макромолекулы на физико-химические свойства полимерного вещества.

2. Для некоторого количества полимера известного состава оценить число макромолекул по заданной степени полимеризации.

3. Описать тип молекулярно-массового распределения полимера по известным значениям молекулярных масс, определенных различными экспериментальными методами (вискозиметрия, светорассеяние, осмометрия и др.).

4. По заданной форме числовых ММР для двух полимеров оценить соотношение между среднемассовыми молекулярными массами этих полимеров.

5. Рассчитать числовое значение средней молекулярной массы, если заданы числа макромолекул и их молекулярные массы.

6. Оценить число вариантов конфигурационных изомеров для диады некоторой полимерной цепи.

7. Перечислить факторы, влияющие на конфигурационный состав некоторого полимера в процессе его эксплуатации.

8. Оценить величину статистического сегмента для некоторого полимера с известной молекулярной массой и размерами статистического клубка.

9. Отнести некоторый полимер к определенным классам по составу и строению.

10. Составить уравнение химической реакции с участием полимерного вещества и провести по нему некоторые стехиометрические расчеты.

Синтез полимеров

1. Определить тип механизма инициирования в некоторой реакции полимеризации по энергиям активации для реакции полимеризации и стадий роста и обрыва цепи.

2. Провести расчет максимальной среднечисловой молекулярной массы некоторого полимера по заданным величинам констант роста, скорости обрыва и передачи цепи на мономер.

3. Провести расчет длины материальной цепи полимера по заданным величинам скоростей роста и обрыва цепи.

4. Рассчитать величину константы скорости инициирования при заданных концентрациях мономера и инициатора по величине скорости инициирования.

5. Указать необходимые термодинамические условия для существования верхней и нижней предельной температуры полимеризации.

6. Оценить зависимость соотношения вероятностей линейной поликонденсации и циклизации для аминокислот от длины радикала, разделяющего карбоксильную и аминную группы.

7. Вычислить начальные соотношения компонентов реакции поликонденсации по заданной величине точки гелеобразования.

8. Рассчитать максимально возможную степень полимеризации в реакции поликонденсации по заданным начальным количествам мономеров.

9. Рассчитать начальные количества реагентов, необходимые для получения поликонденсационного полимера с заданной степенью полимеризации.

10. Оценить относительную склонность ряда мономеров к чередованию с метилметакрилатом в радикальной сополимеризации.

11. Указать вероятный тип сополимера для заданной пары мономеров в известных условиях.

12. Определить состав сополимера по величинам констант сополимеризации.

13. Указать характер влияния температуры на степень полимеризации циклического мономера в заданных условиях.

14. Оценить состав сополимера, полученного из известных мономеров путем анионной/катионной полимеризации.

15. Определить характер влияния природы растворителя на скорость полимеризации.

16. Рассчитать коэффициент эквивалентности для заданной смеси мономеров.

17. Определить наиболее эффективный инициатор для полимеризации некоторого мономера.

18. Определить структуру активного центра в некоторой реакции полимеризации.

Химические свойства и превращения полимеров

1. Оценить вероятность получения мономерного продукта при термической деструкции некоторых полимеров.

2. Определить конфигурационное строение полимерной цепи по химическому составу продуктов его деструкции.

3. Указать наиболее эффективный способ получения блок-сополимера заданного состава.

4. Указать характерные закономерности некоторого процесса химического превращения полимера.

5. По виду кинетической кривой гидролиза стереорегулярного полиэфира определить характер распределения звеньев в продуктах гидролиза.

6. Оценить соотношение между температурами стеклования привитого сополимера и его чистых компонентов.

7. Определить химический состав продуктов деструкции некоторого полимера.

8. Определить наиболее эффективный стабилизатор для процесса термоокислительной деструкции некоторого полимера.

9. По кинетике реакции хлорирования углеводородного полимера оценить характер распределения замещенных положений вдоль цепи.

10. Указать полимеры, образующие при пиролизе внутримолекулярные циклы при сохранении полимерной природы.

11. Указать методы, позволяющие отличить смесь гомополимеров от привитого сополимера.

Физико-химические свойства растворов ВМС

1. Описать зависимость нижней критической температуры растворения полимера от его молекулярной массы.

2. Описать изменение второго вириального коэффициента при изменении температуры в интервале НКТР - ВКТР при заданном соотношении между критическими температурами.

3. Оценить величину относительного понижения упругости пара растворителя над раствором полимера по заданной величине свободной энергии смешения в системе "полимер – растворитель".

4. Оценить характер геометрической формы макромолекул по заданным величинам молекулярной массы, константы Марка-Куна-Хаувинка и характеристической вязкости.

5. Описать зависимость характеристической вязкости раствора полимера с НКТР от температуры.

6. Описать изменение параметров уравнения Марка-Куна-Хаувинка при изменении химической природы растворителя.

7. Указать характер связи между среднеквадратичным расстоянием между концами цепи макромолекул и характеристической вязкостью раствора.

8. Описать изменение характеристической вязкости раствора полимера при добавлении осадителя.

9. Описать зависимость второго вириального коэффициента в смеси двух растворителей от состава этой смеси.

10. Каково соотношение между вискозиметрическими молекулярными массами полимера, определенным в хорошем и в плохом растворителях?

Физико-химические свойства растворов полиэлектролитов

1. Описать изменение приведенной вязкости раствора полиэлектролита при изменении ионной силы раствора.

2. Описать зависимость степени набухания полиэлектролитов от величины рН.

3. Определить направление движения макромолекул белка в заданных условиях.

4. Описать вид кривых потенциометрического титрования некоторого полиэлектролита.

5. Описать изменение рН раствора полиэлектролита при добавлении некоторых низкомолекулярных электролитов.

6. Указать условия, позволяющие измерять молекулярную массу полиэлектролитов осмометрическим способом.

7. Описать влияние рН на удельную вязкость растворов полиэлектролитов.

IV. ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Полимеризация стирола в массе при различных концентрациях инициатора.

2. Определение молекулярной массы полимера до и после облучения ультрафиолетовым светом.

3. Оценка полидисперсности макромолекул полимера вискозиметрическим методом.

4. Оценка полидисперсности макромолекул полимера методом турбидиметрического титрования.

5. Суспензионная полимеризация стирола.
V. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет и задачи науки о ВМС. Роль полимеров в живой природе и их значение как промышленных материалов.

  2. Общие сведения о ВМС. Основные понятия и определения (макромолекулы, полимер, олигомер, звено, степень полимеризации). Основные отличия высокомолекулярных соединений от низкомолекулярных. Влияние межмолекулярных сил на свойства ВМС.

  3. Роль усредненных характеристик при описании строения и свойств полимеров. Молекулярная масса ВМС. Степень полидисперсности. Молекулярно-массовое распределение.

  4. Классификация полимеров в зависимости от происхождения, химического состава и строения звеньев и основной цепи.

  5. Конфигурационная изомерия и конфигурация макромолекулы. Регулярные и нерегулярные полимеры. Стереорегулярные макромолекулы. Примеры.

  6. Радикальная полимеризация (РП). Инициирование, типы инициаторов. Реакция роста, обрыва и передачи цепи. Ингибиторы.

  7. Кинетика радикальной полимеризации (РП). Степень полимеризации. Особенности РП при высоких степенях превращения: «гель-эффект».

  8. Радикальная сополимеризация. Уравнение состава полимеров. Схема "Q-e".

  9. Катионная полимеризация (КП). Катализаторы и сокатализаторы. Рост и ограничение цепей при КП. Кинетика КП.

  10. Анионная полимеризация (АП). Катализаторы. Инициирование, рост и ограничение цепей при АП. Кинетика АП.

  11. Координационно-ионная полимеризация. Стереорегулирование при радикальной и ионной полимеризации.

  12. Способы проведения полимеризации

  13. Поликонденсация (ПК). Разновидности ПК. Термодинамические аспекты ПК.  в массе, в растворе, суспензии, эмульсии.

  14. Кинетика поликонденсации линейная ПК, совместная ПК, трехмерная ПК.

  15. Побочные реакции при поликонденсации и их подавление. Способы проведения поликонденсации. Примеры важнейших поликонденсационных реакций.

  16. Синтез и свойства блок- и привитых сополимеров. Методы синтеза. Прививка макромолекул на поверхность твердых тел.

  17. Химические превращения полимеров. Полимераналогичные превращения. Особенности реакционной способности функциональных групп.

  18. Деструкция. Физическая и химическая деструкция. Цепная и случайная деструкции. Деградация полимеров в условиях эксплуатации и переработки. Принципы их стабилизации.

  19. Образование нелинейных полимеров и сеток. Сшивание полимерных цепей. Вулканизация каучуков. Формирование полимерных изделий из реакционно-способных полимеров.

  20. Деформация полимеров.

  21. Конформационная изомерия и конформация макромолекулы. Внутреннее вращение и гибкость макромолекулы. Свободно - сочлененная цепь. Среднеквадратичное расстояние между концами цепи. Понятие о статистическом сегменте. Энтропийная упругость гибкой изолированной цепи.

  22. Природа растворов полимеров. Термодинамический критерий растворимости. Фазовые диаграммы. Критические температуры растворения. Явление расслаивания. Неограниченное и ограниченное набухание.

  23. Термодинамическое поведение макромолекул в растворе. Отклонение от идеальности. Уравнение состояния полимеров в растворе. Второй вириальный коэффициент и -температура (-условия).

  24. Гидродинамические свойства макромолекул в растворе. Вязкость разбавленных растворов. Приведенная и характеристическая вязкость. Уравнение Марка-Хаувинка.

  25. Методы определения молекулярных масс полимеров: вискозиметрия, осмометрия, светорассеяние.

  26. Методы определения молекулярных масс полимеров: Диффузия, седиментация, ультрацентрифугирование.

  27. Методы фракционирования: селективное осаждение и растворение, нефело-спектрометрия и турбидиметрическое титрование, гель-фильтрация и гельпроникающая хроматография.

  28. Полиэлектролиты. Химические и физико-химические особенности поведения ионизирующихся макромолекул. Аморфные полиэлектролиты. Изоэлектрическая точка.

  29. Концентрированные растворы, гели, коллоидные дисперсии полимеров.

  30. Пластификаторы и пластификация.


 Тюменский государственный университет, 2008

 Паничева Л.П., 2008


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
«Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро- мезо- и наносостояниях»
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020100. 68 «Химия»
Магистерская программа «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях»
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
А. А. Кудрявцев., С. С. Волкова. Спектральные методы исследования в нефтехимии: Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Третьяков Н. Ю. Хроматографические методы анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020100. 68 «Химия»
Магистерская программа «Физико-химический анализ природных и технических систем в макро- и наносостояниях»
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
«Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconРабочая программа дисциплины
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. История социально экономического развития Тюменского региона. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...

Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Н. Вдовюк. Основы ландшафтной экологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов одо направления...
Учебно-методический комплекс для студентов одо направления 020100. 62 «Химия» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. Экономическая и социальная география Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск