Название«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это
Дата публикации21.01.2015
100-bal.ru > Химия > Документы
Свойства элемента

Неон

Ne

8 2

НЕОН

20,179

2s22p6

Неон был открыт Рамзаем в 1898 г. В истории элементов этой подгруппы последнее десятилетие прошлого века – это время, чрезвычайно насыщенное открытиями. Среди их авторов много известных ученых, причем не только химиков. Но два имени должны быть названы в первую очередь – имена английских естествоиспытателей Рэлея и Рамзая.

«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т.е. между галогенами и щелочными металлами?» Это слова из письма Рамзая Рэлею. Письмо было написано, когда из всех инертных газов науке были известны лишь гелий и аргон. Место гелия обозначилось в конце первого периода. Аргон заключил третий. А второй?

Вначале Рамзай и его сотрудники занялись минералами, природными водами, даже метеоритами. Результаты анализов неизменно оказывались отрицательными. Между тем – теперь мы это знаем – новый газ в них был. Но методами, существовавшими в конце прошлого века, эти «микроследы» не улавливались.

Исследователи обратились к воздуху. Воздух сжижали, а затем начинали медленно испарять, собирая и исследуя различные фракции. Одним из методов поиска был спектральный анализ: газ помещали в разрядную трубку, подключали ток и по линиям спектра определяли «кто есть кто».

Когда в разрядную трубку поместили первую, самую легкую и низкокипящую фракцию воздуха, то в спектре наряду с известными линиями азота, гелия и аргона были обнаружены новые линии, из них особенно яркими были красные и оранжевые. Они придавали свету в трубке огненную окраску.

В момент, когда Рамзай наблюдал спектр только что полученного газа, в лабораторию вошел его двенадцатилетний сын, успевший стать «болельщиком» отцовых работ. Увидев необычное свечение, он воскликнул: «new one!» Так возникло название газа «неон», что по-древнегречески значит «новый».

Между аргоном и гелием

У атома неона замкнутая электронная оболочка: на двух энергетических уровнях находятся соответственно 2 и 8 электронов. Химическая инертность неона исключительна. В этом с ним может конкурировать только гелий. Пока не получено ни одного его валентного соединения. Даже так называемые клатратные соединения неона с водой, гидрохиноном и другими веществами (подобные соединения тяжелых благородных газов – радона, ксенона, криптона и даже аргона – широко известны) получить и сохранить очень трудно.

В общем-то, неон – легкий газ: он легче воздуха в 1,44 раза, легче аргона почти в 2 раза, но тяжелее гелия в 5 раз. По комплексу свойств он ближе к гелию, чем к аргону, и вместе с гелием составляет подгруппу легких инертных газов.

Неон сжижается при температуре – 245,98°C. А точка плавления неона отстоит от точки кипения всего на 2,6°C – рекордно малый диапазон, свидетельствующий о слабости сил межмолекулярного взаимодействия в неоне. Благодаря этому твердый неон получается без особого труда: достаточно недолго откачивать пары над жидким неоном, чтобы он отвердел.

Растворимость в воде и способность к адсорбции у неона малы; в 100 г воды при 20°C растворяется всего 1,75 см3, или 1,56 мг неона. Все же адсорбция неона на активированном угле при температуре жидкого воздуха уже достаточна, чтобы с ее помощью, многократно повторяя процесс, разделить смесь гелия и неона. При температуре жидкого водорода из смеси этих веществ выпадают кристаллы чистого неона, а газообразный гелий отгоняется. Технике это дало второй – конденсационный способ разделения гелия и неона.

У нас и в космосе

Неон находят повсюду – «на Земле, в небесах и на море. Наибольшая концентрация его в атмосфере – 0,00182% по объему. А всего на нашей планете около 6,6·1010 т неона. Среднее содержание неона в земной коре мало – всего 7·10–5 г/т. В изверженных породах, составляющих основную массу литосферы, около 3 млрд т неона. Отсюда, по мере разрушения пород, неон улетучивается в атмосферу. В меньшей мере атмосферу снабжают неоном и природные воды.

Концентрация неона в мировой материи неравномерна, в целом же по распространенности во Вселенной он занимает пятое или шестое место среди всех элементов. Неон обильно представлен в горячих звездах – красных гигантах, в газовых туманностях, в атмосфере внешних планет солнечной системы – Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. В 1974 г. американский астроном М. Харт установил, что атмосфера далекого Плутона в нижних слоях примерно так же плотна, как земная. Учитывая низкую температуру атмосферы Плутона (около 40°К). Харт вычислил, что в этой атмосфере преобладает неон.

Считается, что в космосе, как и на Земле, преобладает легкий изотоп 20Ne. Правда, в метеоритах находят немало 21Ne и 22Ne, но предполагают, что эти изотопы образовались в самих метеоритах.

Из чего возник мировой неон? Этот вопрос – часть общей проблемы происхождения химических элементов во Вселенной. Физики подсчитали, что ядро неона-20, как и ядра других легких элементов с массовыми числами, кратными четырем, легче всего получается при слиянии ядер гелия на горячих звездах, где температура достигает 150 миллионов градусов и давления колоссальны...
Как получают неон

Воздух – единственный реальный источник неона. В процессе разделения воздуха низкотемпературной ректификацией самые летучие его компоненты – гелий и неон – уходят в первую фракцию. Ее отбирают из-под крышки конденсатора воздухоразделительного аппарата.

В этой первичной смеси неона с гелием – от 3 до 10% (остальное – азот). Это вполне естественно. Смесь направляют в дефлегматор, где большая часть азота конденсируется, и содержание неона и гелия в смеси повышается до 35...40%. В другом аппарате – дефлегматоре-адсорбере, где конденсация азота сочетается с адсорбцией, удается почти полностью освободиться от азота. В зависимости от степени очистки получаемая неоно-гелиевая смесь содержит 30...75% Ne и 10...25% Не.

Для чего нужен неон

Еще недавно электровакуумная промышленность и научные лаборатории были единственными потребителями неона. Их нужды могли удовлетворить отделения неоногелиевой смеси установок малой и средней мощности.

В последние годы положение стало меняться. На неон как хладагент предъявляет спрос интенсивно развивающаяся криогенная техника; и ей нужно куда больше неона, чем традиционным потребителям. Впрочем, понятие о количествах тут относительное. Даже на установке, перерабатывающей в час 170 тыс. м3 воздуха, за сутки получают всего восемь сорокалитровых баллонов неона (под давлением 150 атм.). Сегодня спрос на неон превышает его производство.

Какие качества неона привлекли к нему внимание криогенщиков? Определенную роль играет нехватка гелия, что заставило искать заменяющие его холодные жидкости. Сжиженный неон создает холод на уровне 43...27° абсолютной шкалы. Этого достаточно для криогенной радиоэлектроники (детекторы инфракрасного излучения, лазеры) и отраслей электротехники, которые используют в качестве сверхпроводников сплавы с высокими критическими температурами перехода. Правда, такой и даже более сильный холод может дать и жидкий водород, но его применение чревато опасностью взрывов.

В неоновом криостате можно с большой точностью регулировать температуру. Для этого достаточно только поддерживать заданное давление: даже при малых изменениях температуры резко меняется упругость паров над жидким пеоном.

При температурах жидкого неона хранят ракетное топливо. В жидком неоне замораживают свободные радикалы, консервируют животные ткани и имитируют условия космического пространства в термобарокамерах. В неоновых криостатах безопасно проводить такие деликатные, не терпящие тепла реакции, как прямой синтез Н2О2а из жидкого озона и атомарного водорода или получение фторидов кислорода (О2F2, О3F2 и О4F2).

Неон – газ приборов и светильников

Неоном снаряжают те лампы, в которых нельзя заменить его более дешевым аргоном. Большинство ламп наполняется не чистым неоном, а неоногелиевой смесью с небольшой добавкой аргона, чтобы понизить напряжение зажигания. Поэтому свечение ламп имеет оранжево-красный цвет. Оно видно на далекие расстояния, невозможно спутать его с другими источниками света, туман ему не помеха.

Эти качества делают газосветные неоновые лампы незаменимыми для сигнальных устройств разнообразного назначения. Неон светит на маяках, неоновыми лампами обозначают вершины высотных зданий и телевизионных башен, границы аэродромов, водных и воздушных трасс.

Актиний (от греч. actinos – луч),Аргон (от греч. argos – неактивный),Астат (от греч. astatos – неустойчивый), Водород (лат. название от греч. hydro genes – порождающий воду),Диспрозий (от греч. dysprositos – получаемый с трудом),Железо (лат. название от греко-лат. fars – быть твердым), Кислород (лат. название от греч. oxy genes – порождающий кислоты (ошибочное предположение А. Лавуазье)), Криптон (от греч. krypton – скрытый), Ксенон (от греч. xenos – незнакомец), Лантан (от греч. lanthanien – скрываться),Неодим (от греч. neos didymos – новый близнец),Неон (от греч neos – новый), Протактиний (от греч. protos – первый), Радий и Радон (от греч. rados – луч), Ртуть (лат. название от hydragyrum – жидкое серебро),Серебро (лат. название от argentum – светлый, белый), Сурьма (от греч. anti monos – не единственный, по другой версии – средство против монахов), Теллур (от греч. tellus – земля), Технеций (от греч. technikos – искусственный), Фтор (от лат. fluere – течь, от греч. ftorios - разрушительный).

«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconТема урока Кол
В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,...
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconЭнергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconЛекции Практи-ческие занятия
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconКонспект №1 «Химический состав клетки»
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconТема: Нуклеиновые кислоты. Сравнительная характеристика ДНК и рнк
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconУрок 13. Метаболизм. Автотрофный тип обмена веществ. Цели
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconКонспект урока биологии Тема: «Обмен веществ» 10 класс
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconРеферат Этимология названий химических элементов Периодической системы...
Этимология названий химических элементов Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconРеферат На тему: ” Инертные газы: история открытия, свойства, применение ”
К благородным газам относятся гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. По своим свойствам они не похожи ни на какие другие элементы...
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconРефераты Тема «История химии»
Открытие и значение для развития науки Периодического закона и Периодической системы химических элементов
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconУрок Тема: «Вытеснение металлов из растворов другими металлами» («Реакция замещения») 2 урока
А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе...
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconУрок 24 Общая характеристика подгруппы азота
Это элементы V группы периодической системы Д. И. Менделеева На внешнем энергетическом уровне их элементы имеют по пять электронов...
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconЛантан и греч еidos образ, вид, лантаниды, семейство из 14 химических...
Рзэ. Такое название объясняется тем, что все эти элементы встречаются редко и дают тугоплавкие, нерастворимые в воде окислы, по старинной...
«Не кажется ли вам, что есть место для газообразных элементов в конце первой колонны периодической системы, т е. между галогенами и щелочными металлами?» Это iconВ жизни всегда есть место подвигу!
Потому что спасти чужого тонущего ребёнка, построить детскую площадку для малышей на нищенскую пенсию, отреставрировать заброшенную...