Скачать 55.18 Kb.
|
Открытый урок Тема: «Вытеснение металлов из растворов другими металлами» («Реакция замещения») – 2 урока
Цель:
План урока
Ход урока
- металлический, блеск и непрозрачность; - ковкость; - теплопроводность; - электропроводность; - намагничивание; - твёрдость.
Основные вопросы: - с какими металлами мы с вами познакомились вплотную за это время? (Медь, железо) - что образует каждый из них? (Круги превращений) - что является причиной образования круга элементом? (Переход элемента из одного вещества в другое) Итак, давайте смоделируем эти круги превращений меди и железа.
Выполнив задание, каждая группа защищает свой проект. Общая схема должна в итоге выглядеть следующим образом: Вывод: железо вытесняет медь из её раствора. Схема:
Для простого вещества – металла меди мы обнаружили особенный способ получения – действие другого металла на соединение меди. Для этого мы использовали железо. Годится ли этот способ как универсальный способ получения металлов; можно ли взять другие металлы для «вытеснения» ими какого-нибудь ещё металла? В лаборатории есть ещё металлы: цинк, алюминий. На известном примере возьмём алюминий для вытеснения меди. Записываем тему практической работы: «Взаимодействие алюминия с голубым раствором» - поместим вещества в одну пробирку; - дождемся окончания превращения. По идее, алюминий должен "исчезнуть". "Ускорить" превращение можно, "заставляя" все новые частицы алюминий контактировать с раствором (нагревание, в основном, "помогает" молекулам голубого вещества, так как они "свободно" перемещаются по раствору, а молекулы цинка все равно будут лишь "покачиваться на месте", оставаясь сцепленными друг с другом). Здесь могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что выделившаяся медь "налипнет" на алюминий. Соответственно, можно "сбивать" осадок меди (палочкой или встряхивая пробирку), освобождая поверхность алюминия. - появление иной окраски раствора может свидетельствовать о появлении в нем нового вещества. Следует аккуратно собрать получившийся раствор, используя его по частям для дальнейшего исследования (*к выделению водорода, особенно при нагревании, внимания лучше не привлекать, объясняя это "кипением" или как-нибудь еще). - добавляем осадитель (*проблему избытка осадителя либо придется обойти, либо разобрать отдельно, как особенность соединения алюминия - зафиксировать в составе "растворенного вещества" еще части "осадителя"; либо использовать *гидроксид кальция, беря в качестве растворителя *соляную кислоту) по каплям, внимательно наблюдая. Растворяем осадок "растворителем". Пробирку с частью осадка нагреваем. - составляем схему произведенных превращений, с "точки зрения алюминия", если получается, строим "круг алюминия". Рассмотрим другие металлы. Интересно было бы узнать, можно ли выделить медь из "соли" при помощи серебра? В лаборатории нет серебряной проволоки. Можно, конечно, принести из дома какой-нибудь дорогостоящий серебряный предмет и окунуть его здесь в раствор, но вряд ли кто согласится на такой "опыт"... Зато есть "соль", содержащая серебро, как показывает этикетка. Как можно было бы ответить на вопрос, не портя серебряное изделие? Нужно проделать "обратный опыт" - используя медь и соединение, содержащее серебро. Составим схему и проделаем опыт. Если раствор был достаточно разбавленный, в черной "гуще" осадка на меди можно заметить появление блестящих кристаллов серебра; косвенным доказательством (по схеме) того, что реакция происходит (если выделение именно серебра не очевидно), служит постепенное образование голубого раствора, из которого по завершении процесса, наверное, можно будет выделить медь. Тем самым можно догадаться, что серебро, наоборот, выделять медь из "соли" не будет. Это также стоит зафиксировать как "химическое свойство", отличающее, например, серебро от алюминия, цинка, железа. Например, это может быть интересным способом, позволяющим нам распознать "настоящее" и "поддельное" серебро - например, когда мошенники выдают алюминиевые ложки за серебряные. Правда, проверять таким способом все подряд изделия дома не стоит - можно их испортить, а ценность их не всегда зависит от того, серебряные они или нет... Аналогичные свойства можно определить и у других металлов; если остается время, можно такие опыты (прямые и обратные) обсудить и проделать демонстрационно. Предполагаемые выводы (оформляются и записываются в тетрадь) Каждый более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соединения. Составляются схемы: Обратный процесс – вытеснение менее активным металлом более активного из раствора его соединения происходить не будет: Совместно с ребятами выводится определение реакции замещения: это взаимодействие между простым и сложным веществами, при котором атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ состоит в красивом оформлении выводов и записей основных определений и новых терминов в "тетрадь открытий"; выучивании названий и символов "ходовых" элементов, список которых дан учителем. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие о реакциях замещения. Дать понятие об электрохимическом ряде напряжения и его использование для прогнозирования... | Урок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии... Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов» | ||
Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,... | Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | ||
Конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Положение металлов в периодической таблице химических элементов. Физические свойства металлов» | Ф. И. О. преподавателя, ведущего занятия Наименование прорабатываемой дисциплины Деление тяжелых ядер, цепная реакция деления. Управляемая цепная реакция деления. Управляемая... | ||
Реферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.» Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева). Реакция дегидрирования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окисление спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования): дегидратация ( правило Зайцева). Реакция дегидрирования... | Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с... | ||
Конспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты.... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Металлы. Общие свойства металлов. Положение металлов в периодической таблице, физические свойства, химические, получение металлов,... | ||
Конспект урока Тема: «Кислоты». Работу Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | 1. Зонная модель полупроводника К полупроводникам (ПП) относятся вещества, занимающие по величине удельной электрической проводимости промежуточное положение между... |