I. Организационный этап.
|
Действия учителя
| Действия учащихся
| Сопровож
дение
|
Начало урока- Приветствие
| Подготовка к уроку
|
|
II. Постановка задачи урока- Введение в тему урока.
|
Постановка задач урока,
Разъяснения по оборудованию и дидактическому материалу.
Сообщить о форме используемой ПТХЭ.
Сообщение о развитии интеллектуальных действий – умение выделять главное.
Лучше проговорить текст слайда 0
Учимся выделять главное, отвечая на 2 вопроса:
А. О чём (или о ком) говориться в этой части текста.
Б. Что говорится об этом?
| Рассмотрение оборудования и раскладка
Дидактического материала блока 1 действий.
Запись в тетради.
| Слайд 0
|
Инструктаж по работе с программой деятельности.
Вклеить таблицу фрагмент 1.
| Программа деятельности.
|
|
СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Рассмотрите материалы миниколлекции на ваших столах
Вопрос1. Какова тема нашего урока?
Вопрос 2.
С чего мы начнем изучение данной темы?
Первый пункт темы сформулирован- запишем его.
| Ожидаемый ответ: Металлы.
Запись даты и темы урока в тетрадях.
Ожидаемый вопрос или утверждение.
Где в Периодической системе химических элементов расположены металлы?
Пункт темы №1 –Запись.
| Слайд 1
Слайд 2,3
|
Слайд 4
|
III. Основной этап урока.
3.1.Первичное восприятие учебного материала.
Первичные шаги по формированию умения выделять главное.
|
Выполнение пункта 1 программы деятельности
| Самостоятельная работа учащихся – в группах.
| Слайды 5,6,7
|
Контроль за работой и помощь.
| Анализ периодической таблицы
|
Запись в результатов в таблицу фрагмента 1.
|
3.а.Обсуждение вопросов в пункте 3.2. программы деятельности.
|
Составим алгоритм анализа.
1.Как сравниваются элементы?(1) ( Какие ряды элементов вы знаете в таблице?)
Это вопрос о чем говорится в тексте таблицы.
2. Как вы анализировали таблицу?(2)
3. Какой критерий или критерии выбран(-ы) в расположении элементов(3)
В периоде
В группах
Это вопрос - что говорится в тексте таблицы.
4.Чем вы можете объяснить изменение свойств в периодах? (4)
5.Чем вы можете объяснить изменение свойств в группах?
* вопросы 4и 5 могут быть объединены между собой, а также
с вопросом 3, в зависимости отуровня знаний класса.
Аналогично, у учащихся могут быть объединены ответы 4,5,3, в зависимости от уровня знаний отвечающего ученика.
Можно, так как работа , в зависимости от количества оборудования, проводится парно или группами, заранее задавать вопросы более сильным ученикам в паре или группе для экономии времени.
| 3.б.Обсуждение вопросов в пункте 3.2. программы деятельности с классом, под руководством учителя:
(1) *Ожидаемый ответ: по периодам и по группам
Горизонтальные – периоды –слайд 2, 3 презентации
Вертикальные -группы и подгруппы- слайд 4,5
|
2) Ожидаемый ответ: в соответствии с Периодическим законом и по:
А) по периодам;
Б) по группам
(3) (ожидаемый ответ – изменение химических свойств
В периодах: слева направо металлические свойства убывают, неметаллические возрастают.
(ожидаемый ответ – сходство химических свойств;
В группах: сверху вниз металлические свойства возрастают, неметаллические свойства убывают.
(4) по периодам; - увеличение количества валентных электронов, в связи с увеличением заряда ядра).
(5)по группам
- постоянное количество валентных электронов, увеличение радиуса атома
|
Вопросы на развитие перспективы ожиданий – зона ближайшего развития
6. Все ли периоды завершены?
| 6.нет, не завершен 7 период
|
7.Как вы думаете появиться ли в 7а группе металл?
8. Почему возможен следующий элемент в этой группе металл?
9.Какие элементы располагаются в б группах(побочных подгруппаж)?
| 7.Возможно
8.так как в группах: сверху вниз металлические свойства возрастают
9.металлы
|
Проанализировав таблицу мы пришли к выводу о местоположении металлов в периодической системе.
Сформулируем вывод и запишем его в таблице фрагмент1(таблица вклеена в тетрадь).
| Металлы располагаются в левой и нижней части таблицы. ( записать в выводе на сегодняшний день).
|
Запишите первую часть вывода в таблице фрагмента 1.
| Запись вывода
| Тетрадь,
таблица
|
Однако, из курса географии для выделения нахождения страны, среди других стран по соседству, используется понятие , какое?
| Ожидаемый ответ – границы….
|
Завершите программу деятельности пункт 3.
| Продолжение работы по программе деятельности п.3.3.
|
Подведение итогов по анализу ПТХЭ.
| Формулировка полного вывода по анализу ПТХЭ.
Зачитывание вывода по тетради
|
3.2. Этап рефлексии по изученному материалу параграфа 5
|
Предлагает перейти к пункту 4 программы деятельности.
| Читают текст программы, подготавливают необходимые материалы, упражнение 1 и упражнение2.
| Тетрадь,
таблица
|
Контроль и необходимая помощь при выполнение задания по пункту 4 программы деятельности
| Выполнение закрепляющих упражнений.
|
3.3
Этап урока – первичное закрепление умения выделять главное.
|
|
|
3.3.1.Вступительное слово учителя.
Мы с вами знаем, что формой существования элементов, являются вещества –простые и сложные. Т.к. тема у нас «Металлы» начнем с понятия простые вещества металлы.
Запишем:
пункт 2. Определение – простые вещества металлы.
| Слушают.
Запись следующего подзаголовка конспекта.
| Слайд 8
С подзаголовком.
|
3.3.2. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:
- 1.Демонстрация образцов простых веществ металлов и одного неметалла(кристаллический кремний, йод, кристаллический мышьяк).
-2.Рассмотрите часть мини коллекции 2.
Фронтальная работа.
* Какие две группы простых веществ известны человечеству?
* Какое простые вещества вы видитена демонстрационном столе?
На основании каких фактов наблюдения, вы делаете такой вывод?
Приведенные вами факты, к каким свойствам веществ относятся?
Какой мы можем сделать вывод, об определении простых веществ?
Запишем критерий определения .
(актуализация знаний 8 класса тема «Простые вещества№ -химия, из курса физики ? класс – физические свойства тел и веществ).
Какие физические свойства металлов вам известны?
Учитель фиксирует ответы на доске, при необходимости добавляет.
Итак запишем_
Физические свойства металлов: твердость, непрозрачность, металлический блеск, теплопроводность, электропроводность пластичность, ковкость.
Какие из перечисленных вами свойств, являются главными для точного определения металлов?
| Смотрят.
Ожидаемые ответы*
Металлы и неметаллы
Металл
Твердое, с блеском, непрозрачное.
Физические свойства
Простые вещества определяются при помощи физических свойств.
Записывают.
Идет перечисление
Запись в тетрадях.
Высказывают предположения.
|
|
3.3.3. Подведение к осмыслению существенный признак
Для ответа на этот вопрос, требуется время и информация для осмысления.
Рассмотрите предлагаемые Вам образцы еще раз.
Какие простые вещества Вы видите?
Хочу огорчить вас – вы все ошиблись перед вами образец кристаллического кремния, а это неметалл.ДЕМОНСТРАЦИЯ
Кроме того хочу напомнить вам что существуют и другие неметаллы, внешне напоминающие металлы, имеющие металлический блеск, твердые, например – кристаллический мышьяк, или йод.
Есть ли твердые неметаллы
Может этот признак быть существенным?
Так чем будут резко
отличаться металлы от неметаллов?
Попробуем на этот вопрос ответить при помощи работы с материалом текста( лежит в общей папке и выполнения творческого задания.
Для этой работы вам понадобится программа деятельности пункт 5.
|
Металлы
Слушают.
Просматривают слайды.
Да
Высказывают предположения.
НЕТ значит визуально не всегда можно отличить металл от неметалла.
Достают текст, читают пункт 5 программы.
| Слайды 9,10
|
Групповая работа.
Контроль, хронометраж, необходимая помощь.
| Выполняют задание. Фиксируют свои высказывания в таблицу Фрагмента 2.
| Мобильные компьюторы
|
Подведение итогов.
Так чем будут резко
отличаться металлы от неметаллов?
Правильно, электронной проводимостью, пластичностью и ковкостью, последнее вообще не встречается у неметаллов
Итак запишем существенное отличие физических свойств металлов от неметаллов это пластичность электропродность, теплоемкость.
| Обсуждение итогов работы всех групп.
электронной проводимостью, пластичностью, ковкостью
Записывают.
| видеофрагмент
|
3.4.
Контроль и необходимая помощь при выполнение задания по пункту 6 программы деятельности
| Групповая работа. Работа с текстом учебника и составление диаграммы по образцу.
Заполнение таблицы фрагмент 3.
|
|
3.5. При возможности по времени, демонстрация получения дамасской стали.
| смотрят
| видеофрагмент
|
4.Подведение итогов урока.
| слушают
|
|
5. Домашнее задание.
| Записывают(просмотр сформированного задания в электронном журнале).
|
|