Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала





Скачать 73.15 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала
Дата публикации18.08.2013
Размер73.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок




пЛан-конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)

«О свойствах металлов замолвите слово…»


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

Задачи урока:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;

  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;

  • развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.


Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), раствор серной кислоты (H2SO4), CuSO4 (раствор), металлы: цинк, медь, железо (железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шпатель, асбестовая прокладка, порошок магния, большой сосуд с водой.

Ход урока:

I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.).

II. Проверка опорных знаний (10 мин.).

1. Вопросы к классу:

– Положение металлов в ПСХЭ.

– Как меняются металлические свойства в группе главной подгруппе и в периоде?

– Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают металлы? Почему?

– Как меняются восстановительные свойства металлов в А группе и периоде? Почему?

– Перечислите общие физические свойства металлов (металлический блеск, пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, цвет – серебристо-белый или серый).
2. Программированный опрос.

(учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).

………………………………………………………………………………………

Вариант 1

1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня: 1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2

2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?

1) Sr, Ca, Mg 2) Na, Mg, Al 3) Na, K, Rb 4) Sr, Ba, Ra

3. Самый тугоплавкий металл: 1) Li 2) Cr 3) V 4) W

4. К щелочным металлам относится: 1) Са 2) Cs 3) Cu 4) Al

5. Самый легкий металл: 1) Li 2) Mg 3) Al 4) Cs

6. Самый пластичный: 1) Hg 2) Li 3) Au 4) Al

……………………………………………………………………………………….

Вариант 2

1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому: 1) Ca 2) Ti 3) Zn 4) Cu

2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:

1) Na, Mg, Al 2) Li, Na, Cs 3) Sc, Ca, K 4) Sr, Ba, Ra

3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li 2) Hg 3) Cs 4) Na

4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg 2) K 3) Ba 4) Be

5. Самый тяжелый металл: 1) Mo 2) Pb 3) W 4) Os

6. Самый электропроводный: 1) Cu 2) Ag 3) Au 4) Al

Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.

Приём пед. техники « Самопроверка». слайд№1

Объявление результатов: 5-6 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

III. Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)

Учитель: Строение и общие физические свойства металлов мы рассмотрели. И нам, естественно, хотелось бы узнать с какими веществами могут вступать в реакцию металлы? Каким должно быть их практическое значение? Тема урока слайд № 2

Рассмотрим таблицу №1. По своей природе металлы бывают активные, малоактивные, неактивные. В зависимости от этого по-разному реагируют с кислородом и другими неметаллами, с водой, с кислотами, с растворами солей. слайд № 3. Итак, цель урока слайд № 4. Задачи урока слайд № 5.

Используя таблицу №1 учащиеся самостоятельно пишут уравнения химических реакций: 1 ряд – взаимодействие металлов с неметаллами (на примере магния с кислородом, хлором, серой, фосфором, водородом); 2 ряд – взаимодействие металлов с водой (на примере натрия, кальция, магния, цинка, железа).; 3ряд – взаимодействие металлов с разбавленными кислотами (на примере натрия, цинка, железа с соляной и серной кислотами). (7 - 10 мин.). слайды № 6 и 7.

Давайте передохнем. Даны фразы, нужно перевести их с химического языка на русский: 1. Не все то аурум, что блестит.

2. Куй феррум, пока горячо.

3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.

4.Купрумного гроша не стоит.

5. Стойкий станумный солдатик.

6. Белый как карбонат кальция.

7. За купрумный грош удавился.
8. Недонатрий на столе, перенатрий на спине.

9. Феррумнный характер. слайд № 8.

1. Взаимодействие металлов с неметаллами. Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?

Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.

Вопрос: Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения, а также используется при изготовлении бенгальских огней).

У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.

2Mg0 + O20 = 2Mg+2O-2 (оксид магния) Mg0 – восстановитель, O20 – окис-ль

Mg0 + Cl20 = Mg+2Cl2-1 (хлорид магния) Mg0 – восст-ль, Cl20 – окис-ль

Mg0 + S0 = Mg+2S-2 (сульфид магния) Mg0 – восст-ль, S0 – окис-ль и т.д.

2. Взаимодействие металлов с водой.

Демонстрационный опыт (учитель): взаимодействие натрия с водой.

У доски по очереди пишут уравнения химических реакций. Определяют восстановитель и окислитель. Называют продукты реакций.

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ (гидроксид натрия и водород)

Zn + H2O = ZnO + H2↑ (оксид цинка и водород) и т.д.

3. Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами.

Опыт выполняют учащиеся: Zn + HCl →

Cu + HCl →

Fe + H2SO4(р-р)

Инструктаж по ТБ слайд №9.

Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Cu + HCl → не идёт

Fe + H2SO4(р-р) → FeSO4 + H2

4. Взаимодействие металлов с концентрированными кислотами.

Как видно из таблицы №1 металлы могут реагировать с концентрированными кислотами. Но при этом водород не может выделяться. Какие же продукты могут образоваться? Н/р, с конц. H2SO4

Zn + 2H2SO4(конц.) → ZnSO4 + SO2↑ + 2H2О (возможно образование S и H2S)

Взаимодействие азотной кислоты с металлами рассмотрим по таблице 2.

Мg + HNO3(конц.) → Mg(NO3)3 + NO + H2O

Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Cu + HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

5. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.

Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль (более активный металл вытесняет менее активный металл из растворов солей).

Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

Уравнение: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

Выберите возможные реакции: ZnSO4 + Cu →

ZnSO4 + Al →

FeCl2 + Zn → слайд №10.

Учащиеся дописывают возможные уравнения химических реакций.

5. Взаимодействие металлов со щелочами.

Вспомнить амфотерность. На примере алюминия.

2Al + 2NaOH + 6H2O → 2Na [Al(OH)4] + 3H2

IV. Вывод по уроку:

Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят?

Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.

V. Домашнее задание: слайд №10 Химия, с.77-79 (для всех). Для сильных:

Докончите уравнения химических реакций:

Сu + H2SO4(конц.)

Ag + HNO3(разб)

Са + HNO3(разб)

Zn + NaOH + H2O →

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Жизнь человеческая подобна железу.

Если употреблять его в дело, оно истирается;

если не употреблять, ржавчина его съедает.

Катон Старший

Так,

Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени. слайд №11.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала icon«Химические свойства металлов»
Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Металлы. Общие свойства металлов. Положение металлов в периодической таблице, физические свойства, химические, получение металлов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconКонспект урока железо: физические и химические свойства. Цель урока:...
Обучающие: сформировать знания о физико-механических и химических свойствах железа
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconИванова Анна Владимировна гбоу сош №1909 ювао г. Москвы Учитель химии...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconКонспект урока по технологии в 5/6 классах по теме: «Металлы и сплавы»
...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconХимия, 9 класс Октябрь 2012
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала icon10 класс. Химия Часть 1 Тест
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconТест по теме «Строение и химический состав клетки»
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconРеферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.»
Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconУрок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии...
Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: осмыслить общее специфические свойства металлов I группы главной подгруппы на основе знаний учащихся об общих свойствах...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconАвтор: Ширшина Наталья Владимировна
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс) «О свойствах металлов замолвите слово…» Тип урока : урок изучения нового материала iconУчитель: Савельева Татьяна Владимировна
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск