«Химические свойства металлов»





Скачать 120.42 Kb.
Название«Химические свойства металлов»
Дата публикации04.10.2014
Размер120.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА 

 урока  химии в 9 классе

в условиях реализации перехода

на ФГОС нового поколения

Тема урока: « Химические  свойства металлов»

учитель химии МБОУ «СОШ №46» Обухова И.В.

Учитель

Обухова И.В.

Класс

9

Тема  урока :

 Химические  свойства металлов

Тип  урока :

 урок  формирования новых знаний.

Цель  урока :


сформировать знания о  химических  свойствах металлов.

Задачи:

Образовательные

-используя межпредметные связи, сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;

- определить взаимосвязи  химических  свойств металлов со строением их атомов.

Развивающие

- формирование навыков анализировать и делать выводы, проводить химический эксперимент;

- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.

- продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков разрешения проблем.

Воспитательные

- продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;


Оборудование урока

компьютер, мультимедийный проектор;

набор реактивов для проведения лабораторных опытов (медная проволока, магниевый порошок, стальные (канцелярские) скрепки, раствор серной кислоты, раствор сульфата меди (II))

Лабораторное оборудование: спиртовка, пробирки, металлические щипцы, спички.

Ход урока.

Задачи данного этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап.

Мотивация к активной познавательной деятельности


Приветствие. Выявление отсутствующих.

Сообщение темы и постановка цели  урока .

( Слайд 1)

Записывают тему  урока .

II. Актуализация знаний.

используя межпредметные связи (физика), сформировать представление о зависимости физических свойств металлов от их строения.

- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.


Прежде чем изучать  химические  свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства металлов.

Учитель раздает по одному тексту с вопросами на каждый ряд. В каждом тексте по 4 вопроса. Ваша задача – ответить на предложенные вопросы. начиная с последней парты отвечаете на свой вопрос и передаете текст учащимся следующей парты. Затем учащийся первой парты каждого ряда зачитывает ответы.

Задание 1-й группы (ряда) – закончить данные предложения.


Задание 2-й группы (ряда) – ответить на предложенные вопросы

Задание 3-й группы (ряда) – ответить на предложенные вопросы

Вывод:

- Благодаря металлической связи и металлической кристаллической решетке, металлы обладают общими физическими свойствами. Перечислите эти свойства.

Учащиеся в паре, начиная с последней парты отвечают на свой вопрос и передают текст учащимся следующей парты. Затем учащийся первой парты каждого ряда зачитывает ответы.

Отвечают на вопросы:

1. Если провести диагональ в ПСХЭ Д. И. Менделеева от бора к астату, то в левом нижнем углу будут находиться …(металлы)

2. У металлов на внешнем энергетическом уровне находится небольшое количество электронов

(1-2, реже 3-4 электрона)

3. Радиус атомов металлов сравнительно (большой).

4. Металлические свойства с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают, а в группах сверху вниз усиливаются.

Отвечают на вопросы:

1. Тип химической связи в металлах? (металлическая) соответственно тип кристаллической решетки в металлах называется (металлической).

2.Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (Свободные электроны)

3.Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия называется (Пластичность)

4.Какую плотность имеют легкие металлы ? (Плотность менее 5 г/см).Самый легкий металл? (Литий)

Отвечают на вопросы:

1.Металлическая связь обусловлена наличием (свободных) электронов.

2.Лучшие проводники электричества среди металлов? (Серебро, медь)

3.Какую температуру плавления имеют тугоплавкие металлы?

( Т плавл. более 1000С). Самый тугоплавкий металл? (Вольфрам).

4. Свойство поверхностью металла отражать световые лучи называется? (Металлический блеск)
- металлический блеск, ковкость, пластичность, тепло- и электропроводность.

III. Формирование новых знаний.


- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.

- формирование навыков анализировать и делать выводы;

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии.

Описывать свойства металлов на основе наблюдений за их превращениями.

Составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства металлов, и рассматривать их с позиций теории ОВР.

- формирование навыков анализировать и делать выводы;

.

- формирование навыков анализировать и делать выводы;

- формирование навыков анализировать и делать выводы;


Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

  • знать общие химические свойства металлов;

  • уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;

  • получить навыки проведения химических реакций.

Общие физические свойства металлов обусловлены особенностями их строения. Будут ли эти особенности влиять на  химические  свойства металлов?

М – n e M

(окисление, вос-ль)

Для того, чтобы прошла реакция, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать как окислители при взаимодействии с металлами?

Просматриваем видеофрагменты опытов и запишем уравнения реакций взаимодействия этих веществ с металлами:

1) Взаимодействие металлов с простыми веществами- неметаллами (слайд 2)

Запишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества. Укажите тип реакции. Составьте электронный баланс для 1;3 и 4 реакций.

2) Взаимодействие металлов с водой (слайды 3-4)

Просматриваем видеофрагмент опыта взаимодействия натрия с водой и запишите уравнения реакций взаимодействия металлов с водой в зависимости от условий, укажите тип реакций:

Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода. При этом образуются щелочи. Менее активные металлы взаимодействуют с водой только в раскаленном виде, образуя оксиды. Малоактивные металлы с водой не взаимодействуют.

3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению в ряду напряжений металлов. (слайд5)

Просматриваем видеофрагмент опытов взаимодействия цинка и алюминия с раствором соляной кислоты ( слайд 6) и взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой (слайд 7)

4. Взаимодействие с солями с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения (слайд 8)

Просматриваем видеофрагмент опыта взаимодействия цинка с раствором хлорида меди (II) (слайд 9)

В реакциях металлов с растворами солей каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее.

Выводы по теме урока. (слайд 10)

Металлы вступают в реакцию:

1.С неметаллами

2.С водой (с учетом условий)

3.С кислотами (с учетом правил ряда напряжений металлов)

4.С солями (с учетом правил ряда напряжений металлов)




- Да, т.к. электроны слабо связаны с ядром атома, можно предположить, что металлы будут отдавать электроны, т.е. являться восстановителями в окислительно-восстановительных реакциях.
1) Простые вещества-неметаллы

( кислород, галогены, сера, и др).

2) Вода.

3) Кислоты

4) Соли
Записывают в тетрадях уравнения реакций взаим-я металлов с неметаллами..

3 человека составляют на доске электронный баланс для 1;3 и 4 реакций.

1) Взаимодействие металлов с неметаллами:

1. Горение магния:

2 Mg + O = 2 MgO (оксид магния)

Реакция соединения

2 Mg– 2 e = Mg-ок-ние, вос-ль

1 O + 4 e = 2 О- вос-ние, ок-ль

2. горение железа:

3Fe + 2O2 = FeO(железная окалина)

3.взаимод-е алюминия с йодом

2Al +3 I = 2 Al I(иодид алюминия)

2 Al -3 e = Al - ок- ние, вос-ль

3 I + 2 e =2 I- вос- ние, ок- тель

4. взаимодействие меди с хлором:

Cu + Cl = CuCl (хлорид меди(II)

1 Cu - 2 e = Cu- ок-ние, вос-ль

1 Cl + 2 e =2 Cl-вос-ние, ок-тель

Разбираются процессы окисления – восстановления (для 1; 3; 4 реакций) методом электронного баланса и отмечается тип реакций (реакции соединения)

2) Взаимодействие металлов с водой.

- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Записывают уравнения реакций взаимодействия металлов различной активности с водой:

1.При обычной температуре с водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы (в ряду напряжений металлов от Li до Na). При этом выделяется водород и образуется гидроксид. Реакция разбирается на примере натрия:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Са + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

2.Металлы средней активности (находящиеся в ряду напряжений от Mn до Pb включительно) взаимодействуют с водой при нагревании, при этом выделяется водород и образуются оксиды.

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Неактивные металлы (в ряду напряжений после водорода) с водой не взаимодействуют даже при нагревании.

3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжений:

Li K Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Pt Au

- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

Записывают условия проведения реакций взаимодействия металлов с кислотами:

  1. Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

  2. Полученная соль должна быть растворимой;

  3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия цинка и алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

Zn + 2HCl = ZnCl+ H2

2Al + 6 HCl = 2 AlCl + 3 H2

Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO(бурый газ) + 2H2O

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

Li K Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Pt Au

- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».

- Записывают условия проведения реакций взаимодействия металлов с растворами солей:

1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);

  1. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

- Далее просматривается опыт взаимодействия цинка с раствором хлорида меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu


IV. Закрепление и обобщение полученных знаний.

- формирование навыков применять полученные знания, анализировать и делать выводы

- формирование навыков проводить химический эксперимент

-Формирование умений безопасного обращения с веществами.

V. Подведение итогов (рефлексия)

- формирование навыков анализировать и делать выводы


На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.

  1. Взаимодействие меди с кислородом при нагревании;

  2. Взаимодействие магния с раствором серной кислоты;

  3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

- Что можно сказать о химической активности металлов?

- Какие свойства проявляют металлы в окислительно-восстановительных реакциях?

- Какие вещества являются окислителями в этих реакциях?
- Для чего надо знать химические свойства металлов?

Выставление оценок за работу на уроке, комментарии.


Выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов с использованием инструкций.

Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради


- Металлы – активные реагенты, они способны взаимодействовать с простыми и сложными веществами.

- В окислительно-восстановительных реакциях металлы играют роль восстановителей.

- Окислителями металлов в этих реакциях являются неметаллы, ионы водорода и металлов, концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации.

- Чтобы знать где применять металлы и их сплавы с учетом их свойств.



VI. Домашнее задание.

- продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, деятельности.


Пояснения к домашнему заданию:

1. § 8

2.ЗАПОМНИТЬ! Химические свойства металлов

3. Выполнить письменно задания: № 1-5 (тетрадь с печатной основой).

Записывают задание.

Приложения.

Презентация урока «Химические свойства металлов».

Приложение 1. Задания для групп.

Приложение 2. Лабораторная работа «Химические свойства металлов».

Приложение 3. Горение магния.

Приложение 4. Взаимодействие алюминия с йодом.

Приложение 5. Взаимодействие натрия с водой.

Приложение 6. Взаимодействие алюминия с соляной кислотой.

Приложение 7. Взаимодействие меди с конц. азотной кислотой.

Приложение 8. Взаимодействие хлорида меди( II) с цинком.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Химические свойства металлов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Металлы. Общие свойства металлов. Положение металлов в периодической таблице, физические свойства, химические, получение металлов,...
«Химические свойства металлов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение...
«Химические свойства металлов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов
«Химические свойства металлов» iconКонспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)...
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
«Химические свойства металлов» iconТема урока. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Цель: знать физические и химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов, строение их атомов; уметь на основе их...
«Химические свойства металлов» iconУрок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии...
Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов»
«Химические свойства металлов» iconРеферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.»
Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов
«Химические свойства металлов» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
«Химические свойства металлов» iconКонспект урока железо: физические и химические свойства. Цель урока:...
Обучающие: сформировать знания о физико-механических и химических свойствах железа
«Химические свойства металлов» icon«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним
«Химические свойства металлов» iconТема урока: Химические свойства железа
...
«Химические свойства металлов» iconКонспект урока по теме: «Химические свойства и применение этилена» фио (полностью)
Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций
«Химические свойства металлов» iconПлан открытого урока: «Физические и химические свойства металлов»
Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, эор «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория». сайт Teah Pro «Дистанционное...
«Химические свойства металлов» iconУрок 8 класс «Химические свойства оксидов» Цель: Образовательная
Образовательная: обобщить знания учащихся о составе оксидов, распространении их в природе. Рассмотреть классификацию оксидов и химические...
«Химические свойства металлов» iconКонспект урока химические свойства алкенов, применение. Фио шишминцева...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
«Химические свойства металлов» iconТема. Основные конструкционные материалы, применяемые в ортопедической...
Цель. Изучить состав, классификацию, механические, физические, технологические, химические свойства, технологию и область применения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск