МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока химии в 9 классе
в условиях реализации перехода
на ФГОС нового поколения
Тема урока: « Химические свойства металлов»
учитель химии МБОУ «СОШ №46» Обухова И.В.
Учитель
| Обухова И.В.
| Класс
| 9
| Тема урока :
| Химические свойства металлов
| Тип урока :
| урок формирования новых знаний.
| Цель урока :
| сформировать знания о химических свойствах металлов.
| Задачи:
| Образовательные
| -используя межпредметные связи, сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;
- определить взаимосвязи химических свойств металлов со строением их атомов.
| Развивающие
| - формирование навыков анализировать и делать выводы, проводить химический эксперимент;
- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.
- продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков разрешения проблем.
| Воспитательные
| - продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;
| Оборудование урока
| компьютер, мультимедийный проектор;
набор реактивов для проведения лабораторных опытов (медная проволока, магниевый порошок, стальные (канцелярские) скрепки, раствор серной кислоты, раствор сульфата меди (II))
Лабораторное оборудование: спиртовка, пробирки, металлические щипцы, спички.
| Ход урока.
Задачи данного этапа урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Организационный этап.
| Мотивация к активной познавательной деятельности
| Приветствие. Выявление отсутствующих.
Сообщение темы и постановка цели урока .
( Слайд 1)
| Записывают тему урока .
| II. Актуализация знаний.
| используя межпредметные связи (физика), сформировать представление о зависимости физических свойств металлов от их строения.
- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.
| Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства металлов.
Учитель раздает по одному тексту с вопросами на каждый ряд. В каждом тексте по 4 вопроса. Ваша задача – ответить на предложенные вопросы. начиная с последней парты отвечаете на свой вопрос и передаете текст учащимся следующей парты. Затем учащийся первой парты каждого ряда зачитывает ответы.
Задание 1-й группы (ряда) – закончить данные предложения.
Задание 2-й группы (ряда) – ответить на предложенные вопросы
Задание 3-й группы (ряда) – ответить на предложенные вопросы
Вывод:
- Благодаря металлической связи и металлической кристаллической решетке, металлы обладают общими физическими свойствами. Перечислите эти свойства.
| Учащиеся в паре, начиная с последней парты отвечают на свой вопрос и передают текст учащимся следующей парты. Затем учащийся первой парты каждого ряда зачитывает ответы.
Отвечают на вопросы:
1. Если провести диагональ в ПСХЭ Д. И. Менделеева от бора к астату, то в левом нижнем углу будут находиться …(металлы)
2. У металлов на внешнем энергетическом уровне находится небольшое количество электронов
(1-2, реже 3-4 электрона)
3. Радиус атомов металлов сравнительно (большой).
4. Металлические свойства с увеличением порядкового номера в периодах ослабевают, а в группах сверху вниз усиливаются.
Отвечают на вопросы:
1. Тип химической связи в металлах? (металлическая) соответственно тип кристаллической решетки в металлах называется (металлической).
2.Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (Свободные электроны)
3.Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия называется (Пластичность)
4.Какую плотность имеют легкие металлы ? (Плотность менее 5 г/см).Самый легкий металл? (Литий)
Отвечают на вопросы:
1.Металлическая связь обусловлена наличием (свободных) электронов.
2.Лучшие проводники электричества среди металлов? (Серебро, медь)
3.Какую температуру плавления имеют тугоплавкие металлы?
( Т плавл. более 1000С). Самый тугоплавкий металл? (Вольфрам).
4. Свойство поверхностью металла отражать световые лучи называется? (Металлический блеск) - металлический блеск, ковкость, пластичность, тепло- и электропроводность.
| III. Формирование новых знаний.
|
- формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.
- формирование навыков анализировать и делать выводы;
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Описывать свойства металлов на основе наблюдений за их превращениями.
Составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства металлов, и рассматривать их с позиций теории ОВР.
- формирование навыков анализировать и делать выводы;
.
- формирование навыков анализировать и делать выводы;
- формирование навыков анализировать и делать выводы;
| Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):
Мы должны к заключению урока:
знать общие химические свойства металлов;
уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
получить навыки проведения химических реакций.
Общие физические свойства металлов обусловлены особенностями их строения. Будут ли эти особенности влиять на химические свойства металлов?
М – n e M
(окисление, вос-ль)
Для того, чтобы прошла реакция, необходимо наличие окислителя. Какие вещества могут выступать как окислители при взаимодействии с металлами?
Просматриваем видеофрагменты опытов и запишем уравнения реакций взаимодействия этих веществ с металлами:
1) Взаимодействие металлов с простыми веществами- неметаллами (слайд 2)
Запишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества. Укажите тип реакции. Составьте электронный баланс для 1;3 и 4 реакций.
2) Взаимодействие металлов с водой (слайды 3-4)
Просматриваем видеофрагмент опыта взаимодействия натрия с водой и запишите уравнения реакций взаимодействия металлов с водой в зависимости от условий, укажите тип реакций:
Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода. При этом образуются щелочи. Менее активные металлы взаимодействуют с водой только в раскаленном виде, образуя оксиды. Малоактивные металлы с водой не взаимодействуют.
3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению в ряду напряжений металлов. (слайд5)
Просматриваем видеофрагмент опытов взаимодействия цинка и алюминия с раствором соляной кислоты ( слайд 6) и взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой (слайд 7)
4. Взаимодействие с солями с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения (слайд 8)
Просматриваем видеофрагмент опыта взаимодействия цинка с раствором хлорида меди (II) (слайд 9)
В реакциях металлов с растворами солей каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее.
Выводы по теме урока. (слайд 10)
Металлы вступают в реакцию:
1.С неметаллами
2.С водой (с учетом условий)
3.С кислотами (с учетом правил ряда напряжений металлов)
4.С солями (с учетом правил ряда напряжений металлов)
|
- Да, т.к. электроны слабо связаны с ядром атома, можно предположить, что металлы будут отдавать электроны, т.е. являться восстановителями в окислительно-восстановительных реакциях. 1) Простые вещества-неметаллы
( кислород, галогены, сера, и др).
2) Вода.
3) Кислоты
4) Соли Записывают в тетрадях уравнения реакций взаим-я металлов с неметаллами..
3 человека составляют на доске электронный баланс для 1;3 и 4 реакций.
1) Взаимодействие металлов с неметаллами:
1. Горение магния:
2 Mg + O = 2 MgO (оксид магния)
Реакция соединения
2 Mg– 2 e = Mg-ок-ние, вос-ль
1 O + 4 e = 2 О- вос-ние, ок-ль
2. горение железа:
3Fe + 2O2 = FeO(железная окалина)
3.взаимод-е алюминия с йодом
2Al +3 I = 2 Al I(иодид алюминия)
2 Al -3 e = Al - ок- ние, вос-ль
3 I + 2 e =2 I- вос- ние, ок- тель
4. взаимодействие меди с хлором:
Cu + Cl = CuCl (хлорид меди(II)
1 Cu - 2 e = Cu- ок-ние, вос-ль
1 Cl + 2 e =2 Cl-вос-ние, ок-тель
Разбираются процессы окисления – восстановления (для 1; 3; 4 реакций) методом электронного баланса и отмечается тип реакций (реакции соединения)
2) Взаимодействие металлов с водой.
- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».
Записывают уравнения реакций взаимодействия металлов различной активности с водой:
1.При обычной температуре с водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы (в ряду напряжений металлов от Li до Na). При этом выделяется водород и образуется гидроксид. Реакция разбирается на примере натрия:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Са + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
2.Металлы средней активности (находящиеся в ряду напряжений от Mn до Pb включительно) взаимодействуют с водой при нагревании, при этом выделяется водород и образуются оксиды.
Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
3. Неактивные металлы (в ряду напряжений после водорода) с водой не взаимодействуют даже при нагревании.
3. Взаимодействие с кислотами с учетом правил по положению металлов в ряду напряжений:
Li K Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Pt Au
- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».
Записывают условия проведения реакций взаимодействия металлов с кислотами:
Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Полученная соль должна быть растворимой;
Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.
Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия цинка и алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.
Zn + 2HCl = ZnCl+ H2
2Al + 6 HCl = 2 AlCl + 3 H2
Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO(бурый газ) + 2H2O
4. Взаимодействие с солями
с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения
Li K Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Pt Au
- Работа с таблицей «Электрохимический ряд напряжений металлов».
- Записывают условия проведения реакций взаимодействия металлов с растворами солей:
1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы
- Далее просматривается опыт взаимодействия цинка с раствором хлорида меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:
Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu
| IV. Закрепление и обобщение полученных знаний.
| - формирование навыков применять полученные знания, анализировать и делать выводы
- формирование навыков проводить химический эксперимент
-Формирование умений безопасного обращения с веществами.
V. Подведение итогов (рефлексия)
- формирование навыков анализировать и делать выводы
| На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.
Взаимодействие меди с кислородом при нагревании;
Взаимодействие магния с раствором серной кислоты;
Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)
- Что можно сказать о химической активности металлов?
- Какие свойства проявляют металлы в окислительно-восстановительных реакциях?
- Какие вещества являются окислителями в этих реакциях? - Для чего надо знать химические свойства металлов?
Выставление оценок за работу на уроке, комментарии.
| Выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов с использованием инструкций.
Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради
- Металлы – активные реагенты, они способны взаимодействовать с простыми и сложными веществами.
- В окислительно-восстановительных реакциях металлы играют роль восстановителей.
- Окислителями металлов в этих реакциях являются неметаллы, ионы водорода и металлов, концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации.
- Чтобы знать где применять металлы и их сплавы с учетом их свойств.
| VI. Домашнее задание.
| - продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, деятельности.
| Пояснения к домашнему заданию:
1. § 8
2.ЗАПОМНИТЬ! Химические свойства металлов
3. Выполнить письменно задания: № 1-5 (тетрадь с печатной основой).
| Записывают задание.
| Приложения.
Презентация урока «Химические свойства металлов».
Приложение 1. Задания для групп.
Приложение 2. Лабораторная работа «Химические свойства металлов».
Приложение 3. Горение магния.
Приложение 4. Взаимодействие алюминия с йодом.
Приложение 5. Взаимодействие натрия с водой.
Приложение 6. Взаимодействие алюминия с соляной кислотой.
Приложение 7. Взаимодействие меди с конц. азотной кислотой.
Приложение 8. Взаимодействие хлорида меди( II) с цинком. |