№
п/п
| №
урока
|
Тема урока
|
Цели и задачи урока
| Практические,
лабораторные работы, демонстрации.
| д/з
|
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч).
|
1
| 1
| Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической
системе Д.И.Менделеева
| Дать план общей характеристики химического
элемента по его положению в Периодической
системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла. Повторить о строении атома, химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ОВР и ТЭД.
| Д. получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; основания и кислоты(CaO, SO2, Ca(OH)2, H2SO4)
| П. 1
|
2
| 2
| Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической
системе Д.И.Менделеева
| Дать план общей характеристики химического
элемента по его положению в Периодической
системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-неметалла Повторить о строении атома, химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ОВР и ТЭД. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции.
|
| П. 1
|
3
| 3
| Амфотерные оксиды и гидроксиды
| Продолжить формирование умения давать характеристику элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерности. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ.
| Д. Свойства гидроксида хрома.
Лаб.раб.№1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
| П. 2
|
4
| 4
| Урок-упражнение по описанию свойств элементов на основании его положения в Периодической
системе Д.И.Менделеева
| Научить давать общую характеристику элемента-неметалла. Повторить о строении атома, химической связи, о классификации
неорганических веществ и их свойствах в свете ОВР и ТЭД. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции.
|
| П.2
|
5
| 5
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.
| Обобщить знания о строении атома, химических элементах, их классификации. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона.
|
| П.3
|
6
| 6
| Повторение свойств классов соединений в свете ОВР и ТЭД.
| Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме.
|
|
|
2. МЕТАЛЛЫ (18ч)
|
7
| 1
| Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов.
Общие физические свойства металлов.
| Обобщить и расширить сведения о металлах, их классификации, значении металлов в истории человеческой цивилизации. Сплавы черные и цветные, художественное литье.
Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения их атомов и кристаллов. Относительность деления на металлы и неметаллы.
Обобщить и расширить сведения о физических свойствах металлов и их классификации.
| Д. образцы изделий из металлов, коллекции монет.
Лаб.раб. №2. Ознакомление с образцами металлов.
| П.4
П. 5
П. 6
|
8
| 2
| Общие химические свойства металлов.
| Обобщить и повторить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие с кислородом, неметаллами, водой. Обобщить знания о химических свойствах металлов: особенности взаимодействия с растворами кислот и солей. Повторить особенности протекания реакций металлов с растворами электролитов. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.
| Д. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Лаб.раб. №3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
| П.8
|
9
| 3
| Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
| Дать понятие о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии
| Д. Коррозия металлов (результаты опытов) и способов защиты от коррозии.
| П.10
|
10
| 4
| Сплавы.
| Дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах. Познакомить с важнейшими сплавами и их значением в жизни общества.
| Д. Ознакомление с коллекцией сплавов.
| П.7
|
11
| 5
| Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
| Познакомить с природными соединениями металлов и с самородными металлами. Дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть ее разновидности: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
| Д.Изучение образцов руд черных и цветных металлов.
| П.9
|
12
| 6
| Общая характеристика элементов главной подгруппы 1группы.
| Дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить металлическую связь и металлическую кристаллическую решетку, свойства основных оксидов и щелочей. Химические свойства щелочных металлов.
| Д. Образцы щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов.
Взаимодействие лития и натрия с водой.
| П.11
|
13
| 7
| Соединения щелочных металлов.
| Познакомить с соединениями щелочных металлов, свойствами основных оксидов и щелочей. Получение и применение NaOH , KOH. Познакомить с солями и их представителями: сода, поваренная соль.
| Д. Химические свойства гидроксидов натрия и калия. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов.
| П.11
весь
|
14
| 8
| Общая характеристика элементов главной подгруппы 2группы.
| Дать сравнительную характеристику щелочноземельным металлам: строение атомов, физические и химические свойства простых веществ. Взаимодействие их с кислородом, хлором, оксидами металлов.
| Д. Горение магния. Взаимодействие кальция с водой, серой и хлором.
| П.12
|
15
| 9
| Соединения щелочноземельных металлов.
| Познакомить с соединениями щелочноземельных металлов, свойствами основных оксидов и гидроксидов: их строение и основные свойства, получение, применение.
Познакомить с основными представителями солей щелочноземельных металлов: сульфиды, сульфаты, фосфаты.
| Д. Свойства негашеной и гашеной извести.
Лаб.раб.№4 Ознакомление образцами природных соединений кальция, натрия, алюминия, железа
| П.12
|
16
| 10
| Алюминий, его физические и химические свойства.
.
| Дать характеристику строения атома алюминия. Познакомить учащихся с алюминием как простым веществом, его физическими и химическими свойствами, применением на основе этих свойств. Алюминотермия.
Повторить понятие амфотерность. Познакомить с получением и свойствами гидроксида алюминия.
| Д.1. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия.
2. Коллекция сплавов алюминия.
Лаб.раб. №5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
| П.13
|
17
| 11
| Соединения алюминия.
| Распространенность алюминия в природе. Познакомить с соединениями алюминия: алюмосиликаты, бокситы, глинозем, корунд и его разновидности, соли алюминия.
| Д. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.
| П.13
|
18
| 12
| Железо, его физические и химические свойства.
| Дать характеристику строения атома железа и степени окисления: +2 и +3. Познакомить учащихся с железом как простым веществом, его физическими и химическими свойствами, применением на основе этих свойств. Железо в природе: оксидные и сульфидные руды.
| Д. Взаимодействие железа с серой, растворами кислот и солей.
Рассмотрение руд железа.
| П.14
|
19
| 13
| Генетический ряд Fe 2+ и Fe 3+
| Познакомить с соединениями со степенью окисления +2 согласно ряду: Fe – FeCl – Fe(OH)2 – FeO – Fe, с основным характером оксида и гидроксида железа. Качественные реакции на ионы железа +2.
Познакомить с соединениями со степенью окисления +3 согласно ряду: Fe – FeCl 3– Fe(OH)3 – Fe2O3 – Fe, с основным характером оксида и гидроксида железа. Качественные реакции на ионы железа +2. биологическая роль железа в природе.
| Лаб.раб.№6. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+
| П.14
|
20
| 14
| Химический практикум. Прак.раб.№1. Осуществление цепочки химических превращений металлов
| Осуществить практически качественные реакции на ионы металлов.
| Пр. работа №1
| Стр.84
|
21
| 15
| Химический практикум. Прак.раб.№2.
Получение и свойства соединений металлов.
| Повторить свойства соединений металлов.
| Пр. работа №2
| Стр.84-85
|
22
| 16
| Химический практикум. Прак.раб.№3. Решение экспериментальных задач
| Отработать умение решать экспериментальные задачи Повторить и отработать умение решения задач на определение доли выхода продукта реакции от теоретического возможного.
| Пр. работа №3
| Стр. 86
|
23
| 17
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы
| Обобщить знания по теме «Металлы», решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе
|
| Повто
рить
|
24
| 18
| Контрольная работа по теме «Металлы».
| Осуществить контроль знаний по теме «Металлы»
|
|
|
3. НЕМЕТАЛЛЫ (24ч).
|
25
| 1
| Общая характеристика неметаллов.
| Используя антитезу с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения неметаллов и их физические свойства. Повторить понятие электроотрицательность как меры неметалличности, ряд ЭО. Дать понятие аллотропия.
Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Витамины, гормоны.
| Д. Образцы неметаллов различных агрегатных состояний.
Д. Образцы витаминных препаратов. Иллюстрации с авитаминозами и гормональными нарушениями у людей и животных.
| П.15
П.16
|
26
| 2
| Водород.
| Рассмотреть положение в в ПСХЭ Д.И.Менделеева, особенности строения атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение..
|
| П.17
|
27
| 3
| Общая характеристика галогенов.
| Дать общую характеристику галогенов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: свободных атомов, простых веществ и сложных веществ. Познакомить с закономерностью в изменении их физических и химических свойств в зависимости от увеличения порядкового номера химического элемента.
| Д. Образцы галогенов – простых веществ.
Взаимодействия их с натрием, алюминием.
| П.18
|