Скачать 104.27 Kb.
|
ТЕМА УРОКА «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» Цель: 1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты. 2. Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним. Задачи урока
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций): а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос; в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы. 3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами. Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы. Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2. Планируемые результаты обучения В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать: а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты; б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации. Уметь (владеть способами познавательной деятельности): а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей; б) уравнения реакций ионного обмена; в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций; г) пользоваться таблицей растворимости. План:
Ход урока.
А на прошлых уроках вы узнали о основных положениях теории электролитической диссоциации. Давайте повторим то, что вы узнали :
Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. По характеру образующихся ионов различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли. 5.Дайте определение классу кислот. Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы________________ и анионы ________________________________. 6.Исходя из определения выведите общую формулу кислот. (показать формулу на опорном сигнале). ОБЩАЯ ФОРМУЛА КИСЛОТ Н+х А-х 7. На столе учителя стоят склянки с различными реактивами( вызываю ученика с просьбой отобрать реактивы с кислотами). Работаем с таблицей из классной работы и проводим классификацию кислот.
1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах. На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества. Запах – большинство кислот не обладают запахом однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный. Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа. Запись в тетради:
а) жидкости (кроме кремниевой кислоты), б) без цвета, в) без запаха, г) кислые на вкус. Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства. Запись в тетради:
2.1. Как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне.. Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы. После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта. К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради. Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал 1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот. 2 группа: Взаимодействие кислот с металлами. 3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами. 4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами). 5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями. 6 группа: Взаимодействие кислот с солями. Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям ПРИЛОЖЕНИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ: На столе у каждого учащегося лежит листок формата А4 с классной работой в течение урока учитель руководит работой классного коллектива. Ф.И._______________________________ 8 «____» класс Дата ____________ Урок №____ТЕМА :« Кислоты, их классификация и химические свойства в свете ТЭД » Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. По характеру образующихся ионов различают три типа электролитов: кислоты, основания, соли. Кислотами называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы________________ и анионы ________________________________. ОБЩАЯ ФОРМУЛА КИСЛОТ Н+х А-х У кислот сложная классификация, добавим еще несколько признаков
Химические свойства кислот: 1. Диссоциация кислот ___НСl→ ________ ; H2SO4→ _____________________Все кислоты при диссоциации образуют Н+, которые обуславливают ряд общих свойств кислот: кислый вкус, изменение окраски индикатора ( лакмус ______________; метилоранж___________________) Взаимодействие с другими веществами. ЗАПОМНИТЕ! Катионы Н+, могут замещаться катионами металлов, поэтому кислоты взаимодействуют с веществами, которые содержат в своем составе металл 2. Реакция замещения с металлами кислота + металл →соль + водород Кислоты взаимодействуют с металлами при следующих условиях: - металл находится в ряду напряжений до водорода ( Н2); -в ходе реакции образуется растворимая соль ; - для таких реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы ( I(A)) , т.к. они сначала взаимодействуют с водой, а затем продукты реакции с кислотой - c металлами реагируют только растворимые кислоты Zn + HCl → ______________________________________________________________ Pb + H2SO4 →_____________________________________________________________ Cu + HCl → _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3. Реакция обмена с оксидами металлов ( с.о. металла от +1 до +4 ) Реакция проходит при нагревании кислота + оксид металла →соль + вода CuО + HCl → ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Реакция обмена между кислотой и основанием ( р-ция нейтрализации). Эта реакция универсальна и осуществима между любыми кислотами и любыми основаниями. А) щелочь( растворимое основание) + кислота→соль + вода _____________________________________________________________________________ Б) нерастворимое основание + кислота →соль + вода ____________________________________________________________________________ 5. Реакция ионного обмена кислота + соль→ новая соль +новая кислота Осуществима только если , в результате реакции образуется ↓ ( осадок), или газ↑ Для реакции лучше всего взять сильную кислоту и соль слабой, летучей кислоты. HCl + _________ → _________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Задание № С какими из перечисленных веществ взаимодействует раствор серной кислоты Оксид калия, гидроксид калия, соляная кислота , алюминий, гидроксид цинка, силикат натрия, оксид углерода (II), ртуть, алюминий. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прикрепленный файл в электронном журнале Внимательно изучите теорию по теме «Кислоты»
КИСЛОТЫ - _________________________________________________________________________
выпишите: А) формулы кислот _____________________________________________________ Б) формулы бескислородных кислот ____________________ кислородосодержащих В) формулы одноосновных ______________ двухосновных __________трёхосновных ____________ 3.Внимательно изучите химические свойства кислот, обратите внимание на условия, при каких эта реакция осуществима. Запишите молекулярные и ионные уравнения практически осуществимых реакций, воспользовавшись правилом: Реакции ионного обмена в растворах электролитов осуществимы ( протекают до конца ) только в тех случаях, когда в результате реакции:1.образуется осадок ↓; 2. образуется газ↑; 3. образуется слабый электролит. Допишите уравнения возможных реакций. Объясните, по какой причине невозможно протекание данной химической реакции. Приведите молекулярные и ионные уравнения Cr(OH)3 + HNO3 → ZnO + H2SO4 → Hg + HCl → Mg + H2SO4 → Fe2O3 + HNO3 → CaCO3 + HNO3 → 4.С какими из перечисленных веществ реагирует раствор соляной кислоты. Приведите молекулярные и ионные уравнения реакций. Mg, Ba(OH)2, Cu, Ag NO3 , SO3 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать представление о составе и строении и свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации; продолжить формирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для осознания и осмысления свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Тематическое планирование уроков химии в 9 классе Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | ||
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории... Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации | ||
Моу климовская сош №2 Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых... | Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Создание условий для обобщения понятия кислоты и формирования представлений о химических свойствах растворов кислот на... | Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,... | ||
Тема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории... | Тема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации» Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы... | ||
Электролитическая диссоциация ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование знаний учащихся о составе и физических свойств кислот, изучить химические свойства кислот |