Скачать 201.25 Kb.
|
Медиа - урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» Учитель высшей категории Скрыпникова С.Н. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О.С.Габриелян// Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. М.: Дрофа, 2004 Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах солей. Задачи урока 1. Образовательная: изучить химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации. 2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами. Планируемые результаты обучения В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать:
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности. Форма проведения: практикум. Содержание 1. Ценностные отношения:
(применение соды, соли, медного купороса и т.д.),
2. Знания
3. Способы действий
2)новые
Подготовка к уроку Оборудование и реактивы:
На столах учащихся:
Макроструктура урока: 1 этап - организационный . 2 этап - актуализация знаний учащихся 3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности -4 этап - домашнее задание 5 этап - подведение итогов урока .. 6 этап - рефлексия. План урока
Структура урока I. Мотивация Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите еду, которая не имеет соли? Например: суп, картофель, макароны, различные виды каш. И действительно мы настолько привыкли использовать соль в нашей жизни, что не представляет и дня без нее. А сколько пословиц, говорит нам о пользе соли? (слайд №1)? Слайд № 1 Соль играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических солях, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством солей надо обращаться е осторожно. Соли повсеместно используются как в производстве, так и в повседневной жизни. Соли соляной кислоты: хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.Соли серной кислоты: в строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы гипс (дигидрат сульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс. Соли азотной кислоты нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами. Из ортофосфатов важнейшим является ортофосфат кальция. Эта соль служит основной составной частью минералов — фосфоритов и апатитов. Фосфориты и апатиты используются в качестве сырья в производстве фосфорных удобрений, например, суперфосфата и преципитата. Соли угольной кислоты: карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести. Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла. Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора. Слайд №2 Даже народные былины и сказки, говорят нам о важности этих веществ. Вот, например есть старинная словацкая сказка - Соль и золото: Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли. Слайд №3 Мы же поговорим о солях в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» Слайд №4 II. Целеполагание Определим цель и задачи урока. Цель урока: расширить и углубить наши представления о солях, ведь они так важны для человека. Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме. Прошу вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока. (Листы учёта знаний по теме ученики получают перед изучением каждой темы, это помогает сделать процесс обучения целенаправленным, учит учащихся выделять главное при изучении темы, осуществлять целеполагание в системе). Лист учёта знаний учащегося по теме: «Электролитическая диссоциация» (заполняет ученик) Класс………………………………………………………………………… Фамилия, имя учащегося…………………………………………………..
(Учащиеся выделяют пункты: I - 1,4; II - 2,3,5; III - 2,3,4,5,7,8. Учитель корректирует.) Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для «нехимического» взгляда предложении.
Слайд № 5 Итак, первый этап урока пройден. - Понятны ли вам тема, цель и задачи урока? Тогда переходим к химической разминке. III. Подготовка к восприятию нового материала 1. Химическая разминка а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы. б) Упражнение на синтез знаний Слайд № 6 Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос. - Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с солями? (Соли взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, кислотами, основаниями, солями) Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации. Слайд № 7 IV. Изучение нового материала Лабораторный опыт Тема: «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации». Работа с инструкционной картой Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель. Техника безопасности - Вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.) Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки. Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране (слайд №7). - Как объясняет ТЭД химические свойства солей? - Почему у солей есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока. Инструкционная карта Класс Фамилия, имя учащегося……………………………………………………… Лабораторный опыт Опыт №1 Взаимодействие солей с гидроксидами: со щелочами и кислотами Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о возможности протекания реакций между солями и гидроксидами в свете ионных представлений. Содержание и порядок выполнения работы: 1) Взаимодействие со щелочами 1. Слейте попарно растворы следующих веществ: 1-я пробирка - гидроксид натрия и сульфат железа (III). 2-я пробирка - гидроксид калия и сульфат аммония. 3-я пробирка - гидроксид натрия и хлорид бария. 2. немного нагрейте 2-ю пробирку. Слайд №8 2) Взаимодействие с кислотами Смешать в пробирке немного раствора нитрата серебра с разбавленной соляной кислотой. Наблюдается выделение белого творожистого осадка. Эта реакция является качественной на катион серебра Ag+ и анион СI - .Написать уравнения реакций. 3. Оформите таблицу.
Ответьте на вопрос: При каких условиях соли взаимодействуют со щелочами и кислотами? Слайд №9 Опыт №2 Взаимодействие солей с металлами Цель: на основании проведенных опытов сделать обобщенный вывод об особенностях взаимодействия солей с металлами. Содержание и порядок выполнения работы 1. Поместите в 1-ю пробирку железную проволоку, во вторую медную. 2. Налейте 1-ю и пробирку 2 мл раствора сульфата меди(II), 2ю-раствор сульфата железа(II). 3. Через 5 мин. Извлеките металлические тела и рассмотрите их. Оформите отчет в виде таблицы.
Сделайте вывод о том, в какой пробирке произошла химическая реакция. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде взаимодействия хлорида мели(II) с железом, учитывая, что при этом образуется хлорид железа (II). Слайд №10 Опыт №3 Взаимодействие солей между собой 1 - К раствору хлорида бария в пробирке прилить раствор сульфата калия. 2- К раствору нитрата бария прилить раствор сульфата магния. В обоих случаях наблюдается выпадение белого осадка. Эта реакция является качественной на катион Ba2+ и анион SO42 3. Оформите таблицу.
Ответьте на вопрос: Какая соль выпадает в осадок и какие соли образуются в растворе в первом и во втором случае? Слайд №11 Общий вывод Ответьте на вопросы (устно): 1. Каковы общие свойства солей? 2. Как объяснить тот факт, что соли имеют общие свойства? (Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.) Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы. 1. Каковы химические свойства солей? Соли взаимодействуют: а) кислотами, с образованием другой соли и кислоты Слайд № 6 б) щелочами, с образованием оснований и солей Слайд №7 в) с металлами, более активными, с образованием другой соли и другого металла. Слайд № 7 г) между собой, с образованием нерастворимо соли. Слайд № 8 (Обсуждаются результаты опытов). 2. Почему соли обладают сходными свойствами? Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций. V. Закрепление «Химический цветок» В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с сульфатом меди? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, HCI, Mg). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, NaOH, Na2 SiO3, HCI, Mg. Слайд №12 VI. Домашнее задание 1) Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ ( Zn, NaOH, Na2SiO3, HCI) с сульфатом меди. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде. VII. Подведение итогов урока Подведём итог урока. - Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? В листках учёта заполните графу «самооценка». |
Тема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации» Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы... | Урок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать... | ||
Тематическое планирование уроков химии в 9 классе Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации | Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение | ||
«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации» Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации | Светлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль» Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации | ||
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Электролитическая диссоциация ... | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине... | Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Служит для проверки знаний о свойствах солей, но понятие электролитической диссоциации раскрыто мало | Теория электролитической диссоциации 9 класс Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства |