Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации»





Скачать 201.25 Kb.
НазваниеУрок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации»
Дата публикации28.07.2014
Размер201.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Медиа - урок по химии

в 8 классе

«Химические свойства солей

с позиции теории электролитической диссоциации»

Учитель высшей категории Скрыпникова С.Н.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О.С.Габриелян// Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. М.: Дрофа, 2004

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах солей.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

  • а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

  • б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

  • в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

  • а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, соли;

  • б) химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • а) составлять уравнения электролитической диссоциации солей, оснований, кислот;

  • б) уравнения реакций ионного обмена;

  • в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства солей, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

  • г) пользоваться таблицей растворимости.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности. Форма проведения: практикум.

Содержание

1. Ценностные отношения:

  • помочь осознать практическую и личностную значимость данной темы .

(применение соды, соли, медного купороса и т.д.),

  • развитие интеллектуальной культуры (умение анализировать, сравнивать свойства разных солей в зависимости от их строения).

  • Развитие исследовательской культуры ( умение ставить эксперимент, доказывать свойства солей).

  • Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (умение работать во времени, самоконтролировать и корректировать свою деятельность)

  • Развитие коммуникативной культуры (умение общаться)

  • Развитие рефлексивной культуры (умение выделять узловые моменты).

2. Знания

  1. Опорные

  • понятие солей
    химические свойства
    теория электролитической диссоциации
    ионные уравнения.

  1. Новые

  • химические свойства солей
    применение солей

3. Способы действий


  1. опорные

  • составление формул по степени окисления
    растворимость веществ
    составление уравнений реакций
    составление ионных уравнений

2)новые

  • составление уравнений реакций характерных для солей.

  • умение ставить эксперимент

Подготовка к уроку

Оборудование и реактивы:

  1. Слайды по теме: «Соли», проектор.

  2. Металлы – ;железо (проволовка); гидроксиды: NaOH, KOH, Сu(OH)2; кислоты: HNO3, Н2SO4; метилоранж, лакмус, фенолфталеин; соли: АgNO3, FeSO4, (NH4)2SO4, ВаCl2, Na2SiO3, NaNO3, Fe2(SO4)3, CuSO4,

  3. Карточки с формулами солей для «химической разминки».  

На столах учащихся:

  1. Оборудование и реактивы к лабораторному опыту.

  2. Инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.

  3. Лист учёта знаний учащихся по теме: «Электролитическая диссоциация».

  4. Сигнальные карты (карточки из бумаги красного и зелёного цвета, ученик ставит карточку красного цвета, если он испытывает затруднения и ему требуется помощь учителя и зелёную, если он выполнил работу и готов дальше работать самостоятельно).

Макроструктура урока:

1 этап - организационный .

2 этап - актуализация знаний учащихся

3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности

-4 этап - домашнее задание

5 этап - подведение итогов урока ..

6 этап - рефлексия.

План урока

этап

Информационный блок

Операционный блок

Рефлексивный блок

Методический блок

1

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

- подготовка учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм

Психологическая подготовка к общению на уроке




2

- что называется солями?

- как могут быть получены соли?

- на какие группы можно разделить соли?

- какой тип кристаллической решетки характерен для солей?

- что вам известно о химических свойствах солей?

- кратко, четко отвечать на поставленные вопросы

- стремление показать уровень знаний по данной теме, самоутвердиться, проверить себя.

беседа

3

- определение солей;

- классификация солей: среднее, кислые, основные;

- химические свойства солей;

- применение.

- внимание;

- работа по группам с инструктивными картами;

- выполнение заданий;

- выполнение эксперимента;

- записи в тетради.

работать в ритме с другими, помогать слабым ученикам, осознать значимость данной темы

интерактивный режим;

- проблемное обучение;

- работа по группам, коллективное обучение;

-практический эксперимент.

4

Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся

- выставление оценок в дневники

удовлетворение от выполненной работы

- сообщение учителя;

- подведение итогов самими учащимися.

5

П. 41, упр. 5, стр.52 упр.6, стр.53

Записи в дневник




Общее задание

6

Инициировать и иненсифицировать рефлексию учащихcя по поводу своего психоэмоционального состояния

- оценить свое эмоциональное состояние и уровень полученных знаний

- комфортно ли работать в группе, доволен ли собой

Метод «координат»

Структура урока

I. Мотивация

Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите еду, которая не имеет соли? Например: суп, картофель, макароны, различные виды каш. И действительно мы настолько привыкли использовать соль в нашей жизни, что не представляет и дня без нее. А сколько пословиц, говорит нам о пользе соли? (слайд №1)? 

Слайд № 1

Соль играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических солях, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством солей надо обращаться е осторожно. Соли повсеместно используются как в производстве, так и в повседневной жизни. Соли соляной кислоты: хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.Соли серной кислоты: в строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы гипс (дигидрат сульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс. Соли азотной кислоты нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами. Из ортофосфатов важнейшим является ортофосфат кальция. Эта соль служит основной составной частью минералов — фосфоритов и апатитов. Фосфориты и апатиты используются в качестве сырья в производстве фосфорных удобрений, например, суперфосфата и преципитата. Соли угольной кислоты: карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести.

Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла.
Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.

Слайд №2

Даже народные былины и сказки, говорят нам о важности этих веществ. Вот, например есть старинная словацкая сказка - Соль и золото: Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Слайд №3

Мы же поговорим о солях в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации»

Слайд №4

II. Целеполагание

Определим цель и задачи урока.

Цель урока: расширить и углубить наши представления о солях, ведь они так важны для человека. Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме. Прошу вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока.

(Листы учёта знаний по теме ученики получают перед изучением каждой темы, это помогает сделать процесс обучения целенаправленным, учит учащихся выделять главное при изучении темы, осуществлять целеполагание в системе).

Лист учёта знаний учащегося по теме:

«Электролитическая диссоциация» (заполняет ученик)

Класс…………………………………………………………………………

Фамилия, имя учащегося…………………………………………………..



п/п

Знания, умения

Самооценка

оценка

знаю

хорошо

частично

не

знаю

I .

Я буду знать:

 

 

 

 

1

Определение понятий:

электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты, основания, соли, химическое равновесие, качественные реакции













2

Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия













3

Качественные реакции на анионы и катионы













4

Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД и ОВР













II .

Я буду уметь:













1

Составлять уравнения ЭД кислот, оснований и солей













2

Пользоваться таблицей растворимости













3

Составлять уравнения реакций ионного обмена













4

Решать задачи «на избыток»













5

Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами













6

Решать экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и знания качественных реакций на анионы













III .

ОУУН (обще-учебные умения, навыки)

Умею хорошо

С помощью учителя

Ещё не умею

 

1

Планировать свою учебную деятельность













2

Активно участвовать в организации работы в паре













3

Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности













4

Уметь выделять главное, делать выводы













5

Слушать объяснение учителя













6

Работать с дополнительной литературой













7

Отвечать на вопросы в соответствии с их характером













8

Составлять и использовать таблицы













9

Вести записи в тетради в соответствии с требованиями













(Учащиеся выделяют пункты: I - 1,4; II - 2,3,5; III - 2,3,4,5,7,8. Учитель корректирует.)

Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для «нехимического» взгляда предложении.

  • Что такое диссоциация?

  • Что такое электролиты?

  • На какие ионы распадаются соли в растворах?

  • Какое определение даёт эта теория солям?

Слайд № 5

Итак, первый этап урока пройден.

- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?

Тогда переходим к химической разминке.

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Химическая разминка

а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.

б) Упражнение на синтез знаний

Слайд № 6

Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.

- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с солями? (Соли взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, кислотами, основаниями, солями)

Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.

Слайд № 7

IV. Изучение нового материала

Лабораторный опыт

Тема: «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации».

Работа с инструкционной картой

Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.

Техника безопасности

- Вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)

Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.

Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране (слайд №7).

- Как объясняет ТЭД химические свойства солей?

- Почему у солей есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.



Инструкционная карта

Класс

Фамилия, имя учащегося………………………………………………………

Лабораторный опыт

Опыт №1 Взаимодействие солей с гидроксидами: со щелочами и кислотами

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о возможности протекания реакций между солями и гидроксидами в свете ионных представлений.
Содержание и порядок выполнения работы:

1) Взаимодействие со щелочами

1. Слейте попарно растворы следующих веществ:

1-я пробирка - гидроксид натрия и сульфат железа (III).

2-я пробирка - гидроксид калия и сульфат аммония.

3-я пробирка - гидроксид натрия и хлорид бария.

2. немного нагрейте 2-ю пробирку.

Слайд №8
2) Взаимодействие с кислотами

Смешать в пробирке немного раствора нитрата серебра с разбавленной соляной кислотой. Наблюдается выделение белого творожистого осадка. Эта реакция является качественной на катион серебра Ag+ и анион СI - .Написать уравнения реакций.

3. Оформите таблицу.

Что делали


Уравнения реакций

в молекулярном и ионном виде


Признаки реакций


1.






2






3







Ответьте на вопрос: При каких условиях соли взаимодействуют со щелочами и кислотами?

Слайд №9

Опыт №2 Взаимодействие солей с металлами

Цель: на основании проведенных опытов сделать обобщенный вывод об особенностях взаимодействия солей с металлами.

Содержание и порядок выполнения работы

1. Поместите в 1-ю пробирку железную проволоку, во вторую медную.

2. Налейте 1-ю и пробирку 2 мл раствора сульфата меди(II), 2ю-раствор сульфата железа(II).

3. Через 5 мин. Извлеките металлические тела и рассмотрите их. Оформите отчет в виде таблицы.


Что делали

Формула соли


Цвет раствора соли


Изменение на поверхности металла


Изменение цвета раствора


1.










2.










3.











Сделайте вывод о том, в какой пробирке произошла химическая реакция.

Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде взаимодействия хлорида мели(II) с железом, учитывая, что при этом образуется хлорид железа (II).

Слайд №10
Опыт №3 Взаимодействие солей между собой
1 - К раствору хлорида бария в пробирке прилить раствор сульфата калия.

2- К раствору нитрата бария прилить раствор сульфата магния.

В обоих случаях наблюдается выпадение белого осадка. Эта реакция является качественной на катион Ba2+ и анион SO42

3. Оформите таблицу.

Что делали


Уравнения реакций

в молекулярном и ионном виде

Признаки реакций


1.






2






3







Ответьте на вопрос: Какая соль выпадает в осадок и какие соли образуются в растворе в первом и во втором случае?

Слайд №11

Общий вывод

Ответьте на вопросы (устно):

1. Каковы общие свойства солей?

2. Как объяснить тот факт, что соли имеют общие свойства?

(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)

Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. Каковы химические свойства солей?

Соли взаимодействуют:

а) кислотами, с образованием другой соли и кислоты

Слайд № 6

б) щелочами, с образованием оснований и солей

Слайд №7

 в) с металлами, более активными, с образованием другой соли и другого металла.

Слайд № 7

г) между собой, с образованием нерастворимо соли.

Слайд № 8

(Обсуждаются результаты опытов).

2. Почему соли обладают сходными свойствами?

Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций.

V. Закрепление

«Химический цветок»

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с сульфатом меди? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, HCI, Mg). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, NaOH, Na2 SiO3, HCI, Mg.

Слайд №12

VI. Домашнее задание

1) Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ ( Zn, NaOH, Na2SiO3, HCI) с сульфатом меди. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.

VII. Подведение итогов урока

Подведём итог урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

В листках учёта заполните графу «самооценка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconТема урока: «Химические свойства солей с позиции электролитической диссоциации»
Готовые поделки были представлены на выставке «Мастерим сами». Оформлен уголок «Читаем летом», где были представлены план работы...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconУрок по химии в 11 классе по теме «Теория электролитической диссоциации»
Развитие умений объяснять свойства веществ на основе их строения. Составлять схемы диссоциации электролитов на ионы, умений работать...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconТематическое планирование уроков химии в 9 классе
Химические свойства неорганических со­единений в свете теории электролити­ческой диссоциации
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconУрок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена»
Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» icon«Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Познакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной вопрос урока: химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconСветлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль»
Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: закрепить понятия электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, основные положения электролитической диссоциации....
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Получить представление о химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconЭлектролитическая диссоциация
...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание химии
Обучающие формирование понятия об электролитах, как проводниках 2 рода, неэлектролитах и электролитической диссоциации, о причине...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Служит для проверки знаний о свойствах солей, но понятие электролитической диссоциации раскрыто мало
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации» iconТеория электролитической диссоциации 9 класс
Тема Водород Урок №1 Водород, его нахождение в природе. Получение водорода и его свойства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск