Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока





Скачать 87.25 Kb.
НазваниеУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Дата публикации28.07.2014
Размер87.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 58 - 59 (8 класс) Гринаш М.А.

«Свойства солей».
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства кислот.

  • Эксперимент(ы) к уроку :

а) (до урока) на дем. стол ставятся маркированные цифрами стаканы с одинаковым

количеством воды, подставка под третьим стаканом (пробковая, бумажная или из

тонкого листа дерева) должна быть влажной, в стаканы опустить термометры,

рядом с ними поставить в маленьких стаканчиках (маркированных формулами

веществ) навески: хлорид кальция, хлорид натрия, нитрит калия ; (на уроке) вещества

поочередно каждое в свой стакан добавляются к воде

б) (до урока) на дем. столе ставится штатив для пробирок, в который помещаются

пробирка с медным купоросом (сухая соль) и пробирка с железным купоросом

(сухая соль) обе с держателями для нагрева пробирок, в чашках Петри железные и

медные скрепки, спиртовка и спички; (на уроке) см. в описании хода урока

в–д) (до урока) на столы учащихся выставляются штативы с промаркированным

формулами набором растворов солей: Ca(NO3)2 , Ca CO3 , Na Cl , FeCl3, BaCl2 ,

AgNO3 , KCl ; флаконы с растворами кислот H2SO4 и HCl и раствором KOH

(на уроке) см. в описании хода урока


Учитель

Ученик

Постановка проблемы и актуализация знаний

К изучению веществ какого класса мы приступили на прошлом уроке? Каково их строение?

Укажите их место в классификации веществ?

Продуктом взаимодействия каких веществ являются соли?


Какие физические свойства солей вам известны?

Что вы можете сказать о растворимости солей?

Как изменяется температура воды при добавлении к ней кислоты (рассматривали на примере серной)?

Как изменяется температура воды при добавлении к ней щелочи?
А как изменится температура воды при растворении в ней соли?

Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков.
Указывают место солей в классификационной схеме.


Соли получают взаимодействием:

а) кислотного и основного оксидов;

б) амфотерного и основного оксидов;

в) кислотного оксида и основания;

г) основного (или амфотерного) оксида и

кислоты;

д) кислоты и основания;

е) кислоты и металла.
Соли твердые вещества, различного цвета.
Судя по таблице растворимости они могут быть растворимыми и нерастворимыми.
Происходит очень сильный разогрев!

То же выделяется теплота.

Раствор нагреется?

Поиск решения

Сейчас посмотрим, что же произойдет.

эксперимент (а)

Посмотрим, одинакова ли температура воды в стаканах?

Добавим в каждый стакан одинаковое количество соли: в первый – хлорид кальция, во второй – хлорид натрия (с этой солью вы каждый день встречаетесь, употребляя в пищу), в третий – нитрит калия.

Что наблюдаем?


Какой следует вывод?


1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Сформулируйте подтему изученной части урока.



Термометры показывают одинаковое значение.
В I – температура повысилась (процесс экзотермический), во II – не изменилась, в III – понизилась (процесс эндотермический).
Изменение температуры при растворении солей зависит от состава вещества, а не от класса веществ, к которым соли принадлежат.


Физические свойства солей.

Проблемный вопрос через актуализацию знаний

Какие общие черты вам известны в химических свойствах щелочей и кислот?

Может ли кислота взаимодействовать с кислотой?

Может ли основание взаимодействовать с основанием?

Может ли соль взаимодействовать с солью?
Какие химические свойства характерны для солей?

Они взаимодействуют с противоположным классом веществ (кислоты с основаниями или основания с кислотами), а так же с оксидами соответствующими этому противоположному классу, активные металлы вытесняют из них водород.
Нет.

Может только в том случае, если одно из них амфотерно.

(возникают версии «да» и «нет»)
(недостаточность знаний вызывает у учащихся замешательство)

Поиск решения

Ответим на этот вопрос, проведя ряд экспериментов (желательно часть опытов выполнить в виде лабораторной работы).

эксперимент (б' )

Реагирует ли соль с металлом ? (демонстрируется учителем)

В пробирку с сухой солью медного купороса (сульфата меди (II)) , бросим железную скрепку. Что наблюдаем?
Добавим в пробирку воды до растворения соли и осторожно подогреем раствор на пламени спиртовки для ускорения реакции. Что-то изменилось?


Вывод?
эксперимент (б'' )

(демонстрируется учителем)

Поставим эксперимент иначе. В раствор железного купороса (сульфата железа (II)) бросим медную скрепку, подогреем.

Что видим?
Как же быть с вашим выводом по предыдущему опыту?

Есть. И вам оно знакомо. Посмотрите на ряд активности металлов, попробуйте понять закономерность.

(работа с учебником)

Проверим по учебнику, так ли это (стр. 176 со 2 по 5 абзац).

2-ая подтема' (на доске) в план открытия нового знания

Внесем изученную часть темы в план открытия нового знания.
эксперимент (в )

Взаимодействует ли соль с кислотой ?
В штативе с набором растворов солей найдите пробирку с раствором нитрата кальция и добавьте пипеткой из флакона несколько капель раствора серной кислоты.

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции.
Найдите пробирку со смесью карбоната кальция (мела) и воды.

Почему называем смесью, а не раствором?
Молодцы!

Добавьте в пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запишите уравнение.

Какое вещество выделяется в виде газа?

Когда мы изучали кислоты, то одним из признаков классификации называли стабильность . Что это означает?
А образовавшаяся в результате реакции кислота распадается сразу же, как только образуется (добавьте запись в уравнение реакции).

В пробирку с раствором хлорида натрия добавьте любую из двух кислот.

Что наблюдаете?
Запишите уравнения реакций. Почему нет превращений?


И это правильный ответ!

Сформулируйте и запишите условия, при которых соли реагируют с кислотами.

2-ая подтема'' (на доске) в план открытия нового знания

Дополните план открытия нового знания.
эксперимент (г )

Реагирует ли соль с основанием ?

Найдите пробирки с растворами хлорида железа (III) и хлорида бария. Добавьте к ним раствор гидроксида калия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения.
Вывод.
Запишите вывод в тетрадях.
2-ая подтема''' (на доске) в план открытия нового знания

Дополните план открытия нового знания еще одним пунктом.

эксперимент (д )

Реагирует ли соль с солью ?
Проверим. Слейте вместе нитрат серебра и хлорид калия.

Что произошло с растворами?
Запишите уравнение.
Вывод? Запишите в тетрадях.
2-ая подтема'''' (на доске) в план открытия нового знания

Вновь дополним план открытия знания.


Неоднозначно отношение солей к нагреванию .

(работа с учебником)

Об этом прочтем в учебнике, стр. 177 (два последних абзаца текста).
2-ая подтема''''' (на доске) в план открытия нового знания

Закончим план последним пунктом изучения темы.

Сформулируйте тему урока?

Ничего не наблюдаем!

Да, произошла реакция. Железная скрепка покрылась красноватым налетом, а раствор из голубого стал зеленым.
Растворы солей реагируют с металлами.

Ничего не произошло!
Есть правило?

Если металл стоит в ряду Бекетова до металла образующего соль, то реакция идет.
(работают с учебником)

Да, все верно.

Химические свойства солей:

а) взаимодействие с металлами …

(прозвучат взаимоисключающие предположения)

Выпал осадок.

Ca(NO3)2 + H2SO4 = CaSO4 ↓ + 2 HNO3


Раствор это однородная (гомогенная) система, а у нас неоднородная (гетерогенная).
Выделяется газ.

Ca CO3 + HCl = Ca Cl2 + H2CO3

(ответа нет)

Нестабильные кислоты при стоянии разлагаются на кислотный оксид и воду.

СО2
H2CO3



Н2О

Выделившийся газ – продукт распада образовавшейся нестойкой угольной кислоты.

Признаков реакции нет.
Na Cl + HCl ≠ Потому, что соль и кислота с одинаковым кислотным остатком?

Na Cl + H2SO4 ≠ Потому, что предполагаемые продукты реакции растворимы!
Реакция между солью и кислотой возможна, если образуется нерастворимое вещество или выделяется газ.
Химические свойства солей:

а) взаимодействие с металлами ;

б) взаимодействие с кислотами …

Давайте проведем опыты и узнаем!


С хлоридом железа щелочь взаимодействует, а с хлоридом бария – нет.
Fe Cl3 + 3 KOH = Fe (OH)3 ↓ + 3 KCl

Ba Cl2 + KOH ≠

Соли будут взаимодействовать с основаниями, только если образуется нерастворимое вещество.
Химические свойства солей:

а) взаимодействие с металлами ;

б) взаимодействие с кислотами;

в) взаимодействие с основаниями…


Они относятся к одному классу веществ, значит не реагируют.

Выпал творожистый осадок.
AgNO3 + KCl = AgCl ↓ + KNO3
Соли взаимодействуют с солями, если образуется новая нерастворимая соль.

Химические свойства солей:

а) взаимодействие с металлами ;

б) взаимодействие с кислотами;

в) взаимодействие с основаниями;

г) взаимодействие с солями …

(читают, записывая соответствующие уравнения реакций)
Химические свойства солей:

а) взаимодействие с металлами ;

б) взаимодействие с кислотами;

в) взаимодействие с основаниями;

г) взаимодействие с солями;

д) отношение к нагреванию (разложение

при нагревании).
Соли, их физические и химические свойства.

Обобщение темы

Что остается если выпарить раствор, получившийся в результате реакции нейтрализации?
Дайте научное определение веществ этого класса.
Получить соль возможно только взаимодействием кислоты с основанием?
Какими свойствами соли отличаются от других соединений?

Ответьте на вопрос № 1 после параграфа.



Остается соль.
Соль – сложное вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка.
Нет, возможны и другие способы (перечисляются способы получения солей).
Они взаимодействуют с веществами своего класса, при условии, что образуется новая нерастворимая соль.
Учащиеся отвечают, опираясь на реакции, записанные во время урока.

Самостоятельное применение знаний

(работа с задачником)

Выполните задания из задачника на стр. 30 № 5.




Домашнее задание: § 48 (стр.175 – 177); вопросы после параграфа 2 и 3 – устно,

4 – письменно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconКонспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: Рассмотреть один из способов получения металлов
Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок Химические свойства солей
В начале урока учащимся может быть предложена самостоятельная работа по теме «Реакция нейтрализации. Соли». Примеры вариантов самостоятельной...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс)
В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок химии в 9 классе. «Неметаллы»
Цели урока: Обратить внимание учащихся на положение неметаллов в периодической системе, особенности строения их атомов, физические...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды»
Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»
Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconСветлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль»
Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня тема нашего урока «Умножение натуральных чисел и его свойства» На этом уроке мы будем преследовать следующие цели: изучим...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconКонспект открытого урока на тему: «Логарифмическая функция и ее свойства» ( 11 класс) Цели урока
В этом году Вы познакомились с логарифмической функцией, научились строить её график, познакомились с её свойствами, которые применяете...
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Рассмотреть строение и свойства оксидов углерода, их физические и химические свойства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск