Урок 58 - 59 (8 класс) Гринаш М.А.
«Свойства солей». Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства кислот. а) (до урока) на дем. стол ставятся маркированные цифрами стаканы с одинаковым
количеством воды, подставка под третьим стаканом (пробковая, бумажная или из
тонкого листа дерева) должна быть влажной, в стаканы опустить термометры,
рядом с ними поставить в маленьких стаканчиках (маркированных формулами
веществ) навески: хлорид кальция, хлорид натрия, нитрит калия ; (на уроке) вещества
поочередно каждое в свой стакан добавляются к воде
б) (до урока) на дем. столе ставится штатив для пробирок, в который помещаются
пробирка с медным купоросом (сухая соль) и пробирка с железным купоросом
(сухая соль) обе с держателями для нагрева пробирок, в чашках Петри железные и
медные скрепки, спиртовка и спички; (на уроке) см. в описании хода урока
в–д) (до урока) на столы учащихся выставляются штативы с промаркированным
формулами набором растворов солей: Ca(NO3)2 , Ca CO3 , Na Cl , FeCl3, BaCl2 ,
AgNO3 , KCl ; флаконы с растворами кислот H2SO4 и HCl и раствором KOH
(на уроке) см. в описании хода урока
Учитель
| Ученик
| Постановка проблемы и актуализация знаний
| К изучению веществ какого класса мы приступили на прошлом уроке? Каково их строение?
Укажите их место в классификации веществ?
Продуктом взаимодействия каких веществ являются соли?
Какие физические свойства солей вам известны?
Что вы можете сказать о растворимости солей?
Как изменяется температура воды при добавлении к ней кислоты (рассматривали на примере серной)?
Как изменяется температура воды при добавлении к ней щелочи? А как изменится температура воды при растворении в ней соли?
| Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков. Указывают место солей в классификационной схеме.
Соли получают взаимодействием:
а) кислотного и основного оксидов;
б) амфотерного и основного оксидов;
в) кислотного оксида и основания;
г) основного (или амфотерного) оксида и
кислоты;
д) кислоты и основания;
е) кислоты и металла. Соли твердые вещества, различного цвета. Судя по таблице растворимости они могут быть растворимыми и нерастворимыми. Происходит очень сильный разогрев!
То же выделяется теплота.
Раствор нагреется?
| Поиск решения
| Сейчас посмотрим, что же произойдет.
эксперимент (а)
Посмотрим, одинакова ли температура воды в стаканах?
Добавим в каждый стакан одинаковое количество соли: в первый – хлорид кальция, во второй – хлорид натрия (с этой солью вы каждый день встречаетесь, употребляя в пищу), в третий – нитрит калия.
Что наблюдаем?
Какой следует вывод?
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте подтему изученной части урока.
|
Термометры показывают одинаковое значение. В I – температура повысилась (процесс экзотермический), во II – не изменилась, в III – понизилась (процесс эндотермический). Изменение температуры при растворении солей зависит от состава вещества, а не от класса веществ, к которым соли принадлежат.
Физические свойства солей.
| Проблемный вопрос через актуализацию знаний
| Какие общие черты вам известны в химических свойствах щелочей и кислот?
Может ли кислота взаимодействовать с кислотой?
Может ли основание взаимодействовать с основанием?
Может ли соль взаимодействовать с солью? Какие химические свойства характерны для солей?
| Они взаимодействуют с противоположным классом веществ (кислоты с основаниями или основания с кислотами), а так же с оксидами соответствующими этому противоположному классу, активные металлы вытесняют из них водород. Нет.
Может только в том случае, если одно из них амфотерно.
(возникают версии «да» и «нет») (недостаточность знаний вызывает у учащихся замешательство)
| Поиск решения
| Ответим на этот вопрос, проведя ряд экспериментов (желательно часть опытов выполнить в виде лабораторной работы).
эксперимент (б' )
Реагирует ли соль с металлом ? (демонстрируется учителем)
В пробирку с сухой солью медного купороса (сульфата меди (II)) , бросим железную скрепку. Что наблюдаем? Добавим в пробирку воды до растворения соли и осторожно подогреем раствор на пламени спиртовки для ускорения реакции. Что-то изменилось?
Вывод? эксперимент (б'' )
(демонстрируется учителем)
Поставим эксперимент иначе. В раствор железного купороса (сульфата железа (II)) бросим медную скрепку, подогреем.
Что видим? Как же быть с вашим выводом по предыдущему опыту?
Есть. И вам оно знакомо. Посмотрите на ряд активности металлов, попробуйте понять закономерность.
(работа с учебником)
Проверим по учебнику, так ли это (стр. 176 со 2 по 5 абзац).
2-ая подтема' (на доске) в план открытия нового знания
Внесем изученную часть темы в план открытия нового знания. эксперимент (в )
Взаимодействует ли соль с кислотой ? В штативе с набором растворов солей найдите пробирку с раствором нитрата кальция и добавьте пипеткой из флакона несколько капель раствора серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнение реакции. Найдите пробирку со смесью карбоната кальция (мела) и воды.
Почему называем смесью, а не раствором? Молодцы!
Добавьте в пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?
Запишите уравнение.
Какое вещество выделяется в виде газа?
Когда мы изучали кислоты, то одним из признаков классификации называли стабильность . Что это означает? А образовавшаяся в результате реакции кислота распадается сразу же, как только образуется (добавьте запись в уравнение реакции).
В пробирку с раствором хлорида натрия добавьте любую из двух кислот.
Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Почему нет превращений?
И это правильный ответ!
Сформулируйте и запишите условия, при которых соли реагируют с кислотами.
2-ая подтема'' (на доске) в план открытия нового знания
Дополните план открытия нового знания. эксперимент (г )
Реагирует ли соль с основанием ?
Найдите пробирки с растворами хлорида железа (III) и хлорида бария. Добавьте к ним раствор гидроксида калия.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения. Вывод. Запишите вывод в тетрадях. 2-ая подтема''' (на доске) в план открытия нового знания
Дополните план открытия нового знания еще одним пунктом.
эксперимент (д )
Реагирует ли соль с солью ? Проверим. Слейте вместе нитрат серебра и хлорид калия.
Что произошло с растворами? Запишите уравнение. Вывод? Запишите в тетрадях. 2-ая подтема'''' (на доске) в план открытия нового знания
Вновь дополним план открытия знания.
Неоднозначно отношение солей к нагреванию .
(работа с учебником)
Об этом прочтем в учебнике, стр. 177 (два последних абзаца текста). 2-ая подтема''''' (на доске) в план открытия нового знания
Закончим план последним пунктом изучения темы.
Сформулируйте тему урока?
| Ничего не наблюдаем!
Да, произошла реакция. Железная скрепка покрылась красноватым налетом, а раствор из голубого стал зеленым. Растворы солей реагируют с металлами.
Ничего не произошло! Есть правило?
Если металл стоит в ряду Бекетова до металла образующего соль, то реакция идет. (работают с учебником)
Да, все верно.
Химические свойства солей:
а) взаимодействие с металлами …
(прозвучат взаимоисключающие предположения)
Выпал осадок.
Ca(NO3)2 + H2SO4 = CaSO4 ↓ + 2 HNO3
Раствор это однородная (гомогенная) система, а у нас неоднородная (гетерогенная). Выделяется газ.
Ca CO3 + HCl = Ca Cl2 + H2CO3
(ответа нет)
Нестабильные кислоты при стоянии разлагаются на кислотный оксид и воду.
СО2 ↑ H2CO3
Н2О
Выделившийся газ – продукт распада образовавшейся нестойкой угольной кислоты.
Признаков реакции нет. Na Cl + HCl ≠ Потому, что соль и кислота с одинаковым кислотным остатком?
Na Cl + H2SO4 ≠ Потому, что предполагаемые продукты реакции растворимы! Реакция между солью и кислотой возможна, если образуется нерастворимое вещество или выделяется газ. Химические свойства солей:
а) взаимодействие с металлами ;
б) взаимодействие с кислотами …
Давайте проведем опыты и узнаем!
С хлоридом железа щелочь взаимодействует, а с хлоридом бария – нет. Fe Cl3 + 3 KOH = Fe (OH)3 ↓ + 3 KCl
Ba Cl2 + KOH ≠
Соли будут взаимодействовать с основаниями, только если образуется нерастворимое вещество. Химические свойства солей:
а) взаимодействие с металлами ;
б) взаимодействие с кислотами;
в) взаимодействие с основаниями…
Они относятся к одному классу веществ, значит не реагируют.
Выпал творожистый осадок. AgNO3 + KCl = AgCl ↓ + KNO3 Соли взаимодействуют с солями, если образуется новая нерастворимая соль.
Химические свойства солей:
а) взаимодействие с металлами ;
б) взаимодействие с кислотами;
в) взаимодействие с основаниями;
г) взаимодействие с солями …
(читают, записывая соответствующие уравнения реакций) Химические свойства солей:
а) взаимодействие с металлами ;
б) взаимодействие с кислотами;
в) взаимодействие с основаниями;
г) взаимодействие с солями;
д) отношение к нагреванию (разложение
при нагревании). Соли, их физические и химические свойства.
| Обобщение темы
| Что остается если выпарить раствор, получившийся в результате реакции нейтрализации? Дайте научное определение веществ этого класса. Получить соль возможно только взаимодействием кислоты с основанием? Какими свойствами соли отличаются от других соединений?
Ответьте на вопрос № 1 после параграфа.
|
Остается соль. Соль – сложное вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка. Нет, возможны и другие способы (перечисляются способы получения солей). Они взаимодействуют с веществами своего класса, при условии, что образуется новая нерастворимая соль. Учащиеся отвечают, опираясь на реакции, записанные во время урока.
| Самостоятельное применение знаний
| (работа с задачником)
Выполните задания из задачника на стр. 30 № 5.
|
| Домашнее задание: § 48 (стр.175 – 177); вопросы после параграфа 2 и 3 – устно,
4 – письменно.
| |