Урок 64 (8 класс) Гринаш М.А.
«Классификация кислот». Цели урока: уметь классифицировать кислоты по различным признакам; уметь записывать способы получения кислот в зависимости от их классификации по наличию атомов кислорода ; уметь записывать структурные формулы кислот и объяснять их классификацию по строению (на гидроксиды и негидроксиды); уметь записывать общие химические свойства кислот. а) в виде лабораторной работы (до урока) на столы учащихся выставить: в штативах
маркированные по номерам пробирки с растворами I – соли, II – щелочи,
III– кислоты и капельницы Шустера с растворами индикаторов I ряд– фенолфталеин
II ряд – лакмус, III ряд – метилоранж; (на уроке) см. в описании хода урока ;
б) (до урока) в вытяжном шкафу собрать АПХР, закрыть большую горловину пробкой
с газоотводной трубкой, конец которой поместить в сухую плоскодонную колбу;
нагреть в колбе для твердых веществ хлорид натрия для обезвоживания и
(аккуратно !) по каплям добавлять олеум ; собрать хлороводород в плоскодонную
колбу и плотно закрыть, (на уроке) в колбу с газом опустить полоску идикаторной
бумаги (лакмус) , затем добавить воды
Учитель
| Ученик
| Актуализация знаний и постановка проблеммы
| Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение веществ этого класса.
эксперимент (а)
Определите с помощью индикаторов принадлежность растворов к классам неорганических веществ и заполните таблицу (см приложение).
Обоснуйте ваш выбор.
Проведем небольшой химический диктант. Запишите в столбик молекулярные формулы следующих кислот :
угольная кислота,
соляная кислота,
азотистая кислота,
фтороводородная кислота,
серная кислота,
ортофосфорная кислота,
метакремниевая кислота,
сероводородная кислота,
азотная кислота,
метафосфорная кислота,
сернистая кислота
Как можно классифицировать кислоты?
|
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
(выполняют задание) Выбор основывается на изменении окраски индикатора … (учащиеся каждого ряда объясняют выбор по изменению цвета своего индикатора).
H2CO3
HCl
HNO2
HF
H2SO4
H3PO4
H2SiO3
H2S
HNO3
HPO3
H2SO3
(предлагается несколько способов, все варианты фиксируются на доске)
| Поиск решения
| Обобщим все предложенные вами способы классификации.
Первый способ (посмотрим на таблицу растворимости) … Второй способ (посмотрите на состав формул веществ) …
Вспомните, как классифицировались основания, в зависимости от количества гидроксогрупп?
Классификация кислот обратная этой классификации основании. Кислоты в зависимости от количества атомов водорода (связывающихся в реакциях нейтрализации с гидроксогруппами с образованием молекул воды) подразделяют на одно- и много- основные.
Выпишите формулы кислот (из диктанта), согласно этой классификации.
Третий способ (другой признак по составу веществ) … Четвертый способ - по строению подразделяют на гидроксиды и негидроксиды. Запишите в тетрадки и объясните этот способ классификации.
Давайте запишем схему, иллюстрирующую порядок соединения атомов в молекулах кислот. Такая схема называется «структурная формула».
Попробуйте записать структурную формулу молекулы соляной кислоты, связь между атомами обозначьте « – ».
Запишите структурную формулу молекулы сероводородной кислоты.
Каждая « – » показывает валентность атома в соединении, выберите правильный вариант.
Теперь, запишите структурную формулу молекул азотной и серной кислот, согласно валентности всех атомов.
Попробуйте объяснить, почему кислоты по строению классифицируют на гидроксиды и негидроксиды ?
Еще с какими способами классификации мы познакомились, изучая класс веществ «кислоты» ?
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте подтему части урока.
|
Классификация кислот.
По растворимости в воде:
а) растворимые ,
б) нерастворимые.
По количеству атомов водорода:
(если и называют по данному признаку, то затрудняются дать объяснения возникновения названий, недостаточно знаний) Основания классифицировались на однокислотные и многокислотные.
а) одноосновные – HCl, HNO2, HF, HNO3,
HPO3 ;
б) двухосновные – H2CO3 , H2SO4 , H2SiO3 ,
H2S , H2SO3 ;
в) трехосновные.– H3PO4 .
3. По наличию атомов кислорода :
а) кислородсодержащие,
б) бескислородные.
(записывают классификацию в тетрадь, но объяснение дать затрудняются)
H – Cl (будут варианты) Н – Н – S и Н – S – Н Сера – двухвалентна, водород – одновалентен => Н – S – Н
O H – O О
// \ //
H – O – N S
\\ / \\
O H – O О
Кислородсодержащие кислоты строением напоминают основания – есть гидроксо-группы. Поэтому их классифицируют как гидроксиды (подобно амфотерным основаниям). А бескислородные кислоты соответственно негидроксиды.
По растворимости : растворимые и
нерастворимые.
По стабильности : стабильные и
нестабильные.
По летучести : летучие и нелетучие.
Способы классификации кислот.
| Проблемные вопросы
| Для чего классифицировать кислоты?
1. Как использовать знания о классификации кислот для определения способов их получения?
2. Связан ли какой-то из способов классификации кислот с проявляемыми ими химическими свойствами?
| Все кислоты разные и по составу, и по строению. Значит, у них будут разные свойства и разные способы получения. Классификация нужна чтоб было легче их (способы и свойства) запомнить. (вопросы вызывают у учащихся затруднение, знания по теме уже есть, но они не систематизированы)
| Поиск решения
| Приведем все ваши знания по этой теме в систему.
Начнем со способов получения кислот опираясь на их классификацию по наличию атомов кислорода .
Как получить кислородсодержащие кислоты?
Что значит «соответствующих оксидов неметаллов»?
(работа с учебником)
Проверим утверждение по учебнику (стр.192 1-2 абзац).
Выпишите соответствующие реакции. Как получить бескислородные кислоты? Запишите уравнение взаимодействия водорода с хлором.
Что получили в результате реакции?
Если получить этот продукт экспериментально, как подтвердить, что получена кислота? Проверим!
эксперимент (б)
В колбе находится продукт записанной вами реакции – HCl. Откроем колбу и опустим в нее индикаторную (лакмусовую) полоску. Изменился ли цвет индикатора? Назовите газообразное вещество в колбе.
Прильем к хлороводороду немного воды. Что наблюдаем?
Используя уравнение получения хлороводорода и наблюдение за ходом эксперимента, назовите способ получения бескислородных кислот.
Предложите способы получения летучих и нерастворимых кислот.
(работа с учебником)
Проверьте какие из ваших предложений верны по учебнику ( стр.192 с 5 абзаца до конца текста) и запишите эти способы в своих тетрадях.
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Запишем формулировку изученной подтемы в план открытия нового знания.
(работа с учебником)
Для ответа на второй вопрос заполним таблицу представленную в учебнике (стр.194).
Итак, есть ли связь между классификацией кислот по наличию кислорода и их химическими свойствами?
|
Взаимодействием соответствующих оксидов неметаллов с водой ( за исключением кремниевой кислоты, т.к. диоксид кремния в воде нерастворим ее получают осаждая другой кислотой из растворов солей - силикатов).
Это значит, что валентность неметалла в оксиде и кислоте одинакова. Да, все верно. (выписывают уравнения в тетради) Взаимодействием водорода с соответствующим неметаллом. H2 + Cl2 = 2 HCl
Соляную кислоту.
Проверить индикатором, например, лакмус изменит цвет на красный. Нет, не изменился. Газ в колбе не является кислотой.
Хлороводород. Индикаторная бумага покраснела. В колбе в результате растворения хлороводорода образовалась кислота.
Бескислородные кислоты получают взаимодействием водорода с соответствующим неметаллом, с последующим растворением полученного продукта реакции в воде.
(учащиеся записывают на доске уравнения предложенных способов)
(работают с учебником)
Связь классификации кислот со способами их получения.
(выполняют задание самостоятельно на оценку)
Связи нет, химические свойства кислородсодержащих кислот и бескислородных совпадают.
| Обобщение темы
| Дайте научное определение класса веществ «кислоты».
Объясните причину изменения окраски индикаторов в растворах кислот.
Что вам известно о классификации кислот?
Каковы продукты взаимодействия
кислот с основаниями и оксидами
металлов?
| Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Растворы кислот изменяют окраску индикаторов (лакмус на красный, м/о на красно-розовый) из-за наличия в их составе атомов водорода. Кислоты классифицируют.
По растворимости в воде:
а) растворимые ,
б) нерастворимые.
По количеству атомов водорода:
а) одноосновные,
б) двухосновные,
в) трехосновные.
3. По наличию кислорода :
а) бескислородные,
б) кислородсодержащие.
4. По строению :
а) гидроксиды,
б) негидроксиды.
5. По растворимости :
а) растворимые ,
б) нерастворимые.
6. По стабильности :
а) стабильные,
б) нестабильные.
7. По летучести :
а) летучие,
б) нелетучие. В результате взаимодействия образуются соли.
| Самостоятельное применение знаний
| (работа с задачником)
Выполните задания из задачника:
стр. 34 № 7.
|
| Домашнее задание: § 53 (стр.191 - 194), вопросы после параграфа (2,3 – устно,
4 – письменно) , краткое сообщение о применении кислот, повторить
таблицу на стр. 173 (подготовиться к химическому диктанту).
|
Приложение : Принадлежность растворов к классам неорганических веществ.
| основания
| кислоты
| соли
| I пробирка
|
|
|
| II пробирка
|
|
|
| III пробирка
|
|
|
| |