Урок путешествие «В мире кислот»





Скачать 41.94 Kb.
НазваниеУрок путешествие «В мире кислот»
Дата публикации13.07.2014
Размер41.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок - путешествие «В мире кислот». 8 класс

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2

H2SO3 --- H2O + SO2

Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO

HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3

NaOH ---

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl --- H+ + Cl-

NaOH --- Na+ + OH-

H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2

N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2

SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH

CO2 --- H2CO3

NO и CO - кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)

Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)

Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку:

-Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты», Упражнение №3, стр.74.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок по химии в 8 классе путешествие в мир кислот
Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок Классификация кислот. Особые свойства некоторых кислот
В начале урока учащимся может быть предложена самостоятельная работа по теме «Общие свойства кислот». Примеры вариантов самостоятельной...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок путешествие «В мире кислот» iconМоу климовская сош №2
Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок по химии 10 класс: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот "
Охрана окружающей среды и безопасности жизни в производстве и применении спиртов, альдегидов и карбоновых кислот
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок — сказочное путешествие по теме Слитное и раздельное написание не
...
Урок путешествие «В мире кислот» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Образовательные: Обобщить знания о классификации кислот, познакомить учащихся с химическими свойствами кислот
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты»
Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику»
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Урок путешествие «В мире кислот» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок путешествие «В мире кислот» iconУрок-путешествие по «Былям-небылицам» Учитель Хортова В. А
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие ее уголки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск