Скачать 57.67 Kb.
|
Открытый урок по химии в 8 классе ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КИСЛОТ Цели урока:
.
Задачи урока: Образовательные: дать понятие класса кислот, рассмотреть классификацию кислот по различным признакам.Развивающие: развить практические умения определения кислот среди других классов неорганических веществ в виртуальной лаборатории с помощью индикаторов.Воспитывающие: вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету через работу с икт. Тип урока: урок формирования знаний. Методы и методические приемы: словесный, исследовательский, иллюстративный; беседа, рассказ, эксперимент, тестовая работа. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. А наши тетради превратятся сегодня в путевые дневники. Мы находимся на станции «Информационная». Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать. (на доске следующая запись: Станция «Информационная»HR- кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R). КлассификацияПо основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода): Одноосновные Двуосновные ТрехосновныеHCl H2 SO4 H 3PO4соляная серная ортофосфорная По содержанию атомов кислорода в кислородном остатке: Кислородные БескислородныеHNO3-азотная H 2S-сероводородная H 2SO4-серная HCl-соляная Текст к таблице: Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород-он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислоты-сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах между ионами водорода и ионами кислотного остатка возникает ионная связь. Водород имеет положительный заряд, а кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд. Например, HPO:а)заряды ионов-HPO; б)с.о.-HPO. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по 2 признакам: 1)по числу атомов водорода:а)одноосновные, б)двухосновные, в)трехосновные; 2)по наличию кислорода в кислотном остатке: кислородсодержащие и бескислородные. Работа по карточкам: с каждой стороны формула кислоты. Задание: показать карточку с формулой одноосновной, кислородсод-ей, трехосновной и т.д. –1- Мы прибываем на станцию «Историческая», где познакомимся с историей открытия некоторых кислот. Станция «Историческая» Доклады уч-ся. Уксусная кислота. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была уксусная. Слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос»-кислый. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его научились использовать как лекарство, приправу к пище как растворитель красок. В России уксус называли «древесная кислота». Серная кислота. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России. Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 15 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную-селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты. Которую потом стали называть «матерью всех кислот». Угольная кислота. Угольную кислоту получил впервые в конце 18 века Джозеф Пристли-священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде называли содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Пристли наградили золотой медалью. К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе кислот? Общее в составе и строении кислот обуславливает их общие свойства. Именно это и предстоит выяснить на следующей станции под названием «Дегустационная». Станция «Дегустационная». В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это-грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым. Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус. Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет-проезда нет! Станция «Стоп! Красный свет!» (демонстрация с диска опытов с серной кислотой) Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину! Осторожно! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!! Наряду с общими свойствами кислот они отличаются друг от друга по ряду признаков. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот. Для этого заполним таблицу. (диск) Станция «Экспериментальная»
Мы прибываем на конечную станцию- «Индикаторная» Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие вещества Бойль назвал индикаторами. Сейчас мы с вами в виртуальной лаборатории. Будьте внимательны. Итак, что вы узнали на станции Индикаторная»? Синий лакмус + кислота = красный цвет Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за то, что помогли мне осуществить его. Хотелось теперь выяснить, что вы узнали из этого путешествия? Для этого выполним некоторые упражнения. Тест по теме «Кислоты». 1.Кислоты-сложные вещества, состоящие из ионов: а)водорода и ионов кислотного остатка б)ионов металла и ионов кислотного остатка в)ионов водорода и гидроксид-ионов 2.В пробирках находятся вещества: известковая вода, серная кислота, гидроксид калия. Как определить, где кислота: а)добавить воду б)добавить азотную кислоту в)добавить синий лакмус 3.Подчеркните кислотные остатки и укажите их заряд: HNO3 H2 CO3 H3 PO4 H2 SiO3 H2 SO4 HCl |
Урок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства» Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет... | Урок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями» Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
Урок путешествие «В мире кислот» Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои... | Урок по химии 10 класс: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот " Охрана окружающей среды и безопасности жизни в производстве и применении спиртов, альдегидов и карбоновых кислот | ||
Краткое содержание проекта: представлена разработка урока путешествие... Название темы «Времена года в словах, красках и звуках (урок-путешествие в мир искусства)» | Урок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,... | ||
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» «Основания», мультимедийный диск «Химия 7-11 классы. Виртуальная лаборатория», видеопроектор, компьютер; задания «Тренажёр Неорганические... | Урок химии в 8 классе по теме: «Кислоты» Аскорбиновая кислота в таблетках. Растворы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота.... | ||
Урок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» В три пробирки прилейте по 1 мл раствора серной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса, во вторую – фенолфталеина,... | Урок Классификация кислот. Особые свойства некоторых кислот В начале урока учащимся может быть предложена самостоятельная работа по теме «Общие свойства кислот». Примеры вариантов самостоятельной... | ||
Урок географии в 7 классе «Животный и растительный мир зоны Арктических пустынь» Здравствуйте дети! Пожалуйста, улыбнитесь мне, сегодня мы совершим удивительное путешествие в царство снега, льдов и холода | Министерство общего и профессионального образования РФ. Средняя школа... Базовый учебник: Минченков Е. Е., Журин А. А. Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред проф. Е. Е. Минченкова.... | ||
Урок химии в 8 классе Тема урока : Неметаллы IV группы Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического и практического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше... | Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 Предмет «Мир химии» в VII классе – отчасти курс пропедевтический, и, в то же время, это начало систематического курса химии |