Скачать 86.68 Kb.
|
МОУ «Савалеевская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» Составлен: Рыбак С.Д. учителем химии второй квалификационной категории, МОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района 2007 г Урок 4 (24) Тема: Основания Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и отдельными представителями оснований; продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов; показать различие между зарядами ионов и степеней окисления; дать представление о качественных реакциях на примере щелочей; продолжить ознакомление с основными правилами техники безопасности на практических занятиях; способствовать развитию умений учащихся выделять главное, сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её по проблеме урока; показать значение важнейших представителей гидроксидов в природе и жизни человека; продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно следственной зависимости между строением и свойствами простых веществ. Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых в воде оснований (NaOH, КОН, Ca(OH)2, Fe(OH)2, Cu(OH)2), индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; пробирки, штатив для пробирок, слайды на тему «Основания», мультимедийный диск «Химия 7-11 классы. Виртуальная лаборатория», видеопроектор, компьютер; задания «Тренажёр 2. Неорганические соединения», раздаточный материал «Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде». Ход урокаI. Организационный момент. II. Актуализация знаний (Фронтальная работа). 1. Устный опрос:
2. Распределите следующие оксиды на 2 группы (оксиды металлов и оксиды неметаллов): SО2, Na2O, N2O5, ВаО, CrO, CuO, Р2О5, СаО. Дайте им названия по международной номенклатуре. III. Проверка домашнего задания: 1. Устный опрос:
2. Краткие сообщения учащихся о хлороводороде и аммиаке. IV. Изучение нового материала. 1. Создание проблемной ситуации. 2. Состав, названия и классификация оснований Учитель сообщает классу, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. Учитель приводит несколько химических формул оснований: NaOH, КОН, Са(ОН)2, Fe(OH)3. К таким соединениям относятся основания. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-. Учитель объясняет особенности группы ОН- 1. Эта группа является остатком от молекулы воды Н—ОН, если мысленно отнять от нее один атом водорода, то останется группа -ОН. Такое объяснение дети хорошо усваивают и запоминают (остаток от воды). 2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом —1-. Считаете вместе с классом заряд иона: (О-2Н+)- 3. Группа ОН- является сложным ионом, т. е. имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов, (приведите пример какого-либо простого иона К+ и F- для сравнения). Можно объяснить просто, что этот ион всегда пишется вместе, кислород и водород в гидроксогруппе не разъединяются. Даете Определение оснований (по учебнику).
Учащиеся записывают его в тетрадь. Делаете некоторые разъяснения по составу оснований: если заряд иона металла 1+, то состав основания выражается формулой — МОН, если 2+, то — М(ОН)2. Обратите внимание учащихся на типы химических связей в молекуле оснований. Связь между ионом металла и гидроксогруппой М—ОН ионная, именно поэтому мы говорим об ионах. Связь между кислородом и водородом — ковалентная полярная. Выражаете общей формулой состав оснований: М(ОН)n, где М — металл, п — число гидроксогрупп, и одновременно с. о. металла. Номенклатуру оснований можно представить следующей схемой: Разберите несколько примеров: NaOH — гидроксид натрия (указываете, что натрий имеет постоянную с. о., поэтому нет ее обозначения) Са(ОН)2-гидроксид кальция Fe(OH)2 — гидроксид железа (II) Fe(OH)3 — гидроксид железа (III) После рассмотрения данных вопросов, переходите к классификации оснований. Она достаточно проста и хорошо запоминается учащимися. Расскажите ребятам, что по растворимости в воде, все основания делятся на растворимыеи нерастворимые. Растворимые (щелочи) — гидроксиды металлов главной подгруппы I группы (щелочные металлы) и главной подгруппы II группы, начиная с Са: LiOH, NaOH, КОН, и т. д., Са(ОН)2, Sr(OH)2) Ba(OH)2, Нерастворимые основания — гидроксиды всех остальных металлов. После рассмотрения этого вопроса, познакомьте детей с таблицей растворимости, научите их пользоваться ею. Во время рассказа напомните ребятам, что положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные — анионами. В верхнем ряду по горизонтали расположены катионы металлов, а по вертикали — различные анионы. Ребятам многие катионы уже известны. Также вам известны многие анионы — сложный ион ОН-, и все простые ионы (повторяете названия анионов) Сl-, F-, Br-, I-, S2-. Нужное вам соединение вы находите на пересечении «двух координат» — катиона и аниона (как в математике находите точку по ее координатам на графике). Дайте задание ребятам по таблице растворимости найти NaOH и Fe(OH)3. Объясните, сокращения, принятые в таблице: Р— соединение растворимо в воде, Н— нерастворимо в воде, М— малорастворимое и т. д. Дайте несколько заданий по определению растворимости оснований — Mg(OH)2, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2. 2. Понятие о качественных реакциях Учитель демонстрирует образцы оснований — как в твердом виде, так и в виде растворов. Растворяет кристаллические NaOH и КОН в воде. Ребята наблюдают хорошую растворимость щелочей в воде, можно дать потрогать пробирку, в которой растворяете щелочь. Она заметно нагреется. Даете тривиальные названия щелочей — едкий натр, едкое кали. Объясняете такие названия: шерстяные ткани в этих растворах быстро разрушаются. При попадании на кожу человека растворы этих веществ вызывают образование язв, сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь, поэтому их и назвали едкими щелочами. Обращаться с ними надо осторожно, не допускать попадания их в глаза и под ногти. Можно добавить, что едкие щелочи применяются в производстве мыла и стиральных порошков. Далее показываете гидроксид кальция — твердое порошкообразное вещество белого цвета. Обращаете внимание ребят на растворимость этого соединения. Даете им задание определить растворимость Са(ОН)2 по таблице. Ребята определяют, что это соединение малорастворимо, тем не менее, это щелочь. Сообщаете ребятам, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой. Учащиеся вспоминают, что этот раствор им уже известен. — Как отличить известковую воду от других растворов? • Пропустить через нее углекислый газ. Вскоре раствор помутнеет. Демонстрация опыта. Учитель получает СО2 и демонстрирует помутнение известковой воды. Можно после этого пропустить СО2 через едкое кали или едкий натр, чтобы дети убедились, что помутнение наблюдается только в случае известковой воды (демонстрационные опыты можно показать с помощью мультимедийного диска на компьютере). Далее учитель сообщает, что реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются качественными. Любая качественная реакция сопровождается каким-либо внешним эффектом: образованием осадка, или газа, появлением запаха или изменением цвета. Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на определяемое вещество. В данном случае СО2 — реактив на известковую воду. Если бы нам, надо было определить СО2, то мы использовали бы известковую воду. И в этом случае, известковая вода была бы реактивом на СО2. Развивая эту тему, учитель сообщает, что реактивы бывают не только на 1 какое-либо вещество, но и на целый класс веществ. Например, все щелочи можно определить с помощью особых реактивов — индикаторов. Демонстрация опыта. Учитель показывает растворы индикаторов, имеющиеся в лаборатории. Ученики отмечают их исходную окраску. Далее, учитель добавляет несколько капель каждого индикатора в растворы щелочей. Происходит одинаковое изменение окраски во всех растворах щелочей (демонстрационные опыты можно показать с помощью мультимедийного диска на компьютере). Учащиеся записывают результаты наблюдений.
Демонстрация опыта. В конце занятий учитель демонстрирует свежеосажденные осадки нерастворимых оснований (любые из имеющихся в лаборатории реактивов). Учитель показывает, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит. V. Закрепление. Самостоятельная работа Цель: отработать умения составлять формулы оснований по названиям, по оксидам, им соответствующим. 1. Выучите и запишите по памяти определения оснований. Запишите формулы оснований: гидроксид натрия; гидроксид калия; гидроксид кальция; гидроксид бария; гидроксид алюминия; гидроксид цинка; гидроксид лития; гидроксид свинца. Подчеркните формулы щелочей. 2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам. + +
гидроксид натрия – оксид— гидроксид бария – оксид— гидроксид железа (III) — оксид— гидроксид меди (II) — оксид— гидроксид лития – оксид— гидроксид магния — оксид— 3. Решение задачи. 4. Обменяйтесь работами, обсудите выполненные задания, исправьте ошибки. Оцените работу друг друга. VI. Домашнее задание: § 19; стр.70, упр. l, 2, 3, 4. VII. Итог урока. — С каким классом неорганических соединений мы познакомились сегодня на уроке? — Из чего состоят формулы гидроксидов? — Как опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи? — Какие вещества называются индикаторами? — Как изменяют растворы щелочей цвет: а) лакмуса; б) фенолфталеина; в) метилового оранжевого? |
Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | Самостоятельная работа по химии "Кислоты" Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:... | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | ||
Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина» Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конспект урока по математике во 2 классе на тему: «Устные приёмы... Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1 | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок в 11 классе деловая игра, приуроченный к Всемирному дню воды... Автор работы: Калугина Любовь Ильинична – учитель физики, химии и информатики мбоу сиренькинская сош, Альметьевский район рт | ||
Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | Урок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства» Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет... | ||
Конспект развивающего занятия на тему: «Волшебница – осень». Выполнила... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конкурс Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Урок в 7 классе на тему: «Задачи гражданской обороны» Классные часы для учащихся 5 -11 классов на тему: «Защита населения в мирное и военное время» | Урок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости Открытый урок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости ”(по учебнику Н. Виленкин) |