Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания»





Скачать 86.68 Kb.
НазваниеУрок по химии в 8-м классе на тему: «Основания»
Дата публикации05.10.2014
Размер86.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок


МОУ

«Савалеевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по химии в 8-м классе
на тему:
«Основания»

Составлен:

Рыбак С.Д.

учителем химии

второй квалификационной категории,

МОУ «Савалеевская СОШ»

Заинского муниципального района

2007 г

Урок 4 (24)

Тема: Основания

Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и отдельными представителями оснований; продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов; показать различие между зарядами ионов и степеней окисления; дать представление о качественных реакциях на примере щелочей; продолжить ознакомление с основными правилами техники безопасности на практических занятиях; способствовать развитию умений учащихся выделять главное, сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её по проблеме урока; показать значение важнейших представителей гидроксидов в природе и жизни человека; продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно следственной зависимости между строением и свойствами простых веществ.
Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых в воде оснований (NaOH, КОН, Ca(OH)2, Fe(OH)2, Cu(OH)2), индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; пробирки, штатив для пробирок, слайды на тему «Основания», мультимедийный диск «Химия 7-11 классы. Виртуальная лаборатория», видеопроектор, компьютер; задания «Тренажёр 2. Неорганические соединения», раздаточный материал «Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде».

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (Фронтальная работа).

1. Устный опрос:

  • Что такое бинарные соединения?

  • Что такое гидриды?

  • Что такое оксиды?

  • Является ли оксидом соединение Н2O2 ?



2. Распределите следующие оксиды на 2 группы (оксиды металлов и оксиды неметаллов):

SО2, Na2O, N2O5, ВаО, CrO, CuO, Р2О5, СаО.

Дайте им названия по международной номенклатуре.
III. Проверка домашнего задания:

1. Устный опрос:

  • На какие группы делятся водородные соединения?

  • Напишите примеры. Чем они отличаются?

  • Какими свойствами обладают гидриды?

  • Какими свойствами обладают летучие водородные соединения?

2. Краткие сообщения учащихся о хлороводороде и аммиаке.

IV. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Состав, названия и классификация оснований

Учитель сообщает классу, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. Учитель приводит несколько химических формул оснований: NaOH, КОН, Са(ОН)2, Fe(OH)3.

К таким соединениям относятся основания. Молекулы оснований содер­жат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы ОН-. Учитель объясняет особенности группы ОН-

1. Эта группа является остатком от молекулы воды Н—ОН, если мыс­ленно отнять от нее один атом водорода, то останется группа -ОН.

Такое объяснение дети хорошо усваивают и запоминают (остаток от воды).

2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом —1-. Считаете вместе с классом заряд иона: (О-2Н+)-

3. Группа ОН- является сложным ионом, т. е. имеет общий электричес­кий заряд и состоит из двух элементов, (приведите пример како­го-либо простого иона К+ и F- для сравнения). Можно объяснить просто, что этот ион всегда пишется вместе, кислород и водород в гидроксогруппе не разъединяются.

Даете Определение оснований (по учебнику).

  • Основания — это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов.

Учащиеся записывают его в тетрадь. Делаете некоторые разъяснения по составу оснований: если заряд иона металла 1+, то состав основания выражается формулой — МОН, если 2+, то — М(ОН)2.

Обратите внимание учащихся на типы химических связей в молекуле оснований. Связь между ионом металла и гидроксогруппой М—ОН ионная, именно поэтому мы говорим об ионах. Связь между кислор­одом и водородом — ковалентная полярная.

Выражаете общей формулой состав оснований: М(ОН)n, где М — ме­талл, п — число гидроксогрупп, и одновременно с. о. металла.

Номенклатуру оснований можно представить следующей схемой:



Разберите несколько примеров:

NaOH — гидроксид натрия (указываете, что натрий имеет постоянную с. о., поэтому нет ее обозначения)

Са(ОН)2-гидроксид кальция

Fe(OH)2 — гидроксид железа (II)

Fe(OH)3 — гидроксид железа (III)

После рассмотрения данных вопросов, переходите к классификации оснований. Она достаточно проста и хорошо запоминается учащимися. Расскажите ребятам, что по растворимости в воде, все основания делятся на растворимыеи нерастворимые.

Растворимые (щелочи) — гидроксиды металлов главной подгруппы I группы (щелочные металлы) и главной подгруппы II группы, начиная с Са:

LiOH, NaOH, КОН, и т. д., Са(ОН)2, Sr(OH)2) Ba(OH)2,

Нерастворимые основания — гидроксиды всех остальных металлов.

После рассмотрения этого вопроса, познакомьте детей с таблицей рас­творимости, научите их пользоваться ею. Во время рассказа напомните ре­бятам, что положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные — анионами. В верхнем ряду по горизонтали рас­положены катионы металлов, а по вертикали — различные анионы. Ребя­там многие катионы уже известны. Также вам известны многие анионы — сложный ион ОН-, и все простые ионы (повторяете названия анионов) Сl-, F-, Br-, I-, S2-. Нужное вам соединение вы находите на пересечении «двух координат» — катиона и аниона (как в математике находите точку по ее ко­ординатам на графике). Дайте задание ребятам по таблице растворимости найти NaOH и Fe(OH)3. Объясните, сокращения, принятые в таблице: Р— соединение растворимо в воде, Н— нерастворимо в воде, М— малораство­римое и т. д.

Дайте несколько заданий по определению растворимости оснований — Mg(OH)2, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2.


2. Понятие о качественных реакциях

Учитель демонстрирует образцы оснований — как в твердом виде, так и в виде растворов. Растворяет кристаллические NaOH и КОН в воде. Ребята наблюдают хорошую растворимость щелочей в воде, можно дать потрогать пробирку, в которой растворяете щелочь. Она заметно нагреется. Даете тривиальные названия щелочей — едкий натр, едкое кали. Объясняете такие названия: шерстяные ткани в этих растворах быстро разрушаются. При попадании на кожу человека растворы этих веществ вызывают образование язв, сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь, поэтому их и назва­ли едкими щелочами. Обращаться с ними надо осторожно, не допускать по­падания их в глаза и под ногти. Можно добавить, что едкие щелочи применяются в производстве мыла и стиральных порошков.

Далее показываете гидроксид кальция — твердое порошкообразное ве­щество белого цвета. Обращаете внимание ребят на растворимость этого соединения. Даете им задание определить растворимость Са(ОН)2 по таб­лице. Ребята определяют, что это соединение малорастворимо, тем не ме­нее, это щелочь. Сообщаете ребятам, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой. Учащиеся вспоминают, что этот раствор им уже известен.

— Как отличить известковую воду от других растворов?

• Пропустить через нее углекислый газ. Вскоре раствор помутнеет.

Демонстрация опыта.

Учитель получает СО2 и демонстрирует помутнение известковой воды. Можно после этого пропустить СО2 через едкое кали или едкий натр, чтобы дети убедились, что помутнение наблюдается только в случае известковой воды (демонстрационные опыты можно показать с помощью мультимедийного диска на компьютере). Далее учитель сообщает, что реакции, в результате которых доказыва­ется наличие данного вещества или иона, называются качественными. Любая качественная реакция сопровождается каким-либо внешним эффектом: образованием осадка, или газа, появлением запаха или изменением цвета. Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на определяемое вещество.

В данном случае СО2 — реактив на известковую воду. Если бы нам, надо было определить СО2, то мы использовали бы известковую воду. И в этом случае, известковая вода была бы реактивом на СО2.

Развивая эту тему, учитель сообщает, что реактивы бывают не только на 1 какое-либо вещество, но и на целый класс веществ. Например, все щело­чи можно определить с помощью особых реактивов — индикаторов.

Демонстрация опыта.

Учи­тель показывает растворы индикаторов, имеющиеся в лаборатории. Ученики отмечают их исходную окраску. Далее, учитель добавляет не­сколько капель каждого индикатора в растворы щелочей. Происходит одинаковое изменение окраски во всех растворах щелочей (демонстрационные опыты можно показать с помощью мультимедийного диска на компьютере).

Учащиеся записывают результаты наблюдений.

  • бесцветный фенолфталеин — становится малиновым

  • 2) фиолетовый лакмус — синим

  • 3) метиловый оранжевый — желтым.

Демонстрация опыта.

В конце занятий учитель демонстрирует свежеосажденные осадки не­растворимых оснований (любые из имеющихся в лаборатории реактивов). Учитель показывает, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.


V. Закрепление.

Самостоятельная работа

Цель: отработать умения составлять формулы оснований по названиям, по оксидам, им соответствующим.

1. Выучите и запишите по памяти определения оснований. Запишите формулы оснований:

гидроксид натрия;

гидроксид калия;

гидроксид кальция;

гидроксид бария;

гидроксид алюминия;

гидроксид цинка;

гидроксид лития;

гидроксид свинца.

Подчеркните формулы щелочей.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам.

+ +

  1. Образец: гидроксид калия — КОН — оксид К2О

гидроксид натрия – оксид—

гидроксид бария – оксид—

гидроксид железа (III) — оксид—

гидроксид меди (II) — оксид—

гидроксид лития – оксид—

гидроксид магния — оксид—
3. Решение задачи.

4. Обменяйтесь работами, обсудите выполненные задания, исправьте ошибки. Оцените работу друг друга.
VI. Домашнее задание: § 19; стр.70, упр. l, 2, 3, 4.
VII. Итог урока.
— С каким классом неорганических соединений мы познакомились сегодня на уроке?

— Из чего состоят формулы гидроксидов?

— Как опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи?

— Какие вещества называются индикаторами?

— Как изменяют растворы щелочей цвет: а) лакмуса; б) фенолфталеина; в) метилового оранжевого?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии...
...
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconСамостоятельная работа по химии "Кислоты"
Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:...
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconКонспект урока по математике во 2 классе на тему: «Устные приёмы...
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок в 11 классе деловая игра, приуроченный к Всемирному дню воды...
Автор работы: Калугина Любовь Ильинична – учитель физики, химии и информатики мбоу сиренькинская сош, Альметьевский район рт
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconКонспект развивающего занятия на тему: «Волшебница – осень». Выполнила...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconКонкурс Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок в 7 классе на тему: «Задачи гражданской обороны»
Классные часы для учащихся 5 -11 классов на тему: «Защита населения в мирное и военное время»
Урок по химии в 8-м классе на тему: «Основания» iconУрок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Открытый урок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости ”(по учебнику Н. Виленкин)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск