НазваниеУрок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии химии" Учитель : Никитенко Т. П
Дата публикации15.08.2014
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М.В. Ломоносова в развитии химии"

Учитель : Никитенко Т.П.

Цель урока:

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского учёного М.В.Ломоносова, его важнейшими работами в области химии.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с биографией учёного, научной деятельностью в области химии.

2. Повторить основные положения атомно-молекулярного учения. Показать роль Ломоносова в открытии закона сохранения массы веществ.

3. Совершенствовать умения решать расчётные задачи по химии.

4. Воспитывать чувство патриотизма.

5. Воспитывать интерес у учащихся к научному познанию, познанию нового через самообразование. Научить объяснять происходящие явления в ходе демонстрационных опытов.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления учащихся, сопровождаемые слайдами из презентации

3. Демонстрация и обсуждение опыта, доказывающего верность закона сохранения массы.

4. Решение расчётных задач.

5. Викторина

6. Рефлексия

Оборудование:

весы электронные, весы аналитические, разновесы, колба с пробкой, спиртовка, спички, пробиркодержатель, фосфор красный, каталазник, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, раствор соляной кислоты.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

(Знакомит с эпиграфом)

"Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращается перед очами нашими успехи её прилежания". (М.В. Ломоносов)

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним жизненные этапы великого учёного М.В.Ломоносова. В центре нашего внимания будут важнейшие открытия М.В.Ломоносова в области химии и их роль в развитии химии.

Выступления докладчиков по теме "Роль М.В. Ломоносова в развитии химии". (Выступление сопровождается слайдами мультимедийной презентации).

1-й ученик: М.В.Ломоносов родился в деревне Мишанинская (ныне с. Ломоносово) в семье помора. Уже юношей у Ломоносова пробудился интерес к чтению книг, проявилась жажда знаний. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года он покинул дом и отправился в Москву, где, выдав себя за сына дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Недюжие способности и огромное трудолюбие позволили пытливому юноше быстро продвигаться в изучении наук: за год он оканчивал по 2 класса.

2-й ученик: В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а затем в Германию для изучения химии и металлургии. В 1741 году после завершения учёбы Ломоносов начинает свою разностороннюю научную деятельность в Петербургской Академии наук. В 1745 году Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

3-й ученик: По настоянию Ломоносова в 1758 году в России была построена первая химическая научно-исследовательская лаборатория, в которой учёный выполнил большую серию опытов. В частности, им были получены разноцветные стекла и составы мозаичного художества. Позднее Ломоносов построил Усть-Рудицкую фабрику цветных стекол и тем самым создал основу для новой отрасли русской промышленности – производства цветного стекла. В этой же лаборатории Ломоносов поставил опыты, доказавшие закон сохранения массы вещества. Тем самым было опровергнуто мнение Р.Бойля, который ошибочно считал, что увеличение массы обжигаемых металлов происходит за счёт присоединения к ним частиц огненной материи.

4-й ученик: Ломоносов считал, что все изменения, происходящие в природе "основаны на том, что, сколько отнимется у одного тела, столько прибавится к другому. Таким образом, если где-то материи несколько убудет, то в ином месте её прибудет. Сколько часов кто посвятил бодрствованию, столько же отымет от сна". Ломоносов развил основы атомно-молекулярной теории. "Во тьме должны обращаться физики, а особливо химики, не зная внутреннего нечувствительных частиц строения". Он систематически проводит мысль о взаимопроникновении наук как об одном из самых эффективных методов развития естествознания. "Химия руками, математика очами физическими по справедливости назваться может".

5-й ученик: Взгляды М.В.Ломоносова, далеко уходящие из своего времени в будущее, по достоинству были оценены только чуть ли не через 150 лет после его смерти. В своей деятельности Ломоносов руководствовался принципом нерасторжимого единства теории и практики и неуклонно воплощал его в жизнь. Научные достижения и философско-просветительские взгляды М.В.Ломоносова по достоинству оценены потомками. Его именем названы город, улицы, площади, его имя носит крупнейшее высшее учебное заведение нашей страны – Московский государственный университет, который был основан в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Высшей наградой Российской Академии наук за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук является присуждение золотой медали Ломоносова.

(Демонстрация и обсуждение опыта, доказывающего верность закона сохранения массы)

Учитель. Какую современную формулировку имеет закон сохранения массы веществ?

Ученик. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её.

Учитель. Объясните, не противоречат ли закону сохранения массы веществ следующие факты:

1) сжигая кусочек дерева, получи значительно меньшую массу золы, чем исходного материала?

2) при обжиге железа получили большую по массе железную окалину?

Ученик. Нет, не противоречат. Необходимо учитывать возможность участия в реакции газов, в частности, кислорода воздуха, или образования газообразных продуктов.

Учитель. Какое обязательное условие необходимо для постановки эксперимента, доказывающего справедливость закона сохранения массы веществ?

Ученик. Система должна быть закрытой.

(Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ)

Описание опытов.

1. Поместим в колбу немного красного фосфора, закроем пробкой и взвесим на весах. Затем колбу осторожно нагреем. О том, что произошла химическая реакция, нам станет понятно по появлению густого белого дыма в колбе, состоящего из оксида фосфора (V). При повторном взвешивании колбы с продуктами этой реакции масса веществ в колбе не изменилась.

2. В специальный сосуд нальём отдельно соляную кислоту и раствор щёлочи, например, гидроксида натрия. К раствору щёлочи добавим несколько капель индикатора – фенолфталеина, отчего раствор окрасится в малиновый цвет. Закроем прибор пробкой, уравновесим гирями на весах, отметим массу, а затем сольём растворы. Малиновая окраска исчезнет, а масса сосуда с полученными продуктами реакции не изменилась.

Учитель просит объяснить результаты эксперимента. Ученики записывают уравнения реакций.

Ученик. Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов. При химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка. Следовательно, суммарная масса продуктов реакции равна суммарной массе вступивших в химическое взаимодействие веществ. Записываются уравнения реакций.

Решение расчётных задач.

Учитель. Используя закон сохранения массы веществ, мы можем не только составить уравнения реакций, но и произвести расчёты (предлагает решить химические задачи).

Задачи для учащихся.

1. Вычислите массу фосфата кальция , которая образуется при взаимодействии кальция с 120 граммами 5%-ного раствора фосфорной кислоты .

2. Выданы растворы сульфатов: меди (II), железа (III), алюминия, натрия, кобальта (II). Как экспериментальным путём определить вещества?

Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

3. Определите массовые доли элементов в сульфате меди (II).

4. Найдите массы получившихся веществ в результате взаимодействия 40 г 20%-ного раствора сульфата меди (II) и 20 г 10 %-ного раствора едкого натра.

5. В химический стакан налили 40 мл раствора сульфата меди (II) плотностью 1,25г/мл с массовой долей вещества 16%. В этот раствор опустили железную пластинку. Что вы наблюдаете? Рассчитайте массу выделившейся меди (раствор сульфата меди (II) прореагировал полностью).

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)

Вопросы

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?

2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик»?

3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?

4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?

5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?

6. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?

7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?

8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?

9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?

10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?

11. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовётся об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, - Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?

12. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».

13. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?

14. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?

15. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?

16. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

17. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?

18. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ...» и «Вечернее размышление о ...»?

19. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?

20. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?

21. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?

22. О каких русских ученых мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?

23. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?

24. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», - предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите её.

25. Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, ... ... ... Я больше восхищен»? Кем восхищается поэт?

26. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого нужно изобразить? .

27. В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?

28. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?

29. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птолемее: «...В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел... кругом ...»? Вставьте пропущенные слова.

30. Самые крупные ломоносовские произведения - «Тамира и Селим» и «Пётр Великий». К каким жанрам они относятся?

31. Кого поэт приветствовал следующими словами:  «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?

32. Чей это портрет и какая конкретная деталь в нём мечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?

33. Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу ...», «брега Невы ... плещут», «И се уже ... багряной Врата отверзла в мир заря», «...реки, восплещите»?

34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего?

35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?

36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?

37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?

38. Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?

39. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем её тёзка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, - «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.

40. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?

41. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?

42. «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побеждённых? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?

43. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство - моя ..., физика - мои упражнения»?

44. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?

6 . Рефлексия.