Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014





Скачать 222.88 Kb.
НазваниеТкаченко Ларисы Тадеушевны 2014
страница1/2
Дата публикации26.05.2015
Размер222.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2

Материалы учителя химии МБОУ «Гатчинский лицей №3» Ткаченко Ларисы Тадеушевны

2014




Предмет «Мир химии» в VII классе – отчасти курс пропедевтический, и, в то же время, это начало систематического курса химии.

Необходимо как можно раньше пробудить у школьников стойкий позитивный интерес к предмету, заложить прочный фундамент знаний для изучения химии.

С точки зрения психологов и педагогов, самый продуктивный для обучения возраст – 10-13 лет, семиклассникам химия более интересна, чем учащимся VIII класса.

Программа этого предмета для VII класса предусматривает изучение макромира (мир земной природы, Земля – колыбель жизни и человеческого разума), микромира (вселенная внутри нас – таинственный мир атомов и молекул, мир химических элементов) и искусственного мира (мир, созданный человеком, мир машин и механизмов).

Изучая микромир, учащиеся получают первоначальные сведения об атомах, молекулах, химических элементах, о простых и сложных веществах, об отличии живого вещества от неживого, о химических реакциях, как превращениях одних веществ в другие. Они знакомятся с химическим языком и начинают использовать его для характеристики состава веществ и сущности химических реакций, приобретают первые навыки работы с веществом.

При отборе содержания курса учитывались возрастные особенности учащихся, непрерывность и преемственность в изучении предметов естественнонаучного цикла.

Первый раздел, посвященный изучению вещества, знакомит учащихся с многообразием веществ, расширяет и углубляет знания о веществах и их превращениях на примере веществ, окружающих человека в его повседневной жизни, раскрывает зависимость применения веществ и правил обращения с ними от их свойств.

В разделе о химических реакциях учащиеся знакомятся с типами химических реакций, условиями их протекания. При изучении этого раздела учащиеся совершенствуют навыки работы с веществами, учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Чтобы привить учащимся интерес к предмету, сформировать прочные знания, я стараюсь тщательно отбирать учебный материал к урокам, находить новые интересные факты, использовать художественное слово, иллюстрировать объяснение красочными плакатами, рисунками, диаграммами, опорными конспектами, проводить как можно больше демонстрационных и лабораторных опытов, практических работ.

Неоценимую помощь в обучении семиклассников оказывают дидактические (обучающие) игры. Игра – это труд коллективный, в игре дети приобретают и знания, и опыт общения. Предпочтение отдаю таким играм, проведение которых не требует большого опыта игровой деятельности учащихся и предварительной сложной и длительной подготовки учителя. Это настольные игры «Крестики-нолики», «Пятый лишний», «Третий не лишний», «Химическая лестница» и др.

Более сложную игровую деятельность осуществляют учащиеся при проведении смотров знаний или игры «Путешествие по станциям», которые состоят из нескольких игровых фрагментов и требуют более тщательной подготовки. Такие игры можно проводить в VII классе на обобщающих уроках после изучения каждого из трех разделов.

Важную роль в формировании и развитии аналитических, логических, познавательных учебных действий, умению самостоятельно определять цели, ставить перед собой задачи и находить решения на поставленные задачи играют творческие задания в виде минипроектов.

В целом пропедевтический курс является важным этапом в подготовке учащихся к восприятию и изучению предмета «химия», наиболее сложного для изучения в 8 и 9 классах.

Рабочая программа

по химии

пропедевтический курс

7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный пропедевтический курс разработан для учащихся 7 классов.

Пропедевтический курс рассчитан на 34 учебные недели (1 ч в неделю).

В связи с естественнонаучным направлением нашего образовательного учреждения согласно лицензии и для развития данного направления администрацией были выделены часы из вариативной части школьного компонента для ведения пропедевтического курса в 7 классах.

Пропедевтический курс ставит своей целью решение следующих основных задач:

1. Подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сократить и облегчить адаптационный период;

2. Пробудить интерес к изучению химии;

3. Обучить простейшим экспериментальным навыкам;

4. Сформировать представление о химии как об интегрирующей науке.

Главная цель курса – развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение. Эта цель не может быть достигнута в полной мере, если использовать на пропедевтическом этапе стандартную методику обучения.

Данный курс не является систематическим, он базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых учащимся из повседневной жизни; насыщен фактическим материалом, содержит минимальное количество химических формул, уравнений и расчетов по ним. Данный курс показывает тесную связь с другими предметами, не только естественными, но и гуманитарными. Интерес пробуждается во время химического эксперимента, где дети осваивают простейшие приемы работы с лабораторными принадлежностями, и где легко и прочно усваиваются правила техники безопасности. Даже названия тем уроков звучат необычно. Но для того, чтобы у некоторых учеников не возникло стремление к поверхностному изучению предмета, формы контроля чаще остаются традиционными – контрольная работа, проверочная работа или тест.

Особенности курса позволяют применять при изучении курса методику «самостоятельного получения знаний», суть которой заключается в следующем: в рамках подготовки к уроку учитель ставит перед детьми проблему прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска решения; в процессе подготовки к уроку ученики самостоятельно изучают опорный конспект и дополнительную литературу (по желанию), накапливают факты, анализируют знания, полученные ранее при изучении естествознания, биологии, географии других предметов. На уроке весь фактический материал дополняется, систематизируется и обобщается; дети под руководством учителя формулируют выводы, обязательно указывая на прикладное значение изучаемого явления или вещества. Доминируют при изучении данного курса игровые и соревновательные методы, наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего подросткового возраста. Большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения; для этого используют домашние сочинения, рисунки на химические темы, ролевые игры и другие формы работы.

Для развития аналитических способностей и формирования навыков выполнения простейших логических операций в разработках уроков приводятся задания на сравнение, установление причинно-следственных связей и т.д. Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, целесообразно предложить им проделать некоторые домашние опыты, ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент!

В первое время применение методики «самостоятельного получения знаний» может встретить активное сопротивление учеников и их родителей именно из-за высокой доли «самостоятельности». И детям, и родителям, привыкшим за шесть школьных лет к тому, что учитель сначала объясняет на уроке новый материал, а потом задает его на дом, необходимо объяснять, что в данном случае этот материал не такой уж и «новый» и что применяемая методика позволяет развивать мышление и творческие способности детей, а не просто работать «в режиме попугая».
Место предмета в базисном учебном плане

Для реализации рабочей программы изучения пропедевтического курса по химии для 7 класса «Мир химии» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 34 часа (1 час в неделю) из школьного компонента.
Формы организации образовательного процесса и формы контроля

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для пропедевтического курса химии для 7 класса являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент). Рабочей программой пропедевтического курса химии 7 класса предусмотрено проведение 5 практических работ, несложные эксперименты и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения пропедевтического курса «Мир химии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для текущего контроля уровня усвоения учебного предмета использовать такие формы, как:

  • контрольные работы (2 контрольные работы);

  • самостоятельные, проверочные работы;

  • мини-проекты;

  • устные формы контроля, с использованием ресурса КСО, дискуссии, фронтальный опрос.


Содержание

пропедевтического курса

для учащихся 7 классов


Глава 1. Химия – наука о веществах и их превращениях. (9 часов)
Вещества вокруг тебя, оглянись! Химия – наука о веществах. Вещество, физическое тело, физические свойства веществ.

Химия – наука экспериментальная и …безопасная. Техника безопасности на уроках химии.

Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники?

В чьих руках ключ к знаниям? Этапы развития химических знаний и их значение в жизни человека

Практические работы. 1. Основное лабораторное оборудование. 2. Изучение строения пламени спиртовки. 3. Первое знакомство с экспериментальной химией.

Лабораторные опыты. Исследование физических свойств некоторых веществ. Химические явления: прокаливание медной проволоки, взаимодействие щелочи с индикатором фенолфталеином, взаимодействие мела с кислотой, взаимодействие медного купороса с щелочью и полученного осадка с кислотой.

Демонстрационные опыты. Горение магния, разложение дихромата аммония.
Глава 2. Зачем и как изучают вещества. (16 часов)
Какие опыты ставит наша планета? Биохимические процессы, происходящие в природе, их значение в жизни человека.

Что такое «чистота»? Виды смесей. Способы разделения смесей.

Массовая доля вещества в смеси, растворе

Часто простое кажется сложным… Сложное и простое вещество.

Что в имени тебе моем… Знаки химических элементов.

Путешествие от килограмма к … Абсолютная масса атома, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса.

Почему такие. Бинарные соединения. Валентность.

Практические работы. 4.Разделяй и властвуй! (практикум).5. Приготовление смесей и растворов с заданной массовой долей.

Демонстрация. Образцы простых и сложных веществ. Шаростержневые модели простых и сложных веществ.

Расчетные задачи. Вычисление относительной атомной и относительной молекулярной массы веществ. Вычисление массовой доли вещества в смеси и растворе.

Контрольная работа.
Глава 3. Почему и как протекают химические реакции. (6 часов)

Что написано пером, не вырубить топором. Химические реакции.

Разложим реакции по полочкам. Классификацией реакций по тепловому эффекту, по составу реагентов и продуктов реакции.

Помоги черепахе обогнать кролика. Скорость протекания химической реакции и факторы, влияющие на изменение скорости.

Еще один способ помочь черепахе. Основные положения современной теории катализа. Катализатор.

Демонстрационные опыты. Восстановление водородом меди из оксида меди (II). Разложение перекиси водорода с использованием различных катализаторов. Взаимодействие водорода с кислородом. Разложение дихромата аммония.

Лабораторные опыты. Взаимодействие щелочи с сульфатом никеля. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от температуры: взаимодействие цинка и кислотой без нагревания и при нагревании. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от концентрации реагирующих веществ: взаимодействие цинка с разбавленной и концентрированной кислотой. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от природы реагирующих веществ: взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.

Контрольная работа.
Глава 4. Мир неорганических веществ (3 часа)
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Классификация неорганических веществ.

Самое удивительное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Вода – универсальный растворитель. Проблема рационального и бережного использования водных ресурсов. Занимательная химия.

Демонстрационные опыты. «Дым без огня». «Фараоновы змеи». «Золотой дождь». «Цепочка» цветных реакций. Зажигание костра без спичек. «Несгораемый платок».

Лабораторные опыты. Выращивание кристаллов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconТема. Устная история родного края. Цели урока
...
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconТематическое планирование по предмету информатика и икт
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя информатики Росляковой Ларисы Александровны, утвержденной решением педсовета...
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconС. В. Ткаченко римское право в россии. Самара 2007
Аттестационная комиссия по проведению аттестации руководителей мкоу куртамышского района
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма учебной дисциплины «актуальные проблемы развития ес»
Рецензенты: доц., к и н., к э н. Станислав Леонидович Ткаченко, к полит наук Татьяна Алексеевна Романова
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconГодовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная...
Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая...
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПерспективный план работы старшей вожатой моу сош №6 Сидельниковой...

Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №19» г. Изобильного Ставропольского края
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconЛитература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «Павловский лицей» Оренбургского района
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы...
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconЛитературное чтение 1 – 4 класс
Основы программирования (контрольная работа) по информатике в 9 10 классе Контроль знаний учащихся Каталог файлов персональный сайт...
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПлан основных культурно-массовых мероприятий Министерства культуры...
Открытие выставки-конкурса детского творчества имени А. Л. Ткаченко «Мир глазами детей»
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий и презентация Коротаевой Ларисы Геннадьевны, учителя русского языка и литературы Пермского края
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconНазад Аналитическая справка о деятельности учителя начальных классов Кашириной Ларисы Николаевны
Каширина Лариса Николаева в течение шести лет работает по учебно-методическому комплекту «Система Л. В. Занкова»
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»
Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 icon«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности...
Участники: Е. Г. Гуренкова, Е. В. Ветова, С. Г. Колчина, Е. Б. Путинцева, С. А. Казаченко, И. А. Журавлева, Н. Ю. Магденко, Е. В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск