Скачать 222.88 Kb.
|
Материалы учителя химии МБОУ «Гатчинский лицей №3» Ткаченко Ларисы Тадеушевны 2014 Предмет «Мир химии» в VII классе – отчасти курс пропедевтический, и, в то же время, это начало систематического курса химии. Необходимо как можно раньше пробудить у школьников стойкий позитивный интерес к предмету, заложить прочный фундамент знаний для изучения химии. С точки зрения психологов и педагогов, самый продуктивный для обучения возраст – 10-13 лет, семиклассникам химия более интересна, чем учащимся VIII класса. Программа этого предмета для VII класса предусматривает изучение макромира (мир земной природы, Земля – колыбель жизни и человеческого разума), микромира (вселенная внутри нас – таинственный мир атомов и молекул, мир химических элементов) и искусственного мира (мир, созданный человеком, мир машин и механизмов). Изучая микромир, учащиеся получают первоначальные сведения об атомах, молекулах, химических элементах, о простых и сложных веществах, об отличии живого вещества от неживого, о химических реакциях, как превращениях одних веществ в другие. Они знакомятся с химическим языком и начинают использовать его для характеристики состава веществ и сущности химических реакций, приобретают первые навыки работы с веществом. При отборе содержания курса учитывались возрастные особенности учащихся, непрерывность и преемственность в изучении предметов естественнонаучного цикла. Первый раздел, посвященный изучению вещества, знакомит учащихся с многообразием веществ, расширяет и углубляет знания о веществах и их превращениях на примере веществ, окружающих человека в его повседневной жизни, раскрывает зависимость применения веществ и правил обращения с ними от их свойств. В разделе о химических реакциях учащиеся знакомятся с типами химических реакций, условиями их протекания. При изучении этого раздела учащиеся совершенствуют навыки работы с веществами, учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы. Чтобы привить учащимся интерес к предмету, сформировать прочные знания, я стараюсь тщательно отбирать учебный материал к урокам, находить новые интересные факты, использовать художественное слово, иллюстрировать объяснение красочными плакатами, рисунками, диаграммами, опорными конспектами, проводить как можно больше демонстрационных и лабораторных опытов, практических работ. Неоценимую помощь в обучении семиклассников оказывают дидактические (обучающие) игры. Игра – это труд коллективный, в игре дети приобретают и знания, и опыт общения. Предпочтение отдаю таким играм, проведение которых не требует большого опыта игровой деятельности учащихся и предварительной сложной и длительной подготовки учителя. Это настольные игры «Крестики-нолики», «Пятый лишний», «Третий не лишний», «Химическая лестница» и др. Более сложную игровую деятельность осуществляют учащиеся при проведении смотров знаний или игры «Путешествие по станциям», которые состоят из нескольких игровых фрагментов и требуют более тщательной подготовки. Такие игры можно проводить в VII классе на обобщающих уроках после изучения каждого из трех разделов. Важную роль в формировании и развитии аналитических, логических, познавательных учебных действий, умению самостоятельно определять цели, ставить перед собой задачи и находить решения на поставленные задачи играют творческие задания в виде минипроектов. В целом пропедевтический курс является важным этапом в подготовке учащихся к восприятию и изучению предмета «химия», наиболее сложного для изучения в 8 и 9 классах. Рабочая программа по химии пропедевтический курс 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный пропедевтический курс разработан для учащихся 7 классов. Пропедевтический курс рассчитан на 34 учебные недели (1 ч в неделю). В связи с естественнонаучным направлением нашего образовательного учреждения согласно лицензии и для развития данного направления администрацией были выделены часы из вариативной части школьного компонента для ведения пропедевтического курса в 7 классах. Пропедевтический курс ставит своей целью решение следующих основных задач: 1. Подготовить учащихся к восприятию нового предмета, сократить и облегчить адаптационный период; 2. Пробудить интерес к изучению химии; 3. Обучить простейшим экспериментальным навыкам; 4. Сформировать представление о химии как об интегрирующей науке. Главная цель курса – развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение. Эта цель не может быть достигнута в полной мере, если использовать на пропедевтическом этапе стандартную методику обучения. Данный курс не является систематическим, он базируется на изучении веществ и химических процессов, знакомых учащимся из повседневной жизни; насыщен фактическим материалом, содержит минимальное количество химических формул, уравнений и расчетов по ним. Данный курс показывает тесную связь с другими предметами, не только естественными, но и гуманитарными. Интерес пробуждается во время химического эксперимента, где дети осваивают простейшие приемы работы с лабораторными принадлежностями, и где легко и прочно усваиваются правила техники безопасности. Даже названия тем уроков звучат необычно. Но для того, чтобы у некоторых учеников не возникло стремление к поверхностному изучению предмета, формы контроля чаще остаются традиционными – контрольная работа, проверочная работа или тест. Особенности курса позволяют применять при изучении курса методику «самостоятельного получения знаний», суть которой заключается в следующем: в рамках подготовки к уроку учитель ставит перед детьми проблему прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска решения; в процессе подготовки к уроку ученики самостоятельно изучают опорный конспект и дополнительную литературу (по желанию), накапливают факты, анализируют знания, полученные ранее при изучении естествознания, биологии, географии других предметов. На уроке весь фактический материал дополняется, систематизируется и обобщается; дети под руководством учителя формулируют выводы, обязательно указывая на прикладное значение изучаемого явления или вещества. Доминируют при изучении данного курса игровые и соревновательные методы, наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего подросткового возраста. Большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения; для этого используют домашние сочинения, рисунки на химические темы, ролевые игры и другие формы работы. Для развития аналитических способностей и формирования навыков выполнения простейших логических операций в разработках уроков приводятся задания на сравнение, установление причинно-следственных связей и т.д. Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, целесообразно предложить им проделать некоторые домашние опыты, ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент! В первое время применение методики «самостоятельного получения знаний» может встретить активное сопротивление учеников и их родителей именно из-за высокой доли «самостоятельности». И детям, и родителям, привыкшим за шесть школьных лет к тому, что учитель сначала объясняет на уроке новый материал, а потом задает его на дом, необходимо объяснять, что в данном случае этот материал не такой уж и «новый» и что применяемая методика позволяет развивать мышление и творческие способности детей, а не просто работать «в режиме попугая». Место предмета в базисном учебном плане Для реализации рабочей программы изучения пропедевтического курса по химии для 7 класса «Мир химии» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 34 часа (1 час в неделю) из школьного компонента. Формы организации образовательного процесса и формы контроля Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для пропедевтического курса химии для 7 класса являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент). Рабочей программой пропедевтического курса химии 7 класса предусмотрено проведение 5 практических работ, несложные эксперименты и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Результаты изучения пропедевтического курса «Мир химии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для текущего контроля уровня усвоения учебного предмета использовать такие формы, как:
Содержание пропедевтического курса для учащихся 7 классов Глава 1. Химия – наука о веществах и их превращениях. (9 часов) Вещества вокруг тебя, оглянись! Химия – наука о веществах. Вещество, физическое тело, физические свойства веществ. Химия – наука экспериментальная и …безопасная. Техника безопасности на уроках химии. Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники? В чьих руках ключ к знаниям? Этапы развития химических знаний и их значение в жизни человека Практические работы. 1. Основное лабораторное оборудование. 2. Изучение строения пламени спиртовки. 3. Первое знакомство с экспериментальной химией. Лабораторные опыты. Исследование физических свойств некоторых веществ. Химические явления: прокаливание медной проволоки, взаимодействие щелочи с индикатором фенолфталеином, взаимодействие мела с кислотой, взаимодействие медного купороса с щелочью и полученного осадка с кислотой. Демонстрационные опыты. Горение магния, разложение дихромата аммония. Глава 2. Зачем и как изучают вещества. (16 часов) Какие опыты ставит наша планета? Биохимические процессы, происходящие в природе, их значение в жизни человека. Что такое «чистота»? Виды смесей. Способы разделения смесей. Массовая доля вещества в смеси, растворе Часто простое кажется сложным… Сложное и простое вещество. Что в имени тебе моем… Знаки химических элементов. Путешествие от килограмма к … Абсолютная масса атома, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Почему такие. Бинарные соединения. Валентность. Практические работы. 4.Разделяй и властвуй! (практикум).5. Приготовление смесей и растворов с заданной массовой долей. Демонстрация. Образцы простых и сложных веществ. Шаростержневые модели простых и сложных веществ. Расчетные задачи. Вычисление относительной атомной и относительной молекулярной массы веществ. Вычисление массовой доли вещества в смеси и растворе. Контрольная работа. Глава 3. Почему и как протекают химические реакции. (6 часов) Что написано пером, не вырубить топором. Химические реакции. Разложим реакции по полочкам. Классификацией реакций по тепловому эффекту, по составу реагентов и продуктов реакции. Помоги черепахе обогнать кролика. Скорость протекания химической реакции и факторы, влияющие на изменение скорости. Еще один способ помочь черепахе. Основные положения современной теории катализа. Катализатор. Демонстрационные опыты. Восстановление водородом меди из оксида меди (II). Разложение перекиси водорода с использованием различных катализаторов. Взаимодействие водорода с кислородом. Разложение дихромата аммония. Лабораторные опыты. Взаимодействие щелочи с сульфатом никеля. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от температуры: взаимодействие цинка и кислотой без нагревания и при нагревании. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от концентрации реагирующих веществ: взаимодействие цинка с разбавленной и концентрированной кислотой. Исследование скорости протекания химической реакции в зависимости от природы реагирующих веществ: взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Контрольная работа. Глава 4. Мир неорганических веществ (3 часа) Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Классификация неорганических веществ. Самое удивительное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Вода – универсальный растворитель. Проблема рационального и бережного использования водных ресурсов. Занимательная химия. Демонстрационные опыты. «Дым без огня». «Фараоновы змеи». «Золотой дождь». «Цепочка» цветных реакций. Зажигание костра без спичек. «Несгораемый платок». Лабораторные опыты. Выращивание кристаллов. |
Тема. Устная история родного края. Цели урока ... | Тематическое планирование по предмету информатика и икт Планирование составлено на основе рабочей программы учителя информатики Росляковой Ларисы Александровны, утвержденной решением педсовета... | ||
С. В. Ткаченко римское право в россии. Самара 2007 Аттестационная комиссия по проведению аттестации руководителей мкоу куртамышского района | Программа учебной дисциплины «актуальные проблемы развития ес» Рецензенты: доц., к и н., к э н. Станислав Леонидович Ткаченко, к полит наук Татьяна Алексеевна Романова | ||
Годовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная... Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая... | Перспективный план работы старшей вожатой моу сош №6 Сидельниковой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ткаченко Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №19» г. Изобильного Ставропольского края | Литература в школе №9. 2002. Семенов С. В., Ткаченко А. А. «Диалог культуры, заметки на полях» Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории моу «Павловский лицей» Оренбургского района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы... | Литературное чтение 1 – 4 класс Основы программирования (контрольная работа) по информатике в 9 10 классе Контроль знаний учащихся Каталог файлов персональный сайт... | ||
План основных культурно-массовых мероприятий Министерства культуры... Открытие выставки-конкурса детского творчества имени А. Л. Ткаченко «Мир глазами детей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сценарий и презентация Коротаевой Ларисы Геннадьевны, учителя русского языка и литературы Пермского края | ||
Назад Аналитическая справка о деятельности учителя начальных классов Кашириной Ларисы Николаевны Каширина Лариса Николаева в течение шести лет работает по учебно-методическому комплекту «Система Л. В. Занкова» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?» | «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности... Участники: Е. Г. Гуренкова, Е. В. Ветова, С. Г. Колчина, Е. Б. Путинцева, С. А. Казаченко, И. А. Журавлева, Н. Ю. Магденко, Е. В.... |