Инновационный проект (1-4 классы):
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых.
Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» Руководитель : О.И.Прудникова
Участники: Е.Г.Гуренкова, Е.В.Ветова, С.Г.Колчина, Е.Б.Путинцева, С.А.Казаченко, И.А.Журавлева, Н.Ю.Магденко, Е.В.Паньковская, О.А.Юрчук, Р.А.Ткаченко. 3.1. Аннотация.
Учебные результаты и успехи детей в школе, а в начальной школе особенно, зависят от участия в совместной деятельности.
Опыт совместной деятельности у детей и взрослых очень разный, а часто, к сожалению, негативный, поэтому мы разрабатываем и реализуем проект «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых».
Проект направлен на развитие и обогащения опыта совместной деятельности. Для чего нами на уроках, занятиях уделяется внимание созданию ситуаций понимания, отношения детей и взрослых к изучаемым темам, совместного выполнения заданий, постановке и решению проблем, участия в совместных обсуждениях, дискуссиях, диалоге. При этом участники могут выбирать задания, объем, темп и способ работы, влиять на ее содержание, участвовать в оценке ее результатов. Также на основных уроках и внеурочных занятиях используется опыт группового взаимодействия, опыт рефлексий для решения учебных и образовательных задач.
Для обогащения опыта создаются специальные условия. Это особая организация образовательного пространства, а именно, полный день в Школе Совместной деятельности. В условиях полного дня у каждого класса начальной школы есть своя классная комната, пространство, которое организуется и оснащается сообразно задачам и формам жизни конкретного класса. В кабинетах выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т.д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей. Особое внимание мы уделяем шестилеткам. Режим полного дня для них возможен только в условиях, приближенных к детскому саду: возможность организовать дневной отдых, наличие специальных помещений для игр. Весь педагогический процесс в предшкольной подготовке опирается на принципы сотрудничества, возможности выбора, уважения к потребностям и нуждам ребенка. Усилия детей на занятиях направлены на освоение отношений: на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники».
Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т.д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности. Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта совместной деятельности: коммуникации, порождения и реализации собственных интересов, запросов.
Базовой технологией на возрастной ступени 1-4 классов является «построение открытого совместного действия детей и взрослых». Главным условием для использования данной технологии является организация особой образовательной среды, которая создается в рамках проекта «Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности детей и взрослых. Организация полного дня в Школе Совместной деятельности» 3.2. Модель организации Школы полного дня.
Первая половина дня: уроки, межпредметные занятия.
Вторая половина дня - динамические паузы, подготовка к образовательным событиям, самостоятельная работа по своему расписанию, в индивидуальном темпе работы, дополнительные услуги, кружки, секции.
Первая половина дня (постоянная)
| Урочная деятельность | Уроки
| Дополнительные образовательные услуги
| Тематические мастерские
| Предшкольный класс
| Время -8.30-13.30 охват 100%
| Вторая половина дня
| Внеурочная деятельность Время – до 15.00 охват – 40%-100%
| Динамическая пауза
| Самостоятельная работа, консультации
| Подготовка к образовательным событиям
| Подготовка к коллективным творческим делам
| Образовательные события Время – до 15.00 охват- 40%-100%
| Олимпиады
| Конференции
| КТД
| Выставки, конкурсы,
концерты
| Дополнительные услуги Время- 13.30. – 17.00 охват- 60%-80%
| Кружки
Секции
| Клубы
| Подготовка к школе
| Консультации
|
Изучение образовательного заказа родителей, ориентация на его выполнение, особенно в части предоставления дополнительных образовательных услуг - сегодня важное направление работы Школы. Мы организовали изучение заказа родителей в разных формах: путем анкетирования, обсуждения на родительских собраниях, при заключении договоров с детьми и родителями об условиях и обязанностях сторон для продолжения обучения ребенка на начальной ступени школы. В 2010 – 2011 учебном году у нас было организовано 25 групп дополнительных образовательных услуг со 100% охватом учащихся начальной школы.
Дополнительные образовательные услуги
Курс «Скорочтения»;
«Занимательная математика»;
«Занимательный английский»;
«Подготовка детей к школе»;
Занимательная орфография»;
«Детская риторика»;
«Информатика в играх и задачах».
Направление внеурочной деятельности
| Формы организации
| Спортивно-оздоровительное
| Футбол
Баскетбол
Ушу
Акробатическая гимнастика
| Прикладное
| Бисероплетение
Тестопластика
Мягкая игрушка
«Подарочек»
| Оформительское
| Оформительская мастерская
| Музыкальное
| «Песенка»
Раннее музыкальное развитие
Фольклор
Хореография
| Психологическое
| Психологические игры «Играем вместе»
| Художественно-эстетическое направление:
| «Архитектурно – художественное моделирование»
| Научно-познавательное направление:
| «Я – исследователь»
| Проектная деятельность
| Проектные недели, детская конференция «Предлагай, твори. пробуй»
| Общественно-полезное направление
| «Человек и природа, общество, здоровье»
| Гражданско-патриотическое направление
| «Моя школа, моя семья, моя малая Родина, я – гражданин»
| Как видно из таблицы, режим школы полного дня дает возможность организовать разнообразные направления и формы внеурочной деятельности. Кроме того, развитие ребенка как значимого и влиятельного участника совместной деятельности осуществляется и при подготовке различных образовательных событий. Образовательные события (школьный уровень).
Форма
| Содержание деятельности
| Кол–во участников
| Неделя знаний
| Создание условий для учебной и образовательной мотивации через разнообразие учебных и образовательных форм
| 100%
| Олимпиадная неделя
| Предоставление выбора формы участия и реализация проб своих сил в разных предметных областях
| 95%
| Детская конференция «Предлагай, твори, пробуй»
| Организация разнообразных секций для детей с разными типами одаренности
| 86%
| Конференция «Путь к истокам»
| Представление проектно – исследовательских работ
| 25%
| «А вот и мы!»
| Представление результатов (образовательных, учебных, творческих и т.д.) класса за учебный год
| 100%
| «Осенний марафон»
| Выставки творческих работ
| 100%
| «Новогодний карнавал»
| Организация и участие в костюмированном маскараде
| 100%
| «Рождественские встречи»
| Конкурс на выявление знаний русских традиций
| 100%
| «Смотр строя и песни»
| Строевая подготовка детей и изучение традиций русской армии
| 100%
| Праздник для мам
| Конкурсы, концерты, выставки
| 100%
| «Этот день Победы!»
| Представление мини-проектов, посвященных Великой отечественной войне
| 100%
| Организация совместной деятельности в Школе полного дня построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т.д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где - самостоятельно. Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности.
Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта: коммуникации, порождения и реализации собственных интересов, запросов. Если олимпиадная неделя удовлетворяет индивидуальные потребности детей, предоставляя выбор предмета, выбор участия, возможность пробы своих сил именно в предметной сфере, то «Детская конференция» охватывает и дает более широкий спектр участия и проявления инициатив, так как ее секции дают возможность всем без исключения проявить себя. Это прикладные мастерские, где можно что-то сделать руками, смастерить, придумать и рассказать об этом. На секции с представлением докладов ребята проявляют себя как исследователи, проектанты, презентируют свои доклады, рассказывают, каких результатов достигли. Секция - конкурс чтецов дает возможность проявить себя в роли артиста и автора.
Также мы готовим группы детей для участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях городского, регионального, всероссийского уровней.
уровень
| мероприятие
| городской
| конференция «Путь к истокам»
конкурс чтецов к 9 мая, конкурс рисунков, сочинений
предметная олимпиада
Конкурс детских исследовательских работ в ТГПУ
| региональный
| конкурс «Компетентностное решение 2010»
| межрегиональный
| | всероссийский
| конкурс «Человек и природа»
Конкурс «Золотое руно»
Математическая игра «Кенгуру»
Игра по русскому языку « Русский медвежонок»
Игра-конкурс «Золотое руно»
| 3.3. Формы организации эффективной самостоятельной работы учащихся.
Формы, обеспечивающие взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в режиме Школы полного дня.
Поскольку в урочной деятельности используются разные образовательные технологии и формы организации совместной деятельности, мы выделили разные виды домашних заданий, которые организуются во второй половине дня с использованием эффективных форм самостоятельной работой учащихся.
Вид домашнего задания
| Способ выполнения
| Традиционное домашнее задание
| Выполняется дома или в школе самостоятельно или под руководством учителя
| Дифференцированное
| Использование дополнительных ресурсов: старших, учителей, доп.литература
| Практическое применение умений в других условиях
| Организация практической работы, погружение в проект
| Поиск, обработка, оформление информации
| Организация работы в малых группах
| Свободные тексты, рисунки, синквейны, составление собственных вопросов.
| Организация условий для свободной работы и выбора способа для выполнения этой работы
| Разработка собственного задания, оформление придуманного упражнения
| Предоставление разнообразного материала для выполнения заданий
| Оформление индивидуальных, личностных смыслов в проектной работе
| Создание условий для индивидуальной работы и работы в малых группах
| Поиск решения задачи
| Использование дополнительного материала и выбора способа работы
|
Кроме выполнения разных видов домашнего задания в режиме Школы полного дня используются следующие формы:
консультирование;
взаимообучение, в том числе в режиме разновозрастного сотрудничества с выбором ролей (консультант, помощник, наблюдатель и т.д.);
самоподготовка на основе свободного выбора учебных заданий, способа и места работы.
3.4. Обеспечение условий для развития детей с особыми образовательными потребностями.
В школе уже несколько лет учатся дети из детского дома «Орлиное гнездо» (в этом учебном году в начальной школе обучается 11 таких ребят). Это дети, которые не имеют положительного опыта общения друг с другом, агрессивны, не успешны, плохо идут на контакт. Этих ребят мы распределяем по разным классам, т. к. считаем, что таким образом они получают положительный опыт общения со сверстниками и приобретают новые социальные и коммуникативные навыки.
В режиме Школы полного дня имеются занятия-консультации, где ребенок не только устраняет вместе с педагогом пробелы в знаниях, но учится находить собственные проблемы и пути их решения. На таких занятиях ребенок может сменить позицию, быть не только учеником, но и консультантом, помощником. На этих консультациях используются технологии взаимообучения, отработанные уже на многих классах, а также происходит вовлечение самих ребятишек в разработку и делание дидактических материалов для себя и своих одноклассников. Дети могут сами придумать задания, оформляя их. При создании разнообразного материала мы активно используем опыт М.Монтессори.
Важно отметить, что в начальной школе мы разработали новую форму занятия – час общения. На таких занятиях создается психологическая комфортность для детей с ОВЗ, это возможность раскрыться, попробовать свои силы в разных ролях, позициях, иметь право выбора и место работы, и способа, и партнера (помощника). Эти занятия наполнены играми, инсценировками, диалогами, творческой работой.
Кроме того, в начальной школе есть формы, которые позволяют решать проблемы детей с особыми образовательными потребностями. Это тематические разновозрастные мастерские, где дети получают новый опыт взаимодействия, общения, делания, соорганизации, выбора, который стали переносить и на основные базовые уроки. Дети не только получают новый опыт и более глубокие знания, новым стало и вовлечение их в сам процесс познания, узнавания нового и интересного. Появились большие возможности для проявления детских инициатив, их реализация. Используются приемы работы в парах, группах, применения старых знаний в новых условиях, создание специальных ситуаций, для проявления и реализации детских инициатив, ситуация выбора и т.д.
В нашей школе используются разные формы и технологии аутентичного оценивания: вместе с детьми мы вырабатываем критерии оценивания, обсуждаем возможность движения, собственные достижения и неудачи, вырабатываем возможные пути решения выхода из трудных ситуаций. Система безотметочного обучения в 1-2 классах также дает детям почувствовать себя более комфортно.
Для установления эффективной обратной связи мы постоянно сотрудничаем с администрацией и воспитателями детского дома через следующие формы: совместные педсоветы, консультации, посещение воспитателями уроков и занятий, совместное планирование мероприятий внеурочной деятельности, посещение нашими педагогами детского дома с целью знакомства с условиями жизни и развития ребенка. |