Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи





Скачать 372.04 Kb.
НазваниеАдаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи
страница1/3
Дата публикации14.07.2013
Размер372.04 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Физика > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи



ТРУШИНА ВЕРА НИКОЛАЕВНА


АДАПТИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ЭЭГ-АКУСТИЧЕСКОЙ ВНЕШНЕЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

03.00.13 – физиология

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Санкт-Петербург


2009
Работа выполнена в Физиологическом отделе им. И.П. Павлова

учреждения Российской академии медицинских наук

Научно-исследовательском институте экспериментальной медицины СЗО РАМН

(НИИЭМ СЗО РАМН)
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор

Виктор Матвеевич Клименко
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук

Игорь Игоревич Степанов

доктор медицинских наук, профессор

Юрий Анатольевич Фесенко
Ведущее учреждение: Санкт-Петербургский Государственный

медицинский университет им. И.П. Павлова

Защита состоится «26» ноября 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 001.022.03 по защите докторских диссертаций при Научно-исследовательском институте экспериментальной медицины СЗО РАМН по адресу: 197376 Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 69/71.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Научно-исследовательского

института экспериментальной медицины СЗО РАМН по адресу: Санкт-Петербург,

ул. Академика Павлова, 12.

Автореферат разослан «14» октября 2009 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор биологических наук, профессор Л.В. Пучкова
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ) по мнению отечественных и зарубежных исследователей широко распространен, встречается у 5-20% детей в популяции (Goldman, Genel, 1998; Брязгунов, Касатикова, 2002; Чутко 2009). Заболевание играет значительную роль в развитии школьной и социальной дезадаптации (Вострокнутов, 1995; Заваденко и соавт., 1999; Платонова, 2006). Данный контингент детей составляет группу риска по развитию аддиктивных расстройств и девиантного поведения; способствует развитию алкоголизма, наркомании, игромании (Satterfield, Schell, 1997; Яковлев и соавт., 2005, 2007; Stawicki et al., 2006).

Этиология и патогенез СНВГ до настоящего времени недостаточно изучены, поэтому чаще обсуждают факторы риска возникновения синдрома (Лазебник и соавт., 2002): наследственная предрасположенность (Biederman, Faraone, 1990; Gillis et al., 1992; Кучма, Брязгунов, 1994; Gill et al., 1997; Levy, 1998); неблагоприятное течение перинатального периода (Kainer et al., 1997; Пальчик, 2002; Pineda et al., 2003); психосоциальные и экологические факторы (Chandola et al, 1992; Заваденко, 2001; Суслова А.Г., 2001). Установлено, что в основе патогенеза СНВГ лежат нарушения морфогенеза и функциогенеза: дисфункции нейротрансмиттерных систем мозга (Satterfield, 1984; Zametkin, Rapoport, 1987); задержка нейроразвития (диффузная церебральная дизрегуляция) (Lubar, 1992; Castellanos et. al., 1996; Filipek et al., 1997; Ноговицин, 1999).

Большое количество этиопатогенетических факторов развития СНВГ обуславливает необходимость комплексного подхода в диагностике и лечении детей с данным расстройством. В настоящее время лечение представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и нефармакологических методов коррекции поведения (Barkley 1995; Lubar, 1991; Заваденко, Успенская, Суворинова, 1997; Лазебник и соавт., 2002; Чутко и соавт., 2004; Fox, 2005; Александров, 2006). Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии (позитивные результаты наблюдаются в 60-70%, при комбинированном применении медикаментов - в 75%) (Заваденко и соавт., 1999). Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата. Недостатком психологической коррекции является отсутствие объективных критериев оценки состояния детей (Лютова, Монина, 2000).

В этой связи возрастает необходимость поиска методов, адресованных к нейрофизиологическим механизмам адаптивной перестройки интегративных систем мозга и способствующих восстановлению нарушенных физиологических функций.

На сегодняшний день в мировой научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике показана перспективность и эффективность применения методов адаптивной саморегуляции (АС) с внешней обратной связью по параметрам биоэлектрической активности головного мозга для диагностики и коррекции нарушений у детей с СНВГ (Tansey, 1993; Штарк, Скок , 1998; Любар, 1998; Monastra et al., 2002; Кропотов, 2005; Fox et al., 2005; Holtmann et al., 2006). Методы адаптивной саморегуляции по ЭЭГ у детей с СНВГ обычно направлены на увеличение быстрой активности в диапазоне бета-1-ритма при одновременном подавлении тета-активности. Результаты психофизиологических исследований пациентов с СНВГ подтверждают клинические данные о значительном уменьшении невнимательности и незначительном снижении импульсивности. Также активно применяемой методикой является тренинг альфа ритма. Альфа тренинг приводит к значительному снижению импульсивности, гиперактивности, уменьшению показателей тревожности у детей с СНВГ.

Однако применение произвольной регуляции параметров биоэлектрической активности будет вызывать определенные трудности в тех случаях, когда следствием болезни является страдание волевой сферы личности. Кроме того, концепция произвольной регуляции функций требует указания тех желательных значений параметров, к которым необходимо привести физиологический процесс. Но, во-первых, параметры ЭЭГ в значительной мере индивидуальны (Русинов, 1987; Жирмунская, Лосев, 1997) и, во-вторых, учитывая целостность пространственно-временной структуры биоэлектрической активности мозга человека (Ливанов, 1972; Шеповальников, Цицерошин, 1979) таких желательных параметров может быть множество. Эти моменты значительно осложняют организацию эффективной процедуры адаптивной саморегуляции по параметрам ЭЭГ.

Одним из перспективных направлений коррекции функционального состояния мозга показал себя метод адаптивной саморегуляции БЭА головного мозга на основе ЭЭГ-акустической внешней обратной связи, названный авторами – биоакустической коррекцией (БАК) (Константинов и соавт., 2001, 2002, 2006). Коррекция достигается процедурами прослушивания звукового образа БЭА головного мозга, который создается на основе текущего компьютерного преобразования ЭЭГ в звук путем транспонирования спектра колебаний в область частот звукового диапазона. В данном методе преобразования ЭЭГ звуковой образ биоэлектрической активности мозга полностью сохраняет исходные соотношения основных параметров сигнала ЭЭГ (амплитуд, частот и фаз колебаний всего физиологически значимого диапазона), а также целостность ее пространственно-временной структуры, что дает возможность пациентам в реальном времени услышать активность собственного мозга и связать ее изменения с изменением своего функционального состояния. Особенностью наблюдаемых процессов биоакустической коррекции является непроизвольность саморегуляции функционального состояния человека. В методе БАК испытуемому не ставится задача что-либо менять в собственной ЭЭГ используя волевые усилия, но дается единственное задание: «Слушать работу собственного мозга». Такой способ организации адаптивной саморегуляции позволяет предположить, что применение БАК может быть эффективным у пациентов с проблемами в волевой сфере, с нарушенными способностями к концентрации внимания, астенизированных и способствует организации адекватной саморегуляции психофизиологического состояния.

Цель и задачи исследования.

Цель работы. Анализ эффективности курса адаптивной саморегуляции в условиях ЭЭГ – акустической внешней обратной связи основанный на исследовании динамики психофизиологических и нейрофизиологических показателей у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью в ходе проведения лечебных сеансов.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи.

1. Анализ динамики клинических признаков синдрома в соответствии с критериями DSM-IV и МКБ-10 и оценка выраженности симптомов по шкале SNAP – IV в процессе проведения лечебных сеансов адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ – акустической внешней обратной связи.

2. Оценка изменения параметров функции внимания в ходе курса адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ – акустической внешней обратной связи, по результатам выполнения психофизиологического теста количественных нарушений внимания.

3. Исследование параметров БЭА мозга у детей с СНВГ и анализ реорганизации структуры ЭЭГ в ходе биоакустической коррекции.

Основные положения выносимые на защиту.

  1. Метод адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ – акустической внешней обратной связи (биоакустическая коррекция) приводит к устойчивому, долговременному улучшению психофизиологического состояния детей с СНВГ и может эффективно применяться для их лечения.

  2. Нормализация психофизиологического состояния детей с СНВГ при проведении сеансов биоакустической коррекции выражается достоверным уменьшением клинических признаков синдрома, снижением степени выраженности симптомов, улучшением показателей функции внимания.

  3. В ходе процедур биоакустической коррекции происходит реорганизация структуры ЭЭГ, которая приводит к нормализации биоэлектрической активности головного мозга (увеличению индекса альфа ритма и его структурированности; достоверному снижению уровня межполушарной асимметрии, уменьшению соотношения мощности тета и бета ритмов в лобных отведениях (индекс невнимательности).

Научная новизна работы. Впервые в клинической практике для лечения детей с СНВГ применен метод адаптивной саморегуляции психофизиологического состояния пациентов в условиях ЭЭГ-акустической внешней обратной связи (биоакустическая коррекция – БАК).

С помощью системы объективных критериев, включающей ряд клинических, психофизиологических и нейрофизиологических показателей, обосновано клиническое применение данного метода при лечении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В работе впервые представлен анализ реорганизации БЭА головного мозга непосредственно во время проведения лечебного сеанса и в ходе курса БАК. Анализ катамнестического обследования выявил долгосрочные и устойчивые изменения параметров ЭЭГ у пациентов, успешно завершивших курс БАК.

Полученные нами результаты вносят существенный вклад в понимание нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе нарушения внимания и поведения у детей с СНВГ и их коррекции.

Полученные данные вносят вклад в понимание нейрофизиологических механизмов лежащих в основе принципов биоакустической коррекции.

Научно-практическое значение результатов работы. Результаты настоящей диссертационной работы используются в научно - исследовательской деятельности Физиологического отдела им. И.П. Павлова НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН.

Процедуры адаптивной саморегуляции на основе ЭЭГ – акустической внешней обратной связи эффективно применяются в практической работе 3 Городской психиатрической больницы им. И.И. Скворцова-Степанова в комплексном лечении детей и подростков с девиантным поведением.

Исследования показали, что метод биоакустической коррекции может быть использован для подбора наиболее эффективных стратегий адаптивной саморегуляции в коррекции нарушений наблюдаемых у детей с СНВГ.

Высокая эффективность применения БАК у пациентов с проблемами в волевой сфере, с нарушенными способностями к концентрации внимания, астенизированных позволяет рекомендовать курс лечебных сеансов БАК для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Результаты исследования используются в курсе лекций для родителей, учителей, врачей практиков; в процессе обучения студентов.

Личный вклад соискателя. Все исследования проведены автором самостоятельно: сбор анамнестических данных, проведение диагностического обследования (клинического, психофизиологического), проведение лечебно-диагностических сеансов БАК, динамическое наблюдение больных. В ходе диссертационной работы автором проведена обработка результатов и анализ данных полученных при психофизиологическом и нейрофизиологическом обследованиях.

Апробация результатов работы. Основные результаты, изложенные в диссертации были представлены на XVII съезде Всероссийского физиологического общества имени И.П. Павлова, Ростов-на-Дону, 1998; Всероссийской научной международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения акад. И.П. Павлова, С-Пб., 15-17 сентября, 1999; ХХХ Всероссийском совещании по проблемам ВНД, посвященном 150 - летию со дня рождения И.П.Павлова, СПб., 15-18 мая 2000 г.; VII конференция Всероссийской школы молодых ученых «Актуальные проблемы нейробиологии», Казань, 27-29 сентября, 2000; Юбилейной Международной конференции по нейрокибернетике, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Б. Когана, Ростов на Дону, 2002; XVI общероссийском форуме «Здоровье России и биологическая обратная связь», СПб., 16-23 марта, 2003; XVI общероссийском форуме «Здоровье России и биологическая обратная связь», СПб., 16-23 марта, 2003; 10–th Jubilee Multidisciplinary International Conference of Biological Psychiatry «Stress and Behavior», SPb., 16-20 may, 2007; 2 международном конгрессе «Психосоматическая медицина - 2007», СПб., 31 мая -1 июня, 2007; I Всероссийской научно-практической конференции «Количественная ЭЭГ и нейротерапия», СПб., 15-16 октября 2007; 4 Международном Междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Украина, 10-20 июня, 2008; 2 Съезде Российского общества Медицинской элементологии «Адаптационная физиология и качество жизни» Москва,14-16 мая, 2008; II Всероссийской научно-практической конференции «Количественная ЭЭГ и нейротерапия», СПб., 27 – 29 апреля 2009; 5 Международном Междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии», Судак, Крым, Украина, 6 - 13 июня, 2009.

Диссертационная работа была апробирована на научном заседании Физиологического отдела им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН 3 июня 2009 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 работ, из них 2 статьи в журналах рекомендуемых ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертация содержит введение, обзор литературы (глава I), описание материалов и методов исследования (глава II), результаты исследования (глава III), обсуждение результатов и заключение (глава IV), выводы, библиографический список, приложения. Материалы диссертации изложены на 134 страницах машинописного текста, иллюстрированы 7 таблицами и 18 рисунками. Библиографический список включает 334 источника.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Материалы и методы исследования. Работа выполнена в Физиологическом отделе им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН. В исследовании приняли участие 60 детей: 53 ребенка с диагнозом «синдром нарушения внимания с гиперактивностью». Из них 41 мальчик (77,6%), средний возраст 8±0,74 лет; и 12 девочек (22,6 %), средний возраст 7,8±0,75 года. Контрольную группу составили 7 практически здоровых детей (5 мальчиков и 2 девочки), средний возраст 8±0,76 лет. В ходе исследования дети не принимали психостимуляторы или антидепрессанты. Все дети были праворукие.

Сбор анамнестических данных и выявление жалобы на момент обращения. При анализе данных анамнеза с целью выявления факторов раннего повреждения головного мозга, в обследованной группе детей с СНВГ, внимание уделяли сведениям о перинатальных факторах. Изучали семейный анализ: выявляли сходные признаки заболевания у родителей и близких родственников. Рассматривали факторы (социальная среда, в которой рос и развивался ребенок, методы воспитания ребенка). Выясняли наличие психотравмирующих обстоятельств у обследованных детей. Изучали результаты медицинского обследования (терапевтами, неврологами, школьными психологами), включающие данные ЭЭГ, рентген шейного отдела позвоночника, допплерографию и томографию головного мозга. Анализировали ранее проведенных лечебных мероприятий и их успешность.

Выявление клинических признаков СНВГ до и после применения биоакустической коррекции проводили по структурированному диагностическому опроснику П. Уэндера (1998) для родителей, который включает оценку 14 клинических признаков синдрома. Согласно DSM-IV диагностическим критерием, необходимым для обоснования диагноза, считают наличие у ребенка 8 признаков в течение не менее полугода. Оценку достоверности результатов проводили, используя t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.

Оценка выраженности симптомов заболевания до и после сеансов БАК проведена по шкале SNAP – IV (Swanson, 1992). Шкала представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов. По ответам родителей, вычисляли баллы невнимательности, гиперактивности, импульсивности. Полученные данные сравнивали с нормативными показателями. Для выявления эффективности метода БАК после проведения лечебных сеансов полученные данные сравнивали с нормативными показателями и с данными до начала курса процедур. Оценку достоверности результатов проводили, используя t-критерий Стьюдента и t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.

Оценку параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. Тест разработан в Физиологическом отделе им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН (Константинов, Трушина, Яковлев, Клименко, 2009;). В основе методики лежит концепция теста TOVA, основанная на предъявлении испытуемому значимых и незначимых невербальных стимулов (Go/ No – go) и измерение латентных периодов сенсомоторной реакции. От испытуемого требуется нажать клавишу пробела на клавиатуре в случае появления на дисплее значимого стимула и игнорировать незначимый стимул. Cтимулы предъявляли в случайном порядке и с одинаковой вероятностью. Длительность экспозиции каждого стимула составляла 150 мс, межстимульный интервал – 1200 мс. Во всех тестах предлагалось 110 предъявлений. Латентные периоды сенсомоторной реакции измеряли от начала предъявления стимула до момента нажатия клавиши пробела. В ходе теста регистрировали ошибки пропуска значимых стимулов (степень невнимательности), ошибки ложных нажатий (степень импульсивности), скорость переработки информации (время ответа) и постоянство ответов (дисперсия времени ответа). Оценку достоверности результатов проводили, используя t-критерий Стьюдента.

Процедуры биоакустической коррекции. Каждому ребенку с СНВГ проведено 10-12 сеансов БАК по 15-20 минут. Сеансы заключались в прослушивании текущей звуковой картины собственной БЭА головного мозга в реальном времени (Рис. 1). Перед началом процедуры дети, получали единственное задание: «слушать работу собственного мозга».



Рис.1. Блок-схема установки биоакустической коррекции

Обозначения: 1 - входные усилители ЭЭГ, 2 - блоки транспонирования ЭЭГ в область звуковых частот, 3 - акустические системы

Регистрацию ЭЭГ осуществляли посредством 4 монополярных электродов относительно объединенных ушных электродов с частотой дискретизации 250 Гц. Электроды располагались в соответствии с международной системой «10-20» в точках F 1, F 2 (лобные отведения) и O 1, O 2 (затылочные отведения). Данные ЭЭГ записывали в цифровом виде на диске компьютера.

Преобразование сигнала ЭЭГ в акустический образ выполняли на основе операции транспонирования, которая позволяет «перемещать» сигналы зарегистрированной ЭЭГ в звуковой диапазон частот (Константинов К.В. и соавт., 1997, 2000). При операции транспонирования сохраняются амплитудно-частотные соотношения гармоник исходного процесса, что, в свою очередь, позволяет отобразить в звуковом образе ЭЭГ информацию о биоэлектрической активности головного мозга, и, следовательно, о функциональном состоянии ЦНС. Данный способ преобразования позволяет услышать биоэлектрическую активность головного мозга почти без искажений, в отличие от описанных в литературе, где тот или иной параметр ЭЭГ по определенному закону заменяется искусственным сигналом. Преобразование происходит в реальном масштабе времени с минимальной задержкой. Преобразованные в акустический образ сигналы ЭЭГ с правого и левого полушарий предъявляли испытуемому через акустические системы в соответствии стороне отведения. При данном преобразовании звуковая картина электрической активности головного мозга имеет полифонический характер и, как показало исследование, приобретает значимые эмоциогенные свойства (Константинов и соавт., 2001, 2005, 2007).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconЭэг корреляты психофизиологического состояния человека в процессе циклического дыхания
Работа выполнена в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии ран (директор д б н., проф. Балабан П. М.) и Гу нии мозга...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconРеферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):...
«сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconРеферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):...
«сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях
Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Состояния внимания и невнимания. Виды рассеянности. Эффекты, функции и критерии...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconЛучевые и электрофизиологические предикторы нарушения атриовентрикулярной...

Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconРазвитие внимания у детей младшего школьного возраста
Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей"....
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconДоклад «О модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых...
Полняя функцию независимой «обратной связи», ксо прямо способствуют развитию процессов прозрачности российской бюджетной политики,...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconУрока Тема урока Количество часов
«Зарождение и предмет кибернетики», «Компьютер и управление», «Управление и алгоритмы», «Линейные алгоритмы управления без обратной...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconБиблиографический указатель книг по педагогике, поступивших в библиотеку I квартал 2015 год
П. Л. Жиянова, Е. В. Поле; Благотвор фонд "Даунсайд Ап", Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна. 3-е изд. М. Благотворит...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconОпыт применения ээг-видеомониторинговых исследований в диагностике...

Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconПрограммная оболочка для автоматизации расчетов параметров акустического поля
Программа предназначена для расчета комплексного поля распределения акустической энергии, расчета функции потерь на распространение...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconИсследование инвариантов нелинейной динамики речи и принципы построения...
Работа выполнена в Технологическом институте Южного федерального университета федерального государственного образовательного учреждения...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи icon82 стандарт медицинской помощи больным с
Нозологическая форма: Болезнь Иценко-Кушинга гипофизарного происхождения; Эктопический актг-синдром; Другие состояния, характеризующиеся...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconНа уроке необходимо учитывать не только правильность ответа. Но и...
На уроке ребёнок – субъект деятельности и её хозяин. Он ставит цели, решает задачи, отвечает за результат. Обязательным условием...
Адаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью на основе ээг-акустической внешней обратной связи iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск