Скачать 292.92 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.01 Введение в логопедическую специальность Факультет дефектологический Направление: 050715 Логопедия Кафедра логопедии Составитель: Дубровина Т.И. К.п.н.. доцент Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова» Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Дубровина Т.И. доцент_ (должность) Москва-2013 Введение. Основное содержание программы. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Учебный предмет является обязательной дисциплиной и относится к дисциплинам предметной подготовки. Пояснительная записка. Программа курса предназначена для студентов 1-го курса специальности «Логопедия». Настоящий курс является начальным в общепедагогической подготовке студентов. В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М. А. Шолохова программа учебной дисциплины рассчитана на 36 учебных часов; из них 18 часов аудиторных занятий и 18 часов для самостоятельной работы. Отдельные учебные вопросы программы предлагаются студентам для самостоятельного изучения (конспектирование, реферирование, устные сообщения). Внутрисеместровая аттестация проводится в виде аудиторной контрольной работы. Курс заканчивается зачетом. Учебная работа по данному курсу проводится в форме лекционных и практических занятий. Основная задача данного курса – создать у студентов представления о логопедии как науке, о ее месте в специальной педагогике, месте логопедии в ряду других специальных дисциплин. Особое внимание уделяется типологии и классификации речевых нарушений их этиологии. Изучение данного курса предполагает обязательное знакомство студентов с категориями аномальных детей. Дается понятие «Аномального ребенка», даются различные термины для обозначения данного явления («ребенок с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями» и т.д.), с учетом современных тенденций использования специальной педагогической терминологии, гуманистически ориентированной современной специальной педагогики. Знакомство студентов со структурой дефекта ребенка с отклонениями в развитии. Понятие первичного дефекта и вторичных нарушений. Взаимосвязь речевого и психомоторного развития ребенка в условиях онтогенеза и патологии. Выделение первичного речевого дефекта и вторичных нарушений у детей. В рамках данного курса даются начальные понятия о принципах дифференциальной диагностики, комплексном подходе при обследовании детей. Даются сведения о распространенности патологий развития среди детской популяции. Факторы роста числа детей с особыми образовательными потребностями и системы оказания помощи таким детям (специальное образование, интегрированное и инклюзивное обучение). Студентов знакомят с основными понятиями логопедии как науки, принципами, методами, этиологией речевых нарушений. Классификационными подходами. Знакомят студентов с особенностями речевого и психомоторного развития детей с различными отклонениями в развитии. Основные цели и задачи дисциплины Цели и задачи изучения дициплины на данном факультете определены и установлены Стандартом высшего профессионального образования (ВПО) для дефектологических факультетов Вузов. Цель дисциплины: создание у студентов базовых представлений о логопедии как науке, логопедии как одной из отраслей специальной педагогики, месте логопедии в ряду других специальных дисциплин. Сформировать понятие о междисциплинарном подходе при изучении речевой патологии у детей. Задачи дисциплины:
По окончании изучения курса студенты должны овладеть основными понятиями специальной педагогики как науки. Иметь представления о логопедии как области специальной педагогики. Знать классификации речевых нарушений, краткую их характеристику.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Лекционный материал курса состоит из нескольких разделов, предметное содержание каждого из которых представлено ниже в виде различных разделов, тем. Вопросов по изучаемой дисциплине. Ознакомительное изучение структуры речевых нарушений с целью формирования представлений о многообразии проявлений речевой патологии у детей, подростков и взрослых. Особое внимание обращается на методологическое и прикладное назначение полученных знаний для логопедов-практиков, практический выход теоретических концепций о закономерностях формирования и функционирования речевой деятельности в процессе речевой коммуникации, объективного научного обоснования методических систем коррекционно-логопедической работы. При построении лекционного материала принимаются во внимание первоначальные знания, полученные при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего профессионального образования: «Основы медицинских знаний», «Основы генетики», «Возрастная анатомия, физиология и патология детей и подростков», «Нейрофизиология и ВНД», «Возрастная психология», «Педагогика» и др. Особенно это относится к разделу «Анатомо-физиологические механизмы речи», при изучении деятельности основных анализаторов, о динамической локализации в мозге ВПФ, обеспечивающих речевую деятельность, о возрастных этапах становления речи в онтогенезе, ее специфических особенностях, процессах речевой коммуникации и т.д. Важное значение придается также выполнению студентами практических заданий по изучению педагогической и логопедической документации, знакомству с логопедическими заключениями, принципами их формулирования с учетом психолого-педагогического и клинического подходов. На практических занятиях предусмотрено помимо разъяснений преподавателя, организация беседы по изучаемому вопросу. Большое значение придается самостоятельной работе студентов, их выступлениям с докладами по различным темам, подготовке письменных рефератов и реферативных докладов. Даются рекомендации по организации выступлений студентов только на основе проработки специальной научно-методической литературы, на основе опыта самостоятельной работы в образовательных учреждениях. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология» ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г. Программа... Овз; осуществление их гуманистической, личностно-мотивационной и практической подготовки к умению взаимодействовать со специалистами... |