Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии»





Скачать 180.99 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии»
Дата публикации16.10.2014
Размер180.99 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

__ Орлова О.С._(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«02» _сентября_2013_г.



  1. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии»


Направление: 050715 Логопедия

Составители: _Орлова О.С.. профессор_

(должность)
Москва-2013


    1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ




ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

200


ДПП.Р.03 Современные аспекты логопедии 100 (ч)
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация, сооставительное изучение.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии.

Целью дисциплины “Современные аспекты логопедии ” является подготовка студентов в области специальной педагогики, осуществляющей коррекционно-педагогический процесс в системах учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения лиц с речевыми нарушениями.

В процессе изучения дисциплины студенты узнают научно-теоретические и научно-методические современные аспекты логопедии с учетом достижений смежных наук. Главной задачей является формирование у студентов 5-го курса представлений о теоретических и практических проблем современной логопедии, ознакомление с видами речевой патологии, овладение студентами основным понятийно-категориальным аппаратом логопедии как науки. Студенты осваивают такие важнейшие понятия как этиология, патогенез, структура дефекта.

Курс рассчитан на 100 часов, в том числе 20 лекционных, 8 часов практических занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы - 72. Конспектирование. Реферирование. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.

Курс заканчивается экзаменом.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

100

Аудиторные занятия

28

Лекции

20

Практические занятия (семинары)

8

Лабораторные занятия




Самостоятельная работа

72

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен


3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

№№ п/п

Раздел дисциплины

(или темы дисциплины)

Лекции

ПЗ/С

ЛР

1.

Предмет и задачи логопедии. Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками ( психологией, психолингвистикой, фониатрией)

2







2.

Современные технологии преодоления дислалии, дизартрии

2







3.

Расстройства голоса. Ринолалия.

2







4.

Современные технологии преодоления заикания

2







5.

Нарушения коммуникации и их преодоление

2

2




6.

Алалия, афазия

2







7.

Дисграфия, дислексия

2

2




8.

Нарушения речи у детей с нарушением миофукциональной системы

2







9

Ранняя помощь детям с нарушениями речи

2

2





10

БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи

2

2





4. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Предмет и задачи логопедии. Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками ( психологией, психолингвистикой, фониатрией)

Понятие о речи как функциональной системе. Речевая норма и нарушение речи. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Проблемы интеграции и инклюзии.
Тема 2. Современные технологии преодоления дислалии, дизартрии

Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения.

Нарушение звуков при дислалии: замены, смешения (взаимозаме-ны), искажения. Фонологогические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков. Обозначение нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по О.В.Правдиной). Простая и сложная дислалия.

Определение понятия дизартрия. Анартрия и стертая дизартрия. Причины дизартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским церебральным параличом.

Современные технологии преодоления дислалии, дизартрии. Связь логопедии и ортодонтонии.

Тема 3. Расстройства голоса. Ринолалия.

Представление о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса.

Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Ринолалия и ринофония. Акцентный метод. Жевательный метод Фрешельса.

Тема 4 Современные технологии преодоления заикания

Определение понятия заикание. История развития научного интереса к заиканию. Современный взгляд на заикание, его причины. Социальные факторы, способствующие возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о патогенетических механизмах заикания. Симптоматика заикания. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей.

Клатеринг. Особенности коррекционной работы. Психотерапия в комплексной реабилитации.

Тема 5. Нарушения коммуникации и их преодоление

Функции речи. Нарушения коммуникативных процессов. НЛП как новая технология коммуникации. Невербальная коммуникация.

Тема 6 Алалия, афазия

Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией. Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией.

Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии. Проявления афазии у детей.

Методы преодоления афазии.

Тема 7 Дисграфия, дислексия

Проблемы подготовки детей к школе. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология, симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика. Современные технологии преодоления нарушений письменной речи. Дизорфография как актуальная проблема логопедии.
Тема 8 Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной

недостаточностью

Фонетико-фонематические дефекты, нарушения лексико-грам-матического строя речи, письма и чтения у детей с нарушениями слуха. Уровни сформированности речи и специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя у детей с умственной отсталостью.

Тема 10. Ранняя помощь детям с нарушениями речи

Этапы развития детской речи в онтогенезе. Система оказания помощи детям раннего возраста за рубежом. Ранняя помощь детям с различными речевыми нарушениями. Группы риска.

Тема 11. БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи

Применение БОС в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи (заикание, афазия, дисграфия, дислексия(. Определение БОС. Полифункциональная и монофункциональная БОС. Виды. БОС.
Межпредметные связи:

Психолингвистика (общая).

Психолингвистика развития.

Логопедия (дошкольная).

Логопедия (школьная).

Общая педагогика.

Дошкольная педагогика.

Общая психология.

Специальная психология.

Логопсихология.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Норма речи и речевое нарушение.

2. Современные взгляды на роль наследственности в возникновении речевых нарушений.

3. Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.

4. Особенности речевых расстройств у детей с нарушениями слуха.

5. Специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения.

6. Речевые нарушения у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата.

7. Современные технологии развития речи у умственно отсталых детей.

8. Особенности речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

9.Нарушения коммуникации и инновационные методы их коррекции.

10. БОС в комплексной реабилитации заикания и нарушений голоса.

11. Клатеринг. Особенности коррекционной работы.
6.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Этиология речевых нарушений.

4. Роль наследственности в возникновении речевой патологии.

5. Принципы классификации речевых нарушений.

6. Современные технологии преодоления дислалии.

7. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений.

8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия.

9. Характеристика заикания. Актуальные проблемы.

10. Современные представления об алалии и афазии.

11. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи.

12. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей.

13. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы.

14.Миофункциональные нарушения речи и их коррекция.

15. Интеграция и инклюзия: возможности и перспективы.

16.Ранняя логопедическая помощь.

17. Реабитация и абилитация детей после кохлеарной имплантации.

18. Дисфагия. Особенности логопедической работы.

19. Инновационные технологии в логопедии.

20. Возможности БОС и их применение в логопедии.
6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Предмет и задачи логопедии.

2. Связь логопедии с другими науками.

3. Этиология речевых нарушений.

4. Роль наследственности в возникновении речевой патологии.

5. Принципы классификации речевых нарушений.

6. Современные технологии преодоления дислалии.

7. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений.

8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия.

9. Характеристика заикания.

10. Современные представления об алалии и афазии.

11. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи.

12. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей.

13. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы.

14. Ранняя помощь детям речевой патологией.

15.Ранняя помощь детям с ринолалией. Послеоперационная реабилитация.

16. Психотерапия в комплексной реабилитации.

17. НЛП как средство повышения эффективности коррекционорй работы.

18. Компьютерные программы в коррекции нарушений речи.

19. Музыкотерапия в комплесной реабилитации

20.Проблемы интеграции детей с нарушениями речи.

21. Проблемы подготовки детей к школе.

22. Дизорфография как актуальная проблема логопедии. .

23. Роль наследственности в возникновении речевой патологии.

24. Принципы классификации речевых нарушений. Характеристика по выбору.

25. Современные технологии преодоления дислалии. Применение трейнеров.

26. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений речи у детей раннего возраста.

27. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия. Особенности работы.

28. Характеристика заикания. Актуальные проблемы и современные технологии преодоления нарушения.

29. Современные представления об алалии и афазии. Проблемы нейрореабилитации.

30. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи. Инновационные технологии.

31. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей. Кохлеарная имплантация.

32. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы.

33.Миофункциональные нарушения речи и их коррекция.

34. Интеграция и инклюзия: возможности и перспективы.

35.Ранняя логопедическая помощь.

36. Реабитация и абилитация детей после кохлеарной имплантации.

37. Дисфагия. Особенности логопедической работы.

38. Инновационные технологии в логопедии.

39. Возможности БОС и их применение в логопедии.

40. Предупреждение нарушений голоса и речи. Здоровьесохраняющие технологии.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Средства обеспечения освоения дисциплины:

– Учебные аудитории, оборудованные средствами ТСО;

– Интернет-технологии;

– Видиопроектор «Сания»;

– Электронные средства образовательного назначения;

– Учебные пособия по диагностике;

– Методические пособия.


Материально-техническое обеспечения реализации учебной программы дисциплины:

– Программы, пособия, литература (в том числе в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова), см. список литературы;

– Наглядные, аудиторные, технические средства обучения;

–Учебно-лабораторная база для проведения лабораторных и практических занятий.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: В. Секачев, 2012.

  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2007. - 544 с. : ил. - (Психологический взгляд).

  4. Коррекция нарушений письменной речи : учебно-метод.пособ. / Под ред.Н.Н.Яковлевой. - СПб. : КАРО, 2009. - 208с. - (Коррекционная педагогика).

  5. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 2007.

  6. Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ.для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М.;Воронеж : Моск.психолого-соц.ин-т:МОДЭК, 2003. - 336с. - (Библиотека логопеда).

  7. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. - Ростов-на-Дону, 2003.

  8. Психолого-педагогическая диагностика:Учеб.пособ. /Под ред.И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – 3-е изд.,сер. – М.:Академия, 2006. – 320 с. –(Высшее профессиональное образование).

  9. Психолого-педагогическая диагностика: Уч.пос для дефект.фак. /Под ред И.Ю.Левченко,С.Д.Забрамная.-М.:Академия,2003

  10. Сазанова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие.-М.: академия, 2005.- 144 с.

  11. Сурдопедагогика: Учеб. пособие/ Под ред. Е.Г. Речицкой.-М.:Владос, 2004.-655 с

  12. Тагирова,Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками : практ. пособие / Г. С. Тагирова. - 2-е изд., испр. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с. - (Образование ХХI века).

  13. Хватцев, М. Е.   Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).

  14. Хватцев, М. Е.   Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие).


б) дополнительная литература

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).

  2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. Для логопеда. М. 2005 – основная.

  3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008.

  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2005

  5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2004.

  6. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте / Е.Ф. Архипова.–М.: МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997.–86 с.

  7. Архипова Е.Ф. Особенности доречевого периода у детей, страдающих церебральными параличами. //Вопросы логопедии. М.: МГПИ, 1999. -

  8. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. – основная.

  9. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.

  10. В.Б.Атрепьева, В.П.Глухов, Т.И. Контрактова. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми, имеющими нарушения речи (ФФН и ОНР). Пособие для логопедов-практиков и студентов дефектологических фак-тов пед. Вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

  11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с.

  12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова.—СПб.: Детство-Пресс, 2003.—144 с.

  13. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)

  14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.

  15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.

  16. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых / Н.А. Гегелия.—М.: Гуманит. издат. центр Владос, 1999.—240 с.

  17. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).

  18. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.

  19. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).

  20. Глухов В.П. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Учебно-методическоее пособие. - М.: АРКТИ, 2004. (Элек-ный вариант книги, 2009)

  21. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся рассказывать: Наглядно-дидактический материал для логопедов и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2002.

  22. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных и массовых ДОУ. - Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 2005.

  23. Глухов В.П., Ю.А.Труханова. Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие и наглядно-дидактический материал для логопедов и педагогов коррекционных ДОУ, а также студентов дефектологического факультета университета. - М.: АРКТИ, 2005.

  24. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. СПб.: Союз, 2000.

  25. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

  26. Дроздова Н.В., Зайцева Л.А., Хабарова С.П., Харитонова Е.А. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2004.

  27. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143с.

  28. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

  29. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.

  30. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)

  31. Зайцев И.С., Зайцева Л.А., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - Мн., 2001.

  32. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. - М., 2004.

  33. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.

  34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.

  35. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.

  36. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.

  37. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2003.

  38. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.. - М., 2003.

  39. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина.—СПб.: Союз, 2004.—192 с.

  40. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.

  41. Львов М.Р. Основы теории речи: уч. пособие / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.

  42. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие/ О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

  43. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.

  44. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.

  45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  46. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.

  47. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.- М.: МГУ, 1993.

  48. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.В. Нарушения памяти у детей с дисграфией // Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки и совершенствование работы.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990.

  49. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30

  50. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. //http://psychology.academic.ru/

  51. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1981/

  52. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73

  53. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.

  54. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

  55. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

  56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.

  57. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 1998.

  58. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.

  59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

  60. Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина.–Ярославль, 2005.–164 с.

  61. Щербакова Е.К. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией / Е.К. Щербакова.–Ярославль: Академия развития, 2001.–79 с.

  62. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.

  63. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа дисциплины «Современные аспекты логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск