Скачать 180.99 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Орлова О.С.. профессор_ (должность) Москва-2013
ДПП.Р.03 Современные аспекты логопедии 100 (ч) Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция. Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация, сооставительное изучение. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии. Целью дисциплины “Современные аспекты логопедии ” является подготовка студентов в области специальной педагогики, осуществляющей коррекционно-педагогический процесс в системах учреждений народного образования, здравоохранения и социального обеспечения лиц с речевыми нарушениями. В процессе изучения дисциплины студенты узнают научно-теоретические и научно-методические современные аспекты логопедии с учетом достижений смежных наук. Главной задачей является формирование у студентов 5-го курса представлений о теоретических и практических проблем современной логопедии, ознакомление с видами речевой патологии, овладение студентами основным понятийно-категориальным аппаратом логопедии как науки. Студенты осваивают такие важнейшие понятия как этиология, патогенез, структура дефекта. Курс рассчитан на 100 часов, в том числе 20 лекционных, 8 часов практических занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы - 72. Конспектирование. Реферирование. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Курс заканчивается экзаменом. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Содержание дисциплины и виды учебных занятий
4. Содержание разделов дисциплин Тема 1. Предмет и задачи логопедии. Научно-теоретические основы логопедии. Связь логопедии с другими науками ( психологией, психолингвистикой, фониатрией) Понятие о речи как функциональной системе. Речевая норма и нарушение речи. Логопедия как наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Предмет и объект логопедии. Значение логопедии. Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов. Проблемы интеграции и инклюзии. Тема 2. Современные технологии преодоления дислалии, дизартрии Определение дислалии. Понятие о причинах возникновения. Нарушение звуков при дислалии: замены, смешения (взаимозаме-ны), искажения. Фонологогические (фонематические), антропофонические (фонетические) дефекты звуков. Обозначение нарушений отдельных групп звуков. Уровни нарушенного произношения (по О.В.Правдиной). Простая и сложная дислалия. Определение понятия дизартрия. Анартрия и стертая дизартрия. Причины дизартрии. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Особенности проявления дизартрии у детей с детским церебральным параличом. Современные технологии преодоления дислалии, дизартрии. Связь логопедии и ортодонтонии. Тема 3. Расстройства голоса. Ринолалия. Представление о голосе, его основных характеристиках. Основные периоды развития детского голоса. Общая характеристика нарушений голоса. Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии. Открытая, закрытая и смешанная ринолалия, основные причины органического и функционального характера. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка. Ринолалия и ринофония. Акцентный метод. Жевательный метод Фрешельса. Тема 4 Современные технологии преодоления заикания Определение понятия заикание. История развития научного интереса к заиканию. Современный взгляд на заикание, его причины. Социальные факторы, способствующие возникновению заикания. Психогенные факторы в этиологии заикания. Представление о патогенетических механизмах заикания. Симптоматика заикания. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей. Клатеринг. Особенности коррекционной работы. Психотерапия в комплексной реабилитации. Тема 5. Нарушения коммуникации и их преодоление Функции речи. Нарушения коммуникативных процессов. НЛП как новая технология коммуникации. Невербальная коммуникация. Тема 6 Алалия, афазия Алалия и афазия как нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания. Алалия: определение понятия, причины, механизм нарушения, симптоматика. Представление об уровнях недоразвития речи детей с алалией. Особенности формирования психики, интеллектуального развития детей с алалией. Афазия: определение, причины, механизм нарушения. Симптоматика нарушения речи при афазии. Проявления афазии у детей. Методы преодоления афазии. Тема 7 Дисграфия, дислексия Проблемы подготовки детей к школе. Психофизиологический аспект процессов чтения и письма. Нарушения чтения и письма как виды патологии речевой деятельности. Дислексия: определение, этиология, симптоматика. Дисграфия: определение, этиология, симптоматика. Современные технологии преодоления нарушений письменной речи. Дизорфография как актуальная проблема логопедии. Тема 8 Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью Фонетико-фонематические дефекты, нарушения лексико-грам-матического строя речи, письма и чтения у детей с нарушениями слуха. Уровни сформированности речи и специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя у детей с умственной отсталостью. Тема 10. Ранняя помощь детям с нарушениями речи Этапы развития детской речи в онтогенезе. Система оказания помощи детям раннего возраста за рубежом. Ранняя помощь детям с различными речевыми нарушениями. Группы риска. Тема 11. БОС в реабилитации лиц с нарушениями речи Применение БОС в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи (заикание, афазия, дисграфия, дислексия(. Определение БОС. Полифункциональная и монофункциональная БОС. Виды. БОС. Межпредметные связи: Психолингвистика (общая). Психолингвистика развития. Логопедия (дошкольная). Логопедия (школьная). Общая педагогика. Дошкольная педагогика. Общая психология. Специальная психология. Логопсихология. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Норма речи и речевое нарушение. 2. Современные взгляды на роль наследственности в возникновении речевых нарушений. 3. Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений. 4. Особенности речевых расстройств у детей с нарушениями слуха. 5. Специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения. 6. Речевые нарушения у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата. 7. Современные технологии развития речи у умственно отсталых детей. 8. Особенности речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. 9.Нарушения коммуникации и инновационные методы их коррекции. 10. БОС в комплексной реабилитации заикания и нарушений голоса. 11. Клатеринг. Особенности коррекционной работы. 6.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Предмет и задачи логопедии. 2. Связь логопедии с другими науками. 3. Этиология речевых нарушений. 4. Роль наследственности в возникновении речевой патологии. 5. Принципы классификации речевых нарушений. 6. Современные технологии преодоления дислалии. 7. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений. 8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия. 9. Характеристика заикания. Актуальные проблемы. 10. Современные представления об алалии и афазии. 11. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи. 12. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей. 13. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы. 14.Миофункциональные нарушения речи и их коррекция. 15. Интеграция и инклюзия: возможности и перспективы. 16.Ранняя логопедическая помощь. 17. Реабитация и абилитация детей после кохлеарной имплантации. 18. Дисфагия. Особенности логопедической работы. 19. Инновационные технологии в логопедии. 20. Возможности БОС и их применение в логопедии. 6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу 1. Предмет и задачи логопедии. 2. Связь логопедии с другими науками. 3. Этиология речевых нарушений. 4. Роль наследственности в возникновении речевой патологии. 5. Принципы классификации речевых нарушений. 6. Современные технологии преодоления дислалии. 7. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений. 8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия. 9. Характеристика заикания. 10. Современные представления об алалии и афазии. 11. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи. 12. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей. 13. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы. 14. Ранняя помощь детям речевой патологией. 15.Ранняя помощь детям с ринолалией. Послеоперационная реабилитация. 16. Психотерапия в комплексной реабилитации. 17. НЛП как средство повышения эффективности коррекционорй работы. 18. Компьютерные программы в коррекции нарушений речи. 19. Музыкотерапия в комплесной реабилитации 20.Проблемы интеграции детей с нарушениями речи. 21. Проблемы подготовки детей к школе. 22. Дизорфография как актуальная проблема логопедии. . 23. Роль наследственности в возникновении речевой патологии. 24. Принципы классификации речевых нарушений. Характеристика по выбору. 25. Современные технологии преодоления дислалии. Применение трейнеров. 26. Характеристика ринолалии, современные технологии коррекции нарушений речи у детей раннего возраста. 27. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия. Особенности работы. 28. Характеристика заикания. Актуальные проблемы и современные технологии преодоления нарушения. 29. Современные представления об алалии и афазии. Проблемы нейрореабилитации. 30. Особенности работы по преодолению нарушений письменной речи. Инновационные технологии. 31. Медицинская и педагогическая реабилитация речи слабослышащих детей. Кохлеарная имплантация. 32. Особенности речи детей с интеллектуальной недостаточностью, методика коррекционной работы. 33.Миофункциональные нарушения речи и их коррекция. 34. Интеграция и инклюзия: возможности и перспективы. 35.Ранняя логопедическая помощь. 36. Реабитация и абилитация детей после кохлеарной имплантации. 37. Дисфагия. Особенности логопедической работы. 38. Инновационные технологии в логопедии. 39. Возможности БОС и их применение в логопедии. 40. Предупреждение нарушений голоса и речи. Здоровьесохраняющие технологии. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины: – Учебные аудитории, оборудованные средствами ТСО; – Интернет-технологии; – Видиопроектор «Сания»; – Электронные средства образовательного назначения; – Учебные пособия по диагностике; – Методические пособия. Материально-техническое обеспечения реализации учебной программы дисциплины: – Программы, пособия, литература (в том числе в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова), см. список литературы; – Наглядные, аудиторные, технические средства обучения; –Учебно-лабораторная база для проведения лабораторных и практических занятий. Рекомендуемая литература а) основная литература
б) дополнительная литература
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,... |